Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА КОНТРАБАНДЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТАТЬЕЙ 229.1 УК РФ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА КОНТРАБАНДЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТАТЬЕЙ 229.1 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
таможенные преступления / контрабанда / уголовная ответственность / наркотические средства / психотропные вещества / сильнодействующие вещества / ядовитые вещества / customs crimes / smuggling / criminal liability / narcotic drugs / psychotropic substances / potent substances / toxic substances

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вячеслав Викторович Лавринов

Анализируются вопросы, связанные с закреплением некоторых веществ, опасных для здоровья населения, как предмета контрабанды. Указывается, что, установив в 2011 году ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота, законодатель не в полной мере учел характеристики таковых, в том числе сильнодействующих и ядовитых веществ. Предлагается внести изменения в нормы, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вячеслав Викторович Лавринов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF DETERMINING CONTRABAND ITEMS UNDER ARTICLE 229.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes issues related to the identification of certain substances that are dangerous to public health as contraband items. It is noted that when establishing liability for smuggling certain types of contraband in 2011, the legislator did not fully take into account the characteristics of such, including virulent and toxic substances. It is proposed to amend the rules of law that provide for criminal liability for the smuggling of items withdrawn from civil circulation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА КОНТРАБАНДЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТАТЬЕЙ 229.1 УК РФ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2021. № 3 (36). С. 19-21 • CRIMINALIST. 2021. № 3 (36). P. 19-21

Научная статья УДК 343.3/.7

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА КОНТРАБАНДЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТАТЬЕЙ 229.1 УК РФ

Вячеслав Викторович ЛАВРИНОВ

Кандидат юридических наук, [email protected]

Ростовский филиал Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации; Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация: Анализируются вопросы, связанные с закреплением некоторых веществ, опасных для здоровья населения, как предмета контрабанды. Указывается, что, установив в 2011 году ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота, законодатель не в полной мере учел характеристики таковых, в том числе сильнодействующих и ядовитых веществ. Предлагается внести изменения в нормы, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота.

Ключевые слова: таможенные преступления, контрабанда, уголовная ответственность, наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, ядовитые вещества

Для цитирования: Лавринов В. В. Некоторые вопросы определения предмета контрабанды, предусмотренной статьей 229.1 УК РФ // Криминалистъ. 2021. № 3 (36). С. 19—21.

SOME ISSUES OF DETERMINING CONTRABAND ITEMS UNDER ARTICLE 229.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vyacheslav V. LAVRINOV

PhD in Law, [email protected]

Rostov branch of St. Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Rostov branch of Russian customs Academy, Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The article analyzes issues related to the identification of certain substances that are dangerous to public health as contraband items. It is noted that when establishing liability for smuggling certain types of contraband in 2011, the legislator did not fully take into account the characteristics of such, including virulent and toxic substances. It is proposed to amend the rules of law that provide for criminal liability for the smuggling of items withdrawn from civil circulation.

Key words: customs crimes, smuggling, criminal liability, narcotic drugs, psychotropic substances, potent substances, toxic substances

For citation: Lavrinov V. V. Some issues of determining the contraband items under article 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation // Criminalist. 2021. № 3 (36). Р. 19 — 21.

Рассматривая вопросы, имеющие отношение к квалификации таможенных преступлений, мы сталкиваемся с рядом проблем (о чем говорят многие ученые [1]), связанных с определением основных и факультативных признаков отдельных составов преступлений. К числу таких признаков относится предмет того или иного таможенного преступления, в первую очередь контрабанды предметов, веществ, средств (далее — предметов), представляющих опасность для здоровья населения.

Ранее в уголовном законодательстве ответственность за контрабанду, связанную с перемещением предметов, опасных для здоровья населения, предусматривалась общей нормой, а именно ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерацией (УК РФ), размещавшейся в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» и включенной в раздел VII «Преступления в сфере экономики». Не давая оценку местонахождению данной нормы в Особенной

части УК РФ, рассмотрим ее относительно предмета преступления.

Статья 188 УК РФ состояла из четырех частей. Части 3 и 4 предусматривали ответственность за совершение квалифицированных видов контрабанды, а части 1 и 2 — за два вида контрабанды: часть 1 — за контрабанду товаров, не изъятых из гражданского оборота (в основном товаров народного потребления, продуктов питания и т. п.), а часть 2 — за контрабанду предметов, основным признаком которых было их изъятие из гражданского оборота. Именно в ч. 2 ст. 188 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Причем количественный критерий указанных предметов отсутствовал. Уголовная ответственность наступала независимо от количества и размера перемещенных наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. С другой стороны, их количество и размер не признавались и отягчающим вину обстоятельством. Хотя это преступление и так относилось к категории тяжких.

В 2011 году законодатель пересмотрел свое отношение к данной норме и сделал кардинальные шаги, связанные с изменением как структуры нормы, так и ее местоположения в системе Особенной части Уголовного кодекса. Это выразилось в том, что ст. 188 УК РФ утратила силу, а вместо нее в уголовное законодательство были включены два самостоятельных состава контрабанды (ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ)*, не предполагающих в качестве предмета преступления предметов экономического характера (оборот которых не создает угрозу для общества и не представляет повышенной общественной опасности). В связи с характеристиками предметов контрабанды, не связанных с экономической деятельностью, и изменением объекта данных деликтов законодатель поместил нормы об ответственности за контрабанду в иной раздел Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», в раз* О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ные главы: ст. 226.1 — в главу 24 «Преступления против общественной безопасности», ст. 229.1 — в главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».

При изучении норм ст. 226.1 и 229.1 УК РФ возникают вопросы, связанные с определением предметов контрабанды, представляющих опасность для здоровья населения.

Исходя из системного анализа норм главы 25 УК РФ («Преступления против здоровья населения и общественной нравственности») и судебно-следственной практики, к числу предметов, представляющих опасность для здоровья населения, относятся: наркотические средства; психотропные вещества; их аналоги; их прекурсоры; растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ; сильнодействующие вещества; ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами; оборудование для изготовления или переработки сильнодействующих и ядовитых веществ; новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

Список предметов, представляющих опасность для здоровья населения, довольно обширен. Общим для всех них является качественная характеристика — определенная опасность их незаконного оборота для здоровья населения. На этой же позиции стоит и Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 15 июня 2006 г. № 14 объединил названные предметы в одну группу**.

Однако при формировании диспозиций рассматриваемых норм законодателем был избран иной подход. Так, в диспозиции ст. 229.1 УК РФ указаны наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры

** О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 : текст с изм. и доп. на 16 мая 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

и аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Однако сильнодействующие и ядовитые вещества законодатель включил в число предметов преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, вместе с боеприпасами, оружием, культурными ценностями, стратегически важными товарами и ресурсами.

Отнесение сильнодействующих и ядовитых веществ к предмету преступления, квалифицируемого по ст. 226.1 УК РФ, вызывает возражения.

Ответственность за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ предусмотрена ст. 234 УК РФ, расположенной в главе 25 УК РФ («Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»), в состав которой входят также статьи об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (например, ст. 228 — 228.4 УК РФ). Объектом всех указанных деликтов является здоровье населения. Норму об уголовной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ законодатель поместил в эту же главу 25, включив в диспозицию нормы те же самые предметы, за исключением сильнодействующих и ядовитых веществ.

Таким образом, сильнодействующие и ядовитые вещества, незаконный оборот которых представляет в первую очередь угрозу здоровью населения, законодатель по неизвестной причине определил в качестве предмета преступления, квалифицируемого по ст. 226.1 УК РФ, что позволяет говорить о двух разных подходах к определению предмета преступления и отсутствии системности в этом вопросе: в одном случае (ст. 234 УК РФ) законодатель считает незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ посягательством на здоровье населения (и этот подход устоялся в судебно-след-ственной практике), а в другом (ст. 226.1 УК РФ) — посягательством на общественную безопасность, что вряд ли является логичным и верным.

Причем если при установлении уголовной ответственности за контрабандное перемещение наркотических средств и психотропных веществ законодатель предусматривает квалифицирующие обстоятельства в виде перемещения в значительном, крупном и особо крупном размерах (по аналогии со ст. 228 и 228.1 УК РФ), то в отношении контрабанды сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 226.1 УК РФ) такие квалифицирующие признаки не предусмотрены.

Данное положение также подлежит исправлению, в том числе путем включения уголовно-правовой нормы об ответственности за контрабанду сильнодействующих и ядовитых веществ в главу 25 УК РФ, содержащую нормы о преступлениях, объектом которых является здоровья населения, а также посредством добавления отягчающих обстоятельств, связанных с количественными характеристиками сильнодействующих и ядовитых веществ.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо в перечень предметов, незаконный оборот которых представляет опасность для здоровья населения и за контрабандное перемещение которых установлена уголовная ответственность, включить и ряд иных предметов (средств, веществ), за незаконный оборот которых в настоящее время установлена уголовная ответственность, в том числе новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

Предлагаемые изменения соответствуют как общему направлению уголовно-правовой политики в части установления уголовной ответственности за контрабанду, так и принципу системности при формулировании уголовно-правовых норм о преступлениях, связанных с контрабандой предметов, опасных для здоровья населения.

Список источников

1. Подройкина И. А., Кругликова Д. А. Проблемы регламентации уголовной ответственности за контрабанду в современном законодательстве // Современное право. 2018. № 9. С. 100 — 105.

References

1. Podrojkina I. A., Kruglikova D. A. Problemy reglamentacii ugolovnoj otvetstvennosti za kontra-bandu v sovremennom zakonodatel'stve // Sovre-mennoe pravo. 2018. № 9. S. 100 — 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.