СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ
Марищак В.М. Паршин О.Д.
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за ряд деяний, связанных с таможенной деятельностью. В статье анализируются понятие и сущностные характеристики таможенных преступлений, а также рассматриваются изменения в российском уголовном законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе обусловленные Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза и появлением единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
The Criminal Code of the Russian Federation establishes the liability for a number of actions associated with customs activity. The article analyses the definition and essence of customs offences and considers the changes in the Russian criminal law on liability for illegal traffic of narcotic drugs, psychotropic, powerful and poisonous substances including conditioned by the Agreement of the Customs Code of the Customs Union and appearance of the integrated customs territory of the Customs Union as part of the EurAsEC
Ключевые слова: контрабанда; таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; Государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества
Keywords: contraband; customs border of the Customs Union as part of the EurAsEC; State Border of the Russian Federation with the member states of the Customs Union as part of the EurAsEC; narcotic drugs, psychotropic, powerful and poisonous substances
Представляется возможным отметить, что в настоящее время особую тревогу вызывают преступления экономической направленности, которые оказывают негативное воздействие на экономику, тормозят развитие рыночных отношений в стране, порождают инфляцию, деформируют общественное сознание, нарушают принципы социальной справедливости, подрывают силу и авторитет закона, государственных институтов, ведут к ущемлению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.
Подобные преступления, в особенности совершаемые организованными группами, являются основой для формирования теневого сектора экономики, вследствие чего государство получает заведомо искаженные данные об экономических процессах. Предприятия, физические лица, незаконно занимающиеся производством или оказанием услуг, могут втягивать в преступную деятельность другие организации и лиц, в частности незаконных мигрантов1.
1 Грачев О.В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции // Адвокатская практика. - 2012. - № 6. - С. 41-42.
та
со
3 ДД
3
О
а
Д *
У
4
я я
сг
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) устанавливает ответственность за ряд деяний, которые по признакам объективной стороны прямо связаны с перемещением тех или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, то есть по своему содержанию представляют собой разновидности, частные случаи посягательств на таможенную деятельность.
Объектом преступлений в сфере таможенной деятельности является совокупность конкретных общественных отношений, возникающих между государством в лице его уполномоченных органов (таможенных органов) и неограниченным кругом организаций и граждан, обязанных:
а) соблюдать порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации и через границу Таможенного союза товаров;
б) соблюдать правила таможенного оформления;
в) уплачивать таможенные платежи;
г) выполнять предписания государственных органов контроля за соблюдением таможенного законодательства.
Представляется, что преступления в сфере таможенной деятельности -это запрещенные уголовным законом общественно опасные умышленные деяния (действия или бездействие), посягающие на порядок и условия:
а) перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров;
б) взимания таможенных платежей;
в) таможенного оформления;
г) таможенный и иной государственный контроль;
д) другие средства реализации таможенной политики2.
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации выделены составы преступлений, объединить которые можно по такому признаку, как механизм их совершения, связанный с перемещением тех или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. Соответственно, к преступлениям в сфере таможенной деятельности следует отнести преступления, предусмотренные статьями 189 УК РФ3, 190 УК РФ4, 194 УК РФ5,
2 Там же.
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. - Ст. 189 «Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники».
4 УК РФ. - Ст. 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран».
5 УК РФ. - Ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».
226.1 УК РФ6, 229.1 УК РФ7.
Анализируя экономические преступления, Б.В. Волженкин указывает: «Видовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающаяся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики. Иначе говоря, таким объектом является внешнеэкономическая деятельность и экономическая безопасность России, порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг»8. Этот взгляд разделяют и ряд других авторов9, поскольку Доктрина национальной безопасности оперирует именно этими терминами.
Таможенным преступлением является противоправное, виновное деяние, представляющее угрозу и опасность для экономической и иной безопасности стран - участниц таможенной интеграции Таможенного союза, причиняющее вред интеграционным отношениям и запрещенное действующим законодательством под угрозой уголовного наказания.
Рассматривая динамику развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за таможенные преступления, представляется наиболее целесообразным обратить внимание на последние изменения уголовно-правовых норм о контрабанде, также рассмотреть актуальные проблемы правового регулирования рассматриваемой сферы.
Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ продолжена реформа отечественного уголовного законодательства. Наиболее заметными новеллами стали декриминализация общеуголовной экономической контрабанды (ст. 188 УК РФ) и введение в уголовный закон двух норм, предусматривающих ответственность за два специальных вида контрабанды. В ст. 226.1 УК РФ установлена преступность контрабанды огнестрельного оружия и оружия массового поражения, вооружения и военной техники как таковых, боеприпасов, взрывчатых веществ, иных общеопасных предметов, а также
6 УК РФ. - Ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей».
7 УК РФ. - Ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».
8 Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. - СПб., 2002. - С. 79-80.
9 Уголовное право. Общая часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучае-ва. - М., 2006. - С. 100-103.
стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей. Для краткости далее мы будем именовать этот вид контрабанды «контрабандой оружия и общеопасных предметов».
В свою очередь, в ст. 229.1 УК РФ речь идет о контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, наркотикосодержащих растений, а также инструментов и оборудования, необходимых для создания наркотических средств и (или) психотропных веществ. Данный вид контрабанды в дальнейшем целесообразно называть «контрабандой наркотических и психотропных материалов».
Ещё раз отметим, что в отличие от ст. 188 УК РФ, признававшей контрабандой незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов, статьи 226.1 и 229.1 УК РФ определяют контрабанду как незаконное перемещение перечисленных в них предметов:
а) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо
б) через Государственную границу Российской Федерации с государствами -членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Внесение указанных изменений в УК РФ обусловлено участием нашей страны в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС)10. Эта международная организация учреждена в 2000 году Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. В 2009 году три страны ЕврАзЭС подписали Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Этим международным договором названные государства приняли Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), в соответствии с которым территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. С 1 июля 2011 года на внутренних границах этих трех стран снят контроль за перемещением товаров.
Столь глобальные изменения потребовали изменений национальных законодательств государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе и уголовного законодательства в части ответственности за контрабанду. Указанные изменения отличает не только отход от сложившихся стереотипов в подходах к формулированию диспозиций статей Особенной части УК РФ, но и определенная сложность в уяснении их содержания11.
Представляется необходимым остановиться на наиболее существенных моментах понимания объективных и субъективных признаков перечисленных специальных видов контрабанды и особенностях их квалификации.
10 Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Уголовное право. - 2012. - № 2. - С. 71-77.
11 Стус Н.В. Специальные нормы о контрабанде // Российская юстиция. - 2012. - № 4. - С. 29-30.
Статьи 226.1 и 229.1 УК РФ определяют контрабанду как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС соответствующих предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения. Такая формулировка диспозиции указанных статей требует разъяснения для уяснения их содержания и обеспечения единообразного использования, поскольку правоприменитель неоднозначно понимает использование в диспозициях анализируемых статей словосочетания «в рамках ЕврАзЭС».
Понятия ЕврАзЭС и таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС определены международными договорами. В соответствии со ст. 2 ТК ТС Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. При этом пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Учитывая изложенные положения международных договоров, в приведенном в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ определении контрабанды слова «в рамках ЕврАзЭС» означают не то, что незаконное перемещение предметов осуществляется в рамках ЕврАзЭС, которое образуют пять стран, а выступают в качестве части полного наименования Таможенного союза - «Таможенный союз в рамках Европейского экономического сообщества», образованного тремя государствами ЕврАзЭС.
Стоит заметить, что, по мнению законодателя, специальные виды контрабанды представляют собой разнообъектные преступления. Контрабанда оружия и общеопасных предметов посягает на общественные отношения и интересы по обеспечению общественной безопасности, то есть состояния защищенности неопределенного круга лиц от различного вида угроз их жизни и иным благам, неразрывно связанным с нормальной жизнедеятельностью и функционированием общества как такового. Контрабанда наркотических и психотропных материалов угрожает в первую очередь общественным отношениям и интересам в области здоровья населения (т.е. здоровья опять-таки неопределенного круга лиц)12.
Основываясь на названных международных договорах, можно сделать вывод о том, что незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС означает перемещение через пределы
12 Там же.
единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, состоящей из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Например, через российско-китайскую, казахстанско-уз-бекскую, белорусско-польскую границы.
ТК ТС определяет незаконное перемещение товаров через таможенную границу как перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
При этом под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу: носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. ТК ТС также признает товарами наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества.
Таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС лишь частично охватывает пределы территории Российской Федерации. Так, незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на участках, например, казахстанско-китайской или белорусско-польской границ следует рассматривать как преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации.
В то же время, согласно ст. 12 УК РФ, лица, совершившие вне пределов Российской Федерации преступления против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с этим Кодексом, если в отношении них по соответствующему преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
Учитывая, что Таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС представляет собой пределы единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, образованного Белоруссией, Казахстаном и Россией, незаконное перемещение товаров через эту границу обоснованно признается Уголовным кодексом преступлением против интересов Российской Федерации, и ответственность за такие деяния (вне зависимости от места их совершения) может наступать по статьям 226.1 и 229.1 УК РФ.
То, что указанные нормы позволяют привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабандное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на любом участке этой границы, подтверждает и ратифицированный Российской Федерацией Договор об особенностях Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (48) 2013
уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.)13.
Этим Договором предусмотрено несколько таких случаев. Например, по нему каждая сторона в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против ее интересов, совершенным на территории других сторон. Кроме того, если преступления совершены лицом на территории разных стран, то по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством сторон органами уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них14.
Соответственно, российские правоохранительные органы могут по статьям 226.1 и 229.1 УК РФ привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабанду на границах Республики Казахстан и Республики Беларусь с другими странами, например, на казахстанско-китайской или белорусско-польской границе.
Говоря об объекте рассматриваемых составов, необходимо заметить, что в специальной литературе разработано довольно устойчивое понимание общественной безопасности и здоровья населения как объектов уголовно-правовой охраны.
Остановимся на следующем принципиально важном аспекте. Как известно, ранее существовавшая контрабанда расценивалась в качестве преступления в сфере экономической деятельности. Говоря иными словами, контрабандист причинял вред, прежде всего, экономическим интересам государства (по уплате таможенных платежей), и сам действовал из корыстных побуждений. В настоящее время криминализация специальных видов контрабанды формально не связана с нарушением экономических интересов государства. Однако представляется очевидным, что подавляющее большинство случаев контрабанды преследуют как раз экономические цели и совершаются по корыстным мотивам. Конечно, можно себе представить и бескорыстную контрабанду (например, оружия). Но это скорее исключение из общего правила, и вновь введенные специальные виды контрабанды продолжают посягать на интересы законной экономической деятельности (конкретнее - на интересы финансовой и фискальной деятельности государства15), которые надо расценивать в качестве дополнительных объектов этих преступлений.
13 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 7. - Ст. 632.
14 Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ // Наркоконтроль. -2012. - № 1. - С. 2-15.
15 Уголовное право России. Практический курс / Под ред. А.В. Наумова. 4-ое изд. С. 484-485.
М., 2010. -
В качестве заключения стоит отметить, что вышеназванный перечень вопросов, связанных с новеллами законодательства относительно института контрабанды, не является исчерпывающим. При этом следует констатировать взаимосвязь многих из них с одной из тенденций развития российского уголовного законодательства - существенным влиянием на его развитие международных договоров. В частности, именно международными договорами обусловлено появление новых уголовно-правовых форм борьбы с контрабандой в условиях ликвидации таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах.
Не исключено, что внесение изменений в российское законодательство потребует и принятое в конце 2011 года решение Высшего Евразийского экономического совета, которым принят Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза16.
Библиографический список
1. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. - СПб., 2002. - С. 79-80.
2. Грачев О.В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции // Адвокатская практика. - 2012. - № 6. - С. 41-42.
3. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 7. - Ст. 632.
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 12 «О принятии международных договоров Таможенного союза». - URL: http://www.tsouz.ru.
5. Угодовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. - Ст. 189 «Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники».
6. УК РФ. - Ст. 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран».
7. УК РФ. - Ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».
8. УК РФ. - Ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей».
9. УК РФ. - Ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные
16 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 12 «О принятии международных договоров Таможенного союза». - URL: http://www.tsouz.ru.
вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».
10. Стус Н.В. Специальные нормы о контрабанде // Российская юстиция. - 2012. - № 4. - С. 29-30.
11. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучае-ва. - М., 2006. - С. 100-103.
12. Уголовное право России. Практический курс / Под ред. А.В. Наумова. - 4-е изд. - М., 2010. - С. 484-485.
13. Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ // Наркоконтроль. -2012. - № 1. - С. 2-15.
14. Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Уголовное право. - 2012. - № 2. - С. 71-77.