Научная статья на тему 'Направления совершенствования системы регистрации налогоплательщиков в налоговых органах Российской федерации'

Направления совершенствования системы регистрации налогоплательщиков в налоговых органах Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2572
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / REGISTRATION OF TAXPAYERS / TAX ADMINISTRATION / ONLINE BUSINESS REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболева Ольга Андреевна, Мячина Надежда Андреевна

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы регистрации налогоплательщиков в налоговых органах Российской Федерации, такие как регистрация фирм-однодневок и организаций-мигрантов, большой объем документооборота и другие. Особое внимание в исследовании уделено выявлению путей оптимизации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов при осуществлении государственной регистрации и учета, в том числе процедуры электронной регистрации налогоплательщиков. Практическая значимость работы заключается представленных мероприятиях, рекомендуемых к проведению налоговыми органами на стадии регистрации и учета налогоплательщиков, направленных на улучшение качества работы ФНС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTION OF IMPROVING TAXPAYER REGISTRATION WITH THE TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article identified and disclosed the basic problem of registration of taxpayers with the tax authorities of the Russian Federation, such as the registration of one-day firms and organizations-migrants, a large amount of documents and others. Special attention is paid to identify ways, which can optimize the interaction between taxpayers and tax authorities in the taxpayer’s registration, including electronic registration procedure taxpayers. The practical significance of this work is developed activities aimed at improving the quality of The Federal Tax Service of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования системы регистрации налогоплательщиков в налоговых органах Российской федерации»

УДК 336.02 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соболева О.А., Мячина Н.А.

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы регистрации налогоплательщиков в налоговых органах Российской Федерации, такие как регистрация фирм-однодневок и организаций-мигрантов, большой объем документооборота и другие. Особое внимание в исследовании уделено выявлению путей оптимизации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов при осуществлении государственной регистрации и учета, в том числе процедуры электронной регистрации налогоплательщиков. Практическая значимость работы заключается представленных мероприятиях, рекомендуемых к проведению налоговыми органами на стадии регистрации и учета налогоплательщиков, направленных на улучшение качества работы ФНС.

Ключевые слова: регистрация налогоплательщиков; налоговое администрирование; электронная регистрация налогоплательщиков.

DIRECTION OF IMPROVING TAXPAYER REGISTRATION WITH THE TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Soboleva O.A., Myachina N.A.

The article identified and disclosed the basic problem of registration of taxpayers with the tax authorities of the Russian Federation, such as the registration of one-day firms and organizations-migrants, a large amount of documents and

others. Special attention is paid to identify ways, which can optimize the interaction between taxpayers and tax authorities in the taxpayer’s registration, including electronic registration procedure taxpayers. The practical significance of this work is developed activities aimed at improving the quality of The Federal Tax Service of the Russian Federation.

Keywords: registration of taxpayers; tax administration; online business registration.

Государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации до 2003 года осуществляли муниципальные органы власти. После внесения изменений в федеральный закон № 129-ФЗ право осуществлять государственную регистрацию, а именно вести единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРНИП) получили федеральные органы исполнительной власти (Федеральная налоговая служба РФ) [4].

Деятельность налоговых органов по регистрации и учету юридических и физических лиц осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и иных сведений. Регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя всегда происходит одновременно с постановкой на налоговый учет. Общее количество записей о регистрации юридических лиц в РФ с 2005 года ежегодно увеличивается, данное изменение отражено на рисунке 1.

70 000 000 60 000 000 50 000 000 40 000 000 30 000 000 20 000 000 10 000 000 0

62 369 870

Рис. 1. Общее количество записей о регистрации юридических лиц в Федеральной налоговой службе РФ [9]

Несмотря на деятельность налоговых органов в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [5], система регистрации налогоплательщиков в налоговых органах Российской Федерации несовершенна и требует определенных изменений.

Цель исследования - выявление проблем и путей оптимизации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов при осуществлении регистрации и учета налогоплательщиков.

Основные проблемы, существующие в настоящее время в системе регистрации и учета налогоплательщиков и затрудняющие деятельность налоговых органов Российской Федерации:

- регистрация фирм-однодневок;

- проблемы в процессе внесения изменений в сведения о юридических лицах, находящихся на стадии ликвидации;

- регистрация организаций-мигрантов;

- указание в документе об уплате государственной пошлины плательщика, отличного от заявителя;

- большой объем документооборота.

Проблема регистрации фирм-однодневок является следствием не выявления признаков указанных организаций на стадии создания. Под фирмой-однодневкой следует понимать зарегистрированное в установленном законом порядке юридическое лицо, созданное в виде коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, что выражается в невыполнении обязанностей, вытекающих из учредительных документов юридического лица, в течение времени, которое необходимо и достаточно для исполнения данных обязанностей в соответствии с обычаями делового оборота. Перечень показателей, позволяющих налоговому органу отнести юридическое лицо к категории «фирм-однодневок»:

- при государственной регистрации заявлено одно физическое лицо в качестве руководителя и учредителя организации;

- при государственной регистрации указаны недостоверные сведения об адресе места нахождения организации;

- отсутствие деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие имущественной самостоятельности в виде собственного обособленного имущества;

- отсутствие организационной самостоятельности, т.е. возможности принятия решений в процессе предпринимательской деятельности.

При этом закон № 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов юридического лица и налоговые органы не могут на законном основании осуществлять проверку достоверности документов, предоставляемых для регистрации и учета юридических и физических лиц [4].

Борьба с регистрацией «фирм-однодневок» должна быть нацелена на ликвидацию или признание незаконно созданных подобных организаций, а также на предотвращение дальнейшего проведения хозяйственных операций.

Возникают проблемы в процессе внесения изменений в сведения о юридических лицах, находящихся в стадии реорганизации. Гражданский кодекс РФ [1], закон № 129-ФЗ [4], другие законодательные акты не содержат ограничений по внесению изменений в учредительные документы и их последующей регистрации в налоговых органах, если организация находится на стадии реорганизации. В соответствии с п.2. ст.20 закона №129-ФЗ не допускается государственная регистрация только в случае нахождения юридического лица в стадии ликвидации [4]. Между тем, последнее время отмечаются случаи предоставления в налоговые органы документов для внесения изменений в учредительные документы юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации путем присоединения, в частности изменение наименования юридических лиц. Таким образом, регистрирующий орган (по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение), принявший решение о внесении записи о завершении процедуры реорганизации, выдает заявителю свидетельства о прекращении деятельности юридических лиц со старым наименованием, указанным в Заявлении-уведомлении о начале процедуры реорганизации до внесения изменений в учредительные документы.

Ряд проблем связан с регистрацией и постановкой на учет организаций-мигрантов. Под организацией-мигрантом следует понимать юридическое лицо, изменившее адрес места нахождения, что привело к смене налогового органа, или юридическое лицо, прекратившее деятельность в результате реорганизации путём слияния и присоединения, правопреемником которого является юридическое лицо, на момент реорганизации находящееся на территории, подведомственной другому налоговому органу. Проблема в том, что достаточно сложно отследить и распознать мигранта на этапе регистрации. Процедура ликвидации

организаций-мигрантов, имеющих целью своей деятельности нарушение налогового законодательства достаточно сложна.

Ликвидировать организацию по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 ГК РФ (допущенные при создании юридического лица грубые нарушения, носящие неустранимый характер) достаточно сложно, например, налоговый орган не вправе ликвидировать организацию, если имеются признаки банкротства. [1] Налоговые органы имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации при наличии задолженности до 10 тыс. руб. в отношении ООО или ОАО и до 100 тыс. руб. в отношении ЗАО. При непогашении ликвидатором в ходе процедуры ликвидации задолженности перед бюджетом, юридическое лицо не может быть исключено из ЕГРЮЛ и будет учитываться как находящееся в стадии ликвидации.

Кроме того, возникает проблема, связанная с внесением изменений статуса юридического лица (ликвидация). Законодательно не предусмотрено обязательное предоставление вместе с уведомлением по форме № 15001 решения учредителей о принятом решении по ликвидации.

При регистрации юридических и физических лиц в налоговых органах возникают случаи, когда в предоставленном документе об уплате государственной пошлины указывается плательщик, отличный от заявителя. Вместе с тем, главой 25.3 части второй НК РФ не предусмотрена возможность уплаты государственной пошлины лицом, иным, чем обратившимся за совершением юридически значимого действия. [2]

Перечень проблем не является исчерпывающим, как и со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Многие юридические и физические лица теряют достаточно большое количество времени прежде чем зарегистрироваться и встать на учет в налоговых органах на оплату госпошлины, нотариальное удостоверение подписи заявителя в заявлении о государственной регистрации, подачу документов.

Для решения существующих в настоящее время проблем, затрудняющих деятельность налоговых органов, необходимо принимать меры, направленные на совершенствование системы регистрации и учета юридических и физических лиц в налоговых органах РФ.

Во избежание неправомерного принятия решения о регистрации организации, при работе с документами, поступившими от заявителя, необходимо наделить налоговые органы полномочиями по проведению правовой экспертизы документов.

Кроме того, налоговые органы должны проводить мероприятия по работе с фирмами-однодневками, что позволит:

- не допускать регистрации фирм «однодневок» при наличии доказательств отсутствия намерения лица регистрировать фирму;

- признать при наличии доказательств, незаконно созданной и ликвидировать фирму, по которой есть основания полагать, что лицо не имело намерений регистрировать фирму;

- не допускать дальнейшее проведение хозяйственных операций от имени неуполномоченных лиц;

- получать дополнительные доказательства о достоверности предоставляемой информации и соответствии требованиям ст. 169, 252 НК РФ (при наличии почерковедческой экспертизы). [2]

Мероприятия, которые рекомендуются к проведению налоговыми органами на стадии регистрации и учета налогоплательщиков:

1) при рассмотрении документов на регистрацию осуществлять проверку на предмет совпадения адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного в заявлении о государственной регистрации с адресом «массовой регистрации» используя электронный ресурс «Адреса массовой регистрации» на официальном сайте ФНС [9];

2) в случае если учредитель - физическое лицо либо руководитель вновь создаваемого юридического лица является массовым учредителем либо руко-

водителем необходимо до проведения регистрационных действий пригласить и письменно опросить данное физическое лицо на предмет его причастности к юридическому лицу;

3) при осуществлении визуального контроля платежных документов на предмет их достоверности, в случае возникновения сомнений в подлинности представленных платежных документов следует связаться с соответствующей кредитной организацией для получения подтверждения уплаты госпошлины;

4) в связи с тем, что имеют место случаи фальсификации подписи и печати нотариуса необходимо в отношении организаций, имеющих признаки фирм-однодневок особое внимание уделять подлинности печати и подписи нотариуса, для чего необходимо делать соответствующие запросы нотариусу, обозначенному в заявлении о регистрации.

В связи с проблемой регистрации в процессе реорганизации, в частности, ввиду отсутствия нормативной базы и технических возможностей внесения изменений в наименование юридического лица, прекращающего деятельность, рекомендовать не рассматривать поступающие после начала процедуры реорганизации, претензии в налоговые органы по поводу указания старого наименования в свидетельстве о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица.

При поступлении в налоговый орган документов от юридического лица для государственной регистрации изменений в сведения об адресе места нахождении юридического лица (организация переезжает за пределы подведомственности инспекции), налоговому органу рекомендуется проводить следующие действия:

1) проводить мероприятия в соответствии с приказом ФНС России от 06.11.2007 г. № ММ-4-09/30дсп@ [6];

2) проверять достоверность нового адреса юридического лица;

3) осуществлять контроль соблюдения обязанности организации о предоставлении уведомления, в соответствии со ст. 20 закона № 129-ФЗ - о принятии решения о ликвидации юридического лица [4];

4) в случае реорганизации необходимо осуществлять контроль соблюдения обязанности налогоплательщиком о сообщении реорганизации юридического лица (ст.23 НК РФ) [3] с использованием электронных версий журнала «Вестник государственной регистрации» [8].

При поступлении документов на реорганизацию следует не позднее рабочего дня за днем поступления документов направить служебную записку в юридический отдел для дачи мотивированного заключения о правомерности принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) реорганизации.

Процедура ликвидации организации по причине допущения при создании юридического лица грубых нарушений, носящих неустранимый характер является возможной, при этом, необходимо доказать в суде, что при создании юридического лица имели место грубые нарушения, например, действия физического лица направлены только на получение вознаграждения за предоставление паспорта, необходимого для создания юридического лица.

Для решения проблем при внесении изменений статуса юридического лица, регистрирующему органу при предоставлении заявления необходимо предоставлять решение учредителей о ликвидации и на основе данного решения необходимо проверять полномочия физического лица, подписавшего уведомление. Так же следует обращать внимание на соблюдение порядка принятия решения о ликвидации в соответствии с действующим законодательством (кем проводилось собрание, правомочность собрания и т.п.).

Налоговым органам следует рекомендовать юридическим лицам, представляющим документы для государственной регистрации, указывать в поле «Наименование платежа» документа, подтверждающего уплату государственной пошлины реквизиты: вид регистрации, а также наименование организации, в отношении которой представляются документы.

Рассмотрев основные проблемы прохождения государственной регистрации можно говорить о том, что процедура регистрации и учета юридических и физических лиц в налоговых органах РФ требует совершенствования.

Федеральная налоговая служба относится к числу ведомств, активно внедряющих предоставление электронных услуг налогоплательщикам. С 31 мая 2012 года на территории всех субъектов РФ действуют электронные услуги ФНС «Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде» и «Постановка физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации» [9]. Данные электронные сервисы предоставляют возможность юридическим лицам и физическим лицам направить документы в электронном виде и ознакомиться с ходом рассмотрения регистрирующим органом представленных документов, а также получить документы, подготовленные ФНС в электронном виде. Направление документов для регистрации осуществляется:

- физическими лицами, желающими зарегистрироваться или зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя и имеющими электронную подпись (ЭП) самостоятельно;

- юридическими лицами и физическими лицами, желающими зарегистрироваться или зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющими ЭП, с участием нотариусов, имеющих ЭП.

Заявителям сертификат ключа подписи выдаётся организациями, которые выпускают сертификаты ключей подписи для использования в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» и являются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС России [7]. Нотариусам ЭП выдаются удостоверяющим центром Федеральной нотариальной палаты. Электронная процедура государственной регистрации и учета сокращает время налогоплательщика, проведенное в ФНС, но не упрощает процедуру государственной регистрации по существу.

В целях оптимизации процедуры электронной регистрации налогоплательщиков предлагается:

- сократить число документов, предоставляемых на регистрацию;

- сократить регистрационные действия, требующих нотариальное удостоверение;

- сократить сроки государственной регистрации;

- устранить посредников - сеть доверенных удостоверяющих центров. Таким образом, внедрение предложенных мероприятий и путей оптимизации процесса взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в процессе государственной регистрации будет способствовать улучшению качества работы ФНС.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г № 51- ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос.Федерации 21 октября 1994 г: (в ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) // Рос. газ. 1994. 08 декабря.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон Рос. Федерации от 05 августа 2000 г № 117-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос.Федерации 13 июля 2001 г: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2001 г: (в ред. от 10.07.2012 г.) // Рос. газ. 2001. 10 августа.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г: (в ред. от 29.06.2012 г.) // Рос. газ. 1998. 06 августа.

4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон Рос. Федерации от 08 августа 2001 г № 129-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2001 г: одобрен

Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2001 г: (в ред. от 28.07.2012 г.) // Рос. газ. 2001. 10 августа.

5. О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 (в ред. от 22.12.2011 г.) // Рос. газ. 2004. 13 марта.

6. Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное подразделение: Приказ ФНС России от 06.11.2007 г. № ММ-4-09/30дсп@ // СПС «Консультант Плюс»

7. Об электронной цифровой подписи: федер. закон Рос. Федерации от 10 января 2002 г № 1-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 декабря 2001 г: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2001 г: (в ред. от 08.11.2007 г.) // Рос. газ. - 2002. - 12 января.

8. Официальный сайт «Вестник государственной регистрации». URL: http: // www.vestnik-gosreg.ru

9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL: http://www.nalog.ru

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part One): federal. Law Ros. Dated 30 November 1994 № 51 - FZ // Rus. gas. 1994. 08 December.

2. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two): federal. Law Ros. Federation of 05 August 2000 № 117-FZ // Rus. gas. 2001. August 10.

3. The Tax Code of the Russian Federation (Part One): federal. Law Ros. Federation of July 31, 1998 № 146-FZ // Rus. gas. 1998. 06 August.

4. State registration of legal entities and individual entrepreneurs: federal. Law Ros. Federation of 08 August 2001 № 129-FZ // Rus. gas. 2001. August 10.

5. Improving the procedure of state registration and registration of legal entities and individual entrepreneurs: the ruling of the Russian Government dated 26 February 2004 № 110 (in red. From 22.12.2011) // Rus. gas. 2004. March 13.

6. Approval of guidelines for the tax authorities on issues uniform procedures for the transfer of Russian organizations, entrepreneurs, individuals who are not related to individual entrepreneurs, a tax authority in the event of a change of location (residence), termination of an organization through a separate division: order of the Federal Tax Service of Russia from 06.11.2007 № MM-4-09/30dsp @

7. Electronic digital signature: federal. Law Ros. Federation of January 10, 2002, № 1-FZ // Rus. gas. 2002. January 12.

8. Official site of «Bulletin of the state registration». http:// www.vestnik-gosreg.ru.

9. Official website of the Federal Tax Service of Russia. http:// www.nalog.ru. ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Соболева Ольга Андреевна, доцент кафедры «Финансы и налоги» Института международного бизнеса и экономики, к.э.н.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Гоголя 41, Владивосток, 690014, Россия Olga. soboleva@vvsu. ru

Мячина Надежда Андреевна, магистр 1 курса Института международного бизнеса и экономики по направлению подготовки «Корпоративные финансы» (программа «Финансы и кредит»)

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Гоголя 41, Владивосток, 690014, Россия

DATA ABOUT AUTHORS

Soboleva Olga Andreevna, lecturer, Ph.D., School of international Business and Economics

Vladivostok State University of Economics and Service 41, Gogolya str., Vladivostok, 690014, Russia Olga. soboleva@vvsu. ru

Myachina Nadegda Andreevna, student for the master program «Corporate finances», School of international Business and Economics

Vladivostok State University of Economics and Service 41, Gogolya str., Vladivostok, 690014, Russia

Рецензент:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Латкин Александр Павлович, д.э.н., профессор, Директор института международного бизнеса и экономики, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.