ДИСКУССИИ
ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ
=
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ШУМОВ
Кандидат медицинских наук В. М. Григорьева
Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
За последнее время заметно возрос интерес к проблеме гигиенического изучения промышленных шумов. Все больший круг вопросов, связанный с этой проблемой, включается в тематику научных исследований. Однако некоторые из них все еще недостаточно глубоко изучаются. Данная статья преследует цель привлечь внимание специа листов к некоторым задачам, требующим скорейшего разрешения.
Так, методы измерения шумов должны получить свою сравнительную оценку с учетом расширения гигиенических задач в этой области и достижений измерительной техники. Применяемая в последнее время магнитофонная запись шумов с последующим анализом их в условиях лаборатории заслуживает особого внимания. Портативные магнито фоны МЭЗ-29а и МАГ-30 вполне пригодны для записи шумов в области частот от 50 до 8000—9000 гц. Магнитофонная запись во многих случаях имеет большие преимущества перед использованием для анализа октавных фильтров непосредственно на рабочем месте, так как часто промышленные шумы являются нестационарными по своему характеру, а иногда и сравнительно кратковременными, что затрудняет примене ние октавных фильтров. В то же время выбор типов магнитофонов с наилучшими частотными характеристиками обеспечивает достаточную точность измерений.
В настоящее время назревает вопрос о необходимости расширения частотного диапазона шумоанализирующей аппаратуры. В зарубеж ной литературе имеются указания о возможности наличия ультразвуковой области в спектре некоторых промышленных шумов [Бюгар, Геннек и Зельц (Bügard, Guennec, Selz, 1952), Шовасс и Леман (Chavasse. Lehmann, 1950), Госе (Ghose S. С., 1950) и др.]. К сожалению, современная шумоизмерительная аппаратура рассчитана для измерения шума только в области частот от 50 до 10 000 гц. Для ряда промыш ленных шумов такая ширина частотного диапазона является доста точной, так как для большинства промышленных шумов максимум звуковой энергии в спектре располагается в области частот до 2000—4000 гц. Однако по ряду шумов (при клепальных работах в самолетостроении, при некоторых видах обрубки литья и др.) отмечается более равномерное распределение звуковой энергии в спектре во всем измеряемом диапазоне, а иногда даже с подъемом ее в обла сти высоких частот — 8000—10 000 гц. Такой характер спектров косвен но указывает на возможность наличия значительного звукового дав ления и на частотах выше 10 000 гц, а также на распространение звуковой энергии и на область еще более высоких неслышимых частот
(ультразвука). В таких случаях требуется расширение диапазона измеряемых частот в измерительном тракте до 20 000—25 000 гц.
В последнее время выдвигается вопрос об особенностях физиоло гического действия импульсных шумов (О. П. Шепелин, 1959). Число исследований в этой области весьма мало и не соответствует большому кругу вопросов, возникающих относительно изучения импульсных шумов в гигиеническом аспекте. Исследования необходимо вести как по линии разработки наиболее совершенной аппаратуры для регистрации импульсных шумов с соответствующим расширением физических параметров характеристики шумов, так и по линии изучения особенностей физиологического действия импульсных шумов в условиях производства и в эксперименте. В этом отношении особый интерес представляет работа Фазанович (Fazanowicz, 1957), использовавшей для спектрального анализа шумов метод Квика.
При применении этого метода получается более сложная инфор мация о характере спектральных компонентов. Помимо регистрации амплитуды звукового давления, на каждой частоте спектра отмечается относительное время продолжительности определенных амплитуд звукового давления. Последнее демонстрируется степенью окрашивания луча, соответствующего определенным частотам. Слабое окрашивание штриха обозначает, что тон несет большое акустическое давление за достаточно короткое время, сильное окрашивание указывает на постоянство данной величины акустического давления в спектре. Дру гими словами, слабо окрашенные штрихи представляют импульсивные колебания, в то время как сильно окрашенные — непрерывные колебания. В работе Фазанович указывается, что стрелочные приборы, так же как логарифмические приборы с потенциометром большой скорости регистрации, дают среднюю величину для шумов с импульсами очень короткой продолжительности. Эта средняя величина может быть очень малой по сравнению с мгновенным максимальным давлением импульса. Такое указание должно привлечь к себе внимание гигиенистов. Следует определить, насколько существенными являются кратковременные ком поненты в спектре в отношении их воздействия на организм и установить корреляцию между чувствительностью органа слуха и чувствительностью измерительной аппаратуры к шумам разного характера
С введением приказа № 136 от 7 сентября 1957 г. ежегодно большие контингенты работающих при шуме с уровнем 95 дб и выше должны проходить периодические медицинские осмотры. Ввиду большой громоздкости многочастотного исследования слуховой чувствительности в инструкции по осмотру рабочих, подвергающихся действию шума, рекомендуется измерять слуховую чувствительность на ограниченном числе частот (128, 4096 и 8192 гц). Очевидно, при массовом осмотре целесообразно еще более сократить объем исследований и перейти на одночастотную методику исследования слуха (4000 гц). В последнее время накоплен достаточно большой материал, указывающий на то, что наиболее выраженные изменения слуха происходят на частоте 4000 гц или близкой к ней [Я. С. Темкин, 1927; В. Ф. Ундриц, 1935; Б. Е. Шейвехман, 1956; Л. А. Козлов и др., 1956; П. И. Тальян-цев, 1957; Хауз, Мерклин, Фокс, Уайтекер, Дэвис, Хупль, Пейрак, Шоун (House, 1957; Merklin, Fox, 1957; Whitaker, 1957; Davis, Hoople, Parrack, 1958; Shone, 1958)]. На основании этого, некоторые из указанных авторов считают целесообразным при массовых обследованиях ограничиться измерением слуховой чувствительности на одной частоте 4000 гц Метод удобен тем, что он позволяет измерять слуховую чувствитель ность в обычном относительно тихом помещении, так как он не маскируется проникающими шумами. Метод не требует привлечения высококвалифицированного персонала и подкупает своей быстротой .
В США этот метод известен под названием отсеивающего метода (метод Глорига). В дальнейшем при выявлении лиц со снижением слуха на частоте 4000 гц можно проводить более подробное исследование на ряде частот воздушной и костной проводимости в условиях звукозаг^ушенного помещения, с тем чтобы установить более подробную картину поражения слуха и определить потерю трудоспособности.
Так как для большинства производств слуховая чувствительность у работающих раньше всего страдает на частоте 4000 гц, весьма целесообразно наладить широкий выпуск портативных аудиометров на одну частоту 4000 гц, подобно карманному аудиометру, выпускаемому в США (АшЬсо, Inc., Los Angelos).
Введение одночастотной методики при достаточной оснащенности отоларингологов портативными аудиометрами позволит в дальнейшем вести наблюдения за работающими более часто, особенно за лицами, начинающими работать в шумной обстановке. Это даст возможность своевременно выявлять среди работающих лиц, особо чувствительных к воздействию шума. Так, Шоун (Shone, 1958) предлагает производить обследование слуха у работающих после поступления в шумные цеха через неделю, месяц, 3 месяца и затем через каждые 6 месяцев.
Весьма вероятно,^что отсеивающий метод на частоте 4000 гц окажется малочувствительным по отношению к работающим на ультразвуковых установках вследствие особого характера спектров, когда максимум звуковой энергии приходится на частоты выше 8000—10 000 гц и слуховая чувствительность прежде всего будет страдать при восприятии не частоты 4000 гц, а более высоких частот.
Необходимо проводить дальнейшее исследование по определению показаний к выводу работающих из шумных производств. Этот вопрос требует уточнения. Согласно инструкции № 287-59 по профилактическому осмотру рабочих, подвергающихся воздействию мощного шума, перевод на работу вне воздействия шума является целесообразным только при выраженных заболеваниях органа слуха, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы. Язвенная болезнь только при частых обострениях служит основанием для вывода из шумного цеха. Такой подход к решению данного вопроса противоречит самой сущности профилактики профессиональных заболеваний. Вместо того чтобы с целью профилактики выявлять начальные формы заболеваний, этиологически связанных с воздействием шума, в инструкции предлагается выводить рабочих из цеха, когда эти заболевания выражены настолько, что более целесообразным представляется не перевод работающих в другие цеха, а направление их в стационар для проведения курса лечения.
Еще не имеется достаточно четких данных относительно поражения среднего уха при воздействии шума. Вопрос о связи заболеваний среднего уха и воздействия шума на работающих был поднят Я. С. Темки-ным еще в 1927 г. Большой процент заболеваний среднего уха среди работающих в шумных производствах по сравнению с работающими вне воздействия шума позволил ему подойти к определению профессиональной тугоухости как комбинации поражений среднего и внутреннего уха. Однако в дальнейших исследованиях не уделялось должного внимания изучению степени участия среднего уха в данном процессе, и профессиональная тугоухость трактуется как заболевание внутреннего уха.
В настоящее время, когда начинает входить в практику предварительный осмотр поступающих на работу в шумные производства, представляется возможность проследить состояние среднего уха при длительном воздействии шума. Исследование воздушной проводимости, являющееся по инструкции обязательным, необходимо дополнить исследованием костной проводимости.
Практика экспертизы трудоспособности работающих в шумных производствах страдает отсутствием единого подхода к определению процента потери трудоспособности. В этом отношении заслуживает внимания работа, выполненная Беннингхаусом и Рёзером (Воепгиг^Иаиз, Иозег, 1958). В работе приводятся таблицы, определяющие процент потери слуха в зависимости от расстояния, на котором различают нормальную речь и шепот (в метрах) или от снижения способности разбирать слова (в процентах). Для установления процента потери трудоспособности по определенной формуле рассчитывают бинаураль-ный процент потери слуха. Было бы весьма полезным продолжить исследование в этой области с тем, чтобы установить обоснованные критерии снижения трудоспособности при профессиональной тугоухости.
Конструирование средств индивидуальной зашиты от шума не поставлено еще по-настоящему на научную основу. При этом часто не производят предварительного изучения акустических свойств материалов и математического расчета эффекта шумозаглушения. Большинство антифонов конструируют лица, не имеющие достаточных знаний в области физической и физиологической акустики.
В настоящее время разработана большая разновидность наружных антифонов, представляющих обычно многослойную комбинацию различных материалов. Эти антифоны довольно близки друг к другу по своим шумозаглушающим способностям. И. И. Славин (1959) указывает, что степень заглушения наушников определяется герметичностью их прилегания к уху. По его мнению, одинаковое заглушение у разных образцов наружных антифонов зависит от практически одинаковой герметичности их прилегания. В связи с этим он рекомендует использовать наиболее легкие бумажно-ватные наушники, ослабляющие высокочастотные звуки (выше 1000 гц) на 25—30 дб. В справочнике по борьбе с шумом под редакцией М. Гарриса (Нью-Йорк, 1957) указано, что лучшие образцы антифонов обеспечивают шумозаглуше-ние на 21—25 дб в области частот 100—1000 гц и 30—40 дб в области частот 1000—10 000 гц. По данным Т. А. Орловой (1958), некоторые образцы наружных антифонов дают заглушение на высоких частотах до 50 дб.
Благодаря применению в последнее время сравнительно мягких материалов для внутренних вкладышей (пластические массы или резиновые полые колпачки, надеваемые на жесткую втулку), очевидно, они более широко войдут в арсенал защитных средств от шума при учете их сравнительно простого и удобного использования. По заглушающему эффекту некоторые из них не уступают наружным антифонам.
Дальнейшие попытки увеличения эффекта шумозаглушения индивидуальных средств защиты от шума, несмотря на определившуюся границу этого эффекта, нельзя признать совершенно бесплодными. Испытание различных новых синтетических материалов может открыть некоторые возможности в этом отношении. Так, вата из ультратонкого стеклянного волокна (диаметром от 1 до "3 ц.) в несравненно большей степени поглощает звук, чем обычная вата. Вата из ультратонкого стекловолокна является мягкой, эластичной, для защиты от шума ее можно применять в виде плотных комочков, вставляемых в наружный слуховой проход. Заглушение в этом случае достигается такое же, как при ношении внутренних заглушек чешского образца (резиновый колпачок, надетый на пластмассовую втулку). Такая вата широко применяется для защиты работающих от шума на промышленных предприятиях Финляндии.
В настоящее время трудно дать сравнительную оценку различным средствам индивидуальной защиты, так как в Советском Союзе ши-
7 Гигиена и санитария. № 9
97
рокое применение антифонов еще не имело места, а без длительной проверки в условиях производства трудно оценить удобство ношения антифонов. Вопрос о средствах индивидуальной защиты требует дальнейшей разработки. Необходимо продолжить усилия в направлении разработок антифонов, в которых сочетались бы наилучшая заглушающая способность с наибольшим удобством и простотой их использования. К этому вопросу совершенно недостаточно привлекались отоларингологи; в то же время совместные наблюдения гигиенистов и отоларингологов за длительным ношением антифонов в условиях производства были бы весьма полезными.
Очевидно, для разных производств подходящими окажутся различные конструкции антифонов в зависимости от различных условий производственной среды (запыленность, микроклимат и т. д.).
От редакции. В статье выдвигаются некоторые спорные положения. Ограничение определения слуховой чувствительности только к частоте 4000 гц не разделяется многими гигиенистами и профпатологами. Хотя и правильно, что раньше и больше изменяется тотальный порог на частоте 4000 гц, это не может служить аргументом для исключения определения слуховой чувствительности на других частотах. Целесообразно проведение речевой аудиометрии, на что не указывает автор. Постановка вопроса об определении процента потерн трудоспособности едва ли может быть научно обоснована, особенно на материале Беннингхауса и Рёзера. Подход к определению потери трудоспособности по проценту потерн слуха неправилен. Помимо мер индивидуальной защиты слуха, главной является коллективная защита, о чем автор совершенно не упоминает. Индивидуальная защита является паллиативом, к которому приходится прибегать лишь в исключительных случаях. Нельзя также согласиться с утверждением о преимуществе внутренних вкладышей перед наружными антифонами. Публикуя настоящую статью, редакция просит читателей журнала высказаться по затронутым в ней вопросам, тем более что последнее постановление о мероприятиях по ограничению шума в промышленности требует усиления внимания к ним.
ЛИТЕРАТУРА
Козлов Л. А., Иванов И. Г., Григорьева В. М. В кн.: Аннотации научных работ АМН СССР за 1955 г. М„ 1956, кн. 2, стр. 808.—Славин И. И. Акуст. жури., 1959, т. 5, в. 2, стр. 221.—Тем кии Я. С. В кн.: Оздоровление труда и революция быта. М., 1927, стр. 5. — Ундриц В. Ф. В кн.: Теория и практика борьбы с шумом. Л., 1935, стр. 16. — Шейвехман Б. Е. Тезисы докл. научн. конференции по проблеме «Борьба с шумами и действие шума на организм». Л., 1956, стр. 28.— Шепелин О. П. Гиг. и сан., 1959, № 8, стр. 26. — В о е n n i n g h a il s H. G., Röse г D„ Ztschr. Laryng., Rhin., Otol., 1958, Bd. 37, S. 719. — Bugard P., Guennec M., Selz j., Ann. télécommuns, 1952, v. 7, p. 47. — Chavasse M. P., Lehmann M. R., Nuovo Cimento, 1950, v. 7, Sup'pl. 2, p. 116. — Davis H.,. Hoop le G., P arrack H. O., Arch Indust. Health, 1958, v. 17, p. 1. — F a z a n o-wicz J., Bull. soc. amis se. et lettres Poznan, B, 1956—1957, N 14, стр. 87. — G h ose S. C., Nature, 1950, v. 165, p. 66.—Handbook of Noise Control. New York, 1957. —House H. P., Arch. Indust. Health, 1957, v. 16, p. 445. — M e r k 1 e i n R. A., Fox M. S., Indust. Med. a. Surg., 1957, v. 26, p. 497. — S h о n e L. В., Arch. Indust. Health, 1958, v. 17, p. 610. — W h i t a k e r P. J., Ibid., 1957, v. 16, p. 459.
Поступила 28/1 1960 r.