Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ПРАВ) В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ПРАВ) В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙПТАУНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ / КВАЛИФИКАЦИЯ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ / ВОЗДУШНЫЕ СУДА / АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЕСТР / АВИАРЕТО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакаева Эльвира Зинуровна

В данной статье автор рассматривает вопросы квалификации обеспечительных прав в отношении сделок с воздушными судами и авиационными двигателями в соответствии с национальным российским правом и в соответствии с Кейптаунской конвенцией 2001 года, и подчеркивает расхождение в некоторых аспектах квалификации между российским подходом и подходом, которому следует Кейптаунская конвенция. Автор также анализирует формальные требования предьявляемые к обеспечительным правам и интересам для целей регистрации в международном реестре Авиарето.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сакаева Эльвира Зинуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF QUALIFICATION AND REGISTRATION OF INTERNATIONAL COMMERCIAL INTERESTS (RIGHTS) IN RELATION TO AIRCRAFT AND AIRCRAFT ENGINES

In this article, the author examines some aspects of the qualification of security interests for transactions involving aircraft and aircraft engines under domestic Russian law and under the Cape Town Convention of 2001 and highlights the divergence in the qualification approach. The author also analyses the formal requirements relating to the security rights and interests for the purposes of registration with Aviareto International Registry.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ПРАВ) В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ»

Частно-правовые (цивилистические) науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_259 УДК 341.9.01

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ПРАВ) В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Certain Questions of Qualification and Registration of International Commercial Interests (Rights) in Aircraft and Aircraft Engines САКАЕВА Эльвира Зинуровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: sakaeva2012@yandex.ru;

Sakaeva Elvira Zinurovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Law and Procedure of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: sakaeva2012@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье автор рассматривает вопросы квалификации обеспечительных прав в отношении сделок с воздушными судами и авиационными двигателями в соответствии с национальным российским правом и в соответствии с Кейптаунской конвенцией 2001 года, и подчеркивает расхождение в некоторых аспектах квалификации между российским подходом и подходом, которому следует Кейптаунская конвенция. Автор также анализирует формальные требования предьявляемые к обеспечительным правам и интересам для целей регистрации в международном реестре Авиарето.

Abstract: In this article, the author examines some aspects of the qualification of security interests for transactions involving aircraft and aircraft engines under domestic Russian law and under the Cape Town Convention of 2001 and highlights the divergence in the qualification approach. The author also analyses the formal requirements relating to the security rights and interests for the purposes of registration with Aviareto International Registry.

Ключевые слова: Кейптаунская конвенция, регистрация обеспечительных прав, квалификация обеспечительных прав, воздушные суда, авиационные двигатели, международный реестр, Авиарето.

Keywords: Cape Town Convention, registration of security rights, qualification of security rights, aircraft, aircraft engines, international registry,

Aviareto.

Для цитирования: Сакаева Э.З. Некоторые вопросы квалификации и регистрации международных коммерческих интересов (прав) в отношении воздушных судов и авиационных двигателей // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 259-260. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_259.

For citation: Sakaeva E.Z. Certain Questions of Qualification and Registration of International Commercial Interests (Rights) in Aircraft and Aircraft Engines // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 259-260. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_259.

Статья поступила в редакцию: 10.05.2023

Квалификация регистрируемых международных интересов (прав) на воздушные суда. В соответствии с Кейптаунской конвенцией 2001 года могут быть созданы следующие виды международных интересов (прав) в отношении воздушных судов:

1) права из обеспечительных обязательств, объектом которых выступает воздушное судно или авиационный двигатель (так называемые "обеспечительные права" или "обеспечительные интересы");

2) права арендодателя по договорам аренды (как финансовой аренды (лизинга), так и классического договора аренды, который не предусматривает переход права собственности на воздушное судно по истечении срока договора аренды);

3) права продавца по договорам, содержащим положения об удержании титула собственника за продавцом воздушного судна до момента исполнения всех обязательств покупателем воздушного судна;

4) права и интересы покупателя, возникающие до регистрации перехода права собственности на воздушное судно на основании договора купли-продажи (так называемые права и интересы "будущего собственника") [8].

Все вышеперечисленные права, независимо от договорной конструкции, использованной для их создания, могут быть зарегистрированы в международном реестре [4, с. 75].

Юридическая квалификация того или иного обеспечительного права или интереса, как подпадающего под одну из четырех вышеперечисленных категорий, осуществляется в соответствии с положениями Кейптаунской конвенции и ее собственными автономными правилами интерпретации (без ссылок на нормы национального гражданского или коммерческого права государств-участников) [2, с. 12]. Иными словами, если определенный тип обеспечительных прав не признается национальным правом, этот факт не будет препятствием для возникновения и признания такого обеспечительного права для целей Кейптаунской конвенции. Так, например, в российском гражданском праве возможность обеспечительной передачи права собственности не признается ни на законодательном уровне, ни в академической литературе в качестве самостоятельного способа обеспечения договорных обязательств [3; 6]. Тем не менее, если такая обеспечительная передача предусмотрена сторонами в договоре, она будет признана в качестве "обеспечительного интереса /права)" для целей Кейптаунской конвенции и регистрации в международном реестре Авиарето [1, с. 152].

Для наглядности приведем пример. Покупатель воздушного судна получил денежные средства от кредитора для финансирования покупки воздушного судна. Для обеспечения исполнения своих обязательств по выплате долга, покупатель - собственник уступил некоторые права собственности в отношении воздушного судна своему кредитору. В соответствии с национальным правом государства, резидентом которого является собственник (заемщик по договору финансирования), такая частичная уступка прав собственности в отношении воздушного судна признается недействительной. Тем не менее, этот факт не является препятствием для возникновения международного интереса (регистрируемого

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)

права) на воздушное судно, которое подпадает под первую категорию (обеспечительные права). Кредиторы, в данном примере, могут зарегистрировать свои обеспечительные интересы (права) в отношении воздушного судна в международном реестре и такие интересы (права) будут защищаться в соответствии с положениями Кейптаунской конвенции [7].

Формальные требования к регистрации обеспечительного интереса в международном реестре. Регистрация международного интереса, созданного в соответствии с положениями Кейптаунской конвенцией, должна соответствовать следующим формальным требованиям [9]:

- Соглашение сторон создающее интерес (право) на воздушное судно должно быть оформлено в письменной форме;

- Объектом соглашения должно быть воздушное судно либо авиационный двигатель, в отношении которого обременитель, условный продавец, арендодатель или продавец (в случае прямой продажи) имеет правомочие распоряжения;

- Соглашение должно быть достигнуто между сторонами в отношении конкретного воздушного судна или либо авиационного двигателя (идентификация объекта производится посредством указания идентификационного номера производителя, указания наименования производителя и указания модели воздушного судна или двигателя); и

- При создании обеспечительных интересов (прав) в целях гарантирования исполнения других договорных обязательств, такое основное (обеспечиваемое) обязательство должно быть определено или определяемо (конвенция не требует четкого указания суммы обеспечения либо максимальной суммы долга, которую обеспечительное обязательство предназначено гарантировать).

Момент создания международного интереса определяется положениями Кейптаунской конвенции, а не нормами национального права государства-участника конвенции [5]. Таким образом, международный интерес считается созданным, если все вышеперечисленные условия соблюдены, даже если согласно национальному праву данные действия будут сами по себе недостаточными для юридически признаваемого национальным правом договора аренды, обеспечительного интереса, условной продажи или обычной купли-продажи. Это правило применимо также к случаям, когда какое-либо из вышеперечисленных соглашений сторон не признается национальным правопорядком (доктринально и законодательно отвергается) [4, с. 75].

При анализе процесса создания и регистрации международных обеспечительных интересов необходимо выделить два юридически значимых факта: первый факт - это момент создания международного интереса; и второй факт - это регистрация интереса в международном реестре. Таким образом, возможна ситуация, в которой международный интерес создан соглашением сторон, но не зарегистрирован в международном реестре.

Необходимо подчеркнуть, что регистрация не является необходимым условием создания международного интереса [10]. Цель регистрации заключается в том, чтобы оповестить третьих лиц (остальных участников коммерческого оборота) о зарегистрированных правах и таким образом установить приоритет зарегистрированного интереса (права) в отношении воздушного судна или авиационного двигателя. Отсутствие регистрации не влияет на юридический факт создания международного интереса (права) в соответствии с положениями Кейптаунской конвенции [8].

В заключение необходимо отметить, что проблематика регистрации обеспечительных прав, созданных в соответствии с Кейптаунской конвенцией на данный момент не получила достаточного освещения в российской юридической литературе. По нашему мнению, внедрение в российское национальное право таких юридических концепций как "право будущего собственника", "обеспечительная передача права собственности" в отношении более широкого круга объектов (не только воздушных судов и авиационных двигателей), с возможностью регистрации подобных прав, позволит значительно расширить возможности финансирования реального сектора экономики. На наш взгляд, более подробного регулирования и признания заслуживают такие обеспечительные механизмы как "удержание права собственности" и регистрация обеспечительных права лизингодателя.

Библиогра фия:

1. Евстигнеева И.С., Юрьев С.С. Особые способы защиты лизингодателей по Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. // Закон. 2014. № 4. С. 152-158.

2. Зенякина А.Г. Международно-правовая унификация способов обеспечения исполнения обязательств при приобретении подвижного оборудования: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 30 с.

3. Комиссарова Е.Г. Непоименованные способы обеспечения обязательств в гражданском праве. М.: Аспект Пресс, 2008. 142 с.

4. Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. 2003. № 2. С. 75-84.

5. Лазарева Т.П. Международно-правовое регулирование обеспечительных сделок: Конвенция УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 85-95.

6. Матвеев П.А. Способы обеспечения исполнения обязательств: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 58 с.

7. Москвина А.В. Трансграничный лизинг: правовое регулирование, проблемы квалификации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 182 с.

8. Cape Town Convention and Aircraft Protocol Official Commentary - Fifth Edition (2022) by Professor Sir Roy Goode CBE, QC p. 331-334 and p. 455-457.

9. Practitioners' Guide to the Cape Town Convention and the Aircraft Protocol The Legal Advisory Panel of the Aviation Working Group Published October 12, 2020 p. 173179. URL: http://awg.aero/wp-content/uploads/2020/10/Practitioners-Guide-to-the-Cape-Town-Convention-and-Aircraft-Protocol-October-2020.pdf (дата обращения: 30.04.2023).

10. Regulations and Procedures for the International Registry, Fifth Edition 2013, INTERNATIONAL CIVIL AVIATION ORGANIZATION p. 71, 999 University Street, Montréal, Quebec, Canada H3C 5H7.

References:

1. Evstigneeva I.S., Yuryev S.S. Special ways to protect lessors under the Cape Town Convention on International Guarantees in Respect of Mobile Equipment 2001 // Law. 2014. No. 4. pp. 152-158.

2. Zenyakina A.G. International legal unification of ways to ensure the fulfillment of obligations when purchasing mobile equipment: abstract. dis. ... cand. jurid. M., 2013. 30 p.

3. Komissarova E.G. Unnamed ways of securing obligations in civil law. M.: Aspect Press, 2008. 142 p.

4. Kuvshinov V.A. Cape Town Convention on International Property Rights to Mobile Equipment of 2001 and the Protocol on Aviation equipment to this Convention // State and Law. 2003. No. 2. pp. 75-84.

5. Lazareva T.P. International legal regulation of security transactions: Unidroit Convention on International Guarantees in respect of mobile equipment // Journal of Russian Law. 2006. No. 11. pp. 85-95.

6. Matveev P.A. Ways to ensure the fulfillment of obligations: textbook. M.; Berlin: Direct-Media, 2016. 58 p.

7. Moskvina A.V. Cross-border leasing: legal regulation, problems of qualification: dis. ... cand. jurid. M., 2014. 182 p.

8. Cape Town Convention and Aircraft Protocol Official Commentary - Fifth Edition (2022) by Professor Sir Roy Goode CBE, QC p. 331 -334 and p. 455-457.

9. Practitioners' Guide to the Cape Town Convention and the Aircraft Protocol The Legal Advisory Panel of the Aviation Working Group Published October 12, 2020 p. 173-179. URL: http://awg.aero/wp-content/uploads/2020/10/Practitioners-Guide-to-the-Cape-Town-Convention-and-Aircraft-Protocol-October-2020.pdf (accessed: 30.04.2023).

10. Regulations and Procedures for the International Registry, Fifth Edition 2013, INTERNATIONAL CIVIL AVIATION ORGANIZATION p. 71, 999 University Street, Montréal, Quebec, Canada H3C 5H7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.