Сибири установлено, что оптимальные ориентации находятся в пределах азимутов от 0 до 45°, а наиболее приемлемыми типами жилых домов являются дома так называемой широтной (неограниченной) ориентации, т. е. квартирами, имеющими жилые комнаты, которые выходят на оба фасада, и дома с такой планировкой, при которой жилые помещения выходят на один фасад, а нежилые — на другой. При таких ориентациях и типах жилых домов, если здания в период ультрафиолетового дня (в околополуденные часы) не будут затенять друг друга, можно обеспечить 2—3-часовую инсоляцию квартир в течение года.
Исходя из этого, мы установили миниматьные разрывы между зданиями в зависимости от их ориентации. Так, при отклонении длинной оси здания от меридиана в пределах 0—90° расстояние между ними будет изменяться от 2'/г до 5 высот (В. Э. Горшков и В. М. Пивкин).
Известно, что обычное оконное стекло прозрачно для ультрафиолетовых лучей с длиной волны до 308—340 ммк. В настоящее время границы бактерицидного действия ультрафиолетовых лучей определяются длиной волны от 313 до 200 ммк, однако и лучи длиной около 340 ммк обладают выраженным бактерицидным действием. Таким образом, обычное оконное стекло, очень сильно снижая ультрафиолетовую радиацию в помещениях, не сводит ее к нулю. С применением более прозрачных для ультрафиолетовых лучей стекол появится возможность использовать в жилых и других зданиях все ультрафиолетовое излучение, достигающее земли. Технически эта проблема может быть решена в ближайшее время.
Таким образом, анализ факторов, влияющих на ультрафиолетовую радиацию, показывает, что в средней полосе Сибири зимой следует ожидать значительной естественной ультрафиолетовой радиации. При определении ряда градостроительных нормативов для этого района исходным должно быть гигиеническое требование 2—3-часовой (как минимум) инсоляции помещений в течение всего года.
Этот критерий был использован нами при определении плотности жилого фонда в наших теоретических и практических работах. Предлагаемые нами нормативные плотности отличаются от тех, которые рекомендуют Правила и нормы планировки и застройки городов и строительные нормы и правила (проект), более широкими крайними пределами, позволяют более гибко учитывать конкретные условия, дифференцированно подходить к оценке предполагаемых к освоению территорий и заранее задавать максимальные плотности жилого фонда. Все это способствует ботее рациональному использованию территории при обеспечении благоприятных гигиенических качеств застройки.
Очевидно, этот критерий должен быть положен в основу и других градостроительных норм и требований.
ЛИТЕРАТУРА
Б е р ю ш е в К. Г., Г а л а н и н Н. Ф. и др. Руководство по коммунальной гигиене. М., 1961.—Г о р ш к о в В. Э, Пивкин В. М. Труды западно-сибирск. филиала Акад. строительства и архитектуры СССР, 1961, в. 5, стр. 183.—Гусев Н. М. Естественное освещение зданий. М., 1961.—Дунаев Б. А. Ориентация и планировка жилого дома (методология исследования). Дисс. канд. М., 1955.—Марзеев А. Н. Коммунальная гигиена. М., 1958.
Поступила 6/УШ 1963 г
4 УДК 613.6 : 664.68
0
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА
КОНДИТЕРСКИХ ФАБРИКАХ
Кандидаты мед. наук Г. Е. Жирнова, Э. П. Орловская
Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний
Для развития кондитерского производства в последнее десятилетие характерно широкое внедрение в эксплуатацию комплексных поточных механизированных линий, в значительной степени автоматизированных, а также печей новых конструкций. Механизация и автоматизация многих производственных процессов значительно улучшают санитарно-гигиенические условия труда, но не устраняют основных неблагоприятных факторов — высокой температуры воздуха и поверхностей оборудования, а также производственного шума. Наблюдается влияние и других факторов, возникающих вследствие технологических особенностей производства ити несовершенной организации труда (например, пьпь какао в отделении размопа бобов какао, пыль талька и сахарной пудры в отделении варки карамельной массы, местная
вибрация, передающаяся работницам, обслуживающим виброраспределитель транспортера — трясостол, который направляет конфеты к заверточным машинам). Определенное значение некоторых профессий имеет длительное статистическое напряжение конечностей, работа стоя и т. п.
Воздействие этих факторов отрицательно сказывается на состоянии здоровья рабочих. На кондитерских предприятиях Киева, например, заболеваемость (в днях нетрудоспособности) выше, чем на металлургических заводах УССР (М. Я. Супониц-
кий и О. В. Чебанова).
Гигиена труда на кондитерских фабриках не отражена достаточно в литературе. В настоящем сообщении приводятся данные, характеризующие условия работы на отдельных участках фабрики им. К. Маркса, где эти факторы выражены в большей степени, чем на других участках.
На производстве шоколада, осуществляемом в специальном цехе, у 8- и 5-вал-ковых мельниц температура воздуха достигает £8—45°, а температура металлических поверхностей машин 60—80°. Здесь же отмечается интенсивный шум. который возникает при дроблении бобов какао, приготовлении тертого какао на 8-валковых мельницах и смешивании компонентов рецептуры в меланжерах (бегуна). На рабочих местах на высоте 1,75 м от пола у агрегатов уровень шума составляет 95—97 дб с преобладанием энергии в области высоких частот. Эти уровни шума превышают предельно допустимые по временным санитарным нормам на 15—17 дб.
В технологической схеме производства конфет, ириса и карамели наибольшего внимания с гигиенической точки зреня заслуживает-варка сиропа и сбивание сахарной помады, приготовление и формование ирисной массы, а также варка, разделка и формование карамельной массы. Варка карамельной помады и ирисной массы сопровождается значительными тепло- и паровыделениями. Особенно неблагоприятны условия труда у вакуум-аппаратов, где варят карамельную массу. Температура наружной поверхности вакуум-аппаратов достигает 65—90°. Температура воздуха летом находится в пределах 35,5—44,7° (при наружной температуре 24—20°), а зимой — 20—24,5° (при наружной температуре 0—5°). Относительная влажность на участке вакуум-аппаратов доходит до 83—94%.
В аналогичных условиях производится варка ирисной массы. Карамельная масса остается горячей (75—80°) и при дальнейших технологических процессах — проминке, вытягивании и формовании, вследствие чего температура окружающего воздуха держится на уровне 30—35°. Подвижность воздуха в помещении цеха практически равна нулю, что создает застойный микроклимат, усугубляющийся повышенной влажностью.
В конфетном цехе наибольший шум создается помадосбивательными машинами (95—98 дб при высокочастотном спектре) и ирисоформуюшей машиной (92—94 дб). В обоих случаях шум выше предельно допустимого на 20—23 и 13—15 дб. В цехе изготовления карамели интенсивный высокочастотный шум (100 дб) генерирует ка-рамелештампующая машина универсальной поточной линии; он превышает допустимый уровень на 20 дб. Ударный средне- и высокочастотный шум с уровнем, достигающим 90 дб, возникает при работе заверточных машин-автоматов, изготовленных Харьковским заводом табачного машиностроения и Ленинградским механическим заводом им. К. Либкнехта.
Несколько обособленно стоят цехи по изготовлению мучных кондитерских изделий. Производство печенья осуществляется на непрерывно поточной линии с выпечкой в газовых печах. Линию протяженностью до 80 м обслуживают 2 рабочих. Газовые печи используют и при выпечке других мучных кондитерских изделий. При изготовлении вафель применяют полуавтоматические газовые печи. Рабочие места пекарей, обслуживающих газовые печи в бисквитном и вафельном отделениях, находятся в зоне высоких температур воздуха и ограждения печей. Температура воздуха между печами летом колеблется в пределах 32—41° (при наружной температуре 23—29°), а зимой — в пределах 20—26° (при наружной температуре 0—5°). Температура поверхностей печей достигает 64—100°.
Наиболее шумными в бисквитном цехе являются тестомесильные машины, генерирующие низкочастотный шум с уровнем до 100 дб, и штамповочные машины непрерывно-поточной линии, при работе которых возникает среднечастотный шум с уровнем 92 дб.
Высокая температура и интенсивный шум создают неблагоприятные условия труда на ряде участков производства. Ограничение этих факторов в значительной мере способствовало бы превращению кондитерских фабрик в образцовые в гигиеническом отношении предприятия.
Радикальной мерой следует считать замену действующих машин агрегатами другой конструкции. На многих фабриках, например, меланжер заменен месильными машинами, а 8-валковые мельницы — более усовершенствованными дисково штифтовыми мельницами, применение которых не только улучшает качество изделий, но и оздоровляет условия труда (Е. И. Журавлева и соавторы).
Для улучшения условий работы на участках значительных тепловыделений наружные поверхности варочных котлов, вакуум-аппаратов и газовых печей следует экранировать, обеспечивая на наружной поверхности экрана температуру не выше 35°. В варочных отделениях цехов рекомендуется устанавливать пароотводные улав-
ливатели; в карамельном и бисквитном цехах необходимо оборудовать эффективную приточно вытяжную вентиляцию.
Особое внимание должно быть уделено предупредительному санитарному надзору. Исследование и технологические испытания ряда вентиляционных систем на кондитерском производстве показали, что их неудовлетворительная работа во многом зависит от дефектов проекта (Л. С. Донин). При установке и монтаже оборудования следует уделять должное внимание виброизоляции.
ЛИТЕРАТУРА
. _ г • • •
Донин Л. С. Гиг. и сан., 1961, № 5, стр. 60.—Журавлева Е. И., Корма-
нов С. И., Т о к а р е в Л. И. и др. Технология кондитерского производства. М., 1962..—
Супоницкий М. Я., Чебанова О. В. Вопр. пит., 1960, № 6, стр. 51.
Поступила 25/УП 1963 г.
✓ _ УДК 613.633-073.75 : 621.745.35
СОСТАВ ПЫЛИ ЭЛЕКТРОПЛАВИЛЬНОГО ЦЕХА ПО ДАННЫМ
РЕНТГЕНОСТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА
• _
Р. А. Нищий
Златоустовская городская санэпидстанция
В результате различных металлургических процессов, протекающих при высоких температурах, образуются сложные по своей структуре соединения, которые, очевидно, и должны выбрасываться в воздушную среду производственных помещений в виде пыли и газов.
Большинство существующих методов не позволяет установить истинную структуру видов пыли. Мы применили с этой целью метод рентгеноструктурного качественного фазового анализа, который используют для определения структурного состава выплавляемых сталей.
Отбор проб пыли производили на 10-тонных электродуговых сталеплавильных печах электросталеплавильного цеха № 2 Златоустовского металлургического завода. Пыль отбирали на 3 печах на протяжении 30 мин. путем осаждения ее в металлические банки и с помощью ротационной установки. Пробы отбирали на расстоянии 1 м от рабочего окна и непосредственно над сводом электродуговых печей. Всего было взято 66 проб при основных процессах выплавки 11 марок сталей (ЭИ602, 18Х2Н4ВА, ЭИ961, ЭИ437Б, Х18Н10Т, ШХ15, ЭИ60, ЭИ415, 38ХМЮА, ЭИ636> 6ХВ2С). ¿u
Исследовали пробы пыли в лаборатории рентгеноструктурного анализа металлургического завода при участии начальника лабораюрии физика И. Бразгина, инженера В. Ивановой, В. Депутатова и др.
Образцы проб пыли 11 марок сталей изготавливали в виде столбиков — «капилляров» — диаметром 0,5 мм.
Обычно структуру различных соединений методом рентгеноструктурного анализа изучают на образцах металла. Мы же имели дело с мелкими частицами пыли, из которых невозможно было изготовить «сплошные» образцы. Поэтому исследуемый порошок смешивали с аморфной массой (50% каучука и 50% пушечного сала), что дало возможность связать частицы пыли и придать прочность образцам. Приготовленную смесь набивали в стеклянный «капилляр» с диаметром отверстия 0,5 мм, а затем наполовину выталкивали. Тем самым удалось приготовить образцы, которые можно было подвергнуть рентгеновскому облучению. «Капилляр» помешали в рентгеновскую камеру цилиндрического типа «РКД» диаметром 57,4 мм, предназначенную для исследования поликристаллических материалов.
В результате взаимодействия рентгеновых лучей с веществом объекта возникала система отраженных лучей, которые, воздействуя на рентгеновскую пленку, давали определенную систему линий — рентгенограмму.
Задача качественного фазового анализа состояла в том, чтобы по полученной рентгенограмме найти все вещества (фаш), входящие в состав образца, и установить структуру соединений. В наших исследованиях для расчетов использовалось общее уравнение дифракции рентгеновых лучей — уравнение Вульфа-Брегга:
* 2dsin в = /(X,
где d — межплоскостное расстояние для данного семейства кристаллографических плоскостей (т. е. для данного угла отражения лучей); в — угол отражения;