Научная статья на тему 'Некоторые вопросы конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц субъектов зарубежных федеративных государств'

Некоторые вопросы конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц субъектов зарубежных федеративных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральное вмешательство / отзыв / конституционно-правовая ответственность / интервенция / чрезвычайное положение. / federal intervention / recall / constitutional and legal responsibility / intervention / state of emergency

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богомолов Никита Сергеевич

В статье рассматриваются отдельные вопросы теории и практики применения в зарубежных федеративных государствах мер конституционно-правовой ответственности государственных органов и должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhis article discusses some questions of the theory and practice of foreign federal states actions constitutional responsibility of government agencies and officials.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц субъектов зарубежных федеративных государств»

Некоторые вопросы конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц субъектов зарубежных федеративных государств Богомолов Н. С.

Богомолов Никита Сергеевич /Bogomolov Nikita Sergeevich - кандидат юридических наук, доцент,

кафедра общественных наук,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал, г. Омск

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные вопросы теории и практики применения в зарубежных федеративных государствах мер конституционно-правовой ответственности государственных органов и должностных лиц.

Abstract: this article discusses some questions of the theory and practice of foreign federal states actions constitutional responsibility of government agencies and officials.

Ключевые слова: федеральное вмешательство, отзыв, конституционно-правовая ответственность, интервенция, чрезвычайное положение.

Keywords: federal intervention, recall, constitutional and legal responsibility, intervention, state of emergency.

Тема конституционно-правовой ответственности (далее - КПО) в российской юридической науке последних лет вызывает повышенный интерес. Однако исследований, посвященных КПО, в отдельных зарубежных странах или сравнительно-правовых исследований пока не так много. И тем более не исследованными остаются вопросы КПО органов и должностных лиц субъектов зарубежных федеративных государств.

Из 193 государств современного мира в 24 существует федеративная форма государственного устройства. Среди федеративных государств механизмы КПО органов и должностных лиц субъектов федерации наиболее разработаны в США, ФРГ и Австрии.

Основываясь на опыте данных стран, в зависимости от способов реализации ответственности, можно выделить четыре основные разновидности КПО (меры КПО) государственных органов и должностных лиц субъектов федерации:

- отзыв должностных лиц избирателями;

- роспуск представительных органов;

- импичмент и сходные с ним процедуры (отстранение от должности, лишение мандата депутата);

- федеральное вмешательство.

В соответствии с данной классификацией, рассмотрим каждую из данных мер.

Отзыв должностных лиц.

Наибольшее развитие институт отзыва получил в Соединенных Штатах Америки (далее - США). На федеральном уровне в США институт отзыва отсутствует, однако он существует в ряде штатов и муниципальных образований. В настоящее время в США 19 штатов, а также округ Колумбия имеют в своем законодательстве положения об отзыве государственных должностных лиц [2]. Согласно законодательству данных штатов, отозвать можно как депутата легислатуры штата, так и губернатора.

Стоит отметить, что о необходимости существования такого конституционно-правового института, как отзыв, практически все время ведутся споры среди американских юристов и политиков. Сторонники отзыва утверждают, что при его наличии губернаторы, депутаты легислатур штатов чувствуют свою ответственность перед народом, прислушиваются к его потребностям. Противники отзыва считают, что отзыв противоречит принципам республиканской формы правления, вносит дестабилизацию в работу исполнительной и законодательной властей, которые вынуждены руководствоваться сиюминутными потребностями населения в ущерб долгосрочным планам развития.

Роспуск представительных органов власти субъектов федерации.

В настоящее время возможность роспуска представительных органов государственной власти субъектов федерации существует в ряде государств с парламентарной и смешанной формами правления. В президентских республиках (например, в США, Аргентине, Бразилии) институт роспуска парламента отсутствует.

Зачастую инициатива роспуска представительных органов субъектов федерации принадлежит федеральным органам (например, в рамках федерального вмешательства), однако его существование возможно и в рамках конституционного механизма субъектов федерации.

В качестве оснований для роспуска представительного органа субъекта федерации в основном выступают ситуации, связанные с невозможностью формирования правительства или совместной деятельности правительства с легислатурой (недоверие правительству, отказ в доверии). Однако в некоторых случаях роспуск возможен и в связи с нарушениями федерального законодательства представительными органами субъектов федерации.

Федеральное вмешательство.

В зарубежных федеративных государствах институт федерального вмешательства существует на правах разновидности института чрезвычайного положения.

Следует отметить, что принимаемые Федеральным центром меры в отношении отдельных субъектов федерации различаются в зависимости от конкретной страны и могут быть достаточно разнообразными: от финансовых санкций или изъятия некоторых полномочий субъекта федерации до ввода полицейских или военных сил на его территорию, роспуска законодательных органов, отстранения губернатора, назначения федерального интервентора и введения режима ограничения некоторых конституционных прав граждан.

Практика применения федерального вмешательства в зарубежных странах также неоднозначная. В развитых демократических государствах этот институт применяется крайне редко (в ФРГ вообще не применялся, а в США, хоть и применялся, но ни одно должностное лицо субъекта федерации не было лишено должности в таком порядке). Совершенно по-другому обстоят дела в так называемых «развивающихся» странах - Индии, Мексике, Бразилии, Аргентине, где практика применения этого института весьма богатая. Всего за период с момента принятия Конституции Индии и до 1984 года федеральное вмешательство в этой форме применялось свыше 70 раз [1, с. 505].

Институт отрешения от должности.

В ряде зарубежных федеративных государств институт импичмента (и его разновидности) закреплен не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации, где он выступает как важное средство обеспечения конституционно-правовой ответственности должностных лиц.

Исторически импичмент возник в Англии приблизительно в XIV веке как право британского парламента судить и отрешать от должности тех судей и министров Короны, которые, по мнению законодателей, нарушали законы королевства. Сам монарх обладал иммунитетом и не являлся субъектом импичмента. Само слово «impeachment» первоначально значило «недоверие» [3, с. 31].

Что касается основных деталей процедуры импичмента, то в США и Англии они мало изменились с тех времен: чиновник отрешается от должности бикамеральным парламентом, где функции обвинения осуществляет нижняя палата, а рассматривает дело по существу и выносит решение (квалифицированным большинством голосов) верхняя палата.

Согласно разделу 4 ст. II Конституции США, Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если при осуждении в порядке импичмента они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках [4, с. 360].

Разновидностью импичмента является институт привлечения должностных лиц субъектов федерации к ответственности за нарушение конституции и законов в ФРГ.

Сходство немецкой модели отрешения от должности с импичментом состоит в том, что возбуждается эта процедура законодательным органом - ландтагом. Однако, в отличие от процедуры импичмента, рассматривает дело по существу и выносит решение не вторая палата парламента, а конституционный суд земли. Конституционный суд устанавливает своим решением, виновен ли обвиняемый в умышленном нарушении конституции или какого-либо другого земельного закона. В случае установления вины, суд может также лишить обвиняемого его должности с момента провозглашения решения [5, с. 114].

В заключение необходимо отметить, что практически любой из рассмотренных видов КПО может быть использован в недобросовестных политических целях. Чтобы этого не происходило, нужны предпосылки в виде развитых институтов гражданского общества, средств массовой информации, работающая система «сдержек и противовесов», обеспечивающая нужный баланс ветвей власти, независимая судебная система. Все эти условия есть в развитых странах, поэтому КПО органов и должностных лиц субъектов федерации не превращается там в орудие политической борьбы.

В связи с этим необходимо крайне осторожно и взвешенно подходить к вопросу о возможности закрепления в российском законодательстве тех или иных мер конституционно-правовой ответственности, существующих в зарубежных федеративных государствах.

Литература

1. Басу Д. Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986. 660 с.

2. Далл Р. Процедура отзыва должностных лиц, занимающих выборные посты в США: сравнительный

анализ положений избирательного права и предложения по разработке процедуры отзыва в Российской

Федерации. [Электронный ресурс] - Интернет-сайт «Демократия.ру» // URL:

http://www.democracy.ru/library/foreign/countries/usa/rus_1997-9/index.html (дата обращения 10.10.2015).

3. Домрин А. Н. Конституционная процедура импичмента в США // Журнал российского права. 2004. № 7.

С. 31-33.

4. Конституция США. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. В. В. Маклаков. М:

Волтерс Клувер, 2010. 624 с.

5. Кровельщикова В. В. Конституционные суды Германии. Дисс.. .к. ю. н. - Томск, 2004. 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.