Научная статья на тему 'Некоторые вопросы изучения былин в начальной школе'

Некоторые вопросы изучения былин в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутырёва Ю. В.

В данной статье рассмотрены проблемы изучения былинного эпоса в начальной школе, а именно различные возможности учета специфики особенностей былин, которые дают возможность в ходе обучения не только расширить знания детей о былинном эпосе, но и помогают увидеть нравственные ценности, вызывающие у учащихся положительное отношение к родной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы изучения былин в начальной школе»

72 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

2. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - СПб.: Питер, 2001. - 328 с.

3. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет. - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСАГО», 2011. - 101 с.

4. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-92.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ БЫЛИН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Кутырёва Ю.В.*

В данной статье рассмотрены проблемы изучения былинного эпоса в начальной школе, а именно различные возможности учета специфики особенностей былин, которые дают возможность в ходе обучения не только расширить знания детей о былинном эпосе, но и помогают увидеть нравственные ценности, вызывающие у учащихся положительное отношение к родной культуре.

Вопрос изучения произведений былинного эпоса в школе мало разработан в учебно-методической литературе. Неоднократно учителями-практиками и методистами обсуждался вопрос о целесообразности включения произведений указанного жанра в программы начальной школы.

Былина - специфический и достаточно сложный для восприятия младших школьников жанр литературы, но исключать произведения былинного эпоса из программ начального обучения не оправданно, так как через изучение былинного эпоса можно решать очень важные образовательно-воспитательные задачи.

Знакомясь с ними, дети практически усваивают понятия об образно-выразительных средствах, ведущих приёмах в былинном повествовании, образная выразительность придаёт персонажам монументальность, а фантастическим подвигам богатырей - художественную убедительность.

Былины обладают большим нравственным потенциалом для формирования общекультурной компетенции, заключая в себе общечеловеческие духовные ценности; эти произведения устного народного творчества во всей совокупности их традиций обладают значительным дидактическим потенциалом, предоставляя широкие возможности для интеграции учебной информации из различных областей культуры; былины также имеют широкую

* Специальность «Преподавание в начальных классах». Научный руководитель: Данилова Н.Ю., преподаватель филологических дисциплин.

репрезентацию в искусстве, породили мощную литературную традицию и обладают высоким системообразующим потенциалом для формирования этнокультурных представлений; они включены во многие действующие школьные программы по литературе [1].

Былина как литературный жанр в настоящее время не развивается, но как искусство слова должна сохраняться для потомков: изучение русского эпоса необходимо детям для углубленного познания национальной самобытности родного народа и для литературного развития.

Некоторые учёные-методисты считают, что в современной начальной школе в качестве учебного материала должны быть былины не в пересказе, а в оригинале. Однако тема «Былина» в курсе изучения младших школьников пока не нашла своего постоянного места - учителя ссылаются на лексические и стилистические трудности, возникающие при чтении былин и тормозящие их восприятие, и не знают как выйти из создавшегося положения.

Методика работы с былинами в оригинале в начальной школе пока не разработана полностью, но необходимость этого с каждым годом возрастает, т.к. в настоящее время на уроках чтения в начальной школе былина читается как рассказ или сказка. Кроме того, начальная школа испытывает сегодня дефицит в героико-патриотической литературе. Изучение былин позволяет ликвидировать и этот дефицит. Былины как центрально-патриотические произведения играют весьма значительную роль в осознании детьми специфики народного духа, народных традиций. Содержание и форма былин способны дать детям ответ на вопрос о культурно-нравственных ценностях, идеалах, которые свойственны народу изначально.

В былинных текстах, дошедших до нас, много энергии, ее надо лишь научиться воспринимать и передавать. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал уважение к слову, ощутил каждое созвучие, понял, почувствовал, что слово - это вершина человеческой мысли, человеческого духа, материально воплощенный опыт многих поколений его предков.

Организация работы над художественным миром былин требует учёта возрастных психологических особенностей восприятия учащимися словесного искусства.

Ввиду сложности содержания, лексики и стиля былинных текстов, целесообразно вначале познакомить учащихся начальных классов с хорошими пересказами былин, которые бы подготовили восприятие этих народных песен в будущем. Введение понятий по поэтике былины, знакомство с традициями и обычаями народа, обучение свободному употреблению литературоведческих терминов создает условия для поэтапного формирования представлений учащихся о былине как феномене народной культуры.

Учащимся можно сообщить, что в основе былинного эпоса, как правило, лежат мифологические представления (изложить и соответствующие), возможны и допустимы ссылки на языческие верования славян, информа-

74 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

ция о пантеоне славянских богов, об общности мифологических представлений древних славян и других народов (например, древних греков) (адаптировано для младших школьников). Параллель между мифами разных народов и былинным эпосом поможет учащимся осознать единство мирового литературного процесса, понять своеобразие и богатство русской литературы. Сравнение былинных богатырей с героями мифов позволит ученикам сделать вывод об идеальном герое в русском былинном эпосе, имеющем национальные черты: он красив, силён, удачлив и умён, он тружеником и защитник родной земли. Учащиеся должны правильно определить место былин в истории русского народа, его культуры, исторической памяти. В изучении былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» учитель-словесник поможет учащимся сделать вывод об Илье Муромце как символе русского воина, сильного, доброго, независимого, преданного Родине.

Отбор содержания учебного материала для обучения младших школьников чтению былин в оригинале должен проводиться с учетом следующих критериев: по тематике детям младшего школьного возраста доступны и могут быть представлены былины разных циклов: героико-патриотические и социально-бытовые; среди героико-патриотических былин прежде всего рекомендуется цикл об Илье Муромце, потому что образ Ильи статичен, жизнь героя представлена, начиная от рождения, а подвиги его разнообразны, что помогает детям войти в былинное повествование и сохранять к нему интерес; в качестве учебного материала отбираются оригинальные былинные тексты, записанные от наиболее известных и признанных сказителей (Т.Г. Рябинин, П. Миронов, Л. Богданов, А. Сорокин); из имеющихся вариантов записи одной и той же былины (т.е. былины с одинаковым сюжетом в исполнении разных известных сказителей предпочтение отдается тому, который в языковом отношении менее других нуждается в комментировании со стороны учителя; в целом былинные тексты, предназначенные в качестве учебного материала в теме «Былины» для уроков чтения в начальных классах, должны составить систему, интегрирующую в себе пересказы и наиболее доступные детям аналогичные оригинальные записи, которые затем располагаются в строгой последовательности [2].

Меж- и внутрипредметные связи являются в качестве обязательного компонента уроков, создают базу для формирования целостной картины мира в сознании учащихся. Нельзя забывать о такой части русской культуры, как народные промыслы. Уже во 2-3-м классе школьникам можно поведать о гжельских игрушках - изображениях богатырей (в частности, на уроках изобразительного искусства).

В процессе изучения былин вместе с приобщением к народной культуре важную роль играет итоговый урок: он предоставляет возможность обобщить изученное и контролировать качество усвоения учебного материала учащимися, эффективность приёмов работы самого преподавателя.

Непрерывное усложнение форм работы с текстами былин даёт возможность выявить уровень знаний и умений учащихся и определить задачи, которые необходимо решить в дальнейшем.

Включение большого числа былин из киевского и новгородского циклов позволит дать учащимся более полное представление о былинном жанре, его идейной глубине, высоких художественных достоинствах, а также о многообразии явлений искусства, порожденных былинными текстами, тем влиянием, какое оказали эти произведения устного народного творчества на последующую культуру.

В современных программах по литературе предложен различный подход к изучению былин в школе. Но основным является следующее:

- в работе над былинами необходимо придерживаться системности и определенного порядка, признаки (поэтику) былин следует раскрывать не сразу, а постепенно, выводя обобщения теоретического характера из наблюдений над конкретным материалом и его анализом;

- в процессе формирования понятия о былине должна быть опора на имеющиеся у школьников знания о сказке и мифе;

- школьникам необходимо сообщить, что в былинах находит отражение русская история, обычаи, традиции народа; в образах былинных богатырей отразился русский национальный характер;

- в процессе работы над эпическими песнями должны включаться межпредметные связи, способствующие более полному и скорому раскрытию понятия; по былинным сюжетам написаны многие картины и иллюстрации, созданы художественные и музыкальные произведения [3].

Таким образом, учет специфики особенностей былин даст возможность в ходе обучения не только расширить знания детей о былинном эпосе, но и поможет им увидеть за его реалиями нравственные ценности, вызывающие у учащихся положительное отношение к русской старине, к родному народу.

Список литературы:

1. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль былин. - М., 1993.

2. Журова Л.И. Изучение произведений фольклора и древнерусской литературы в школе: учебное пособие. - Барнаул, 1988.

3. Запалова Т.С., Пушкарева Н.Д. Опыт нового подхода к изучению былин // Совершенствование содержания и методов преподавания литературы в школе. - М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.