УДК 343.97 ББК 67
А. А. Брюхнов, Н. А. Вакуленко
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье анализируются различные подходы к классификации проявлений терроризма. Предполагается, что, избирая в качестве признаков и критериев систематизации цели и мотивы преступлений, способы их совершения, сферы жизни нашего общества и определяя вид терроризма, можно усовершенствовать механизм предупреждения преступлений террористического характера.
Ключевые слова: степень общественной опасности, угроза, политический, государственный, религиозный, корыстный, криминальный, военный, националистический, идеалистический, международный терроризм, предупреждение терроризма.
SOME QUESTIONS OF CLASSIFICATION OFTERRORISM MANIFESTATIONS
IN MODERN SOCIETY
In article various approaches to classification of manifestations of terrorism are analyzed. It is supposed that choosing as signs and criteria of classification of the purpose and motives of crimes, ways of their commission, the sphere of life of our society and defining a type of manifestation of terrorism, there is an opportunity to improve the mechanism of the prevention of crimes of terrorist character.
Keywords: terrorizm, degree of public danger, threat, political, state, religious, mercenary, criminal, military, nationalist, idealistic, international terrorism, prevention of terrorism.
Сегодня терроризм представляет угрозу не только российскому, но и международному сообществу. Террористическая деятельность и ее проявления постоянно эволюционируют, приобретают как религиозную, так и политическую, и националистическую окраску.
и не в десятках тысяч, они характеризуются высокой степенью общественной опасности. Прежде всего речь идет о преступлениях террористической и экстремистской направленности. В последние годы мы можем наблюдать тенденцию к их увеличению.
Таблица
Динамика зарегистрированных преступлений против общественного порядка и государственной власти (2007-2014 гг.) [1]
№ п/п Статьи УК РФ Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1 205 48 10 15 31 29 24 31 32
2 205.1 7 10 15 22 61 58 74 124
3 205.2 0 0 7 9 14 20 29 81
4 280 38 29 45 51 61 94 143 180
5 282 170 182 223 272 242 345 - -
6 282.1 24 18 19 23 17 18 20 23
7 282.2 16 24 20 27 67 57 61 43
Несмотря на то, что представленные в таблице количественные характеристики преступлений против общественного порядка и государственной власти выражены не в тысячах
Динамика зарегистрированных террористических актов на территории Российской Федерации носит волнообразный характер. Наибольшее их количество произошло в 2001 -
2003 годах. В последнее время показатели варьируются от 25 до 35 ежегодно. Повторимся, речь здесь идет о данных официальной отчетности. В связи с этим нельзя забывать о непредсказуемости и увеличении масштабов последствий терактов.
О повышенной степени общественной опасности указанных преступных деяний, детерминируемых конфликтами на межэтнической, межнациональной почве, свидетельствуют и данные социологических опросов [3].
В 2009 и 2012 годы Фондом общественного мнения совместно с ВНИИ МВД России проведено масштабное социологическое исследование по определению уровня безопасности личности и деятельности органов внутренних дел во всех субъектах Российской Федерации. В целом было опрошено 33 200 респондентов в возрасте от 18 лет (граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранцев).
Анализ результатов этих исследований позволяет оценить социальные риски и опасения граждан, а также состояние их защищенности от противоправных посягательств. Так, уровень беспокойства относительно межэтнических, межнациональных конфликтов в обществе составляет 64 %. Легкое беспокойство эти конфликты вызывают у 33 % опрошенных, 31 % респондентов серьезно встревожены (в первую очередь, речь идет о жителях СКФО (44 %), ЦФО (39 %) и ЮФО (34 %) [4].
Есть территории (например, Дагестан), где террористические акты случаются практически ежедневно. Изучение криминальной ситуации в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии и других субъектах Северо-Кавказского федерального округа свидетельствует о нарастании террористической угрозы.
Наряду с участившимися взрывами, обстрелами и нападениями на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, покушениями на жизнь государственных или общественных и религиозных деятелей, судей, следователей в практике осуществления террористической деятельности все чаще стали совершаться акты возмездия в ответ на наступательные и упреждающие действия правоохранительных органов и спецслужб России по нейтрализации непримиримых членов террористической организации «Кавказский Эмират» [5].
Организаторы террористической деятельности на Северном Кавказе вернулись к наи-
более эффективному способу запугивания мирного населения и воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления - террористическим атакам с использованием «смертников».
Улучшение взаимодействия между правоохранительными органами и спецслужбами в 2010 году, позволившее нейтрализовать Александра Тихомирова (Саида Бурятского), Анзо-ра Астемирова, Саланбека Ахмадова, У. Ма-гомедова (так называемого амира Дагестана Аль-Бара) и некоторых других организаторов террористической деятельности, а также эмиссаров международных террористических организаций, в частности араба Абу-Халеда, отвечавших за финансирование из-за рубежа, техническую и психологическую подготовку террористов и переброску наемников, заинтересованных в дестабилизации обстановки в регионе и подрыве авторитета России, вынудило главарей бандподполья активизировать вооруженное сопротивление.
По приказу Д. Умарова, принявшего решение использовать «смертников» не только в Северо-Кавказском федеральном округе (теракт в Республике Дагестан 6 января 2010 года повлек гибель 6 и ранения 19 сотрудников полиции и гражданских лиц; 31 марта 2010 года взрывы в г. Кизляре, около зданий ОВД и ФСБ, - гибели 12 человек и получили ранения 27, включая начальника ОВД Виталия Ведерникова), были осуществлены террористические атаки против мирных граждан в московском метрополитене 29 марта 2010 года, повлекшие смерть 39 и ранения 95 граждан. 17 августа того же года прогремел взрыв в г. Пятигорске, на улице Кирова (пострадали более 40 человек). 24 января 2011 года в аэропорту «Домодедово» произошел взрыв, в результате которого 37 человек погибли (включая террориста), 130 получили ранения разной степени тяжести.
Нельзя не согласиться с мнением Ю. М. Ан-тоняна, который отмечает, что в России отсутствует консолидированная террористическая организация, хотя радикальных групп, особенно на Северном Кавказе, много и террористические акты совершаются часто. Следующей особенностью российского терроризма является то, что никто из радикалов не берет на себя ответственность за взрывы и нападения, за исключением Радуева, но это могло быть лишь «игрой на публику» [6].
Отметим, что различие целей террористической деятельности лежит в основе дифференциации видов терроризма (политического, государственного, международного, религиозного, националистического, корыстного, внут-рикриминального и т. п.).
Многие российские и зарубежные ученые пытаются классифицировать данное явления, в том числе на основании целей и мотивов преступлений, способов их совершения и так далее.
В. В. Витюк предложил деление терроризма на «правый» и «левый». Правых (итальянское социальное движение «Национальные правые силы», «Антикоммунистическая секретная армия» (Сальвадор), «Антикоммунистический альянс» (Аргентина), «Эскадроны смерти» (Бразилия), «Белая рука» (Гватемала) не устраивают либерализм и демократичность государства, которым они противопоставляют «политику твердой руки» - тоталитарный режим. Левые («Красные бригады» в Италии, «Фракция Красной Армии» в ФРГ, «Красная армия Японии») считают, что государство узурпировало власть и злоупотребляет ею, а поэтому не имеет права на существование. Общим врагом их является современное несовершенное общество, настоящий мир, который они хотят перекроить с помощью насилия по своим лекалам [7].
В. В. Лунеев напоминает, что в истории нашего государства присутствовали несколько форм политического и идеологического терроризма:
а) революционный и контрреволюционный («белый» и «красный») (времена революций и гражданской войны);
б) государственный внутренний терроризм (сталинские и последующие политические репрессии);
в) государственный международный терроризм (период советской власти).
Исследователь выделяет реальные формы существования террористической деятельности:
а) терроризм по политическим мотивам -убийства государственных и иных общественных деятелей, а также другие насильственные действия, причиняющие значительный ущерб и тяжкие последствия;
б) уголовный терроризм отличается корыстными мотивами, силовым противодействием расследованию уголовных дел, проявляется в форме заказных убийств сотрудников пра-
воохранительных органов, принуждения судьи выносить наиболее мягкий приговор и так далее;
в) националистический терроризм сепаратистских сил ориентирован на подрыв деятельности федеральных органов власти и завоевание политической или экономической обособленности;
г) «воздушный» терроризм предполагает угон самолетов и захват заложников с целью вымогательства;
д) международный терроризм совершается путем убийств представителей иностранного государства в целях провокации войны или международных конфликтов.
Интересной представляется классификация Д. В. Ольшанского, в основу которой он положил сферы жизнедеятельности общества (политика, экономика, коммуникации, быт).
Кроме того, он выделяет следующие виды терроризма:
- информационный - опирается на распространение слухов, которые многократно усиливают атмосферу страха и ужаса;
- экономический - выражается в различных экономических действиях, имеющих негативные последствия для конкурентов, социальных групп и слоев населения;
- социальный (бытовой) - предполагает ежедневное запугивание, с которым сталкивается каждый: разгул уличной преступности, массовая бытовая неустроенность, зашкаливающая миграция, экономическая нестабильность, то есть такая социальная ситуация, которая держит в напряжении каждого человека и общество в целом.
И, конечно, мы не можем оставить без внимания точку зрения Ю. М. Антоняна, который классифицирует терроризм следующим образом:
1. Политический терроризм ориентирован на борьбу за власть и, соответственно, направлен на устрашение и уничтожение политических противников.
2. Государственный терроризм проявляется в удержании власти правящим режимом путем запугивания собственного населения и использования массовых репрессий.
3. Религиозный терроризм предназначен для установления какой-либо религии в качестве главенствующей.
4. Корыстный терроризм направлен против коммерческих соперников или тех, кто затрудняет получение материальной выгоды.
5. Криминальный терроризм проявляется, когда возникает соперничество между организованными преступными группировками. Имеет некоторое сходство с корыстным терроризмом. О криминальном терроризме можно вести речь, когда осужденные во время побега или достижения иных целей захватывают в заложники сотрудников исправительного учреждения.
6. Военный терроризм используется для наведения ужаса на население противоборствующей стороны. Ярким примером являются действия немецко-фашистских оккупантов в захваченных странах: уничтожение людей для устрашения оставшихся в живых, расстрелы пленных, разрушение материальных и духовных ценностей, создание невыносимых условий жизни для населения.
7. Отдельно выделяется партизанский террор, поскольку террористические акты против оккупантов могут совершаться и после окончания военных действий.
8. Националистический терроризм путем устрашающего воздействия на другую нацию пытается установить господство своей, главной, «правильной».
9. Целью идеалистического терроризма является переустройство мира, победа «справедливости».
Сегодня активно проявляет себя зеленый террор - движение защитников окружающей среды, или ALF (Фронт освобождения животных). Его сторонники не декларируют насилие, но иногда прибегают к нестандартным методам борьбы за свои идеалы. В августе 2006 года они «выпустили на волю» обитателей одного из питомников по разведению лабораторных животных (крыс, мышей, морских свинок), чем обрекли их на неминуемую гибель ввиду неприспособленности к жизни в естественных условиях. Кроме того, отказ от лабораторных животных, благодаря которым создаются вакцины и лекарства от различных заболеваний, может привести к гибели миллионов людей [8].
Литература
1. Единый отчет о преступности // Форма 1-ЕГС (код 491) (введен в действие постановлением Росстата от 15.01.2008 № 4, приказом МВД России от 03.03.2008 № 193). URL: http:// proksk.ru>file/
2. Ежегодное Послание Президента Рос-
Некоторые исследователи особо выделяют международный терроризм. Он может быть тесным образом связан и с наркобизнесом, и с сепаратизмом, а главное, с непримиримыми противоречиями различных культур, чаще всего мусульманской и христианской.
Неслучайно В. В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации на 2016 год особое внимание уделил вопросам терроризма и противодействия ему. Он отметил следующую тенденцию: «Угроза терроризма нарастает. Еще не решена проблема Афганистана. Ситуация в этой стране тревожная и не вселяет оптимизма, а недавно устойчивые, достаточно благополучные, кстати, страны Ближнего Востока и Северной Африки - Ирак, Ливия, Сирия - превратились в зону хаоса и анархии, из которой исходит угроза всему миру» [2]. Здесь же Президент указал на предельную ответственность и лидерство России в борьбе с терроризмом, а также определил, что «нужно отбросить все споры и расхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права и под эгидой Организации Объединенных Наций. Каждое цивилизованное государство сейчас обязано внести вклад в разгром террористов, подтвердить свою солидарность - и не декларациями, а конкретными действиями» [10].
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что до сих пор не принята единая классификация проявлений терроризма. Но, избирая в качестве его признаков и критериев цели и мотивы преступлений, способы их совершения, сферы жизни нашего общества при воздействии на них террористов и определяя вид проявления терроризма, мы можем более детально выяснить детерминанты каждого преступного деяния, а соответственно, усовершенствовать механизм социального, правового, материального предупреждения преступлений террористического характера.
Bibliography
1. The uniform report on crime // Form 1-EGS (code 491) (№ 193 is put into operation by the Resolution of Rosstat of 15.01.2008 № 4, the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 03.03.2008). URL: http:// proksk.ru>file/
2. The annual message of the President of the
сийской Федерации Федеральному Собранию на 2016 год. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/50864
3. Горбунов К. Г. Терроризм: история и современность: социально-психологическое исследование . М., 2012.
4. Комплексный анализ преступности и прогноз ее развития на территории Российской Федерации и Казахстана до 2015 года: аналитический обзор. М., 2014.
5. Антонян Ю. М. Криминология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
6. Алтухов С. А., Сасиков А. И. Виктимо-логическая профилактика как одно из направлений противодействия терроризму // Закон и право. 2014. № 10.
7. Свистильников А. Б., Шарутенко В. Н. Терроризм: преступление или явление? // Научный портал МВД России. 2011. № 2 (14).
8. Щеблыкина И. В. Террористические преступления: проблемный характер оценки террористических угроз в Российской Федерации // Научный портал МВД России. 2013. № 1 (21).
Russian Federation to Federal Assembly for 2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/50864
3. Gorbunov K. G. Terrorism: history and present: social and psychological research. Moscow, 2012.
4. The complex analysis of crime and the forecast of its development in the territory of the Russian Federation and Kazakhstan till 2015: state-of-the-art review. Moscow, 2014.
5. Antonyan Yu. M. Criminology: textbook. 2nd prod., reslave. and add. Moscow, 2012.
6. Altukhov S. A., Sasikov A. I. Victimology prevention as one of the directions of counteraction to terrorism // Law and right. 2014. № 10.
7. Svistilnikov A. B., Sharutenko V. N. Terrorism: crime or phenomenon? // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2011. № 2 (14).
8. Shcheblykina I. V. Terrorist crimes: problem character of an assessment of terrorist threats in the Russian Federation // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2013. № 1 (21).
УДК 343.131.8 ББК 67.411
А. А. Тимошенко
ВЫБОР ПУТЕЙ СПРАВЕДЛИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
В статье обосновывается необходимость поддержания действующей модели уголовного судопроизводства. Преждевременные решения по ее изменению, по мнению автора, недопустимы. Требуется обеспечить поступательное развитие уголовно-процессуального законодательства в рамках процесса сохранения целостности общества.
Ключевые слова: модель уголовного судопроизводства, справедливость, состязательность сторон, объективная истина, независимый суд.
FAIR CHOICE OF WAYS OF DEVELOPMENT OF CRIMINAL JUSTICE MODERN MODELS
The necessity of maintaining the current model of the criminal proceedings. Premature decision for its amendment, in my opinion, unacceptable. Required to ensure the ongoing development of criminal procedural law in the process ofpreserving the integrity ofsociety.
Keywords: model of criminal justice, fairness, and competitiveness of the parties, objectively true, independent of the court.
Дефиниция модели уголовного судопроизводства хорошо представлена А. В. Смирновым [12, с. 13-16] через категории типа и вида процесса. Под моделью понимается идеальный образец организации судопроизводства, характеризующийся рядом признаков. При
этом автор выделяет четыре основные формы процесса: частно-исковая, разыскная, состязательная и смешанная. Главное их отличие заключается в распределении функций (правомочий) между сторонами защиты обвинения и разрешения уголовного дела. Россию справедли-