Научная статья на тему 'ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ НОРМИРОВАНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ВИБРАЦИИ И ШУМА'

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ НОРМИРОВАНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ВИБРАЦИИ И ШУМА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ НОРМИРОВАНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ВИБРАЦИИ И ШУМА»

Когда число животных в экспериментальных группах мало (6 или меньше в каждой) и «выбрасывание» даже одной варианты сопряжено с существенной потерей информации, можно, по нашему мнению, ориентироваться на менее жесткий критерий равномерности распределения животных по фоновым значениям показателей, именно на Р^0,2. Этому соответствует:

М.—М,

—--— < 1

т1 + тг '

условие, при котором разность средних по крайней мере не превышает суммы ошибок.

Таким образом, мы предлагаем комплекс приемов, изменяющих процессы планирования эксперимента и оценки его результатов. Цель этого комплекса — избежать ошибочных выводов о действии исследуемых факторов. Комплекс разработан на материале токсикологических опытов, однако может быть применим и при изучении факторов иной этиологии.

ЛИТЕРАТУРА. Люблина Е. И., Бройтман А. Я., Голубев А. А. и др. Рекомендации по статистической обработке результатов экспериментально-токсикологических исследований. М., 1965.

Поступила 24/УП 1975 г.

УДК 613.644-092.«

Доктор мед. наук Н. М. Паранько

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ НОРМИРОВАНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ВИБРАЦИИ И ШУМА

Медицинский институт, Днепропетровск

Экспериментальными исследованиями комбинированного действия вибрации и шума допустимых уровней по раздельным нормам доказана необходимость нормирования этих факторов при их комбинированном действии.

Существует несколько методических способов или подходов установления гигиенических нормативов. Основное значение отечественные ученые придают методу физиологического эксперимента с последующей проверкой установленных величин в условиях производства. Если принципиальный подход к экспериментальному нормированию с последующей проверкой в производственных условиях признается большинством отечественных гигиенистов, то взгляды исследователей на продолжительность действия факторов в экспериментальных исследованиях с целью нормирования крайне противоречивы. Одни авторы считают, что для выявления функциональных сдвигов в организме испытуемых при действии вибрации и шума достаточно 10—15-минутного воздействия (А. И. Коваленко; 3. М. Бутковская), другие — в течение 1 ч, третьи — в течение 2—3 ч и более. С целью выяснения зависимости между продолжительностью действия вибрации и шума, глубиной и характером функциональных сдвигов и течением восстановительных процессов в организме здоровых людей после виброшумовой нагрузки мы провели экспериментальные исследования с 10, 30, 60, 120 и 180-минутным комбинированным действием этих факторов разных уровней — предельно допустимых по раздельным нормам и на 3—6 дБ выше и ниже указанных величин.

Опыты проведены в шумозаглушенной камере на практически здоровых мужчинах-добровольцах в возрасте 19—28 лет. Изучены изменения слуховой и вибрационной чувствительности, времени реакции на световой раздражитель, пульса и артериального давления, объемной скорости притока крови к пальцам, термометрии кожи тыла кистей, мышечной силы, выносливости и других показателей. Основными критериями оценки наблюдаемых изменений являлись степень выраженности и длительность восстановления

функции. Все эти показатели изучали до опьгга, тотчас после действия факторов и через различные интервалы в течение 60-минутного отдыха.

Анализ большого экспериментального материала свидетельствует о том, что информативность функциональных сдвигов, т. е. применяемых физиологических тестов, при комбинированном действии вибрации и шума в зависимости от их уровня и продолжительности действия разная. Наиболее чувствительными, адекватно отражающими показателями при комбинированном действии вибрации и шума являются изменения слуховой и вибрационной чувствительности и времени реакции на световой раздражитель. Что касается артериального давления, пульса, мышечной силы и выносливости и особенно объемной скорости притока крови к пальцам, то зависимость этих показателей прослеживается менее четко. В настоящем сообщении приводятся данные о зависимости степени выраженности функциональных сдвигов от продолжительности действия по наиболее чувствительным, адекватным методикам — слуховой и вибрационной чувствительности и времени реакции на световой раздражитель.

Если принять степень выраженности функциональных изменений к концу 3-часового комбинированного действия вибрации и шума за 100%, то удельное распределение сдвига вибрационной и слуховой чувствительности и времени реакции будет распределяться так, как показано на рисунке. Из рисунка видно, что наиболее интенсивно слуховая чувствительность снижается в первые 10 мин после действия факторов (40%). Безусловно, что изменение слуховой чувствительности имеет свои особенности и в течение первых 10 мин действия, однако сведениями об этом мы не располагаем, так как исходили при этом из условий стоящей перед нами задачи. Менее интенсивно за первые 10 мин изменялись вибрационная чувствительность и время реакции на световой раздражитель по сравнению со слуховой чувствительностью, что в процентном отношении составляло 24,3 и 19,8 соответственно.

Весьма интенсивно происходило изменение слуховой чувствительности (20%), времени реакции на зрительный раздражитель (24,4%) и особенно вибрационной чувствительности (31,2%) в последующие 20 мин действия факторов, т. е. к 30-й минуте от начала опыта. Если за первые 30 мин от начала действия факторов изменение функций варьировало от 44,2 до 60%, то за последующие 30 мин действия 1-го часа оно было значительно меньше — от 6,3 до 16,7%.

Сравнение величины функциональных изменений после 1—2—3-часового действия показывает, что к концу 1-го часа степень повышения слуховой чувствительности составляет 72%, вибрационной чувствительности и времени реакции—61,8 и 60,9% соответственно. После 2-го часа действия степень нарастания изменений показателей колебалась от 16 до 24,4%, а после 3-го часа — от 12 до 16,7% (см. рисунок).

Характер восстановления сдвигов зависел от степени и глубины изменения функций. Характерным, однако, являлось то, что наиболее интенсивно процесс реституции происходил в первые 5—10 мин для слуховой чувствительности и 10—

Изменения слуховой, вибрационной чувствительности и времени реакции на световой раздражитель у ¡испытуемых в зависимости от длительности комбинированного действия вибрации и шума.

1 — слуховая чувствительность; 2 — вибрационная чувствительность; 3 — время реакции на световой раздражитель: горизонтальная штриховка круга — изменение функции через 10 мин. сетчатая — через 30 мин. белая — через 60 мин. вертикальная — через 120 мин и черная — через 180 мин.

15 мин для вибрационной чувствительности после прекращения действия факторов. В дальнейшем функции восстанавливались медленнее. Из полученных данных видно, что для комбинированного действия вибрации и шума адаптационные процессы в момент внброшумовой нагрузки и после нее в звуковом и вибрационном анализаторах наиболее интенсивно происходят до 10-й минуты действия. Такой тип падения чувствительности в момент раздражения характерен для факторов небольших интенсив-ностей. В то же время при действии интенсивного шума (117 дБ) адаптация слуха, по данным И. Р. Черняк, к акустическому воздействию завершается быстро, уже к 1—2-й минуте, и не зависит от дальнейшего продолжения действия раздражителя. При этом восстановление чувствительности в первые минуты после действия зависит от длительности и интенсивности раздражителя.

Поэтому вряд ли можно считать 10-минутное действие вибрации и шума приемлемым для экспериментального изучения этих факторов с целью их нормирования или сравнительной оценки вредного действия, так как улавливаемые сдвиги в первые 10 мин действия в основном отражают адапта-ционно-приспособительные процессы, которые не у всех индивидуумов выражены одинаково. Надо полагать, что процессы адаптации, глубина их выраженности также небезразличны для организма. Однако по степени выраженности адаптационных сдвигов в анализаторах нельзя судить о глубине процессов утомления, имеющей решающее значение для физиолого-гигиенического обоснования допустимых уровней вредных факторов производственной среды.

Анализ материала свидетельствует о том, что более глубокие изменения, связанные как с адаптацией, так и с процессами утомления в периферическом и центральном отделах слухового и вибрационного анализаторов, наступают после 10-минутного воздействия факторов. Степень выраженности явлений утомления в дальнейшем прямо зависит от интенсивности действующего фактора. Наблюдения показали, что при действии незначительных интенсивностей, какими являются допустимые уровни вибрации и шума по раздельным санитарным нормам, уже к концу 60-й минуты наступают стойкие стабильные сдвиги слуховой и вибрационной чувствительности и времени реакции на зрительный раздражитель. Более продолжительное действие факторов (120 и 180 мин) способствует большему выражению сдвига показателей и более медленному их восстановлению после нагрузки, однако эти изменения протекают по экспоненциальному закону, т. е. так же, как и при раздельном действии шума.

Таким образом, функциональные сдвиги слуховой и вибрационной чув-ствительностей и времени реакции на световой раздражитель при виброшумовой нагрузке неравномерны. Наиболее интенсивно изменяются функции при действии факторов и обратно развиваются в первые 10—30 мин (до 60%) и к концу 1-го часа действия (от 60,9 до 72%). На 2-м и 3-м часу действия изменение функций составляет около У3 общей суммы изменений при 3-часовом действии факторов.

Выводы

1. Наиболее чувствительными, адекватно отражающими функциональными показателями при комбинированном действии местной вибрации и шума на организм испытуемых являются изменения слуховой и вибрационной чувствительности, времени реакции на световой раздражитель.

2. Одночасовое комбинированное действие вибрации и шума в эксперименте следует считать оптимальной экспозицией при нормировании указанных факторов и расценивать ее как функциональную пробу при многочасовой нагрузке. Установленные в эксперименте допустимые величины факторов при 1-часовой экспозиции целесообразно проверить при 2- и 3-часовом воздействии с последующей проверкой их в производственных условиях.

ЛИТЕРАТУРА. Бутковская 3. М. — «Гиг. труда», 1966, № 7, с. 28— 33. — О н а ж е. — В кн.: Вопросы гигиены труда и профессиональной патологии. Л., 1967, с. 61—63. — Коваленко А. И. Гигиеническая характеристика отдачи пневматических отбойных молотков. Автореф. дис. канд. Кривой Рог, 1961.

Поступила 9/11 1976 г.

УДК 614.72-073.55:678.744.3»

В. Н. Дмитриева, Л. А. Коток, Н. С. Степанова (Харьков)

ПОЛЯРОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТИЛМЕТАКРИЛАТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Методика определения метилметакрилата (ММА), рекомендованная специальным руководством по анализу атмосферного воздуха (Т. В. Соловьева и В. А. Хрусталева), является косвенной, многоступенчатой, а главное, не отвечает требованию избирательности. Она заключается в улавливании ММА из воздуха щелочным раствором, окислении продукта щелочного гидролиза — метанола — перманганатом до формальдегида и сочетании последнего с хромотроповой или фуксинсернистой кислотой с последующим колориметрированием. Как установлено нами, при выполнении практических анализов по этой методике получают, как правило, завышенные результаты, так как аналогичным образом могут определяться все метиловые эфиры, метанол, формальдегид и все остальные альдегиды, а возможные загрязнения атмосферного воздуха достаточно многочисленны.

Ранее (В. Н. Дмитриева и Л. А. Коток) был предложен избирательный полярографический метод определения ММА в воздухе производственных помещений, который заключался в улавливании этого соединения диметил-формамндом и полярографировании полученного раствора в присутствии йодистого тетраэтиламмония. При этом скорость пропускания воздуха через поглотитель составляла 0,25 л/мин. Метод дал хорошие результаты и позволил определять десятые доли ПДК, равные 20 мг/м3.

Этот метод непригоден для атмосферного воздуха, где ПДК ММА составляет 0,1 мг/м3.

Мы предложили для определения ММА в атмосферном воздухе производить предварительную адсорбцию этого мономера на силикагеле. Такой прием используется при исследовании в воздухе ряда эфиров уксусной кислоты. После извлечения из адсорбента и получения окрашенного продукта производят колориметрирование.

В упомянутой выше методике скорость прохождения воздуха достигает 5—10 л/мин. Таким образом значительно повышается концентрация определяемого продукта в анализируемом растворе. В случае использования ММА этот раствор можно полярографировать.

Для работы брали силикагель марки КСМ с величиной зерен 0,25— 1 мм. Его предварительно обрабатывали по методике, описанной в литературе. Поглощение вели с помощью 2 последовательно соединенных приборов Яворовской для зерненых сорбентов в кипящем слое, в каждый из которых помещали по 3 мл силикагеля. Третий, пустой поглотитель присоединяли для задержания переброшенных током воздуха частиц адсорбента.

Полярографические измерения производили на электронном полярогра-фе ЬР-7 с автоматической записью полярограмм и чувствительностью регистрирующего устройства 3,54-10^10 А/мм. Ртутный капающий электрод характеризовался следующими данными:

т = 0,973 мг/с, т = 6с; т'1'т*''« = 1,323 мг^с"'7'

(в отсутствие напряжения поляризации).

Установлено, что оптимальная скорость пропускания воздуха составляет 8 л/мин. При более высоких скоростях происходит значительный выброс частиц силикагеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.