УДК 343.32(47):343.9
М. Ю. Павлик
Криминологические аспекты противодействия терроризму в России
В статье рассматриваются отдельные криминологические аспекты противодействия терроризму в Российской Федерации. Анализируются количественные и качественные характеристики терроризма, в частности количество зарегистрированных преступлений террористического характера на территории Северо-Кавказского региона. Определены отличительные черты терроризма. Исследуются основные детерминанты террористической преступности. Предлагается комплекс мер по противодействию терроризму с учётом внешних и внутренних факторов, влияющих на распространение террористической преступности.
The article is devoted to the examination of criminological aspects of counter-terrorism in the Russian Federation. Discusses the quantitative and qualitative characteristics of terrorism, in particular, the analysis of the number of registered crimes in the North Caucasus region. Identified the distinctive features of terrorism. Examines the major determinants of terrorism crimes. Offers a comprehensive set of measures to combat terrorism, taking into account external and internal factors affecting the spread of terrorism crime.
Ключевые слова: детерминанты террористической преступности; международный терроризм; природа терроризма; причины и условия терроризма; противодействие терроризму; факторы, влияющие на распространение террористической преступности; терроризм.
Key words: determinants of terrorism crime; international terrorism; the nature of terrorism; the causes and conditions of terrorism; counter-terrorism; the factors affecting the spread of terrorism crime; terrorism.
В современном мире терроризм является наиболее опасным и сложно прогнозируемым явлением. При этом за последние годы он приобрёл всё более угрожающие по своим масштабам и последствиям формы. Необходимо отметить, что сейчас терроризм представляет серьёзную угрозу общественной и государственной безопасности, оставаясь особо опасным преступлением, и требует для эффективной борьбы с ним значительных финансовых средств и больших человеческих усилий.
© Павлик М. Ю., 2015
С каждым годом увеличивается число жертв, пострадавших в результате совершения преступлений террористической направленности. В качестве примера можно привести взрывы жилых домов в сентябре 1999 г. в Москве, Буйнакске и Волгодонске, в результате которых погибло 307 человек, более 1700 было ранено [6]. Не менее страшным по своим последствиям оказался акт терроризма с захватом заложников в Москве в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 г., жертвами которого стали 130 человек. Бесчеловечный акт терроризма, совершённый в Северной Осетии в г. Беслане в сентябре 2004 г., унёс жизни 334 человек, более 800 было ранено. Совершены террористические акты в Волгограде, в результате которых при взрыве на городском железнодорожном вокзале 29 декабря 2013 г. и взрыве троллейбуса 30 декабря 2013 г. 44 человека погибло, 76 получили ранения. В начале декабря 2014 г. произошло нападение боевиков на г. Грозный, в ходе которого боевики захватили республиканский Дом печати, который был отбит штурмом. Кроме того, боевики скрывались в школе № 20 и медицинском колледже. В результате погибли 10 сотрудников правоохранительных органов, ранены 28 сотрудников полиции [1].
Необходимо отметить, что преступления террористического характера несут большие разрушения, ставят под угрозу существующие духовные ценности и моральные устои. Кроме того, совершаемые террористические преступления зачастую провоцируют развязывание вооружённых военных конфликтов, из-за них критически обостряется напряжённость в отношениях между различными социальными, религиозными и национальными слоями населения того или иного региона или целых стран.
В результате исследований, проводившихся в течение 2000-х гг. отечественными криминологами совместно с сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб, было установлено, что на Северном Кавказе, как и в ряде других регионов России, наблюдается во взаимосвязи два сложных процесса: активизация организованной преступной деятельности и реально существующая внешняя агрессия против Российской Федерации, которую осуществляют многочисленные субъекты, в т. ч. иностранные специальные службы и организации. Так, в 2010 г. на Северном Кавказе было зарегистрировано 466 преступлений террористического характера (из них на территории Чеченской Республики - 320), в 2011 г. - 578 (из них на территории Республики Дагестан - 220. Чеченской Республики - 218), в 2012 г. - 557 (из них на территории Республики Дагестан - 295), в 2013 г. - 575 (из них на территории Дагестана - 365). С января по ноябрь 2014 г. на территории СКФО зарегистрировано 760 преступлений террористического характера, из которых
198
415 зарегистрировано на территории Республики Дагестан. Таким образом, на территории Северо-Кавказского федерального округа регистрируется около 85 % от числа всех преступлений террористического характера, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Данная тенденция сохранилась и в 2014 г. [5].
Следует учитывать, что криминологический подход к исследованию содержания терроризма как социального явления обусловливает потребность не только констатации его количественных характеристик, но и проведения его качественного анализа, выявления основных детерминант террористической преступности, с целью определения реальных возможностей снижения угроз терроризма и оптимизации мер по противодействию.
На сегодняшний день терроризм в России по своим основным характеристикам представляет собой часть транснациональной преступности и является одним из факторов современной жизни нашего общества. В связи с этим политика успешного и эффективного противодействия терроризму предполагает осуществление углублённого криминологического анализа преступлений террористической направленности, который учитывает не только причинный комплекс данных преступлений, но и условия их совершения, личность преступников. Это объясняется тем, что эффективность работы правоохранительных органов, спецслужб и всех субъектов антитеррористической деятельности напрямую зависит от качества теоретического изучения проблематики данного вопроса.
Объективно терроризм представляет собой сложное, многомерное явление. Именно поэтому до сих пор международному сообществу не удалось выработать единое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех является очевидным. Учитывая, что терроризм относится к числу транснациональных преступлений, это требует единообразного подхода к его толкованию и, главное, к выработке согласованных и общепринятых международно-правовых понятий для осуществления согласованных оценок и действий по противодействию террористическим преступлениям.
Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран показывает, что терроризму как деянию свойственны следующие отличительные черты.
Во-первых, отличительной чертой терроризма является то, что он порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общеопасного деяния. На эту характерную особенность терроризма указывалось еще в ст. 1 резолюции, принятой и представленной на рассмотрение комиссией
199
III Международной конференции по унификации уголовного законодательства, проходившей в 1930 г. в Брюсселе, под заголовком «Терроризм» [2].
Во-вторых, это публичный характер осуществления преступлений террористического характера. Другие противоправные деяния обычно совершаются скрытно, без огласки, при этом информируются лишь те лица, в действиях которых имеется заинтересованность у преступников. Что касается терроризма, то ему свойственны широкая огласка и открытое предъявление требований.
В-третьих, это преднамеренное распространение паники среди населения, создание обстановки напряжённости, страха, подавленности. Так, о терроризме можно говорить лишь тогда, когда целью преступников является нарушение общественной безопасности, устрашение населения, дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций и воздействие на принятие ими решений.
Наконец, в качестве ещё одной отличительной черты терроризма является то, что при его совершении общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определённому поведению оказывается на других лиц, т. е. насилие здесь влияет на принятие решения потерпевшим не непосредственно, а опосредованно - через выработку (хотя и вынужденно) волевого решения самим потерпевшим лицом вследствие созданной обстановки страха и выраженных на этом фоне стремлений террористов.
Важно учитывать, что на сегодняшний день можно выделить три основных взгляда на природу терроризма: исходя из боевых, криминальных или социально-политических проявлений террористической деятельности.
В соответствии с первой позицией терроризм в частности, рассматривается как особый вид вооружённых действий и может быть определён как «вооружённый конфликт низкой интенсивности».
Согласно второму подходу, акцентирующему внимание на криминальной составляющей, терроризм классифицируется как вид уголовной преступности.
Представители третьей точки зрения считают терроризм видом политической борьбы, формирующимся на основе социально-политического протеста, т. е. терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения актуальных проблем, в том числе и политических. Таким образом, фактически источником появления терроризма являются существенные общественные противоречия.
Необходимо отметить, что обладание информацией о причинах и условиях террористической деятельности является важным компонентом при
200
выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений террористического характера, а также при разработке комплекса мер по противодействию терроризму. Именно поэтому в п. 11 Концепции противодействия терроризму, утверждённой президентом России в 2009 г., в качестве первоочередной задачи противодействия терроризму указывается выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма [3].
Так, к внутренним факторам, обусловливающим возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующим ему причинами и условиями, относят: межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия; наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений; недостаточную эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму; ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации; недостаточно эффективную борьбу с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ [3]. Кроме того, внутренними факторами выступают: наличие значительного контингента лиц, участвовавших в боевых действиях в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других «горячих точках», и их недостаточная социальная адаптированность в обществе; утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров; обострённое чувство социальной неустроенности, незащищённости у значительного числа граждан.
Особую роль в причинном комплексе терроризма играют его субъекты. Так, следует согласиться с мнением В.В. Устинова, который утверждает, что внутри страны к таким субъектам можно отнести национал-радикальные, сепаратистские, экстремистские (в т. ч. религиозные) общественные движения и организации, использующие или допускающие использование незаконных насильственных методов, прежде всего террористических, для достижения своих целей; незаконные вооружённые формирования, а также различного рода военизированные структуры, используемые в качестве прикрытия экстремистских объединений и групп; отдельные криминогенные группы граждан, из среды которых рекрутируются исполнители террористических акций [7, с. 27].
Что же касается внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, то к ним следует отнести постоянные попытки проникновения международных террористиче-
201
ских организаций в отдельные регионы Российской Федерации и наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ её союзников [3]. Также к числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести: стратегические антироссийские установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций; отсутствие надёжного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющаяся «прозрачность» её границ; наличие значительного «чёрного рынка» оружия в некоторых сопредельных государствах.
При этом в качестве наиболее опасных внешних носителей террористической угрозы можно рассматривать зарубежные террористические и экстремистские (в т. ч. религиозные) организации, деятельность которых представляет реальную угрозу безопасности России; спецслужбы иностранных государств, инициирующие и активно поддерживающие незаконную деятельность национал-радикальных, сепаратистских, экстремистских (в т. ч. религиозных) движений и организаций; зарубежные структуры организованной преступности, использующие террористические методы для достижения своих целей, в т. ч. занимающиеся незаконным оборотом оружия и наркотических средств [7, с. 27].
Таким образом, можно прийти к выводу, что основные причины, влияющие на террористическую активность в России, следует искать внутри страны. При этом нельзя исключать того, что корни российского терроризма сокрыты в распаде СССР. Так, в основу Советского Союза были заложены единые национальные и социальные идеи. Современная Россия до сих пор не имеет государственно-образующей идеологии, и идеологический вакуум заполняется различного рода националистическими идеями, в т. ч. террористического характера.
Следует учитывать, что многие факторы настолько разноплановы, разнообразны в различных регионах России и имеют различную природу возникновения и степень развития, что зачастую нельзя отнести тот или иной фактор абсолютно к внешнему или внутреннему. В общем, на возникновение и распространение терроризма, конечно же, влияют и бедность населения, низкий уровень социально-экономического развития ряда регионов, неграмотность населения, в т. ч. религиозная (особенно в регионах, где исповедуется ислам), особенности географии, влияние Запада, высокий уровень коррупции, систематическое обострение социальной напряжённости, криминализация всех сфер жизни и деятельности общества, «чеченский фактор» с его сепаратистскими и террористическими тенденциями, «исламский
202
фактор» и подрывная деятельность иностранных террористических организаций, критические масштабы незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, воинствующий национализм и псевдорелигиозная экстремистская идеология (ваххабизм), особенности психики личности и т. д. [4, с. 197].
Необходимо отдавать отчёт в том, что в современных условиях глобализации безопасность отдельно взятого государства может быть обеспечена только совместными усилиями мирового сообщества. Попытки же обеспечить интересы одного государства или группы стран в ущерб другим противоречат современной обстановке, ведут в прошлое, когда военные конфликты являлись универсальным средством разрешения тех или иных разногласий.
На сегодняшний день необходимость объединения усилий всего мирового сообщества в противодействии международному терроризму стала очевидной. Разумеется, это должно найти свое отражение в реальном сотрудничестве полномочных государственных органов и компетентных служб на надёжной правовой основе. Между тем нельзя не сказать о том, что сохраняются и сдерживающие мотивы, которые серьёзно мешают конструктивному взаимодействию спецслужб ведущих государств в работе по противодействию терроризму. Особенно актуальной для России эта проблема оказалась в последнее время, когда большинство западных стран проводят в отношении Российской Федерации комплекс санкций с целью недопущения усиления её влияния на мировой арене.
Представляется, что признание глобальности угроз терроризма является необходимым условием противодействия подобным угрозам в современных условиях. Для разработки системы мер противодействия терроризму в современной России существенное значение имеет учёт вышеизложенных факторов.
Список литературы
1. Информационное сообщение НАК России // Информ.-аналит. портал Национального антитеррористического комитета Российской Федерации [Электрон. ресурс]. - URL: http://nac.gov.ru/nakmessage/2014/12/05/boevikov-v-groznom-obezvredili-blagodarya-chetkoi-i-slazhennoi-rabote-pravookh.html (дата обр.: 28.12.2014).
2. К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О противодействии терроризму"»: пояснит. записка // Консультант Плюс [Электрон. ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=PRJ;n=40797 (дата обр.: 20.12.2014).
3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Рос. газета. - № 198. - 20.10.2009.
4. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: в 2 т. Т. 2. Особенная часть: учеб. для вузов. - М.: Юрайт, 2013. - 872 с.
5. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской федерации [Электрон. ресурс]. - URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обр.: 11.12.2014).
6. Приговор по делу о взрывах жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, совершённых Деккушевым Адамом Османовичем и Крымшамхаловым Юс-уфом Ибрагимовичем: приговор Московского городского суда от 12.01.2004 г. по делу № 3/04 / [Электрон. ресурс]. - URL: http://delo99.narod.ru/prigovor/shortweb.html (дата обр.: 23.12.2014).
7. Устинов В.В. Россия: 10 лет борьбы с международным терроризмом. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 544 с.