Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ»

« •

Количество копропорфирина в зависимости от пола и возраста изменялось незначительно, поэтому полученный материал разработан только сообразно месту расположения детсада.

В контрольном детсаду обследовано 105 детей; максимальное количество копро-порфирина, выделяемого организмом ребенка за 5—6 часов, составляло 12,9 мкг, минимальное — 0,91 мкг, в среднем 4,11 ±0,23 мкг. В первом детсаду было обследовано 42 ребенка; количество копропорфирина, выделяемого за тот же промежуток, колебалось от 17,84 до 2,59 мкг, составляя в среднем 6,36 + 0,46 мкг. Во втором детсаду было обследовано 99 детей; количество копропорфирина за то же время находилось в пределах 24,71 — 0,49 мкг, составляя в среднем 5,51 + 0,36 мкг. Выявленное по сравнению с контролем повышение количества копропорфирина, выделенного в одни и те же сроки детьми первого и второго детсадов, статистически достоверно. Это явление мы склонны объяснить степенью загрязненности атмосферного воздуха хлоропреном.

Полученные данные подтверждают обоснованность принятой в СССР предельно допустимой среднесуточной концентрации хлоропрена в атмосферном воздухе. * *

ЛИТЕРАТУРА

Гусев М. И., Смирнов Ю. К. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1960, в. 4, стр. 139.—Мнаца канян А. В. В кн.: Материалы научной сессии Ин-та эпидемиологии и гигиены. Ереван, 1963, стр. 3.— Сендерйхина Д. П. Гиг. и сан., 1954, № 8, стр. 43.

Поступила 12/X 1963 г.

УДК 614.78 : 711.1

Ф

9 • • %

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ

В. М. Пивкин (Новосибирск)

В практике планировки городов до сих пор еще недостаточно учитывают природно-климатические условия; научно обоснованные рекомендации и указания по этому вопросу в градостроительных нормах отсутствуют.

Одним из важных показателей застройки селитебных территории является расстояние между зданиями; оно в известной мере обусловливает такие градостроительные нормативы, как плотность жилого фонда и процент застройки. Требования плотности жилого фонда, приведенные в правилах и нормах планировки и застройки городов и проекте строительных норм и правил (1962), в частности их верхние пределы, установлены экспериментально при соблюдении минимально допустимого расстояния между зданиями в 2 высоты наиболее высокого из них. Эта величина разрыва нормируется без учета особенностей радиационного режима независимо от географического положения, места и ориентации зданий и не предусматривает возможности круглогодичной трехчасовой инсоляции квартир, как это рекомендуется материалами гигиенических исследований (Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР).

Все это свидетельствует о том, что минимально допустимые расстояния между жилыми домами, а следовательно, плотности жилого фог^а и процент застройки слабо обоснованы и требуют значительной корректировки в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

' Исходным санитарно-гигиеническим критерием при разработке нормативов разрывов и плотности жилого фонда должна быть минимально необходимая продолжительность инсоляции жилых помещений, определяемая в свою очередь эффективностью биологического действия солнечных лучей. До сих пор нет единого мнения относительно нормы инсоляцил квартир. Гигиенисты, как правило, требуют круглогодичного прямого облучения жилых комнат (К. Г. Берюшев и соавторы; А. Н. Мар-зеев), а архитекторы предлагают ориентироваться на инсоляцию весной и осенью, ссылаясь на естественную ультрафиолетовую недостаточность зимой (Н. М Гусев; Б. А. Дунаев и др.). Однако этот вывод справедлив лишь по отношению к районам, расположенным севернее 56-й параллели; там действительно напряженность ультрафиолетовой радиации в ноябре—декабре настолько мала из-за низкого стояния солнца и малой продолжительности светового дня, что учитывать ее при нормировании нецелесообразно. Вместе с тем отказ учитывать зимнее ультрафиолетовое облучение неправильно ориентирует архитекторов и строителей, вызывая пассивное отно-

шение ко многим факторам, ослабляющим радиацию, и не стимулирует поисков путей максимального использования природных ультрафиолетовых лучей.

Поэтому целесообразно рассмотреть некоторые теоретические вопросы, связанные с возможностью и целесообразностью учета ультрафиолетовой радиации зимой, на примере ряда населенных мест средней полосы Сибири (от 52 до 56° северной широты).

К факторам, определяющим снижение интенсивности прямой и рассеянной солнечной радиации (в том числе ее ультрафиолетовой части), зимой относится небольшая высота солнца над горизонтом, малая продолжительность дня и облачность

Высота полуденного солнца в декабре и продолжительность ультрафиолетового дня (считая его с высоты солнца 10°) в этом месяце, а также число дней без солнца за 3 зимних месяца в разных населенных пунктах рассматриваемого района приведены в таблице.

Полуденная высота солнца и продолжительность ультрафиолетового дня в декабре, а также число дней без солнца в ноябре—январе в различных городах Сибири

Широта Город Полуденная высота солнца в декабре Продолжительность ультрафиолетового дня в декабре Чи\ло дней без солнца в ноябре—январе •

52° Улан-Удэ.......... Ч ита ............ Иркутск .......*.. Павлодар.......... 14°35' • • 4 часа 5 5 6 12 5 6 11 13 4 4 7 9

53° • Барнаул .......... Бийск ........ 13°35' 3 » 36 мин. 15 15 16 16 13 11

54° 1 I • Новокузнецк •....... 12°35' 3 » 20 » Ф

55° Петропавловск ....... Кургая........... Новосибирск........ Омск ........... Кемерово ... ..... 11°35' * • • • * 2 » 24 » * ' • 15 15 15 17 V* 4 • 12 14

56° Красноярск......... Томск ........... 10°35' 1 час 28 » 1 16 20 19'

При оценке возможности использования природной ультрафиолетовой радиации необходимо учитывать условия погоды, очень сильно влияющие на нее, и прежде всего облачность.

В данном случае наиболее показательными будут некоторые характеристики светового климата по 3 зимним месяцам (ноябрь—январь), так как это позволяет оценить объективно наиболее неблагоприятные условия радиации.

В период ноябрь—январь число часов солнечного' сияния достигает в Павлодаре 239, Иркутске 237 и Новосибирске 164, тогда как в Москве только 78. В это же время число дней без солнца в Павлодаре 34, Иркутске 24 и Новосибирске 42, а в Москве 65. Необходимо учитывать также распределение солнечного сияния по часам светового дня, прежде всего в околополуденные часы в период ультрафиолетового дня. По данным наблюдений в Афонине (предгорье Кузнецкого Алатау), за 3 зимних месяца на околополуденные часы (с 10 до 14 часов) приходится более чем 2/з фактического сияния солнца, или 80 часов.

Таким образом, в средней полосе Сибири даже зимой можно предполагать наличие значительного количества ультрафиопетовых лучей. Поэтому очень важно обеспечить использование ультрафиолетовой радиации, достигающей поверхности земли.

Прежде всего необходимо мобилизовать силы архитекторов, строителей, гигиенистов, санитарных врачей и техников для осуществления всего комплекса планировочных и санитарно-технических мероприятий в борьбе с воздушными загрязнениями городов, приводящими к большим потерям ультрафиолетовых лучей (составляющим, по данным разных авторов, от 11 до 42 0/п возможного количества этих лучей при чистом воздухе).

Ультрафиолето-ая радиация в жилых помещениях при благоприятных условиях зависит от ориентации зданий, их затененности и остекления окон. На основе комплексного изучения ведущих климатических факторов в ряде пунктов средней полосы

Сибири установлено, что оптимальные ориентации находятся в пределах азимутов от 0 до 45°, а наиболее приемлемыми типами жилых домов являются дома так называемой широтной (неограниченной) ориентации, т. е. квартирами, имеющими жилые комнаты, которые выходят на оба фасада, и дома с такой планировкой, при которой жилые помещения выходят на один фасад, а нежилые — на другой. При таких ориентациях и типах жилых домов, если здания в период ультрафиолетового дня (в околополуденные часы) не будут затенять друг друга, можно обеспечить 2—3-часовую инсоляцию квартир в течение года.

Исходя из этого, мы установили миниматьные разрывы между зданиями в зависимости от их ориентации. Так, при отклонении длинной оси здания от меридиана в пределах 0—90° расстояние между ними будет изменяться от 2'/г до 5 высот (В. Э. Горшков и В. М. Пивкин).

Известно, что обычное оконное стекло прозрачно для ультрафиолетовых лучей с длиной волны до 308—340 ммк. В настоящее время границы бактерицидного действия ультрафиолетовых лучей определяются длиной волны от 313 до 200 ммк, однако и лучи длиной около 340 ммк обладают выраженным бактерицидным действием. Таким образом, обычное оконное стекло, очень сильно снижая ультрафиолетовую радиацию в помещениях, не сводит ее к нулю. С применением более прозрачных для ультрафиолетовых лучей стекол появится возможность использовать в жилых и других зданиях все ультрафиолетовое излучение, достигающее земли. Технически эта проблема может быть решена в ближайшее время.

Таким образом, анализ факторов, влияющих на ультрафиолетовую радиацию, показывает, что в средней полосе Сибири зимой следует ожидать значительной естественной ультрафиолетовой радиации. При определении ряда градостроительных нормативов для этого района исходным должно быть гигиеническое требование 2—3-часовой (как минимум) инсоляции помещений в течение всего года.

Этот критерий был использован нами при определении плотности жилого фонда в наших теоретических и практических работах. Предлагаемые нами нормативные плотности отличаются от тех, которые рекомендуют Правила и нормы планировки и застройки городов и строительные нормы и правила (проект), более широкими крайними пределами, позволяют более гибко учитывать конкретные условия, дифференцированно подходить к оценке предполагаемых к освоению территорий и заранее задавать максимальные плотности жилого фонда. Все это способствует бопее рациональному использованию территории при обеспечении благоприятных гигиенических качеств застройки.

Очевидно, этот критерий должен быть положен в основу и других градостроительных норм и требований.

ЛИТЕРАТУРА

Б е р ю ш е в К. Г., Г а л а н и н Н. Ф. и др. Руководство по коммунальной гигиене. М., 1961.—Г о р ш к о в В. Э, Пивкин В. М. Труды западно-сибирск. филиала Акад. строительства и архитектуры СССР, 1961, в. 5, стр. 183.—Гусев Н. М. Естественное освещение зданий. М., 1961.—Дунаев Б. А. Ориентация и планировка жилого дома (методология исследования). Дисс. канд. М., 1955.—Марзеев А. Н. Коммунальная гигиена. М., 1958.

Поступила 6/УШ 1963 г

4 УДК 613.6 : 664.68

0

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА

КОНДИТЕРСКИХ ФАБРИКАХ

Кандидаты мед. наук Г. Е. Жирнова, Э. П. Орловская

Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний

Для развития кондитерского производства в последнее десятилетие характерно широкое внедрение в эксплуатацию комплексных поточных механизированных линий, в значительной степени автоматизированных, а также печей новых конструкций. Механизация и автоматизация многих производственных процессов значительно улучшают санитарно-гигиенические условия труда, но не устраняют основных неблагоприятных факторов — высокой температуры воздуха и поверхностей оборудования, а также производственного шума. Наблюдается влияние и других факторов, возникающих вследствие технологических особенностей производства ити несовершенной организации труда (например, пьпь какао в отделении размопа бобов какао, пыль талька и сахарной пудры в отделении варки карамельной массы, местная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.