Криминалистика, криминология и оперативно-розыскная деятельность 22 Список литературы
сЗ 1. Воронков, Л. Ю., Ситников, А. В., Чугунов, А. М. Возможность определения дистанции выстрела по
повреждениям на оконном стекле // Проблемы совершенствования деятельности правоохранительных орга-^ нов. Общетеоретические и правовые аспекты совершенствования правоприменительной деятельности : на-^ учно-практическая конференция, посвященная 200-летию создания в России Министерства внутренних дел. § - Саратов, 1999. - С. 69-72.
о 2. Комкова, Е. А., Беляева, Л. Д., Зайцев, В. В. Экспертное исследование стекла и изделий из него : учебное
(£ пособие. - Саратов: СЮИ МВД России, 2006. - 20 с.
ЧД 3. Маланьина, Н. И. Криминалистическое исследование стекла. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,
§ 1984. - 118 с.
4. Ситников, А. В., Чугунов, А. М. Получение криминалистически значимой информации при анализе
^ следов выстрела на преграде из стекла // Судебная экспертиза на рубеже тысячелетий : материалы межведом-
си р
« В
ственной научно-практической конференции 21-22 мая 2002 г.: в 3 ч. - Ч. 1. - Саратов, 2002. - С. 99-104.
5. Ситников, А. В., Чугунов, А. М. Получение криминалистически значимой информации при анализе ^ следов выстрела на преграде из стекла // Труды школы-семинара по криминалистическому оружиеведению. -в Саратов, 2004. - С. 166-172.
§ 6. Чугунов, А. М. Установление дистанции дальнего выстрела по картине разрушения стеклянной пре-
а грады // Эксперт-криминалист. - 2007. - № 4. - С. 18-23.
7. Чугунов, А. М., Ситников, А. В. О возможности определения калибра и модели оружия по следам вы-
н стрела на преграде из бронестекла // Экспертная практика. - 2003. - № 54. - С. 47-51.
& а
(D Н (D
С
I
© Погребной А. А., Краинский А. В., 2018
О УДК 343.9
w
s ®
£ А. Ю. Сагайдак, Н. А. Корсикова
GJ
m
САГАЙДАК, Альбина Юрьевна, заместитель начальника кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: [email protected].
SAGAIDAK, Albina Yurievna, Deputy Head of the chair of Criminology of Saint-Petersburg university of MIA of Russia, candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8(812)-744-70-19. E-mail: [email protected]
КОРСИКОВА, Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19, e-mail: [email protected]/
KORSIKOVA, Natalia Alexandrovna, Associate Professor of the chair of Criminology of Saint-Petersburg university of MIA of Russia Candidate of Jurisprudence. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8(812)-744-70-19. E-mail: [email protected]
Криминологические особенности противодействия терроризму в Российской Федерации Criminological features of countering terrorism in the Russian Federation
Статья посвящена криминологическому анализу террористических проявлений в современной России с определением основных подходов противодействия терроризму.
Ключевые слова: терроризм, профилактика терроризма, предупреждение терроризма.
The article is devoted to the criminological analysis of terrorist manifestations in modern Russia with the definition of the main approaches to counteracting terrorism.
Keywords: terrorism, prevention of terrorism.
Несмотря на то, что террористические про- политические убийства в целях развязывания го-явления совершались еще в период Древнего мира, сударственных интриг. Период терроризма Нового понятие «террорист» вошло в оборот после Великой времени связан с Великой Французской буржуазной Французской буржуазной революции. революцией 1789-1793 гг., когда приобрёл массовый
Терроризм зарождался в Индии, Греции, Китае, и системный характер. Согласно идеологии того вре-Риме и на Среднем Востоке. В основном это были мени, а также политике социального равенства и
Сагайдак А. Ю., Корсикова Н. А. Криминологические особенности противодействия терроризму в Российской Федерации
справедливости, терроризм считался способом быстрого правосудия, и проявлялся он в убийстве реальных или потенциальных оппонентов власти.
Период 1960-1970-х гг. - это этап зарождения современного терроризма, которому присущи следующие особенности:
- глобальный, транснациональный характер;
- ярко выраженная религиозная окраска;
- мощное финансирование террористов за счёт нелегального бизнеса (контрабанда наркотиков, продажа нефти);
- направленность террористических актов на мирное население.
Анализируя содержание криминологических особенностей террористических проявлений, важно отметить, что в России терроризм на этапе его становления имел окраску революционного и перенял опыт накопленный Францией. Первые террористические акты приходятся на период правления Александра II и имеют своей целью свержение правителя, убийство градоначальников и чиновников, а первой организацией, признанной террористической, стала революционная организация «Народная воля», которая прославилась серией покушений на царя [1].
В России проблема террористических проявлений резко обострились в 90-х гг. прошлого века, и терроризм стал представлять реальную угрозу национальной безопасности страны. Соответственно, законодательное закрепление мер борьбы с террористическими проявлениями является важнейшей основой системы противодействия терроризму.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», одной из основных угроз государственной и общественной безопасности является «... деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путём завладения оружием массового уничтожения.» [2].
Фундаментальной основой антитеррористической политики в Российской Федерации является Федеральный закон № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», который определяет терроризм, как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [3].
Угроза целостности России вызвала наибольшее беспокойство в связи с событиями на Северном Кавказе после распада Советского Союза, когда кризис затронул все сферы жизни общества. Ситуация обострялась ввиду поддержки со стороны внешних
- 1
противников. Собственно, в этот период крайняя ГО форма националистических взглядов обрела фор- т му террора, причём начавшийся конфликт, который к можно было охарактеризовать как сепаратистский, о развиваясь, приобрёл радикальные исламистские к черты. Внедрение политическими силами идей ис- ^ ламского фундаментализма, сепаратизма, создание т незаконных вооружённых формирований создало р кризис Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской р Республике, Чеченской Республике и др. К
В настоящее время, наибольшая сосредоточен- Г ность террористических проявлений в Российской у Федерации находится в Южно-Российском регионе в (Северный Кавказ, а именно: в Чечне, Ингушетии, р Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкар- т ской Республике), в Ставропольском крае и в Южно- Т Федеральном округе, а так же в городах федерально- ^ го значения - Москве и Санкт - Петербурге [4]. Так И же имеются случаи террористических актов на Урале, ^ в Поволжье (Астраханская и Волгоградская области, с Республика Татарстан), Сибири, но в отличии от § южных регионов страны, данные субъекты обуслов- ^ лены криминальной деятельностью преступных со- ^ обществ, не имеют религиозной или политической 7 окраски. 22
Таким образом, террористическая активность 2 в нашей стране сосредоточена в условно определенном, довольно узком списке регионов.
Так, в результате проведения контртеррористических операций, на территории Российской Федерации в 2017 году было нейтрализовано более 100 боевиков, в том числе порядка 40 бандглаварей. Кроме того, по итогам оперативных мероприятий удалось предотвратить более 30 терактов.
Кроме того, по данным Национального Антитеррористического Комитета в рядах Исламского государства Ирака и Леванта действуют подразделения, которые готовят теракты в России и странах Европы [5].
Для Российской Федерации терроризм является одной из главных угроз как национальной, так и общественной безопасности/источником дестабилизации как государственной, так и экономической системы страны, так как является одной из причин состояния напряженности паники, страха, ксенофобии. Поэтому, с учетом географических особенностей Российской Федерации, есть необходимость более четкой реализации эффективной системы мер противодействия терроризму.
Обще-социальное предупреждение терроризма затрагивает сразу многие сферы жизни общества и государства, оно предупреждает сразу несколько факторов терроризма. Эти действия направлены на «улучшение» общества в целом, то есть на изменение общественного сознания, в целях формирования у граждан законопослушного поведения, в том числе, отказ от участия в террористической деятельности.
Обще-социальное предупреждение терроризма связано с деятельностью крупных государственных организаций, а так же и неправительственных организаций национального и международного уровня.
Криминалистика, криминология и оперативно-розыскная деятельность
о
СЧ
£
и и с с о
Рч
а т е
ите
с р
е в и
н
^
8
огк
с
г р
& р
е т е
к и н т с е
т
Важным звеном в системе обще-социального предупреждения терроризма, стало принятие Федерального закона № 375-Ф3 от 06.07.2016 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [6]. Наиболее важным, является то, что данный закон вводит в Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 205.6. УК РФ. Эта статья устанавливает уголовную ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса [7]. Наличие данной нормы позволит склонять лиц, осведомлённых о террористических проявлениях, к содействию с органами власти.
Говоря о общесоциальном предупреждении терроризма, необходимо отметить и роль средств массовой информации в данном направлении. Средства массовой информации играют как негативную, так и позитивную роль в механизме противодействия террористическим проявлениям, воздействуя на уровень общественного сознания и правосознания.
Общесоциальный уровень предупреждения терроризма, как и общеуголовной преступности, связан и с определённым воспитательным воздействием на молодое поколение.
Здесь есть необходимость проводить эффективную внутреннюю политику в Российской Федерации (как, впрочем, и в других государствах), направленную на воспитание учеников детских садов и школ; проведение определённых мероприятий в образовательных организациях среднего специального и в высшего образования.
Именно эти ресурсы помогут изменить отношение к терроризму, поскольку сейчас он воспринимается людьми, как некая абстрактная категория, которая не может их затронуть. Терроризм - древняя форма воздействия на общество, она не порождена религией, просто во время её зарождения религия была основной политической силой, поэтому и терроризм как метод воздействия стал связан с ней.
Таким образом, нужно убедить людей в реальности террористической угрозы, информировать, что в такой деятельности могут быть замешаны не только представители мусульманских стран или регионов, объяснить, что любого человека могут попытаться завербовать для участия в террористической деятельности.
Важнейшей мерой общесоциального предупреждения террористических проявлений является реализация информационного противодействия распространению сведений, которые создают угрозу национальной безопасности страны и сохранности основ конституционного строя. Поэтому существует серьёзная необходимость расширения антитерро-
ристической пропаганды в информационном пространстве.
Следующий уровень воздействия на террористические проявления - это меры специального криминологического предупреждения, которые направлены в первую очередь на превентивное воздействие на детерминанты терроризма. Иными словами, данные меры уже более конкретны и служат для непосредственного предупреждения терроризма. Это своего рода внутригосударственная политика непосредственного устранения детерминант терроризма и создания конкретных методик по недопущению формирования террористических организаций. К этому уровню можно отнести:
- разведывательную деятельность, направленную на выявление потоков оружия и взрывчатых веществ, предназначенных для использования в террористической деятельности;
- таможенную деятельность, направленную на предупреждение террористических действий. Таможенные органы и подразделения пограничной службы создают барьер, препятствующий перемещению запрещённых предметов и опасных лиц через границу и др.
Следующий уровень общей системы профилактики терроризма - индивидуальный. Он включает в себя принятие мер по исключению неблагоприятного воздействия на конкретных лиц; применение неотложных мер по предупреждению и пресечению подготавливаемых преступлений террористической направленности; принятие всех возможных мер по привлечению к ответственности лиц, участвовавших в террористической деятельности; выявление информации о лицах, занятых в террористической деятельности.
Одной из значимых мер индивидуальной профилактики является создание и постоянное пополнение базы данных о лицах, склонных к совершению тех или иных преступлений. Такая база данных должна включать в себя:
- сведения о лицах, находящихся в неблагоприятных условиях жизни/среды, которые могут вызвать социальную дезадаптацию с последующей криминализацией личности, в частности, террористической направленности;
- сведения о лицах, которые уже обладают признаками определённой дезадаптации и определили для себя дальнейшую стратегию экстремистской/ террористической направленности;
- сведения о лицах, систематически совершающих административные правонарушения;
- сведения о лицах, психологически готовых к участию в террористической деятельности;
- сведения о лицах, покушавшихся на совершение преступлений террористической направленности;
- сведения о лицах, которые совершили преступления террористической направленности и могут допустить рецидив.
Развивая сформулированные выше криминологические особенности терроризма, авторы подчер-
Сагайдак А. Ю., Корсикова Н. А. Криминологические особенности противодействия терроризму в Российской Федерации кивают, что профилактика террористической дея- уровней важен, т.к. только комплексная реализация
СО
а>
тельности подразумевает выполнение определённых всех мероприятий поможет действительно снизить т
Я Я
Я о
рэ И кт
мероприятий на разных уровнях. Каждый из этих угрозу терроризма.
Список литературы
1. Шегаев, И. С. Терроризм: история и причины возникновения // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 463-465. Я
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 декабря Й 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Сайт «СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant. ги/аосишеп1/соп8_аос_ЬАШ_191669/61а9717аЬ0£2£3757£е034а11011с763Ьс2е593£/ (дата обращения: 10.01.2018).
3. О противодействии терроризму : федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ. [Электронный ресурс]
та
у р
>-1 о
г
// Сайт «СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/docuшent/cons_doc_LAW_58840/ о (дата обращения: 10.01.2018). «
в
а> р
о Й т
«Звезда». - 2016. - 29 янв. - Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201601291213-xo81. о
4. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/12167987/ (дата обращения 10.01.2018).
5. «Кавказский» батальон ИГИЛ готовит теракты в России [Электронный ресурс] // Сайт телеканала
htm (дата обращения: 10.01.2018).
6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Рос- t сийской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности : федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 [Электронный ресурс] // Сайт «СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201087/ (дата обращения: 18.01.2018).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-Ф3 [Электронный ресурс] // Сайт «СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 18.01.2018).
СО
к» о
© Сагайдак А. Ю., Корсикова Н. А., 2018