Стационарная аспнрационная установка, смонтированная на базе центробежного вентилятора.
несложен — он заключается в периодической смазке подшипников (раз в месяц) и ревизии электромотора. Для защиты установки от атмосферных осадков используют специальную крышу.
Основной причиной выхода установки из строя является возникновение неисправно* сти электромотора, поэтому в плановом порядке раз в 2 года электромотор с установки снимают и подвергают профилактическому ремонту.
Семилетний опыт эксплуатации показал, что установка проста в изготовлении, надежна в работе и удолетворяет основным требованиям отбора проб атмосферного воздуха для определения концентраций радиоактивных аэрозолей.
ЛИТЕРАТУРА. Иванов В. И. Курс дозиметрии. М., 1970. — Новиков Ю. В. Гигиенические вопросы охраны атмосферного воздуха от радиоактивных загрязнений. М., 1966.
Поступила 17/VII 1975 г.
Краткие сообщения
УДК 613.644
С. В. Алексеев, А. С. Круглое, Л. Д. Гаранин, \А. В. Кадыскин\, Е. И. Кадыскина
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА И ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ДЕЙСТВИЯ
НА ОРГАНИЗМ
Санитарно-гигиенический медицинский институт и Институт авиационного приборостроения, Ленинград
Наши собственные наблюдения и литературные данные свидетельствуют о том, что наряду с общепринятыми характеристиками шума — частотным спектром и уровнями интенсивности — параметром, определяющим суммарное действие шума на организм, является эквивалентный уровень интенсивности.
Эквивалентный уровень шума представляет собой интегральный показатель, учитывающий флюктуации интенсивности производственного шума во времени. В настоящее время для определения такого уровня пользуются расчетным методом. Однако этот метод весьма трудоемок и требует многократных измерений в течение рабочего дня.
Предпринимаются попытки создания специальных приборов, позволяющих измерить эквивалентные уровни шума. Однако существующие образцы приборов обладают рядом недостатков, затрудняющих их использование в гигиенической практике.
В связи с этим нами был разработай дозиметр 12 3 4 5
шума, измеряющий интеграл интенсивности последнего /~ Г~ Г~
во времени. Прибор предназначен для одновременного 1^4_Г' ^ —
измерения мгновенных и эквивалентных значений К^ I |__|-1
5
измерения
уровня шума. Прибор может быть использован для измерения шума в условиях производства и на транспорте, а также при проведении экспериментальных исследований.
Дозиметр шума содержит элементы обычного шу- Блок-схема интегрального изме-момера (микрофон, усилитель, квадратичный детектор рителя шума,
и стрелочный прибор), интегратор и счетчик времени , _ МИКрофои; 2 — усилитель! (СМ. рисунок). К ВЫХОДУ КВадраТИЧНОГО Детектора 3 — квадратичный детектор; 4 — шумомера, помимо стрелочного прибора, последова- стрелочный прибор: 5 — интегра-
г-» TOD" о — счстчик ипомеи н
тельно с ним включен интегратор. В качестве ин- н
тегратора использован водородный кулонометр
Х=603, чувствительность которого на 2 порядка выше чувствительности ртутного кулонометра. Последовательное включение стрелочного прибора и интегратора позволяет измерять мгновенное и интегральное значение интенсивности шума. Шкала интегратора Х=603 проградуирована в величинах интенсивности шума. Интегратор
т
дает возможность определить энергию звукового воздействия D = | / (t) dt.
Для отсчета времени воздействия шума Т в счетчике времени применен второй кулонометр типа Х=603, шкала которого проградуирована в единицах времени. Определив величины О и Г с помощью пересчетной линейки, можно установить эквивалентный уровень шума по формуле:
1 г '«)
¿э„в. = 101gT- f—fj-dt.
где: / (/) — величина интенсивности шума; /в — пороговое значение интенсив ности; Т — время воздействия шума.
С помощью прибора в наших исследованиях определялся эквивалентный уровень шума во всем звуковом диапазоне частот или в отдельных полосах, а также измерялась средняя величина интенсивности шума.
Чтобы подтвердить значимость эквивалентных уровней интенсивности шума для характеристики биологического действия шума на организм, нами на кафедре гигиены труда Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института был поставлен ряд экспериментов. Все измерения эквивалентных уровней мы выполняли с помощью описанного выше акустического комплекса. Исследования проводили в шумозаглушенных камерах, снабженных специальной акустической и физиологической аппаратурой (Е. Ц. Ан-дреева-Галанина и соавт.). Изучали функциональное состояние центральной нервной системы (время реакции на сильный и слабый световой раздражитель), слухового анализатора (тональная аудиометрия) и сердечно-сосудистой системы. Поставлено 3 серии опытов. В I серии испытуемых в течение 1 ч подвергали действию белого шума с постоянным уровнем интенсивности 100 дБ в течение всего эксперимента. Во II серии уровень интенсивности шума в течение 1 ч менялся от 95 до 105 дБ, но при пересчете на эквивалентный уровень его был равен 100 дБ. В III серии опытов, являвшейся контрольной, испытуемые в течение 1 ч находились в шумозаглушенной камере в условиях относительного акустического покоя.
Анализ полученных данных показал, что в контрольной группе время реакции на> сильный световой разражитель равнялось 1802:1,1 мс, а на слабый световой раздражитель— 210,82:1,4 мс. После часовой экспозиции шума с уровнем интенсивности 100 дБ время реакции на сильный и слабый световой раздражитель соответственно составляло 203,52; 1,5 и 227,2±1,4 мс. В серии опытов у лиц, подвергавшихся действию шума с эквивалентным уровнем 100 дБ, время реакции на сильный и слабый световой раздражитель удлинилось соответственно до 201,42:0,9 и 2292:1,1 мс. При статистическом анализе выявилось достоверное изменение показателей в контрольной и опытных группах и отсутствие значимых различий между 2 опытными сериями. К подобным же выводам можно прийти при оценке изменений функционального состояния слухового анализатора и сердечно-сосудистой системы.
Действие шума с постоянным уровнем интенсивности 100 дБ вызвало повышение порогов слуховой чувствительности во всем диапазоне звуковых частот и достигало максимума на частотах 4000 и 6000 Гц (соответственно повышение на 212:0,5 и 282:1,0 дБ). Шум с эквивалентным уровнем 100 дБ также вызвал наибольшее повышение порогов в области частот 4000 и 6000 Гц, где снижение слуховой чувствительности произошло на 20—1 и 26,5—1,5 дБ. Для оценки существенности различий данных, полученных в 2 сериях, мы применили также критерий Колмогорова — Смирнова. Анализ полученных данных показал, что Х,а=1,34. Таким образом, отличия между изменением порогов слуховой чувствительности при действии белого шума с общим уровнем интенсивности
100 дБ и часовой экспозиции шума с эквивалентным уровнем ТОО дБ и в данном случае статистически незначимы.
При изучении частоты сердечных сокращений и артериального давления также не выявилось достоверных различий в опытных сериях.
Изучение функционального состояния центральной нервной системы, слухового анализатора и сердечно-сосудистой системы не показало существенности различий при действии в течение 1 ч шума с общим стабильным уровнем 100 дБ и при действии шума с меняющимися уровнями интенсивности, эквивалентный уровень которого также равен 100 дБ.
Ввиду того что при действии шума одинаковых частотных характеристик, но разных уровней интенсивности мы обнаружили существенные различия (Е. Ц. Андреева-Галанина и соавт.) в функциональном состоянии основных физиологических систем организма и их несущественность при действии эквивалентных уровней, целесообразно в гигиенической практике при измерении стабильного шума определять также и интегральные показатели—эквивалентный уровень интенсивности шума. Для этого может использоваться прибор, разработанный на кафедре гигиены труда Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института в содружестве с сотрудниками кафедры охраны труда Ленинградского института авиаприборостроения.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Андреева-Га л анина Е.Ц., Алексееве. В.. К а д ы с к и н A.B. и др. Шум и шумовая болезнь. Л., 1972.
Поступила 29/VII 1975 г
УДК 612.875.8-052.6
Канд. мед. наук Б. В. Задорожный, канд. техн. наук Г. В. Сердюков
ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Металлургический институт, г. Жданов
На протяжении учебного года было проведено исследование работоспособности н некоторых физиологических показателей 128 студентов IV курса 3 факультетов.
Как установлено в предыдущих исследованиях (Б. В. Задорожный), наиболее ин-
Йэрмативным показателем работоспособности студентов являются тесты на внимание, оэтому в дальнейшем наряду с применявшимся ранее тестом Платонова на ссложение чисел с переключением» использован корректурный метод Анфимова. При этом учитывали количество букв, просмотренных за минуту (Сц). коэффициенты точности (Кт) и работоспособности (Кр):
а _ (Ь + с)
Кх = а i c > Кр—Со-Кт.
где а — количество правильно проверенных букв; с — число пропущенных букв; b — число ошибок.
Исследовали пульс, уровень артериального давления (АД), время задержки дыхания на выдохе, температуру кожи виска и кисти (электротермометром). Кроме того, регистрировали время простых и дифференцировочных зрительно-моторных (ЗМР) и слу-хо-моторных реакций (СМР) рефлектометром и коэрдинацию движений верхних конечностей специально изготовленным термометром. Исследования проведены в начале, середине и конце осеннего и весеннего семестров, а также в соответствующие периоды зимней экзаменационной сессии. В одной из групп исследования работоспособности проводили ежемесячно. Результаты, полученные в начале осеннего семестра (2—3-я учебная неделя), приняты за исходные. Достоверность различий при Р^0,5 определена непараметрическими критериями (Е. В. Гублер и А. А. Генкин).
Необходимо отметить, что в период исследований была более целесообразно спланирована учебная нагрузка студентов в объеме 60 ч в неделю (36 ч занятий в институте и 24 ч самостоятельной работы) и введена система программированного контроля знаний, предусматривающая регулярную подготовку к занятиям в течение семестра.
Приведенные в таблице данные отчетливо указывают на некоторое снижение работоспособности студентов, прежде всего точности выполнения заданий, на протяжении учебного года. Однако в отличие от результатов предыдущих наших исследований и данных других авторов (Т. С. Криворучко и Р. Н. Вановская; И. М. Трахтенберг и С. М. Раш-ман) в середине осеннего семестра отмечено снижение работоспособности, а в конце его— некоторое повышение. Более отчетливо такие тенденции проявились при ежемесячном исследовании работоспособности. Изменения показателей мы объясняем более равномерной нагрузкой, обусловленной улучшением организации учебного процесса. Следует