в
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
Лагкуева И. В.
Некоторые вопросы межгосударственного налогового регулирования на примере ЕврАзЭС
213
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЕврАзЭС
На базе анализа межгосударственного налогового регулирования в рамках ЕврАзЭС, доктринального толкования его положений, показано развитие правового регулирования в указанной сфере, определено понятие гармонизации национального налогового законодательства на межгосударственном уровне, выявлены проблемы сближения налоговых систем, определены основные направления гармонизации налогового законодательства. В числе направлений выделено предупреждение дискриминации при налогообложении доходов физических лиц — резидентов государств ЕврАзЭС, т.е. применение общих стандартных условий налогообложения.
Указано на потребность существенного совершенствования системы взимания НДС, особенно в плане применения информационных технологий, упрощения документооборота для налогоплательщиков и повышения качества налогового администрирования. Как важное направление указаны гармонизация ставок акцизов по чувствительным подакцизным товарам (алкоголь и табак), модернизация инструментов контроля рынка крепкого алкоголя. Сделан вывод о необходимости ревизии систем налогообложения в плане деофшоризации, т.е. разработки механизма налогообложения компаний, препятствующего выводу капиталов и уходу от налогообложения при сделках с компаниями, зарегистрированными в офшорах. Повышение эффективности контроля за трансфертным ценообразованием требует оптимизации налогового информационного обмена, а также общих методов экономического обоснования цен, пересмотра (при необходимости) договоренностей об избежании двойного налогообложения. Ключевые слова: ЕврАзЭС, Таможенный союз, налоги, налоговое законодательство.
Ирина
Владимировна ЛАГКУЕВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected] 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
LACUEVA I. V.,
Candidate of Law, Senior Lecturer of Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).
E-mail: [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str, 9
SOME QUESTIONS INTERSTATE TAX REGULATION IN THE EurAsEC
Based on the analysis of interstate tax regulation in the EurAsEC, the doctrinal interpretations of its provisions, shows the development of legal regulation in this sphere, defines the concept of harmonization of national tax legislation at the international level, issues of convergence of tax systems, the main directions of harmonization of tax legislation, Among the issues highlighted in the prevention of discrimination in the taxation of incomes of physical persons — residents of the EurAsEC member States, i.e. the use of standard General conditions of taxation.
Ш А
"0 <
01 m
X
I г
опыт
© И. В. Лагкуева, 2016
>
214
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УНИВЕРСИТЕТА
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
ЕСТНИК
Listed on the significant need of improving the system of VAT collection, particularly in terms of the use of information technology, simplification of paperwork for taxpayers and improve the quality of tax administration. As an important direction indicated harmonization of excise rates on sensitive excisable goods (alcohol and tobacco), modernization of instruments to control the market of strong alcohol. The conclusion about the necessity of revision of system of taxation in terms of deoffshorization, i.e. the development of the taxation of companies, preventing the withdrawal of capital and tax avoidance in transactions with companies registered in tax havens. Improve the efficiency of the control over transfer pricing requires optimization of tax information exchange, as well as the General methods of economic justification of prices, revision (if necessary) agreements on avoidance of double taxation. Keywords: EurAsEC, Customs Union, taxes, tax law.
нализ налоговой проблематики в рамках ЕврАзЭС следует начать с еди-
нодушного признания в российской экономической, политической и право-
вой литературе этого Союза «ядром интеграционных процессов на постсоветском пространстве». В этой связи научное обоснование и концептуальное проектирование Таможенного союза (далее — ТС) делало его продолжением институциональной структуры ЕврАзЭС . Соответственно, Евразийская экономическая комиссия (далее — ЕЭК) получила полномочия в сфере таможенного, тарифного и нетарифного регулирования, а также введения различных мер технического регулирования и гармонизации торговой и валютной политики.
Каждое интеграционное объединение традиционно (СЭВ) и в современной ситуации (Евросоюз, ТС) предполагает два уровня управления: союзный и национальный. От первого зависит успех и второго, так как его успешная деятельность требует от членов Союза эффективной координации действий. В этой связи лейтмотивом всех финансово-правовых исследований по налоговым вопросам, касающимся ЕврАзЭС и ТС, является гармонизация налогового законодательства в части косвенных налогов, НДС и т.п.
Опыт Евросоюза свидетельствует о том, что международные институты возникают на этапе таможенного объединения, с которого начинается ограничение суверенитета государств-членов в сфере внешней торговли. Именно на этом этапе государства делегируют полномочия союзному органу для выработки и принятия коллективных решений. Минимальный перечень делегируемых на союзный уровень полномочий включает в том числе и гармонизацию, а затем и унификацию налогового законодательства, которое, как обосновано отмечает Н. И. Пром-ский, подлежит гармонизации в первоочередном порядке. Принятие общих законов и подзаконных актов в этой сфере даст возможность создать основу единого правового пространства, сформировать правовой регулятор внутреннего общего рынка, а затем и общего экономического пространства.
Понятие «гармонизация» в межгосударственном правовом регулировании ЕврАзЭС (п. 1 ч. 3 ст. 72 Договора о ЕврАзЭС, далее — Договор) понимается как «сближение». В доктринальном толковании понятие «гармонизация» также означает компромиссное сближение действующих национальных норм, а не их
"7^ЕСТНИК ГЬагкуева И. В. ОЛК
^) УНИВЕРСИТЕТА Некоуорые вопросы межгосударсувенного
/ —У имвнио.Е.кутафина(мпоА) налогового регулирования на примере ЕврАзЭС
замену новыми, общими. Исследователи пишут о важности в процессе интеграции сближения организационных принципов и процедур бюджетного процесса и налоговых отношений. При этом основным путем представляется разработка модельных налоговых законов для стран—участниц ТС. Г. М. Гусейнова упоминает «гармонизацию налоговых отношений в странах СНГ», что представляется преждевременным, так как СНГ в современной ситуации — весьма неоднородно. Корректнее вести речь о ЕврАзЭС и ТС, которые достигли (или стремятся достичь) должной для гармонизации степени интеграции. Среди общих целей следует назвать создание внутреннего рынка, стимулирование интеграции, ликвидацию налоговых границ, а также создание условий для общей структурной рационализации налоговых систем, унификации порядка исчисления и взимания налогов.
Действующее межгосударственное правовое регулирование ТС в сфере налогов и налогообложения базируется на принципах, закрепленных в разделе XVII Договора. К принципам взаимодействия государств-членов в налоговой сфере, в частности, отнесены (ст. 71 Договора):
— обложение косвенными налогами товаров, ввозимых с территории государства Союза на территорию другого государства Союза;
— государства — члены Союза во взаимной торговле устанавливают налоговый режим не менее благоприятный, чем национальное налогообложение при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров;
— члены Союза определяют направления, формы и порядок гармонизации национального налогового законодательства, не нарушая при этом условия конкуренции, соблюдая свободу перемещения товаров, работ и услуг, включая: сближение ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам, а также совершенствование системы взимания НДС во взаимной торговле.
Отдельно в Договоре выделены принципы взимания косвенных налогов (ст. 72) по принципу страны назначения (нулевая ставка НДС и/или освобождение от акцизов при экспорте и их налогообложение косвенными налогами при импорте). При выполнении работ, оказании услуг косвенные налоги взимаются государством, на чьей территории выполняются работы или оказываются услуги. Обмен налоговой информацией по этим налогам регулируется специальным межведомственным договором. При импорте косвенные налоги, как правило, взимаются государством-импортером. Договором закреплено, что при импорте ставки косвенных налогов не должны превышать аналогичные ставки обложения аналогичных товаров на территории экспортера.
При импорте косвенные налоги не взимаются с товаров, не подлежащих налогообложению, а также ввозимых физическими лицами для личных целей или передаваемых в пределах одного юридического лица.
Порядок налогообложения доходов физических лиц (ст. 73 Договора) пред- А
усматривает обложение налогового резидента другого государства-члена в свя- "О
зи с его работой по найму. В частности, данный доход облагается по налоговым и
ставкам для доходов физических лиц — налоговых резидентов. ^
Для гармонизации и последующей унификации налогово-бюджетного зако- -
нодательства Межпарламентская ассамблея СНГ частично приняла Модельный налоговый кодекс, призванный регулировать порядок исчисления и уплаты НДС,
г
□пыт
6/2016
>
216 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
акцизов, НДФЛ, применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В литературе законодательство СНГ данного типа подвергается серьезной критике как «модельные документы сомнительного качества», не обязательные для применения. В целом на сегодня актуальны два направления:
1) гармонизация налогового законодательства;
2) стимулирующее экономику снижение налоговой нагрузки.
Оба направления находятся в центре внимания Евразийской экономической комиссии, исходя из основных направлений деятельности которой целесообразно сформулировать группу принципов дальнейшей работы в сфере гармонизации и оптимизации налогового законодательства ЕврАзЭС. Во-первых, это исключение дискриминации при налогообложении доходов физических лиц — резидентов государств ЕврАзЭС, т.е. применение общих стандартных условий налогообложения. В современной сложной экономической ситуации, на фоне санкций и неблагоприятной конъюнктуры, отсрочено завершение формирования единого рынка рабочей силы, в частности, не отменено квотирование. Формально в рамках ТС свободно перемещаются товары, услуги, капитал и рабочая сила, но национальное налоговое законодательство дифференцирует порядок налогообложения доходов резидентов и нерезидентов, что тормозит реализацию принципа свободы экономической деятельности.
В существенном совершенствовании нуждается система взимания НДС, особенно в плане применения информационных технологий. Полагаем, что при представлении документов в налоговый орган для налогоплательщиков должен быть максимально упрощен документооборот. Здесь речь идет о повышении качества налогового администрирования.
Важным направлением является гармонизация ставок акцизов по чувствительным подакцизным товарам. В частности, на рынках алкоголя и табака основной остается задача предельной минимизации трансграничной теневой деятельности, для чего целесообразно:
— заключить в рамках ТС соглашение о гармонизации акцизных ставок акцизов, а также усилении ответственности за контрабанду, оборот кон-трафакта и фальсификатов;
— модернизировать инструменты контроля рынка крепкого алкоголя, сопровождая это повышением ставок акциза, при этом сближение темпов роста акцизных ставок на указанную продукцию следует реализовывать через ускорение темпов роста ставок акцизов у государств ТС с более низкими темпами роста и, соответственно, замедления темпов роста ставок акцизов у членов ТС с более высокими темпами роста;
— целесообразно постепенно снижать (стабилизировать) ставки акциза на пиво и вина, с дальнейшей гармонизацией ставок акциза в рамках ТС с введением ставок в зависимости от крепости, что соответствовало бы практике ЕС.
Условия налогообложения целесообразно подвергнуть ревизии в целях повышения конкурентоспособности экономик стран ТС. В частности, речь идет о деофшоризации, т.е. разработке механизма налогообложения компаний, препятствующего выводу капиталов и уходу от налогообложения при сделках с компаниями, зарегистрированными в офшорах.
в
Лагкуева И. В.
УНИВЕРСИТЕТА Некоуорые вопросы межгосударсувенного 2 1/
именио.Е.кутафина(мпоА) налогового регулирования на примере ЕврАзЭС
Повышения эффективности контроля за трансфертным ценообразованием требует оптимизации налогового информационного обмена, а также общих методов экономического обоснования цен, пересмотра (при необходимости) договоренностей об избежании двойного налогообложения.
Библиография
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана 29.05.2014) (ред. от
08.05.2015) // Евразийская экономическая комиссия.
***
1. Гусейнова, Г. М. Тенденции развития налоговых и бюджетных систем стран СНГ / Г. М. Гусейнова // Известия СПбУЭФ. — 2009. — № 3.
2. Зыков, А. А, Ивочкина, И. А. Таможенные союзы мира: интеграция или противостояние / А. А. Зыков, И. А. Ивочкина // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы II международной научно-практической конференции. — М., 2016.
3. Козлова, М. Е. Гармонизация законодательства государств — членов ЕврАзЭС по налогу на добавленную стоимость / М. Е. Козлова // Налоги и финансовое право. — 2011. — № 7.
4. Лескова, И. В. Единая валюта Евразийского экономического союза: условия и перспективы / И. В. Лескова // Материалы Афанасьевских чтений. — 2015. — Т. 1. — № 13.
5. Молонова, А. В. Перспективы развития таможенно-логистической инфраструктуры в рамках единого экономического пространства / А. В. Молонова // Логистика: современные тенденции развития. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. — 2015.
6. Промский, Н. И. Функционирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС / Н. И. Промский // Вестник РГГУ. — 2013. — № 15.
7. Чепко, О. Б., Мойсова, И. Б. Гармонизация косвенных налогов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического союза / О. Б. Чепко, И. Б. Мойсова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2015. — № 1 (18).
8. Черепанов, С. А. Актуальные вопросы гармонизации законодательства о косвенных налогах государств — членов ЕврАзЭС / С. А. Черепанов // Налоги и финансовое право. — 2008. — № 10.