СЛАВЯНЕ В КАМСКО-ВЯТСКОМ РЕГИОНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Г.А. Михеева
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
РУССКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ГОРОДА МАЛМЫЖА
НА ЮЖНОЙ ВЯТКЕ
В статье характеризуются источники и историография русского периода города Малмыжа на южной Вятки. Автором исследуются разные периоды исторических изысканий, а также вновь вводимые в научный оборот документы, характеризующие становление и развитие системы государственного управления в условиях Просвещенного абсолютизма.
Ключевые слова: история изучения, краеведение, крепость Малмыж, фортификации.
Изучение российского провинциального города Малмыжа началось в конце XVIII в. и включает в себя несколько этапов.
1. Первый этап - накопление фактов и их систематизация. Начало изучения истории Малмыжа относится к концу XVIII в. и связано с именем известного путешественника Н.П. Рычкова [1]. Его расширенные путевые заметки составлены по принципу отличия одних местностей от других и поэтому в них зафиксированы типичные для конкретной местности черты народов, населяющих округу Малмыжа.
Михеева Галина Александровна - преподаватель истории Кировского государственного автодорожного техникума, кандидат исторических наук.
Н.П. Рычков описывает историю Малмыжа до XVII в., основываясь на преданиях малмыжских жителей. Н.П. Рычков относит массовое заселение округи Малмыжа русскими ко времени правления царя Ивана Грозного. В городе, как отмечает путешественник, на момент посещения им Малмыжа уже не было никаких остатков укреплений, в связи с чем им был сделан вывод о первоначальном отсутствии укреплений. Жители города Малмыжа причисляются Н.П. Рычковым к потомкам стрельцов. Описание путешественника ограничивается проблемами, которые можно было рассмотреть на основе устных преданий. Особенностью устного эпического творчества является отражение самых ярких событий истории, окрашенных эмоциональными сюжетами личных переживаний героев. Это придало запискам Н.П. Рычкова богатую эмоциональную окраску.
Накопление фактов по истории Малмыжа как города и начальная систематизация этих фактов продолжились в XIX в. Краткий экскурс в историю Малмыжа дал в 1808 г. первый историк Вятского края А.И. Вештомов [2, с. 204-205]. Его исторический экскурс начинается со времени взятия Казани. Историк совершенно не упоминает дорусский период истории Малмыжа. Историю города А.И. Вештомов рассматривал как часть истории Вятской земли. В задачу историка входило показать историю Вятской земли в составе Московского государства.
В 1841 г. описание уездного города Малмыжа опубликовал священник С.С. Шубин [3, с. 61-64]. Спецификой исследования является процесс христианизации в данной местности. В очерке автор затронул вопросы марийского периода истории Малмыжа, завоевание города русскими, обозначил время строительства русской церкви, изменение административного статуса города и современное публикации описание города. В его оценках исторических событий, связанных с завоеванием Малмыжа, явно присутствует прогрессивное значение русских завоеваний. Возможно, это не только личное мнение краеведа.
С.С. Шубин склонен проводить оценку событий, соотносясь с приоритетами современной его времени официальной точки зрения,
которую выражала газета «Вятские губернские ведомости». Жителей города С.С. Шубин называет посадскими людьми, указывая, что от них произошло сословие купцов и мещан.
В целом исторический рассказ о городе Малмыже С.С. Шубина является несколько видоизмененной версией сообщения Н.П. Рычкова. Краевед С.С. Шубин впервые описывает внешний вид и архитектурный облик Малмыжа середины XIX в. и акцентирует внимание на статусе города как административной единице.
Исторический очерк Малмыжа составил в 1903 г. еще один священник. С.В. Шубин рассказывает историю города в русский период [4, с. 21]. Историк указывал, что в 1584 г. Малмыж получил статус города Казанской области. В это время появилась деревянная крепость, которую охраняли 20, а затем 40 заслуженных стрельцов. Указами 1591 и 1611 гг. (у С.В. Шубина даты даны от сотворения мира - 7099 и 7119) стрельцам пожалована, вместо годового хлебного жалованья, пахотная и сенокосная земля в так называемой Пахотной слободе. Таким образом, превращение крепости в город С.В. Шубин связывает с процессом расселения стрельцов, которые с течением десятилетий становились пахотными крестьянами, занимая официально отведенную им городскую территорию в виде слободы. С.В. Шубин впервые поднимает вопрос о строительстве крепостных сооружений Малмыжа и статусе стрельцов, охранявших город, впервые упоминая царские грамоты начала XVII в.
В 1889 г. краткую историю Малмыжа описал в учебнике по географии Р.Н. Образцов, учитель, инспектор Нолинского городского училища [5, с. 31-40]. Историческое описание Малмыжа систематизировано в учебнике в статусе общепринятых исторических фактов. В учебнике по географии Вятской земли, дается численность населения и площадь города в конце XIX в. Приводится также небольшая справка о состоянии торговли в Малмыже, основных товарах и Екатерининской ярмарке.
В конце XIX в. краткий экскурс в историю Малмыжа проводит А.А. Спицын [6, с. 227-228]. В описании приводятся сведения о
жизни марийских племен до прихода русских, марийских князьях. Легенды, приводимые А.А. Спицыным, рассказывают о начале земледелия у марийцев. Приводятся сведения о битве марийцев и русских, основании нового марийского поселения в 12 верстах от Малмыжа - Черемисского Малмыжа. А.А. Спицын детально следует содержанию легенд, передавая их первоначальный смысл. Для ученого важно сохранить информацию, которая имеется в марийских памятниках устного народного творчества. А.А. Спицын упоминает интересные детали в преданиях, которые могут служить ориентирами в датировке различных этнических процессов в Малмыжском крае.
В целом первый этап в изучении Малмыжа характеризуется сбором краеведческих сведений. Этот период историографии Малмыжа можно назвать накопительным, т.к. историки в первую очередь поставили свой задачей зафиксировать разные виды исторических источников, особенно устных преданий.
2. С начала XX столетия начинается второй этап изучения Мал-мыжа как города - научное осмысление локальной истории. В самом начале ХХ в. историю Малмыжа подготовил М.Г. Худяков, историк, археолог, этнограф, доктор исторических наук. Он начал работать над темой, будучи еще студентом. Его многочисленные труды по истории Малмыжа можно назвать фундаментальными исследованиями для своего времени. Уроженец Малмыжа, он окончил гимназию в Казани и Казанский университет. В своих исследованиях опирался на предания, собранные С.В. Шубиным, С.К. Кузнецовым, К.П. Чайниковым, собственные записи. Автор множества работ по истории Малмыжа считал поздние добавления в версию Н.П. Рычкова произвольными [7, с. 35]. В 1920-е гг. М.Г. Худяков осуществил небольшую археологическую разведку в пределах города. Таким образом, М.Г. Худяков впервые актуализировал ряд вопросов, имеющих научный характер.
В ХХ в. в научный оборот вводятся новые источники. А.А. Эм-маусский в работе «Вятские города 200 лет назад» основывается на «Топографическом описании наместничества 1784 года» по прислан-
ной из кабинета Екатерины II анкете [8, с. 255-262]. Историк вводит в научный оборот ценный источник по истории Вятского края.
Архитектурное наследие Малмыжа в системе городов Вятского понизовья рассмотрено в 1990-е гг. архитектором Л.Б. Безверховой [9, с. 172-173]. Впервые Л.Б. Безверхова составила динамику изменения планировочной структуры города в XV-XVIII вв.
В последние десятилетия проблемы формирования и развития культурного ландшафта городов Марийского края впервые начал разрабатывать А.Г. Иванов [10]. Им были сформулированы важные вопросы специфики развития городов на Марийской земле. Проблемы вхождения города Малмыжа и в целом марийских земель в состав Русского государства обстоятельно рассмотрены А.Г. Бахтиным [11]. Г.Н. Айплатовым и А.Г. Ивановым были исследованы и введены в научный оборот ценные источники по истории марийского народа в составе Русского государства [12]. В последнее время А.Г. Иванов и Г.Н. Айплатов продолжили публикацию уникальных сведений о самобытных традициях марийцев и русских Вятской губернии.
Культурный ландшафт Малмыжа формировался на многонациональной территории. Вопрос о взаимодействии населения различных национальностей в составе Русского государства обстоятельно рассмотрен в работах В.Д. Димитриева [13, с. 3-17]. Отмечено большое влияние на судьбу Малмыжа борьбы Русского государства с Казанским ханством.
На протяжении XIX и XX столетий в основном проведено накопление фактов по истории российского провинциального города Малмыжа, оформился общий свод этих сведений. В начале XXI в. история города требует переосмысления ряда этапов его развития уже на новом, более сложном уровне. Сделать это возможно с привлечением целого комплекса разноплановых исторических источников.
Особое значение для воссоздания облика русского города имеет изучение историко-культурных процессов, комплексное использование цивилизационного и формационного подходов, выявление особенностей отражения общероссийской истории в микроисториче-
ских, локальных вариантах и особенно - закономерностей освоения и развития культурного ландшафта городскими структурами.
Источники. Источники по заявленной теме уместно разделить на несколько групп. Для реконструкции ранней истории города и его округи целесообразно использовать археологические материалы, а также предания. Еще с конца XIX в. к изучению различных мест Вятской губернии стали привлекаться археологические материалы. Впервые археологические материалы в научный оборот вводил А.А. Спицын [14].
В начале ХХ в. начинается пристальное внимание к устным преданиям, как источнику по истории края. И хотя их историческая достоверность ставится под сомнение, все-таки они признаются как один из интереснейших и аттрактивных источников, дополняющих канву исторических фактов живописными подробностями. О сборе преданий начал говорить в начале ХХ в. М.Г. Худяков, который уточнял, что в фольклоре можно найти сведения исторического характера. Эти сведения ценны для нас как показатель осмысления культурного ландшафта этносом.
К XVII в. сформировался культурный ландшафт русского провинциального города Малмыжа. Вятский регион уже прочно входил в состав Русского государства. В этот период важную роль в реконструкции исторического прошлого рассматриваемой территории играют письменные источники. В 2006 г. известный исследователь А.Г. Иванов отметил, что Г.А. Михеевой выявлены впервые вводимые в научный оборот фонды РГАДА (Российского государственного архива древних актов) [15]. Это позволило Г.А. Михеевой проследить специфику становления российской системы государственного управления, которая характеризуется рядом принимаемых к рассмотрению в органах управления вопросов. Также Г.А. Михеева отметила ряд характеристик исторического периода, которые отражены в документах как описания конкретных ситуаций. Среди этих документов - ландратские и ревизские сказки, челобитные, документы Малмыжской воеводской канцелярии и др. Эти документы относятся
в XVII-XVIII вв. В них содержатся сведения об экономическом состоянии Малмыжа и его округи, данные о населении и сословной картине города, расширении и усложнении городской территории, ее внутренней застройке, культурных объектах [16].
Писцовые книги - один из основных источников по социально-экономической истории. Первой писцовой книгой Малмыжской земли можно считать книгу Ивана Болтина, относящуюся к 1603 г. [17, с. 10-12]. В 1662 г. в «Книге Малмыжского города» зафиксирован факт присылки документа из Казани за подписью дьяка Афанасия Ташлыкова о повелении «переписать и сделать имянную и перечневую наличную роспись, сколько в Малмыже налицо и в отсылках всяких служилых и посадских людей порознь по чином и у них детей и братей и племянников и соседов и подсоседников, которые Великого Государя в службу поспели и которые в недорослях с имянами и с Отцы и с прозвищами и сделав имянную и перечневую наличную роспись присылать в Казань по вся годы в сентябре...» [18, с. 48]. Из данной записи видно, что переписывалось мужское население с целью учета возможных служивых людей.
В начале XVII в. в связи с острой потребностью государства в деньгах была проведена реформа налогообложения. В 1716-1717 гг. состоялась ландратская перепись. Ее итоги выявили необходимость замены нестабильной, трудно определяемой фискальной единицы -двора, и подворная система была преобразована в подушную.
Подушные переписи получили название ревизий. Как известно, ревизский учет населения - это учет податного населения для сбора подушной подати и реализации воинской повинности. Указ о проведении первой ревизии был издан 26 ноября 1718 г. Сначала для подачи ревизских сказок устанавливался срок в один год, а вся ревизия должна осуществляться за три года. За 140 лет было проведено десять ревизий: пять в XVIII в. и пять в XIX в. В Малмыже первые перечневые росписи населения города начали составляться в XVII в.
Ревизские сказки 1721 г., переписные книги купцов и пахотных солдат, материалы второй ревизии 1748 г., а также третьей ревизии,
проходившей в Малмыже в течение восьми лет с 1762 по 1770 г., подавались через Малмыжскую канцелярию в администрацию Казанского уезда. Ревизские сказки являются ценными источниками, характеризующими социальную структуру города в XVIII в.
Важным источником для реконструкции динамики культурного ландшафта городов с XVIII в. являются многочисленные челобитные. Законодательство того периода характеризовалось следующим образом. Активизация законотворчества вела к противоречию, особо остро ощущавшемуся в ХУШ в., когда еще не была окончательно отработана законодательная процедура между абсолютистской государственной властью и стремлением к детальной (если не сказать мелочной) регламентацией жизни общества и частной жизни подданных. Например, на имя императрицы Анны Иоанновны поступает из Малмыжа множество челобитных по самым различным вопросам: о пропаже двух лошадей, о беглых крестьянах, о проблемах с постояльцами во дворе солдата пригорода Малмыжа. Зачастую ответ приходилось ждать несколько месяцев, но на каждый случай поступал Указ от имени императрицы с повелением о правилах разрешения вопросах [19].
С конца 60-х гг. XVIII в. началось первое крупномасштабное обследование состояния земель России - Генеральное межевание, предпринятое по манифесту Екатерины II, которое продолжалось и в первой половине XXIX в. С этого времени появляются исторические источники, на основе которых представляется возможным проследить характер межевания и распланирования городских территорий, что подтверждают материалы по городским и пригородным дачам Малмыжа из Фонда Вятской губернской чертежной комиссии (межевого архива) Государственного архива Кировской области.
Особый интерес представляют картографические материалы, относящиеся ко времени массового освоения Малмыжской земли русскими и собиравшиеся для официальных учреждений с целью уточнения податных ресурсов. Планы входили в свод документов Главного инженерного управления и в каталог военно-ученого архива Российского Государственного военно-исторического архива.
В XIX в. ушли в прошлое челобитные, остались прошения, место промеморий заняли отношения, т.е. документы, направлявшиеся по нисходящей вертикали государственных учреждений. В связи с необходимостью вносить деньги на нужды города, в конце XVIII в. существует необходимость учета купеческого городского населения. Особой разновидностью донесений служат различные отчеты, посылаемые нижестоящим учреждением вышестоящему. Сведения о состоянии Малмыжа периодически включаются в отчеты Вятского губернатора. Журнал становится обычным явлением как форма фиксации обсуждения и решения различных вопросов на заседаниях различных учреждений. В Малмыже сохранились, например, журналы заседаний Городской думы. На смену пыточным речам приходит протокол допросов и письменные показания подследственных.
В разные исторические периоды возникают различные учреждения, которые выполняют административные функции на местах. В начале XVIII в. таким фискальным органом был Малмыжский магистрат, который появился в результате реформ Петра I. Позднее существовала должность Малмыжского городского головы и такое учреждение как Малмыжский распорядительный уездный комитет, а также учреждения губернского масштаба, такие как канцелярия Вятского губернатора и Вятский губернский статистический комитет. В документах этих учреждений сохранились сведения в большей степени статистического характера с позиции официальной политики своего времени.
Справочные издания как самостоятельный вид исторических источников содержит информацию о государственном аппарате служащих. Среди них - адрес-календари Вятской губернии. В 1888-1894гг. в «Календарях Вятской губернии» печатались сведения на основании доставленных городскими управами программах о хозяйстве городов.
Изменение способа государственного управления на протяжении XIX в. породило новый вид источников, таких как статистика. Органами статистики на местах были губернские статистические ко-
митеты, которые составляли статистические таблицы и приложения к губернаторским отчетам. В 1860 г. вышло «Положение о губернских и областных статистических комитетах». В соответствии с этим документом провинциальные статкомитеты взяли на себя, помимо статистических работ, налаживание краеведческой работы на местах и содействие проведению подробных описаний «.. .городов и особенно по чему - либо замечательных в губернии или области местностей, в отношении топографическом, историческом, промышленном, торговом, сельскохозяйственном и проч.» [20, с. 319]- для дальнейшего использования фактов применительно к статистике Вятской губернии.
С появлением периодической печати появилась возможность установить связь по линии «общество - личность». Местная газетная периодика появилась позже столичных газет. В России местная печать начала развиваться с официального издания «Губернских ведомостей» согласно правительственному положению об издании официальных печатных органов в губернских городах. «Вятские губернские ведомости» издавались в г. Вятке с 1837 г.
Роль издателя была очень велика, часто издатель был одновременно и редактором. Изучение личности издателя способствует пониманию целей, которые он преследовал. А.И. Герцену, будучи в ссылке в Вятке, пришлось участвовать в подготовке неофициальной части «Вятских губернских ведомостей» [21, с. 24]. Несколько статей было подготовлено им к печати в 1838-1842 гг. Известно, что А.И. Герцен содействовал развитию изучения родного края. Не без его участия была опубликована статья по истории города Малмыжа С.С. Шубина в 1841 г.
Краеведческие находки ценных документов и первично обработанные на начальном (краеведческом) - уровне материалы продолжали публиковаться и в первой половине XX в. Но, к сожалению, часть рукописей осталась в неопубликованном виде. Среди них ценные рукописные работы П.Н. Луппова [22], которые были разработаны им для Вятского НИИ краеведения в 1930-е гг. Сейчас рукописи П.Н. Луппова хранятся в собрании Кировского областного краеведческого музея.
В фондах Малмыжского музея находятся документы о православных объектах города. Например, в ведомостях о церквях и причтах Первого благочиннического округа, содержатся сведения по истории православных храмов города [23].
В Кировском областном краеведческом музее хранятся фотодокументы, характеризующие общий вид города и православных храмов в начале ХХ в.
Собранием сведений о состоянии в ХХ в. культурного Малмыжа являются постановления Малмыжского районного исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Малмыжской городской администрации. Документы хранятся в архивном отделе администрации Малмыжского района Кировской области. В этих источниках впервые начинает прослеживаться осознание ценности культурного ландшафта города как памятника природы и истории [24].
Таким образом, комплексное использование разных групп источников является основой для реконструкции культурного ландшафта города Малмыжа и его округи, решения проблем органичного развития города в природной среде, выявления специфики города в различные эпохи, динамики его функций и т.д.
Источники и литература
1. Рассказ Н.П. Рычкова о покорении Малмыжа // ТВУАК. - 1916. -Вып. 1-2. - Вятка, 1916. - Отдел 3. Прил. - С. 45; Рычков Н.П. Журнал или Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История. - Киров, 1995. Приложение II. - С. 124-133.
2. История вятчан времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781-й год через 600 лет сочиненная главного народного училища учителем исторических наук титулярным советником Александром Вештомовым в 1807 и 808-м годах. -Казань, 1907.
3. Шубин С.С. Описание уездного города Малмыжа // Вятские Губернские ведомости. - 1841. Прибавление к № 34. - № 17.
4. Шубин С.В. К истории города Малмыжа // ТВУАК. - 1915. -Вып. 2-3. Отдел 3. - Вятка, 1915.
5. Образцов Р.Н. Учебный курс географии Вятской губернии (Родиноведение). - Вятка, 1889.
6. Спицын А.А. К истории Вятских инородцев // Календарь Вятской губернии на 1889 год. - Вятка, 1889. Отдел 5.
7. Худяков М.Г. История покорения Малмыжского края // Полтыш-князь черемисский. Малмыжский край. - Йошкар-Ола, 2003.
8. Эммаусский А.А. Вятские города 200 лет назад // Полтыш - князь черемисский. Малмыжский край. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 255-262.
9. Безверхова Л.Б. Города Вятского понизовья. Конец XVI в. // Энциклопедия земли вятской. Т. 5. Архитектура. - Киров, 1996.
10. Иванов А.Г. Очерки по истории Марийского края XVIII века. -Йошкар-Ола, 1995.
11. Бахтин А.Г. XV-XVI века в истории Марийского края. - Йошкар-Ола, 1998.
12. Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Владенные выписи ясачных марийцев Кокшайского уезда 1686 года // Марийский археографический вестник. -Йошкар-Ола, 1997. - №7. - С. 119-140; они же. «Государева служба» и именные списки «конной черемисы» в документах середины XVII века // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола, 2005. - №15. - С. 165-172; Айплатов Г.Н. Расселение марийцев во второй половине XVI- начале XVII веков // Происхождение марийского народа. - Йошкар-Ола, 1967. - С. 140-146; Иванов А.Г. Культура и быт русских и марийцев Яранского уезда Вятской губернии в описаниях приходского духовенства середины XIX века // Марийский археографический вестник. - Йошкар-Ола, 2005. - №15. - С. 172-186.
13. Димитриев В.Д. Сведения о чувашских землях, селениях и крестьянах в Свияжских писцовых книгах 1565-1567 годов // Исследования по истории дореволюционной Чувашии. - Чебоксары, 1989.
14. Спицын А.А. Новые сведения по доисторической археологии Вятского края. - Вятка, 1887.
15. РГАДА. Ф. 350. Ландратские книги и ревизские сказки. -Оп. 2. Ч. 1. - Д. 1102, 1138, 1149,1153,1181; Ф. 1040. Малмыжская воеводская канцелярия. - Оп.1. - Д. 1, 2, 4. Сборники входящих челобитных 1736 г.
16. РГВИА. Ф. 349. Главное инженерное управление. - Оп. 47. - Д. 2434. Малмыж. План. 1784 г.; Ф. 846. Каталог военно-ученого архива. - Оп. 16. -Д. 20735. Генеральная карта Вятской губернии.
17. Волость черемисская в Малмыже по списку с писцовой и межевой книги Ив. Болтина 7111 (1603) года // ТВУАК. - 1907. - Вып. 2. - Вятка, 1908. Отдел 3.
18. Книга Малмыжского города // ТВУАК. - 1915. - Вып. 2-3. Отд.
19. ГАКО. Ф. 9. Малмыжский городовой магистрат. - Оп. 3. - Д. 7, 12; Ф. 835. Малмыжский городской голова. - Оп. 1. - Д. 1, 2, 3, 25; Ф. 1287. Малмыжский уездный распорядительный комитет. - Оп. 1. - Д. 3, 4, 6.
20. Положение о губернских и областных статистических комитетах // Вятские Губернские ведомости. - 1861. - № 39.
21. Чудова Г.Ф. В те далекие годы (очерки по истории краеведения Вятской губернии). - Киров, 1981.
22. Луппов П.Н. Историческая справка по развитию важнейших грунтовых дорог в Вятском крае в XVI-XVIII столетиях. Рукопись. -Библиотека КОКМ, 1928; Он же. Колонизация территорий Кировской области и районирование ее в прежнее время. Рукопись. - Библиотека КОКМ, 1941.
23. Ведомость о церквях и причтах Первого благочиннического округа // Фонды Малмыжского краеведческого музея Кировской области, без номера.
24. Архивный отдел администрации Малмыжского района (АОАМР) Кировской области. Ф. 1. Малмыжский районный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Нижегородского края. - Оп. 1. - Д. 10, 16, 18, 21, 23; Ф. 52. Малмыжский городской совет. - Оп. 1. - Д. 10, 622, 778, 874.