Научная статья на тему 'КАТЕГОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ПРАВ) В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С КОНВЕНЦИЕЙ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ГАРАНТИЯХ В ОТНОШЕНИИ ПОДВИЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (КЕЙПТАУНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ) 2001 ГОДА'

КАТЕГОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ПРАВ) В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С КОНВЕНЦИЕЙ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ГАРАНТИЯХ В ОТНОШЕНИИ ПОДВИЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (КЕЙПТАУНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ) 2001 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙПТАУНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ВОЗДУШНЫЕ СУДА / АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЕСТР / ПРАВА БУДУЩЕГО СОБСТВЕННИКА / ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / УДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / ЛИЗИНГ / ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакаева Э.З.

В данной статье автор рассматривает некоторые аспекты влияния Кейптаунской конвенция 2001 года на процесс унификации обеспечительных инструментов для сделок с воздушными судами и авиационными двигателями. Автор фокусируется на исследовании четырех способов обеспечения сделок посредством: (1) классических обеспечительных прав (таких как ипотека, залог либо обеспечительная передача права собственности); (2) удержании титула собственности продавцом в случае условной продажи воздушного судна; (3) праве арендодателя по договору аренды воздушного судна и (4) праве покупателя как «будущего собственника» воздушного судна. Все вышеперечисленные обеспечительные права и интересы подлежат регистрации в международном реестре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сакаева Э.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORIES OF INTERNATIONAL COMMERCIAL INTERESTS (RIGHTS) IN RELATION TO AIRCRAFT AND AIRCRAFT ENGINES, ESTABLISHED IN ACCORDANCE WITH THE CONVENTION ON INTERNATIONAL INTERESTS IN MOBILE EQUIPMENT (CAPE TOWN CONVENTION) 2001

In this article, the author considers certain aspects of the Cape Town Convention 2001 impact on the process of unification of security documents and their registration for transactions involving aircraft and aircraft engines. The author focuses on four ways to secure transactions through: (1) classic security rights (such as mortgages, pledges or transfers of title by way of security); (2) retention of title by the seller in the event of a conditional sale of an aircraft; (3) the lessor's rights under the aircraft lease; and (4) the buyer's right as the "future owner" of the aircraft. All of the above security rights and interests must be registered in the international registry.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ПРАВ) В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С КОНВЕНЦИЕЙ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ГАРАНТИЯХ В ОТНОШЕНИИ ПОДВИЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (КЕЙПТАУНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ) 2001 ГОДА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_246

КАТЕГОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ПРАВ) В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, СОЗДАВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С КОНВЕНЦИЕЙ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ГАРАНТИЯХ В ОТНОШЕНИИ ПОДВИЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (КЕЙПТАУНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ) 2001 ГОДА Categories of international commercial interests (rights) in respect of aircraft

and aircraft engines created in accordance with the Convention on International Interests in Mobile Equipment (Cape Town Convention) 2001

САКАЕВА Эльвира Зинуровна,

Кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. Email: sakaeva2012@yandex.ru;

Sakaeva Elvira Zinurovna,

PhD in Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and litigation,

Sterlitamak Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ufa University of Science and Technology». 49 Lenin Ave., Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, 453103, Russia. Email: sakaeva2012@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье автор рассматривает некоторые аспекты влияния Кейптаунской конвенция 2001 года на процесс унификации обеспечительных инструментов для сделок с воздушными судами и авиационными двигателями. Автор фокусируется на исследовании четырех способов обеспечения сделок посредством: (1) классических обеспечительных прав (таких как ипотека, залог либо обеспечительная передача права собственности); (2) удержании титула собственности продавцом в случае условной продажи воздушного судна; (3) праве арендодателя по договору аренды воздушного судна и (4) праве покупателя как «будущего собственника» воздушного судна. Все вышеперечисленные обеспечительные права и интересы подлежат регистрации в международном реестре.

Abstract: In this article, the author considers certain aspects of the Cape Town Convention 2001 impact on the process of unification of security documents and their registration for transactions involving aircraft and aircraft engines. The author focuses on four ways to secure transactions through: (1) classic security rights (such as mortgages, pledges or transfers of title by way of security); (2) retention of title by the seller in the event of a conditional sale of an aircraft; (3) the lessor's rights under the aircraft lease; and (4) the buyer's right as the "future owner" of the aircraft. All of the above security rights and interests must be registered in the international registry.

Ключевые слова: Кейптаунская конвенция, обеспечительные права, воздушные суда, авиационные двигатели, международный реестр, права будущего собственника, обеспечительная передача права собственности, удержание права собственности, лизинг, обеспечительные права лизингодателя.

Keywords: Cape Town Convention, security rights, aircraft, aircraft engines, international registry, future owner's rights, transfer of title, retention of title, leasing, lessor's security rights.

Для цитирования: Сакаева Э.З. Категории международных коммерческих интересов (прав) в отношении воздушных судов и авиационных двигателей, создаваемых в соответствии с Конвенцией о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаунская конвенция) 2001 года // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 246-249. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_246.

For citation: Sakaeva E.Z. Categories of international commercial interests (rights) in respect of aircraft and aircraft engines created in accordance with the Convention on International Interests in Mobile Equipment (Cape Town Convention) 2001 // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 246-249. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_246.

Статья поступила в редакцию: 01.05.2023

1. Введение

16 ноября 2001 года на дипломатической конференции, проведенной в городе Кейптаун (Южная Африка), 53 страны поддержали принятие Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования («Конвенция») и ассоциированный с нею протокол по вопросам, относящимся к авиационному оборудованию («Протокол»)1. С момента принятия Конвенции и Протокола (в данной статье оба документа для краткости будут называться «Кейптаунская конвенция») большинство стран со значительной долей ВВП приходящейся на авиационный сектор ратифицировали и присоединились к данной конвенции2.

Целью конвенции является гармонизация правового регулирования международного финансирования, аренды и купли-продажи воздушных судов (самолетов, некоторых видов вертолетов, а также авиационных двигателей)3. Юридическим последствием подписания Кейптаунской конвенции страной - участником является унификация регулирования подобных сделок (в аспектах, касающихся создания и судебной защиты обеспечительных прав и международных интересов созданных в отношении воздушных судов), как следствие участники коммерческого оборота могут полагаться на положения Кейптаунской Конвенции непосредственно, без необходимости проверки соответствия договора номам

1 Protocol to the Convention on International Interests in mobile equipment on matters specific to aircraft equipment (Cape Town on 16 November 2001). — URL: https://www.unidroit.org/instruments/security-interests/aircraft-protocol/ (дата обращения: 30.04.2023).

2 Евстигнеева И.С., Юрьев С.С. Особые способы защиты лизингодателей по Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. // Закон. - М.: Закон, 2014, № 4. - С. 152-158.

3 Зенякина А. Конвенция УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и ее вклад в унификацию регулирования обеспечительных сделок // Актуальные правовые вопросы торгово-экономического сотрудничества РФ с зарубежными странами: Материалы научно-практической конференции Международно-правового факультета ВАВТ (Москва, апрель 2009 г.). - М.: ВАВТ, 2010, Вып. 41. - С. 30-37

внутреннего гражданского или коммерческого права1. Иными словами, для того чтобы создать обеспечительные права на воздушное судно, документ создающий такие обеспечительные права должен соответствовать только требованиям Кейптаунской конвенции и может не соответствовать и даже противоречить в некоторых аспектах нормам внутреннего (национального) права.

Российская Федерация присоединилась к Кейптаунской конвенции в 2010 году, а конвенция вступила в силу на территории России с 1 сентября 2011 года2. Присоединение к этой конвенции имело положительный эффект для сделок по приобретению и финансированию воздушных судов, поскольку нормы Кейптаунской конвенции представляют с собой форму наднационального регулирования, которое не может быть изменено в одностороннем порядке государством в виду изменения каких-либо внутриполитических либо внешнеполитических обстоятельств. Поскольку регулирование унифицировано на международном уровне, оно дает иностранным банкам и покупателям воздушных судов гарантии предсказуемости правого режима. Снижение юридических рисков, связанных с такого рода сделками позволяет получать финансирование для покупки воздушных судов на более выгодных условиях в так же расширяет базу потенциальных кредиторов для целей покупки и финансирования приобретения воздушного судна. При меньших рисках для кредиторов ставки по кредитным договорам значительно ниже, нежели в условиях повышенных правовых рисков.

Кейптаунская конвенция в случаях с воздушными судами устанавливает материальные международно-правовые нормы прямого действия, не делая ссылок к нормам внутреннего права или нормам международно-частного права3. Таким образом, подписывая конвенцию, государства-участники соглашаются на прямое применение в отношении обеспечительных прав созданных в отношении воздушных судов унифицированных международно-правовых норм, а не норм национального права. Данный подход в ряде случаев может означать возникновение противоречий между нормами национального гражданского и коммерческого права и нормами конвенции, которые должны разрешаться в пользу Кейп-

4

таунской конвенции, как международно-правого документа .

Для регистрации международных прав и обеспечительных интересов, созданных в соответствии с Кейптаунской конвенцией был создан международный реестр (International Registry), которые ведется Международной организацией гражданской авиации (ICAO)5. В определенных вопросах нормы Кейптаунской конвенции меняют регулирование, предусмотренное Женевской Конвенцией 1948 года6.

Поскольку Кейптаунская конвенция - это относительно «молодой» договор по меркам международного права, Международной Организацией Гражданской Авиации (ICAO) был выпущен официальный гид с разъяснениями по вопросам применения и толкования положений данной конвенции7.

В данной статье мы подробно рассмотрим виды международных интересов, которые могут быть созданы на основании Кейптаунской

конвенции.

2. Виды международных интересов (прав) признаваемых Кейптаунской конвенцией 2001 года.

В соответствии с Кейптаунской конвенцией могут быть созданы следующие виды международных интересов (прав) в отношении воздушных судов:

1. Права из обеспечительных обязательств, объектом которых выступает воздушное судно или авиационный двигатель (так называемые «обеспечительные права» или «обеспечительные интересы»)

2. Права арендодателя по договорам аренды (как финансовой аренды (лизинга), так и классического договора аренды, который не предусматривает переход права собственности на воздушное судно по истечении срока договора аренды)

3. Права продавца по договорам, содержащим положения об удержании титула собственника за продавцом воздушного судна до момента исполнения всех обязательств покупателем воздушного судна

4. Права и интересы покупателя, возникающие до регистрации перехода права собственности на воздушное судно на основании договора купли-продажи (так называемые права и интересы «будущего собственника»).

Все вышеперечисленные права, независимо от договорной конструкции, использованной для их создания, могут быть зарегистрированы в международном реестре.8 В случае регистрации подобных прав, зарегистрированные права будут иметь приоритет перед незарегистрированными правами на воздушное судно и правами, зарегистрированными в реестре позднее.9 Стоит, однако, отметить, что на некоторые внедо-

1 Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. - М.: Наука, 2003, № 2. - С. 75-84

2 Присоединение оформлено Федеральным законом от 23 декабря 2010 года No 361 -ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантих в отношении подвижного оборудования» .— URL: https://base.garant.ru/12181358/ (дата обращения: 30.04.2023).

3 Мартынец, П.В. Правовая природа международной гарантии в отношении подвижного оборудования / П.В. Мартынец // Актуальные проблемы российского права .— 2014 .— №3 .— С. 179-184 .— URL: https://rucont.ru/efd/416518 (дата обращения: 30.04.2023).

4 Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. - М.: Наука, 2003, № 2. - С. 75-84.

5 Regulations and Procedures for the International Registry, Fifth Edition — 2013, INTERNATIONAL CIVIL AVIATION ORGANIZATION, 999 University Street, Montréal, Quebec, Canada H3C 5H7.

6 «Конвенции о международном признании прав на воздушные суда» принята Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в городе Женева (Швейцария) 19 июня 1948 года. Российская Федерация не является участницей Женевской конвенции 1948 года. .— URL: https://docs.cntd.ru/document/1900530 (дата обращения: 30.04.2023).

7 Practitioners' Guide to the Cape Town Convention and the Aircraft Protocol The Legal Advisory Panel of the Aviation Working Group Published October 12, 2020 p.173 - 179 .— URL: http://awg.aero/wp-content/uploads/2020/10/Practitioners-Guide-to-the-Cape-Town-Convention-and-Aircraft-Protocol-October-2020.pdf (дата обращения: 30.04.2023).

8 Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. - М.: Наука, 2003, № 2. - С. 75-84.

9 Международно-правовая унификация способов обеспечения исполнения обязательств при приобретении подвижного оборудования. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Зенякина А.Г. - М., 2013. - 30 c.

говорные обязательства (такие как задолженность по аэронавигационным платежам или задолженность по техническому обслуживанию самолета, которые возникают автоматически в силу закона) такие правила о приоритете не распространяются.1

2.1. Защита интересов покупателя («будущего собственника») в ситуации прямой купли-продажи воздушного судна.

Как отмечалось выше, положения конвенции распространяются на права покупателя, возникающие из простой (прямой) продажи воздушного судна. Мы остановимся на защите интересов покупателя более подробно, поскольку российскому праву не известна концепция регистрации интересов «будущего собственника». Регистрация интересов «будущего собственника» необходима по причине того, что в процессе исполнения сделки купли-продажи воздушного судна зачастую образуется некий промежуток времени между подписанием договора о покупке воздушного судна, передачей денежных средств и формальной перерегистрацией права собственности на воздушное судно в национальном реестре на имя нового собственника. В данный промежуток времени покупатель находится в уязвимом положении поскольку, технически и юридически продавец может организовать двойную продажу воздушного судна третьему лицу (другому покупателю) постольку, поскольку данный продавец формально - юридически до сих пор зарегистрирован в реестре в качестве собственника воздушного судна.2 Регистрация интереса покупателя в момент заключения договора купли-продажи воздушного судна, будет служить оповещением всем третьим лицам о том, что данное воздушное судно является объектом происходящей сделки, и покупатель заявляет на данные объект определенные юридические права (возникающие в силу договора с собственником воздушного судна). Данные права покупателя будут иметь приоритет перед всеми другими интересами и правами в отношении воздушного судна, регистрация которых произошла после регистрации международного интереса покупателя.

Регистрация прав из договора купли-продажи также защитит покупателя, в случае если продавец попытается в последний момент перед перерегистрацией права собственности на имя покупателя обременить воздушное судно интересами своих кредиторов (например, попытается оформить новую ипотеку на воздушное судно, чтобы получить кредит у банка или финансовой организации). Если права покупателя из подобной прямой продажи зарегистрированы в реестре в момент подписания договора купли-продажи, права покупателя как будущего собственника воздушного судна будут иметь приоритет над всеми правами, которые зарегистрированы позднее либо созданы, но не зарегистрированные

3

в международном реестре.

Необходимо отметить, что в случае, если какие-либо права третьих лиц были зарегистрированы в международном реестре до регистрации прав покупателя на воздушное судно, покупатель получит право собственности на воздушное судно, обременённое правами, существующими в реестре на момент регистрации его интереса как «будущего собственника».4

2.2. Понятие «обеспечительного права» и «обеспечительного интереса» в Кейптаунской конвенции 2001 года.

Как указывалось выше одним из видов регистрируемых интересов (прав) в международном реестре являются так называемые «обеспечительные права» или «обеспечительные интересы» на воздушное судно. Кейптаунская конвенция определяет «обеспечительное право» или «обеспечительный интерес» на воздушное судно как автономное понятие и устанавливает его содержание следующим образом: «обеспечительный интерес (право) - это интерес (право), которое создается по соглашению сторон, и в силу которого обременитель дает или обязуется передать право или интерес на воздушный объект другому лицу, с целью обеспечения исполнения существующих либо будущих договорных обязательств обременителя либо иного третьего лица».5 Иными словами, содержание понятия «обеспечительный интерес/право» определяется положениями конвенции, а не положениями национального законодательства той или иной страны-участницы конвенции.

Такое обеспечительное право может также заключаться в передаче права (титула) собственности в обеспечительных целях (передача права собственности в обеспечительных целях не является идентичной ситуации с обеспечительным удержанием права собственности; отдельный параграф данной статьи будет посвящен вопросам обеспечительного удержания права собственности). Таким образом, если взять в качестве примера российское гражданское право, которое не признает концепцию обеспечительной передачи права собственности, возможность создать такой вид обеспечительного права существует, правовой основой возникновения такого права является Кейптаунская конвенция 2001 года.6

Часто на практике, чтобы обеспечить регистрацию прав в международном реестре стороны самостоятельно в договоре квалифицируют права в отношении воздушного судна (ипотеку либо обеспечительную передачу собственности) в качестве «международного интереса» для целей регистрации. Такая практика, однако не является эффективной, поскольку регистратор будет оценивать международный интерес не с точки зрения квалификации его как «международного интереса» сторонами в договоре, а с позиции того подпадает ли данный интерес под определение «международного интереса/права» определенного положениями Кейптаунской конвенции.7

2.3. Регистрация международных интересов (прав), возникающих из договоров содержащих положения об удержании права собственности на воздушное судно в обеспечительных целях.

Как указывалось выше отдельным видом интересов (прав), подлежащих регистрации в международном реестре являются права воз-

1 Cape Town Convention and Aircraft Protocol Official Commentary - Fifth Edition (2022) by Professor Sir Roy Goode CBE, QC p.455-457.

2 Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. - М.: Наука, 2003, № 2. - С. 75-84.

3 Зенякина А.Г. Обеспечение исполнения обязательств по международным коммерческим сделкам как объект правовой унификации // Московский журнал международного права. - М.: Междунар. отношения, 2011, № 3. - С. 127-140.

4 Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. - М.: Наука, 2003, № 2. - С. 75-84.

5 Лазарева Т.П. Международно-правовое регулирование обеспечительных сделок: Конвенция УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования // Журнал российского права. - М. : Норма, 2006, № 11. - С. 85-95.

6 Зенякина А.Г. Обеспечение исполнения обязательств по международным коммерческим сделкам как объект правовой унификации // Московский журнал международного права. - М.: Международные отношения, 2011, № 3. - С. 127-140.

7 Зенякина А.Г. Обеспечение исполнения обязательств по международным коммерческим сделкам как объект правовой унификации // Московский журнал международного права. - М.: Международные отношения, 2011, № 3. - С. 127-140.

никающие на основании так называемые «title reservation agreements», договоров концессии, когда право собственности на воздушное судно сохраняется за «условным» продавцом и переходит к покупателю только в случае полного исполнения обязательств и удовлетворения всех условий договора купли-продажи.1 Удержание права собственности определяется в Кейптаунской конвенции как «право из договора по отчуждению воздушного судна, в котором содержится условие о том, что право собственности на воздушное судно переходит к покупателю только в тот момент, когда определенные договором условия и обязательства считаются соблюденными либо выполненными».2

2.4. Регистрация в международном реестре прав арендодателя воздушного судна.

Регистрации в качестве международного интереса подлежат также права арендодателя по договору аренды воздушного судна. Поскольку арендодатель в случае заключения договора аренды передает владение воздушным судном арендатору, возникает риск того, что арендатор может недобросовестно вступить в отношениях с третьими лицами не в качестве арендатора, а предстать в качестве собственника воздушного судна (владение воздушным судном само по себе будет убедительным фактом, создающим у третьего лица предположение, что владелец воздушного судна и есть его собственник). Для того, чтобы предотвратить возникновение такой ситуации с участием третьего лица (действующего как добросовестный приобретатель) и защитить арендодателя, право арендодателя в отношении воздушного судна регистрируется в реестре.

В случае регистрации, права арендодателя будут иметь приоритет в отношении все последующих зарегистрированных обременений и в отношении все незарегистрированных обременений вне зависимости от момента их создания. Таким образом, третьи лица будут оповещены о наличии права арендатора и не смогут приобрести право собственности на воздушное судно от арендодателя в соответствии с доктриной добросовестного приобретения. Договор аренды/лизинга воздушного судна определяется Кейптаунской конвенцией как «договор, в соответствии с которым одна сторона (арендодатель) предает владение или правомочие владения либо контроля воздушного судна другому лицу (арендатору) в обмен на получение арендных платежей».3 Конвенция проводит четкое разграничение между договором аренды воздушного судна без персонала («dry lease») и договором аренды воздушного судна с персоналом («wet lease»). Договор аренды воздушного судна с персоналом для целей Кейптаунской конвенции не считается

4

договором аренды, и права арендодателя по такому договору аренды воздушного судна не подлежат регистрации в международном реестре.

2.5. Заключение

Таким образом, Кейптаунская конвенция оперирует 4 автономными категориями/понятиями международных интересов (прав), которые подлежат регистрации: обеспечительные права (такие как ипотека, залог либо обеспечительная передача права собственности), права удержания титула собственности продавцом в случае условной продажи воздушного судна, право арендодателя по договору аренды воздушного судна и право покупателя как «будущего собственника» воздушного судна.

Библиогра фия:

1. Евстигнеева И.С., Юрьев С.С. Особые способы защиты лизингодателей по Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. // Закон. - М.: Закон, 2014, № 4. - С. 152-158.

2. Зенякина А. Г. Конвенция УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и ее вклад в унификацию регулирования обеспечительных сделок // Актуальные правовые вопросы торгово-экономического сотрудничества РФ с зарубежными странами: Материалы научно-практической конференции Международно-правового факультета ВАВТ (Москва, апрель 2009 г.). - М.: ВАВТ, 2010, Выпуск 41. - С. 30-37.

3. Зенякина А.Г. Международно-правовая унификация способов обеспечения исполнения обязательств при приобретении подвижного оборудования. Автореферат дис. канд. юрид. наук / Зенякина А.Г. - М., 2013. - 30 c.

4. Зенякина А.Г. Обеспечение исполнения обязательств по международным коммерческим сделкам как объект правовой унификации // Московский журнал международного права. - М.: Международные отношения, 2011, № 3. - С. 127-140.

5. Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. - М.: Наука, 2003, № 2. - С. 75-84.

6. Лазарева Т.П. Международно-правовое регулирование обеспечительных сделок: Конвенция УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования // Журнал российского права. - М.: Норма, 2006, № 11. - С. 85-95.

7. Мартынец П.В. Правовая природа международной гарантии в отношении подвижного оборудования / П.В. Мартынец // Актуальные проблемы российского права .— 2014 .— №3 .— С. 179-184 .— URL: https://rucont.ru/efd/416518 (дата обращения: 30.04.2023)

8. Cape Town Convention and Aircraft Protocol Official Commentary - Fifth Edition (2022) by Professor Sir Roy Goode CBE, QC p. 331 -334 and p.455-457.

9. Practitioners' Guide to the Cape Town Convention and the Aircraft Protocol The Legal Advisory Panel of the Aviation Working Group Published October 12, 2020 p.173 -179 .— URL: http://awg.aero/wp-content/uploads/2020/10/Practitioners-Guide-to-the-Cape-Town-Convention-and-Aircraft-Protocol-October-2020.pdf (цата обращения: 30.04.2023).

References:

1. Evstigneeva I.S., Yuryev S.S. Special ways to protect lessors under the Cape Town Convention on International Guarantees in Respect of Mobile Equipment 2001 // Law. - M.: Law, 2014, No. 4. - pp. 152-158.

2. Zenyakina A. G. UNIDROIT Convention on International guarantees in respect of mobile equipment and its contribution to the unification of the regulation of security transactions // Actual legal issues of trade and economic cooperation of the Russian Federation with foreign countries: Materials of the scientific and practical conference of the International Law Faculty of the VAVT (Moscow, April 2009). - Moscow VAVT, 2010, Issue 41. - pp. 30-37.

3. Zenyakina A.G. International legal unification of ways to ensure the fulfillment of obligations when purchasing mobile equipment. Abstract of the dissertation of the candidate. jurid. Sciences / Zenyakina A.G. - M., 2013. - 30 p.

4. Zenyakina A.G. Enforcement of obligations under international commercial transactions as an object of legal unification // Moscow Journal of International Law. -Moscow International Relations, 2011, No. 3. - pp. 127-140.

5. Kuvshinov V.A. Cape Town Convention on International Property Rights to Mobile Equipment 2001 and the Protocol on Aviation Equipment to this Convention // State and Law. - Moscow Nauka, 2003, No. 2. - pp. 75-84.

6. Lazareva T.P. International legal regulation of security transactions: Unidroit Convention on international guarantees in respect of mobile equipment // Journal of Russian Law. - M.: Norm, 2006, No. 11. - pp. 85-95.

7. Martynets P.V. The legal nature of the international guarantee in respect of mobile equipment / P.V. Martynets // Actual problems of Russian law.— 2014 .— No. 3 .— pp. 179-184 .— URL: https://rucont.ru/efd/416518 (accessed: 30.04.2023)

8. Cape Town Convention and Aircraft Protocol Official Commentary - Fifth Edition (2022) by Professor Sir Roy Goode CBE, QC p. 331 -334 and p.455-457.

9. Practitioners' Guide to the Cape Town Convention and the Aircraft Protocol The Legal Advisory Panel of the Aviation Working Group Published October 12, 2020 p.173 - 179 .— URL: http://awg.aero/wp-content/uploads/2020/10/Practitioners-Guide-to-the-Cape-Town-Convention-and-Aircraft-Protocol-October-2020.pdf (accessed: 30.04.2023).

1 Евстигнеева И.С., Юрьев С.С. Особые способы защиты лизингодателей по Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. // Закон. - М.: Закон, 2014, № 4. - С. 152-158.

2 Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. - М.: Наука, 2003, № 2. - С. 75-84

3 Cape Town Convention and Aircraft Protocol Official Commentary - Fifth Edition (2022) by Professor Sir Roy Goode CBE, QC p. 331 -334.

4 Кувшинов В.А. Кейптаунская Конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование 2001 г. и протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции // Государство и право. - М.: Наука, 2003, № 2. - С. 75-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.