УДК 658.5.011 (075)
некоторые вопросы легализации предпринимательской деятельности
г. и. старокожева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия и инновационной деятельности E-mail: labser@volsu. ru
Волгоградский государственный университет
Вопросы легализации предпринимательской деятельности рассматриваются с самого начала трансформации экономических отношений в России. Конституция Российской Федерации провозгласила свободу осуществления предпринимательской деятельности российскими гражданами. При этом государство оставило за собой возможность использования государственного регулирования для выработки единой государственной политики, установления порядка осуществления контроля и надзора в этой области.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, легальные формы, институт регистрации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, виды экономической деятельности.
В одной из своих публикаций ректор Волгоградского государственного университета профессор О. В. Иншаков определил предпринимательство как общее эндогенное свойство человека. Именно в нем, по мнению автора, проявляется активное, творческое отношение каждого человека к окружающему миру в целях удовлетворения своих потребностей путем создания пригодных для этого искусственных вещей [2]. Следовательно, предпринимательство представляется неотъемлемой характеристикой людей, их бытия. Отсюда можно сказать, что «человек не может жить, не предпринимая ничего». Но если предпринимателем создается продукт, обладающий полезными свойствами для других членов общества, то такой продукт «должен принимать форму товара и нуждается в особой социальной форме, связывающей его с внешней рыночной средой», а предприниматель имеет право
на вознаграждение после его реализации в виде добавленной стоимости [2]. Иными словами, товар должен быть продан, а в условиях современного состояния финансово-экономической системы РФ — на легальных, установленных государством условиях.
В последние годы государство все чаще связывает с развитием предпринимательства реализацию целей и интересов довольно высокого порядка: рост общественного благосостояния, обеспечение занятости населения, социально-политическую стабильность, укрепление национальной безопасности и экономической мощи. На самом высоком уровне неоднократно подчеркивалось, что государство должно последовательно уходить от практики избыточного вмешательства в бизнес и создавать условия, в которых предприниматель сможет эффективно достигать своих целей. Но какой бы ни была государственная политика в отношении предпринимательской деятельности, право выбора между предпринимательской деятельностью или наемным трудом принадлежит самому человеку.
Затруднения выбора в пользу предпринимательства связаны с тем, что сформировавшуюся внешнюю и внутреннюю предпринимательскую среду сложно назвать благоприятной и эффективной, способствующей достижению предпринимателем поставленных экономических целей. За двадцать лет переходных экономических отношений сложно создать стабильные условия, позволяющие соблюсти все права и свободы предпринимательства. Соответственно, процесс их формирования
остается частью государственной политики, от содержания которой зависит дальнейшая судьба отечественного предпринимательства и экономики в целом.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на поддержание предпринимательских инициатив, стимулирующих субъектов предпринимательства к развитию и легализации своей деятельности. В данном случае хотелось бы поговорить о формах легализации предпринимательства, государственном подтверждении законности вхождения в хозяйственную деятельность [7, с. 70].
За годы государственно-монополистического социализма, фактически при отсутствии частной собственности на средства производства и предметы труда, граждане СССР были почти лишены права и возможности реализовывать свои предпринимательские способности через легальные способы создания собственного дела, приносящего индивидуальный доход, ввиду отсутствия необходимых для этого условий.
Государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономического пространства и экономических отношений. В советский период в основном существовали организации, учреждавшиеся государством. Соответственно, государство и осуществляло управление данными хозяйствующими субъектами как в области определения основных направлений их деятельности, так и в области распоряжения имуществом этих организаций.
Действующая Конституция Российской Федерации исключает возможность напрямую использовать метод прямого администрирования в сфере предпринимательской деятельности, подчеркивая свободу ее осуществления. Но при этом государство оставляет за собой возможность использования государственного регулирования путем выработки единой государственной политики, установления порядка осуществления контроля и надзора в этой области [3].
Начиная с момента принятия части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) особую важность приобрела необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, причем не только граждан, но и таких легальных образований, выступающих в качестве объектов управления, как юридические лица и предприниматели без образования юридического лица. Таким образом, на законодательном уровне произошел переход в области управления экономикой от прямого администрирования к
государственному административному регулированию [1].
Согласно ГК РФ в современном рыночном пространстве России осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет за собой различные виды правовой ответственности [1]. Легальное осуществление предпринимательской деятельности предполагает государственную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.
Соответственно, можно считать, что именно институт государственной регистрации является основополагающим условием легального функционирования предпринимательской единицы. Тогда под термином «легализация» следует понимать способы создания любых законных форм ведения предпринимательской деятельности.
В связи с появлением предоставленной на законодательном уровне возможности создавать легальные конструкции юридическим лицам и индивидуальные предприятия гражданам — физическим лицам, а также с предоставлением им права осуществлять предпринимательскую деятельность, изменилась как сама направленность, так и реальное выражение государственного регулирования в области предпринимательской деятельности таких образований.
Существующий так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей характеризуется тем, что регистрирующий орган только проверяет соответствие представленных заявителем учредительных документов и действий учредителей нормам права, но не рассматривает вопросы о целесообразности или полезности создаваемого экономического субъекта. Он просто не наделен такими полномочиями.
Кроме того, государственной регистрации и постановке на учет подлежат не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели.
Именно с момента внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) юридическое лицо считается созданным, а индивидуальный предприниматель может осуществлять заявленную деятельность. С этого же момента возникает правоспособность таких легальных образований, как юридические лица или индивидуальные предприниматели, т. е. возмож-
- 37
ность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного экономического субъекта, предусмотренные им в представленных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности [1, с. 5].
Таким образом, в настоящее время государство, регулируя экономику, само не превращается в предпринимателя, а только издает нормативные акты в области экономики (законодательная власть), организует исполнение (исполнительная власть), разрешает предпринимательские споры (судебная власть).
Сегодня любой, обладающий дееспособностью гражданин, при желании, и выполняя установленные государством требования, может создать предприятие и на законных основаниях осуществлять предпринимательскую деятельность на свой «страх и риск», т. е. под свою собственную ответственность в той степени, которая, опять же, законодательно определена. Экономическая обособленность субъекта предпринимательской деятельности в первую очередь создает базу для самостоятельного выбора этим субъектом вида, формы и сферы предпринимательской деятельности и, кроме того, может стать основанием для применения мер имущественной ответственности за последствия принимаемых им решений, а также за результаты такой деятельности в целом.
Получение прибыли таким лицом подразумевает уплату налогов и сборов, что вызывает заинтересованность государства и общества в устойчивом развитии образованного этим лицом хозяйствующего субъекта.
Однако предприниматели самостоятельно определяют легальные конструкции предпринимательской единицы, в связи с чем становятся теми исключительными по своим возможностям субъектами предпринимательской деятельности, которые обусловливают современный профиль российской экономики. Отсюда можно предположить, что именно добросовестная, осознанная легализация предпринимательской деятельности ее субъектами является одним из факторов, обеспечивающих устойчивость устройства и всей экономики России. При этом государство в лице его органов, не подменяя и не ограничивая предпринимательской инициативы, создает соответствующие условия для усиления активности со стороны лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с помощью реализации новых перспективных технологий на началах самоорганизации и конкуренции.
Начиная с 1 января 2004 г. согласно Федеральному закону от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении
38 -
изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государство попыталось упростить процедуру регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для этого в законе предлагается реализация принципа «одного окна», что подразумевает однократное обращение юридического лица и индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган. Функции такого органа выполняют подразделения Федеральной налоговой службы (ФНС России), которые передают необходимую информацию в другие организации [4].
Как показывает практика, в регистрирующие органы ежедневно направляются тысячи обращений лиц, желающих легализовать те или иные формы ведения предпринимательской деятельности. При таких объемах документооборота работники налоговых органов просто не в состоянии обеспечивать тщательную проверку подаваемых заявителями документов, а тем более объяснять все нюансы заполнения требуемых бланков документации. Как результат, очень часто регистрация хозяйствующего субъекта откладывается по формальным признакам и оказывается длительной, требующей сил для правки неправильно заполненной документации и отстаивания права зарегистрировать предпринимательскую деятельность в многочасовых очередях.
Кроме того, следует отметить, что после регистрации все взаимодействия предпринимателя со всеми заинтересованными сторонами будут регламентироваться не только нормами государственного регулирования, но и еще теми условиями, которые он самостоятельно определит при выборе формы ведения и других параметров предпринимательской деятельности.
Вот почему до обращения в регистрирующий орган предприниматель должен тщательно подготовиться и осознать все последствия легализации своей деятельности.
Что касается регистрации индивидуального предпринимателя, то при ряде преимуществ, связанных с упрощением процессов создания, осуществления деятельности, налогообложения, порядка ведения учета и ликвидации такого субъекта предпринимательской деятельности, следует помнить о личной имущественной ответственности физического лица по всем обязательствам созданного им субъекта. Кроме того, названная форма ведения предпринимательской деятельности не подходит для совместного ведения бизнеса и требует постоянного личного участия во всех хозяйственных процессах.
При выборе совместных форм ведения бизнеса легализация предпринимательской деятельности возможна путем создания юридического лица. Порядок образования субъектов предпринимательской деятельности и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам, установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах. Отсюда первое решение, которое принимают лица, пожелавшие совместно заняться делом — это выбор организационно-правовой формы юридического лица.
Не останавливаясь на характеристике организационно-правовых форм, нужно сказать о том, что в любом случае учредители должны провести первое собрание и договориться по ряду обязательных вопросов. К таким вопросам относятся решение об учреждении юридического лица, размере его первоначального капитала, содержании учредительных документов, выборе членов руководящих органов управления, определение размеров вкладов каждого учредителя в уставном капитале юридического лица, видов вкладов каждого участника и порядка их внесения.
Следует предостеречь будущих сособственни-ков от формального подхода к решению перечисленных вопросов, ведь протокол общего собрания, подтверждающий решение учредителей о создании организации, подписывается всеми учредителями, присутствующими на собрании, прилагается к пакету документов, представляемых в регистрирующий орган, и ложится в основу всех последующих соглашений учредителей.
Самым трудоемким, а также важным и определяющим этапом в процессе создания и последующего функционирования юридического лица является разработка учредительных документов.
В ст. 52 ГК РФ установлено, что юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Законодательными актами установлены определенные сведения, которые должны содержать учредительные документы. Учредительные документы (особенно устав предприятия) представляют собой свод прав, обязанностей, условий функционирования предприятия, его трудового коллектива, конституирующих статус предприятия.
Также в ГК РФ отмечено, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место нахождения и порядок управления его деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Для отдельных видов юридических лиц в учредительных документах должны быть определены предмет и цели деятельности [1].
В учредительном договоре определяются обязательства учредителей создать юридическое лицо, порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества, участия в его деятельности, порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
И хотя невозможно предугадать все предстоящие события в течение жизненного цикла предпринимательской единицы, к созданию учредительных документов следует относиться самым осознанным и добросовестным образом. Ведь документы в регистрирующий орган подаются не позднее пяти рабочих дней после даты утверждения устава, поэтому следует подобающим образом подготовить пакет учредительных документов со всеми надлежащими сведениями. А это прежде всего сведения об органах управления юридическим лицом и избранном исполнительном органе. При определении постоянно действующего исполнительного органа юридического лица необходимо руководствоваться положениями ГК РФ, федеральных законов о соответствующем виде юридического лица, иными федеральными законами, а также учредительными документами юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности [1, с. 5].
Если функции руководителя постоянно действующего исполнительного органа выполняет директор, то он получает право действовать от имени юридического лица без доверенности. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору другой коммерческой организации, а в некоторых случаях управляющим может быть назначен и индивидуальный предприниматель.
- 39
Хорошо бы заранее определить лицо, которое будет выполнять обязанности главного бухгалтера. Это можно сделать, составив проект приказа о назначении на должность бухгалтера или возложить обязанности по ведению бухгалтерского учета на директора в решении о его назначении. Такая информация потребуется при постановке на налоговый учет в качестве налогоплательщика, которую можно осуществить одновременно с государственной регистрацией в том же налоговом органе. Сведения о главном бухгалтере также необходимы при открытии расчетных счетов.
В соответствии со ст. 54 ГК РФ исполнительные органы избираются до определения места нахождения организации (юридического адреса) [1]. Нужно знать, что место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, отличается от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поэтому для подтверждения места нахождения предприятия необходимо подготовить соответствующие документы (свидетельства о праве собственности на нежилые (жилые) помещения, договоры аренды, сотрудничества, совместной деятельности).
Адрес (место нахождения) юридического лица также указывается в его учредительных документах в соответствии с данными КЛАДР (классификатора адресов РФ).
Использование юридическим лицом жилого помещения для осуществления деятельности юридическим лицам может быть разрешено в исключительных случаях, установленных законодательством. В случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и др.) о его незаконном использовании, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица [5].
Решая вопрос о наименовании юридического лица, учредители должны установить полное и сокращенное наименования, в том числе фирменные наименования для коммерческих организаций на русском языке. Согласно законодательству полное наименование включает в себя указание организационно-правовой формы юридического лица (например, общество с ограниченной ответственностью) и наименование общества, а сокращен-
40 -
ное фирменное наименование — аббревиатуру «ООО» или слова «общество с ограниченной ответственностью» с полным либо сокращенным наименованием общества. Кроме того, некоторые юридические лица вправе иметь наименования на иностранном языке и языке народов РФ.
Определение количества и видов экономической деятельности юридического лица происходит в соответствии с данными Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) [6], при этом выделяется основной вид деятельности и код по ОКВЭД, который должен включать в себя не менее трех цифровых знаков ОКВЭД. Определение кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством РФ. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности представляет собой довольно громоздкий документ, требующий внимательного изучения. Посмотреть коды лучше сразу (можно в Интернете), так как даже при наличии классификатора на информационных стендах регистрирующего органа на поиск нужных позиций уйдет масса времени.
Отдельным видам юридических лиц на момент регистрации необходимо сформировать не менее 50 % уставного капитала, оставшиеся 50 % формируются в течение года с момента регистрации. Для внесения уставного капитала (в случае оплаты уставного капитала денежными средствами) необходимо открытие временного (накопительного) счета. Согласно данной норме сразу открыть расчетный счет, которым будет пользоваться организация, невозможно, так как для этого надо иметь ряд документов, которых еще не существует до регистрации организации. Именно поэтому в банке сначала открывается накопительный счет, а затем банк закрывает накопительный счет и открывает расчетный, на который переводит средства с накопительного счета.
Для открытия накопительного счета требуется сформировать пакет документов, перечень которых лучше уточнить в банке.
Это могут быть следующие документы:
♦ письменное заявление учредителя создаваемого предприятия по форме банка;
♦ решение или протокол собрания учредителей о создании предприятия с обязательным наличием пунктов о назначении руководителя
предприятия и об уполномоченном лице — заявителе, ответственном за открытие и внесение денежных средств на накопительный счет;
♦ проект устава предприятия;
♦ проект учредительного договора (если учредителей больше одного);
♦ доверенность на открытие счета.
Справка об открытии накопительного счета и о внесении средств, необходимая для регистрации предприятия, выдается лицу, проводившему открытие счета.
После завершения регистрации предприятия в банк представляются документы, необходимые для открытия расчетного счета. В случае отказа государственных органов в регистрации предприятия либо отмены решения учредителей об учреждении предприятия накопительный счет закрывается. Зачисленные на счет средства возвращаются учредителям предприятия.
В случае внесения имущества в оплату уставного капитала необходима оценка имущества. При внесении в уставный капитал имущества стоимостью менее 20 000 руб. это имущество оценивается учредителем. Если за счет имущества формируется уставный капитал в размере, превышающем 20 000 руб., то оценку этого имущества должен произвести независимый оценщик.
После согласования всех перечисленных аспектов можно заняться подготовкой заявления о государственной регистрации юридического лица. Формы заявления являются приложением к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В этом же постановлении указаны и требования по заполнению формы. Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании заполняется от руки, печатными буквами чернилами синего или черного цвета либо на компьютере. Если какой-либо пункт формы не подлежит заполнению, в соответствующих графах проставляется прочерк. К заявлению подшиваются только заполненные листы приложений, нумерация листов заявления при этом будет сквозной.
Помимо листов формы, обозначенных в заявлении, обязательно прикладывается лист со сведениями о заявителе. При этом заполняются только две страницы этого листа, а третья страница заполняется в присутствии нотариуса (здесь ставится подпись заявителя, подлинность которой удостоверяется нотариусом, и проставляется штамп
нотариуса, в котором обязательно обозначен реестровый номер записи и ИНН нотариуса).
Заявление прошивается полностью вместе с приложениями. На сшивке заявления нотариус ставит свою печать и заверяет количество листов заявления.
В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Также подтверждается, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе порядок оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Перед посещением регистрирующего органа необходимо уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию. Реквизиты для уплаты государственной пошлины всегда можно узнать на информационных стендах регистрирующего органа либо у операторов банка.
Квитанцию об оплате государственной пошлины необходимо приложить к следующему пакету документов:
• заявление о государственной регистрации, подписанное заявителем;
• решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
• учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
• выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
• для подтверждения оплаты уставного капитала для некоторых организационно-правовых форм — справка об открытии накопительного счета.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В день
- 41
получения документов регистрирующий орган выдает расписку в получении документов с указанием перечня и даты их получения. В расписке указывается день, в который заявитель может получить свидетельство о государственной регистрации либо решение об отказе в ней.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Получение свидетельства о государственной регистрации означает, что сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр.
Кроме свидетельства заявителю возвращаются учредительные документы (устав, учредительный договор) с отметкой регистрирующего органа. При отсутствии отметки регистрирующего органа могут возникнуть проблемы с заверкой документов у нотариуса. В свидетельстве указывается присвоенный конкретному юридическому лицу основной государственный регистрационный номер (ОГРН). У юридического лица может быть только один ОГРН, который в дальнейшем указывается во всех документах, прямо или косвенно касающихся государственной регистрации или учета сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр налогоплательщика (ЕГРН).
Датой государственной регистрации юридического лица является дата внесения в государственный реестр записи о юридическом лице.
Именно с этого момента предприниматели получают государственное подтверждение законности вхождения в предпринимательскую деятельность, которая приобретает легализированный характер.
Надо сказать, что процесс легализации не прекращается и после государственной регистрации. Юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предстоит еще зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков, получить коды Росстата, изготовить печати, открыть расчетные счета, встать на учет в Пенсионный фонд РФ, фонды социального и обязательного медицинского страхования. Только при наличии перечисленных атрибутов возможно функционирование современного хозяйствующего субъекта.
Однако сам факт государственной регистрации предпринимательской единицы, безусловно, остается первым признаком осознанного поведения предпринимателя на пути к легализации хозяйственной деятельности.
Подводя итог, следует заметить, что осознанное поведение граждан в процессе легализации предпринимательской деятельности для государства имеет значение, которое трудно переоценить.
42 -
Ведь именно на добровольных началах гражданин включается в легальный экономический оборот. С этого момента информация о создании по его инициативе юридического лица или приобретении статуса индивидуального предпринимателя содержится в соответствующих государственных реестрах, равно как и сведения, характеризующие эти предпринимательские единицы.
В дальнейшем обязательной регистрации подлежат все изменения в учредительных документах, в том числе и сведения о руководителях юридических лиц. Вносятся в государственные реестры и записи о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, единые государственные реестры позволяют заинтересованному лицу получить достоверные сведения о наличии легального статуса у экономических субъектов, первоначальные сведения о нем и его руководителях. Этим обеспечивается возможность получения дополнительной информационной поддержки предпринимателей при выборе ими партнеров, контрагентов и, как следствие, более эффективного осуществления предпринимательской деятельности, достижения устойчивого экономического развития как самого экономического субъекта, так и экономики в целом.
Список литературы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: http://www. kadis. ru/kodeks. phtml?kodeks=6.
2. Иншаков О. В. Предприятие и фирма: выход из заблуждений в русле эволюционной экономической теории // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2008. № 2 (13). С. 6—15.
3. Конституция Российской Федерации. URL: http://www. constitution. ru.
4. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ. URL: http://www. rg. ru/2003/12/27/registratsija. html.
5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ-. URL: http://nalog. consultant. ru/doc54282.
6. Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области: постановление Правительства РФ от 10.11.2003 № 677. URL: http://base. garant. ru/186461/.
7. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. М. : АМиР, ИПИ, 2001.