Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
географическая карта / разнообразие природы / глобус / Луна-спутник Земли / водоемы нашей страны / равнины / geographical map / diversity of nature / globe / Earth’s satellite moon / reservoirs of our country / plains

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уралов E. О.

В данной статье рассматриваются вопросы природоведения, окружающей нас природы, планет солнечной системы, биоразнообразия нашей природы по некоторым вопросам на основе инновационного подхода на уроках природоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF ORGANIZING LESSONS IN NATURAL STUDIES BASED ON AN INNOVATIVE APPROACH

This article discusses issues of natural history, the nature around us, the planets of the solar system, the biodiversity of our nature on some issues based on an innovative approach in natural history lessons.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА»

Уралов E. О. независимый соискатель

ТГПУ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО

ПРИРОДОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО

ПОДХОДА

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы природоведения, окружающей нас природы, планет солнечной системы, биоразнообразия нашей природы по некоторым вопросам на основе инновационного подхода на уроках природоведения.

Ключевые слова: географическая карта, разнообразие природы, глобус, Луна-спутник Земли, водоемы нашей страны, равнины.

Uralov E.O. independent researcher Tashkent State Pedagogical University named after Nizami

SOME ISSUES OF ORGANIZING LESSONS IN NATURAL STUDIES BASED ON AN INNOVATIVE APPROACH

Abstract. This article discusses issues of natural history, the nature around us, the planets of the solar system, the biodiversity of our nature on some issues based on an innovative approach in natural history lessons

Keywords: geographical map, diversity of nature, globe, Earth's satellite moon, reservoirs of our country, plains.

Методика преподавания "Природоведения" в 4 классе, преподавание Природоведения как отдельного учебного предмета продолжается и в 4 классе. Учебный материал объединяет такие материалы, как "Природа вокруг нас", "Географическая карта", "Земля—планета в Солнечной системе", "Узбекистан — на глобусе и карте мира", "Биоразнообразие природы", "Сохраним природу Узбекистана", "Полезные ископаемые", "Охрана природы".

Приступая к изучению темы "Природа вокруг нас", дети заканчивают летние задания, повторяют материал о местности живой природы и получают информацию о живой природе, ее главных героях, климате дикой местности, затем знакомятся с темой "Географическая карта". В процессе практической работы и обучения, они знакомятся с тем, как описывать некоторые вещи, класс, школьную территорию в плане. Эта тема служит читателям основой для понимания географической карты. Основываясь на изучении его местоположения, учитель создает у учащихся элементарные

представления по природной карте Узбекистана, а затем и по природной карте СНГ. Работа с картой будет продолжаться в течение всего учебного года. Пользователей необходимо знакомить с условными знаками, используемыми на картах, и сравнивать их с соответствующими изображениями природы их страны, стремясь к тому, чтобы карта также стала источником знаний для детей, подобно книге.

Благодаря теме "Земля - планета в Солнечной системе", читатели получают начальные знания о том факте, что глобус является уменьшенной формой Земли, Луна является спутником Земли, движения Земли, смене ночи днем, распределении тепла и света на Земле, искусственных спутниках Земли и ракетах. В процессе выполнения практической работы необходимо найти ответы и выполнить задания на такие вопросы, как карта полушарий, работа с глобусом, сколько существует океанов, континентов, где находится наше государство — Узбекистан, почему Луну называют спутником Земли, какими особенностями она отличается от Земли, Солнца и его важности для жизни на Земле.

Учащиеся с темы "Узбекистан — глобус, мир и карта" начинают овладевать знаниями о границах нашей Родины, природном и административном делении Узбекистана, его регионах. В рамках темы "Поверхность суши нашей страны" знакомятся с антропогенными изменениями земной поверхности, структуры территории своего края, равнин, холмов, оврагов, гор с образцами их флоры и фауны. Для того чтобы познакомиться с территорией своего края, желательно провести такие мероприятия, как организация экскурсии, практическая работа, то есть изготовление форм гор и оврагов из песка и пластилина, рисование структуры земной поверхности. А благодаря теме "Водные бассейны нашего края", учащиеся получат доступ к информации о земле, о воде, источнике, реке и ее частях, о природе побережья водоразделов, их флоре и фауне, о сохранении водных бассейнов. Однако на практических занятиях рекомендуется выполнять такие работы, как сравнение изображений рек на картах и глобусах, рисование структуры реки, определение того, какие реки, водохранилища находятся на картах их края.

Небольшая тема "Разнообразие природы" знакомит детей с основными сведениями о разнообразии природы нашей страны. Эта информация облегчает студентам усвоение материала о природных регионах СНГ в курсе физической географии.

Для эффективного изучения темы "Разнообразие природы" необходимо широко использовать карты СНГ (природные объекты и природные зоны), фотографии в гербариях, фрески, кинофильмы, рисунки, журналы и газеты, радио- и телепередачи, сообщения данной гидрометеорологической службы. Характеристика природных условий каждой местности, которую учащиеся читают в тетрадях:

1- положение на карте;

2- поверхность;

3- реки и озёра;

4- времена года;

5- растения;

6- животный мир;

7- необходимо научить использовать план, который включает в себя труд людей в городе и сельской местности. Они должны быть в состоянии показать на карте каждую область, в какой части СНГ она расположена. Рельеф природных зон определяется в общих рамках, например, в стиле "здесь в основном равнины и горы и т.д.". Характеристика сезонов года сопровождается описанием характерной температуры зимы и лета и обилия осадков. В этом случае, необходимо связать особенности времен года с характером освещения солнца в летнее и зимнее время, в одном и том же регионе. Например, в виде "в пустыне летом солнце поднимается над горизонтом, и почти отвесно падающие лучи сильно нагревают поверхность Земли" или "в тундре даже летом солнце стоит ниже горизонта, и его лучи проходят косо по поверхности Земли, нагревая его слабо".

Чрезвычайно важно, научить детей сопоставлять характеристики той или иной зоны с природой родной земли и трудом людей. Обучение со сравнением учебного материала развивает мышление, конкретизирует знания, повышает интерес к предмету.

Целесообразно использовать данные Гидрометеорологической службы, для сбора точных данных о течении сезонов в разных регионах нашей страны, которые ежедневно приводятся в радио- и телепередачах, публикуются в газетах. Вот как организована эта работа: с карты СНГ выбирается несколько регионов и городов, расположенных в разных природных условиях, таких как Санкт-Петербург, Москва, Новосибирская и Волгоградская области, Казахстан, Якутия, Черноморское побережье Кавказа. Класс разделен на несколько групп. Каждой группе поручено прослушивать сообщения о состоянии населенного пункта (места) в выбранный день, записывать полученную информацию (температура воздуха, осадки и т.д.) и сравнивать их с информацией о состоянии погоды в их местности.

Для того, чтобы закрепить знания и развивать логическое мышление, полезно провести воображаемое путешествие по карте, во время путешествия дети должны будут рассказать, что надеть в дорогу, что увидеть в уме, какие растения и животные встречаются. При освоении этой темы отводится широкое место, особенно при анализе природных зон на территории Узбекистана. Знания о природе пустынь, освоении пустыни человеком, пустынной флоре и фауне приобретаются учащимися, посредством освоения темы пустынной зоны. Благодаря темам "Природа гор", "Природа субтропиков", "Природа степей" и "Природа лесных зон", учащиеся получают знания о картах, об их местоположении, погодных

особенностях, природных ресурсах, изменениях в флоре и фауне, которые связывают с воздействием человека. На практических занятиях рекомендуется работать с картой, анализировать их представление, организовывать экскурсии по зонам, которые существуют на их территории, составлять гербарии из растений, изображать животный мир, рисовать и т.д. Поэтому, описывая природные условия этой зоны, детям следует обратить большое внимание на мир растений. При этом, необходимо дать растениям общую характеристику, описать типичные виды растений и указать их экземпляры в гербарии. Соответственно, целесообразно составлять уроки, посвященные изучению растений, в качестве предметного урока, на котором гербарии используются в качестве раздаточного материала, а изображения используются для формирования представления о ландшафте. Чрезвычайно важно, научить детей устанавливать связь между миром растений и климатом (например, сказать, что в степях летом растут сами растения, потому что в это время в почве и воздухе недостаточно влаги).

Определение животного мира, должно состоять из систематизированных представлений о группах диких и домашних животных, знакомых детям. Он показывает внешний вид животного, чем оно питается, как находит пищу, какое-то поведение, полезно это или вредно для человека.

Изучая природные особенности какой-либо части нашей страны, учащиеся, должны ознакомиться с характерными, для нее видами сельскохозяйственного и промышленного производства. Изучение предмета должно быть тесно связано с жизнью нашей страны.

В отличие от программ СНГ, программа для школ Узбекистана по физическим наукам, основана на том факте, что изучение природных территорий ведется не с севера на Юг, а с юга на Север. Это объясняется важным принципом обучения — принципом "от ближнего к дальнему".

В тетрадях, необходимо будет делать пометки, характеризующие каждую природную зону, выбирать украшения или рисовать картинки, а также записывать названия растений и животных.

Благодаря темам "Мы охраняем природу Узбекистана", "Полезные ископаемые" и "Охрана природы", учащиеся ознакомятся с такими вопросами, как почва и ее использование, растениеводство, животноводство, полезные ископаемые Узбекистана, забота о природе, "Красная книга" — признак осведомленности, заповедники, чистый воздух, чистая вода — залог здоровья, природные памятники нашей родины, бережное отношение к природе.

Изучая тему "Использование человеком природы и её охрана", учитель должен рассказать о правовых документах по охране природы, о необходимости их выполнения, каждым гражданином нашего общества. Особое внимание в теме уделяется рациональному использованию богатств природы.

Вопросы охраны природы относятся практически ко всем отделам природоведения. Основная задача темы состоит в том, чтобы сообщить некоторую информацию, описанную на предыдущих уроках по охране природы, показать учащимся, какие мероприятия проводятся по охране природы.

Учитель должен рассказать о том, как осуществляется охрана природы и бережное использование природных ресурсов, ознакомить учащихся со статьей об охране природы, которая отражена в Узбекском совете, а также с Уставом Общества охраны природы Узбекистана. Это, имеет огромное значение в духовном воспитании школьников младшего возраста. Забота об охране природы, имеет первостепенное значение, как важная составляющая комплексного воспитания у детей, в формировании чувства патриотизма, в налаживании рационального взаимодействия человека и природы.

Изучение вопросов охраны природы не ограничивается этой темой. Это главный вопрос курса естественных наук. Практические занятия по охране природы, развивают у детей желание защищать и приумножать богатства природы. Соответственно, необходимо привлекать их к приготовлению корма для птиц, кормлению птиц поздней осенью, зимой и ранней весной, сбору семян цветочных декоративных растений, распространению их среди населения, уходу за зелеными насаждениями в гузарах, выращиванию растений, предотвращающих эрозии почвы.

На самом деле, современные педагогические технологии повышают продуктивность учебного процесса, формируют процесс самостоятельного мышления учащихся, повышают энтузиазм и интерес к знаниям у учащихся, прочное усвоение знаний, свободное использование их на практике, формируют навыки и компетенции. В начальных классах, когда формируется мышление ребенка, очень важно мастерство учителя, когда он может умело применять педагогические технологии в образовательном процессе, искать новые методы и приемчики воспитания, уметь творчески использовать педагогические эксперименты. Поэтому, внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс, применение педагогических технологий в образовании, использование различных инновационных методов и методик, неустанный поиск повышения эффективности образования стали потребностью сегодняшнего дня.

Известно, что сегодня в ходе урока, для организации учебного процесса используются технологии "Мозговая атака", "Кроссворд", "Синквейн", "Ледокол", "Кейс сатай", "Инсерт", "Диаграмма Венна" и "ВВВ". В этой статье, мы рекомендуем еще несколько инновационных методов, которые служат для обеспечения эффективности и качества учебного процесса.

Метод "Рекламы", в значительной степени эффективен на уроках чтения в начальной школе. Этот метод, может быть применен к этапам

процесса изучения курса: запрос на упомянутую тему и закрепление новой темы. В процессе работы, преподаватель раздает студентам раздаточные материалы в порядке, соответствующем сути темы, в которых говорится: "Рекламируйте! тот факт, что написано соединение", является главным правилом. Учащиеся, должны будут рекламировать тему, указанную в раздаточных материалах, с помощью качеств, присущих человеку или предмету в ней, поведения, выдержек из произведения, инструкций к ролику. Этот метод, также можно использовать для занятий внеклассным чтением, рекомендуя небольшие поэтические произведения, сказки, рассказы и другие жанры. Преимущество метода "Рекламы" можно увидеть в следующем:

- речь учащихся становится беглой, формируются навыки выступать перед коллективом, уметь свободно выражать свое мнение;

- достигается осмысленная организация учебного процесса, повышается интерес учащихся к уроку, у них формируется уважение к книге, повышается их страсть к чтению произведений искусства;

- расширяется мировоззрение учащихся, появляется здоровая конкурентная среда, формируется умение уважать мысли других людей, внимательно их выслушивать, концентрироваться и мыслить;

- формируется эстетический вкус учащегося, повышается его творческое мышление, повышается интерес к изобразительному искусству и живописи;

- по мере развития моторики рук учащегося, формируется его способность к интеллектуальному мышлению;

- учитель выяснит, в какой степени понята тема, в дополнение к повышению его интереса к уроку, поощряя их к активности;

- Метод "Кроссворда" - это один из приемов, используемых с самого начала, который мы можем встретить в каждом учебнике каждого класса. При составлении кроссворда, используется компьютерная программа Microsoft Word, которая в основном является инструментом информационно-коммуникационных технологий. Однако видно, что кроссворды, подготовленные с помощью компьютерной программы Microsoft Excel, дают более эффективный результат, чем предыдущие. Правда, программа Microsoft Excel, несколько сложна и запускается на основе формул, однако тот факт, что учителя приобретают знания в рамках информационно-коммуникационных технологий, является требованием времени.

Использованные источники:

1. Д.Шарипов, Д.П.Хадиева, М.К.Ширинов Методика преподавания Природоведения. Ташкент - «Баркамол файз медиа» - 2018

2. А.Бахранов. Учебник по Природоведению для 4-го класса школ общего среднего образования. Т; Шарк НМИУ 2011 г.

3. Нуриддинова М.И. Методика преподавания Природоведения. Т.: "Чулпан"

4. К. Суяров [и др.]. Естественные науки: учебник для 2 класса. - Ташкент: Республиканский центр образования, 2021. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.