Обеззараживающий эффект в дальнейшем, обычно на 23—24-е сутки, мы поддерживаем путем замены использованных сосудов новыми.
Полученные нами результаты дают основание считать, что способ непрерывного хлорирования воды, предложенный М. Здравковым, заслуживает использования в условиях нецентрализованного водоснабжения.
Если нарушение герметизации сосудов происходило в конце или по истечении четвертой недели хлоровыделения, т. е. по миновании первых, наиболее активных периодов выделения кислорода, беспрепятственное поступление воды в сосуд не сопровождалось заметным перехлорированием воды в колодцах.
Разработка расчетов хлоровыделения еще больше повысит надежность этого метода.
ЛИТЕРАТУРА
Здравков М. Гиг. и сан., 1960, № 7, с. 112. — Сологуб А. М. Там же, 1965, № 1, с. 94.
Поступила 27/1V 1965 г.
УДК 628.6:625.42
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОЧИСТКИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ
Канд. мед. наук П. Н. Матвеев
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения СССР, Москва
Гигиенические вопросы очистки подземных транспортных сооружений не получили еще должного освещения в отечественной и зарубежной литературе. Мы хотим поделиться опытом изучения этих вопросов в метрополитенах Москвы и Ленинграда.
В метрополитенах, которые содержатся удовлетворительно, образуется сравнительно немного хозяйственно-бытовых отбросов. Но нельзя недооценивать роли даже малых количеств этих отбросов в загрязнении воздуха; недостаточная аэрация и полное отсутствие дневного света способствуют более длительному сохранению жизнеспособности микробов и яиц гельминтов. При несвоевременной же уборке сухой мелкий мусор, смет, пыль, в том числе мелкая металлическая, концентрация которой достигает 70%, при воздушных потоках, достигающих в тоннеле скоростей 15 м/сек, взлетают и длительно витают в воздухе. Неорганизованный сбор и удаление отбросов могут способствовать появлению и размножению в тоннельных сооружениях грызунов.
Особенно строгий контроль необходим в местах выхода тоннелей на наземную поверхность. Например, многие станции ньюйоркского метрополитена сами американцы называют «крысиными ямами». До 1952 г. со станций и платформ его ежедневно удаляли свыше 150 т мусора. Американцы объясняют, что такое количество образуется «из-за невысокой санитарной культуры пассажиров».
При решении гигиенических вопросов очистки в условиях метрополитенов на основании наших исследований все отбросы, образующиеся в подземных сооружениях, как и в наземных условиях, можно разделить на 2 группы — жидкие и твердые.
Как же решаются гигиенические вопросы очистки метро от твердых отбросов? Норма их накопления для метрополитена Москвы по объему равна 45 мл, для метрополитена Ленинграда — 42 мл на пассажира. При объемном весе отбросов метропо-
45 * 6
литена Москвы, равном 60%, норма в весовом выражении будет составлять —=
= 27 г с колебаниями в зимние месяцы до 30 г (увлажнение) и в летние до 25 г. Норма накопления твердых отбросов для метрополитена Ленинграда в 1956—1960 гг. была примерно такой же. Лучший способ очистки подземных сооружений — это механизированная уборка с мытьем полов при помощи специальных машин. Очистка стен и архитектурных деталей от пыли производится пылесосами. Если почему-либо использовать машину нельзя, то целесообразно иметь 2 типа сборников для отбросов: к первому из них относятся легкие ручные для сбора отбросов во время подметания полов. Удобен, в частности, легкий ручной сборник в виде закрывающегося совка. Ко второму типу относятся сборники емкостью 80 л, куда собирают отбросы, образовавшиеся в течение суток.
Сборники суточного накопления следует располагать как можно ближе к линии направления потока пассажиров. В проекте новых станций метро следует предусматривать в конце платформы специальную площадку для установки сборников и устройство над ней вытяжного вентиляционного канала. Единственно допустимой следует считать систему сменной посуды.
Комплекс санитарной очистки подземных сооружений от отбросов предусматривает также удаление их с территории метрополитена транспортом, отвечающим основным гигиеническим требованиям. Рекомендуется следующая схема очистки. Промытые и продезинфицированные сборники для отбросов емкостью 80 л устанавливают на стационарную площадку в количестве, необходимом для сбора всех отбросов, образовавшихся в течение суток (с 30% запасом на случай задержки очистки). После заполнения плотно закрытые сборники погружают на платформу. Затем мусоросборники со станций доставляют на перегрузочную площадку, устроенную на поверхности земли. Там их опорожняют в мусоровозы для доставки в пункты обезвреживания. Площадка должна быть оборудована приспособлением для промывки сборников. В порожнем и чистом виде их погружают на чистую платформу, привозят на станцию и вновь расставляют. Места, где ставят чистые мусоросборники, должны быть тщательно убраны, промыты и продезинфицированы.
Вместо сборников, опорожняемых вручную, можно установить контейнеры с механической погрузкой, выгрузкой, опорожнением и последующей промывкой. При двух «уборочных» поездах с платформами удалять заполненные сборники и развозить чистые можно проще: один состав увозит заполненные сборники, а второй вслед за ним развозит чистые.
Для обеспечения своевременной санитарной очистки подземных сооружений метрополитенов нужно иметь в достаточном числе персонал, сборники и платформы для их транспортировки.
Очистку следует сосредоточить в одной службе, у одного руководителя, на которого возлагается ответственность за содержание в чистоте всех тоннельных объектов и в ведении которого должен быть соответствующий штат, инвентарь и техника.
Для составления проекта очистки метрополитена важно иметь необходимые данные и в первую очередь микроклиматические данные и санитарное описание метрополитена в целом и его отдельных станций; сведения о системе счистки города, состоянии подземной канализационной сети и перспективах ее развития, численности пассажиров и сотрудников метрополитена; данные о покрытиях поверхностей тоннелей, тоннельных сооружений, станций, тупиков и других площадей. В плановом задании к проекту метрополитена предусматриваются предполагаемые нормы накопления и общее количество различных отбросов, даются основные установки для проектирования системы сбора и удаления отбросов с учетом методов их обезвреживания.
В генеральной схеме очистки метрополитена должны быть предусмотрены: общий план уборки его; наличие соответсГвующего персонала; характер и мощность транспорта: календарь регулярной очистки станций, тоннелей, тупиков, эскалаторных и других сооружений; предполагаемые методы обезвреживания отбросов (принятые в городе); расстояние до участков, выделяемых городом для обезвреживания; техника для уборки станций, путей, тоннелей и тупиков (различные машины, пылесосы и др.); эксплуатационная и проектная (с учетом темпов строительства) стоимость очистки.
Поступила 24/IV 1965 г.
\