УДК 343
П. Л. СЕРДЮК, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
P. L. SERDYUK, senior lecturer of department of criminal law and criminology of the Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law (Ufa)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ
SOME OF THE ISSUES OF THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN RUSSIA
к <N
a a
u
u $
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся понятия «коррупция.», форм ее проявления и особенностей борьбы с данным социальным явлением в сфере деятельности правоохранительных органов. Автор основывает свои выводы на положениях указов Президента Российской Федерации 2016 г. по вопросам борьбы с коррупцией и докладов Генерального Прокурора Российской Федерации и Министра МВД России на коллегиях соответствующих служб в марте 2017 г.
Ключевые слова: борьба с коррупцией, коррупция в правоохранительных органах, вред, причиняемый коррупцией, культура кадров, качество образования кадров.
Annotation. The article discusses the issues concerning the concept of corruption, its manifestations and peculiarities of dealing with this social phenomenon in the field of law enforcement. The author bases its findings on the provisions of the decrees of the President of the Russian Federation 2016 on the issues of fight against corruption and reports to the General Prosecutor of the Russian Federation and interior Minister of Russia on the boards of the respective services in March 2017.
Keywords: fight against corruption, corruption in law enforcement, the harm caused by corruption, the culture of the staff, the quality of education personnel.
«
a о
0 «
u
¥ a -с a
1
о
о «
u ?
a £
a «
u
Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 19 декабря 2008 г., по сути, явился первой серьезной реакцией государства в плане организации борьбы с этим опасным социальным явлением, именуемым «коррупция». В законе было представлено развернутое определение коррупции, где первое место занимают злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки. Эти коррупционные деяния, как правило, связаны со многими другими опасными преступлениями в основном экономического характера, и представляют проблему, связанную с
их выявлением и предупреждением. Но не меньший вред обществу причиняет коррупция и в самой системе правоохранительных органов, которая препятствует применению законов к правонарушителям либо способствует их освобождению от уголовной ответственности и наказания.
Изучая статистику уголовных дел, связанных с коррупцией, после вступления в действие закона «О противодействии коррупции», можно отметить некоторое снижение количества этих преступлений. Например, в 2009 г. по России было выявлено 7 856 получе-
ний взяток (в суд направлено 6 648 уголовных дел); в 2010 г. - 7 357 преступлений данного вида (в суд направлено 5 793 уголовных дела). Однако важным в борьбе с этими преступлениями является не только их выявление, но и реакция государства в лице правоохранительных органов по привлечению виновных к уголовной ответственности и вынесение приговоров. Как видим, уже в 2010 году наблюдалась тенденция не только к снижению выявленных коррупционных преступлений, но и к снижению почти на 1 тысячу реальных уголовных дел этой категории.
В последующие годы выявленные факты взяток то росли, то снижались, но в целом продолжался рост данных преступлений. Однако это совсем не говорит о том, что статистика полностью зависела от фактического положения дел в сфере коррупционных отношений в России. Во-первых, количественные показатели преступности, особенно того ее вида, который в большей части находится в латентном состоянии, в полном смысле зависят от качества работы правоохранительных органов. Чем активнее работают отделы МВД и прокуратуры, тем выше число выявленных преступлений и тем ниже их ла-тентность. Во-вторых, вред, причиняемый коррупционными преступлениями, зависит не только от числа этих преступлений, но и от величины причиняемого ими вреда в любой сфере социальной жизни общества. В 2016 году в России выявлено 9 125 фактов взятки - более чем на тысячу меньше, чем в предыдущем году (однако следует отметить, что 2015 год признан годом коррупции по размеру взяток). Средний размер взятки составил 809 158 руб. - почти на 200 тыс. рублей больше размера взятки в 2015 году. Например, губернатор Кировской области Н. Белых обвинен в получении взятки на сумму 400 тыс. евро, а временно исполняющий обязанности начальника Главного управления экономической безопасности и проти-
водействия коррупции Д. Захарченко -в получении взяток на общую сумму 8,5 миллиарда рублей [1].
Это уже серьезный симптом коррупционной болезни общества, на что было обращено внимание в докладе Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 14 марта 2017 г. с участием Президента страны. Прокурор говорил о необходимости усиления кадров правоохранительных органов путем более качественной их подготовки [2].
Речь о кадровой политике, и в частности, о личных качествах сотрудника правоохранительных органов шла и на Коллегии МВД России 9 марта 2017 г. Министр МВД России В. А. Колокольцев в числе наиболее приоритетных мер назвал качество обучения будущих работников МВД, обеспечение привлекательности, престижности работы в МВД, развитие системы мер внедрения профессиональной культуры в гп коллективах [3]. ^
Эти вопросы, несомненно, связа- ^ ны также и с предупреждением корруп- ^ ции в системе правоохранительных ор- а ганов. Два антикоррупционных указа ^ Президента страны, изданных 2 апреля ¡^ 2016 г., «О мерах по реализации от- N дельных положений Федерального За- ^ кона "О противодействии коррупции" и § «О мерах по реализации отдельных по- | ложений по реализации закона "О кон- § троле за соответствием расходов лиц, § замещающих государственные должно- | сти, и иных лиц их доходам"» дают направление борьбы с коррупцией на | 2016-2017 годы. В указах обращается Ц внимание на независимость средств ^ массовой информации и судей, на уси- 55 ление организации деятельности правоохранительных и контролирующих ор- | ганов по противодействию коррупции и ^ др. Положения указов мало отличаются « от соответствующих предыдущих зако- | нов, направленных на предупреждение ^ коррупции, и итоги их реализации под- ^
водить пока рано, но практика показывает, что положение с коррупцией в 2017 г. остается пока прежним.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев в докладе на семинаре руководителей судов 16 февраля 2016 г. отмечал замедление роста числа приговоров в России по коррупционным преступлениям. «Трудно сказать, о чем это говорит, -сказал он, - если помнить о том, что в стране выявляется только около 5 % коррупционных преступлений, остальные находятся в латентном состоянии по объективным и субъективным причинам».
В. М. Лебедев считает, что это относится в основном к даче и получению взяток, а статистика зависит от эффективности работы правоохранительных органов. Однако, по его мнению, показатели, характеризующие рост или снижение выявленных преступлений, «раздуваются» за счет незначительных поборов со стороны чиновников. То ^ есть, имеется в виду, в том числе поборов, по объему не достигающих уровня взятки в уголовно-правовом смысле. § Однако надо заметить, что часто при ^ решении вопроса о возбуждении уго-^ ловного дела правоохранительные орга-^ ны как бы закрывают глаза на неболь-е шие суммы взяток, в том числе в зависимости от личности взяткополучателя I либо просто не желая доводить до ста-§ туса преступления взятку небольшого а размера. И это в свою очередь также в ^ ряде случаев связано с отношениями
к
<ч а
коррупционного характера либо из
и
а стремления «не выносить сор из избы»
1 по причине сохранения престижа всего
2 органа или подразделения. В какой-то | степени это оправдано тем, что право-и охранительная система страны не долж-I на страдать из-за отдельных недобросовестных лиц, ошибочно принятых на работу в эту систему.
| В результате проведенного нами
^ исследования уголовных дел мы обратили внимание, что по некоторым со-
ставам преступлений коррупционного характера в системе МВД России идет спад фактов привлечения к уголовной ответственности. Покажем это на примере Республики Башкортостан.
В 2008 г. по факту принуждения к даче ложных показаний (ст. 309 УК РФ) при расследовании преступлений, связанных с коррупцией, было выявлено - 6 случаев, в суд направлено -3 уголовных дела. В 2009 г. - выявлено 7 фактов, в суд направлено - 4 дела. В 2010 г. (за 7 месяцев) таких фактов выявлено 5, направлено в суд - 1 уголовное дело [4]. В следующие годы по данной категории дел не выявлено ни одного факта. Ясно, что здесь только две причины столь хорошей статистики: либо действительно улучшилось положение дел в сфере деятельности правоохранительных органов, либо указанные преступления ушли в латентную преступность, в том числе и по коррупционным мотивам.
Таких уголовных дел действительно не должно быть при условии повышения профессиональной культуры работников правоохранительных органов, на что и обращено особое внимание Президента страны в его указах от 2 апреля 2016 г. Однако жалобы от граждан на грубость и незаконность действий работников полиции продолжают поступать в прокуратуру. В основном это касается действий полиции по применению явно завышенного насилия при задержании по незначительным правонарушениям. Практика показывает, что такие формы насилия часто совершаются с нарушением закона.
В литературе с давних пор дискутируется вопрос о праве граждан на самооборону от незаконных действий полиции. Закон ничего об этом не говорит, так как умышленные незаконные действия полиции даже не могут предполагаться. Рассматривая этот вопрос, известный юрист, работавший в царское время судьей, А. Ф. Кони предлагал узаконить сопротивление граждан про-
изволу властей [5, с. 299]. Но, разумеется, более прав был в решении данного вопроса немецкий ученый Ягемен, который в XIX веке писал, что это недопустимо, так как тогда пришлось бы узаконить и революцию [6, с. 157].
Последняя позиция верна еще и на том основании, что неправомерные действия правоохранительных органов почти всегда трудно доказуемы в части их субъективной стороны. К тому же, как правило, правонарушителю почти всегда кажется, что с ним обращаются несправедливо, так как он склонен оценивать только те действия, которые направлены против него, оправдывая свое поведение. В то же время нельзя не отметить, что правила необходимой обороны едины и не могут иметь исключений. Если против гражданина действительно применяется незаконное насилие, кем бы ни был и каким бы своим положением ни прикрывался нападающий, против него защита должна быть признана законной.
Однако не от всех незаконных действий защита вообще возможна. Примером здесь является вынесение заведомо незаконного приговора (ст. 305 УК РФ), где посягательство происходит не только на свободу, честь и достоинство личности, но незаконным приговором заведомо невиновному лицу причиняются физические и психические страдания. Естественно, такие преступления не только недосягаемы для самообороны в прямом смысле, но, как правило, остаются неизвестны и для статистики.
Думается, вполне возможно сделать вывод о том, что коррупция особенно опасна в системе правоохранительных органов. Это ставит перед руководством страны задачу улучшения кадрового комплектования правоохранительных органов. Решение этой задачи требует целого комплекса мер государственного уровня, которые озвучены в указанных выше докладах Министра МВД России и Генерального прокурора Российской Федерации. Одной из них
является организация качественного контроля за работой кадрового состава МВД, улучшение объективной оценки его работы и поддержка квалификационного уровня. С этим связано поощрение культуры кадров вообще и профессиональной культуры в частности. Налаживается система информирования о работе каждого сотрудника. Принимаются меры к совершенствованию правовой базы прохождения службы и стабилизации кадров в процессе их комплектования.
По словам Министра, эти меры уже привели к уменьшению оттока кадров. Сегодня численность кадров МВД России - 1,6 млн чел, из них 1,1 млн -рядовой и начальствующий состав, около 500 тыс. гражданский персонал. При пополнении кадров ведется их более внимательный отбор, учитывая значительные увольнения в связи с профессиональной непригодностью. Однако текучесть кадров в МВД России остается пока высокой (до 8 %). В последние ^ годы по отрицательным мотивам из органов МВД было уволено до 11 % в год ^ от числа всех уволенных [3]. ^
Для улучшения кадровой дисци- а плины кроме обеспечения объективной ^ оценки работы каждого сотрудника ^ правоохранительных органов налажива- ^ ется система поощрений и взысканий « сотрудников МВД. Стимулом для качественной работы должна стать возмож- | ность продвижения по службе лиц, хо- § рошо себя зарекомендовавших в работе. =5 Большая ответственность ложится на | руководящий состав в части ответст- | венности за поведение каждого сотруд- § ника, находящегося в их подчинении. Ц Прорабатывается вопрос о совершенст- 55 вовании психологической службы в | системе МВД. «Во главе угла должен стоять человек, его карьера на протяже- | нии всей службы» - сказал Министр [3]. ^ Еще в марте 2014 г. на расши- ^ ренном заседании коллегии МВД Рос- | сии В. А. Колокольцев отмечал, что ак- ^ цент важно делать не на количество, а
на качество личного состава, целенаправленно заниматься вопросами повышения профессионального уровня сотрудников [7]. Следовательно, наиболее приоритетной задачей является подготовка кадров системы правоохранительных органов, в том числе обучение курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. К сожалению, реформирование системы образования в стране в настоящее время этому не способствует, уделяя больше внимания оформлению образовательного процесса. Данное обстоятельство, на наш взгляд, является существенным фактором, негативно влияющим на ка-
чество профессиональной подготовки работников системы правоохраны в России.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что рост коррупционных преступлений в России, вполне может быть остановлен при условии выполнения мер, указанных в представленных выше официальных документах, принятых высшими органами страны. Особого внимания требуют образовательные и воспитательные меры, связанные с подготовкой кадров правоохранительных органов. Все средства для этого в Российском государстве сегодня имеются.
:: :: ::
ЛИТЕРАТУРА
1. Состояние преступности в России за 2015-2016 годы // Главный информационно-аналитический центр МВД России / URL:
https://мвд.рф/upload/site1/document_news/009/338/947/sb_1612.pdf.
2. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 14 марта 2017 г. // URL:
к http://glasnarod.ru/vlast/71511-doklad-generalnogo-prokurora-rossijskoj-federaczii-yuriya-chajki-na-
«ь rasshirennom-zasedanii-kollegii-genprokuratury.
а 3. Доклад Министра МВД России В. М. Колокольцева на расширенном заседании кол-
«j легии Министерства МВД России 9 марта 2017 г. // URL: http://glasnarod.ru/vlast/70881-
^ oficzialnoe-vystuplenie-va-kolokolczeva-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-mvd-rossii. ^ 4. Единый отчет о преступности по Республике Башкортостан с 2008 по июль 2010 г.
^ Раздел 17. Преступления против правосудия // Информационный центр МВД по Республике
а Башкортостан.
5. Уголовное право. Общая часть / под ред. В. Н. Петрашова. М., 1999. 458 с. | 6. Познышев С. В. Основные начала науки уголовного права. Общая часть науки уго-
S ловного права. Изд. 2-е. М., 1912. 668 с.
* 7. Доклад Министра МВД России В. М. Колокольцева на расширенном заседании коло легии Министерства 21 марта 2014 г. / URL: https://мвд.рф/kollegiya_03_2014.
| © Сердюк П. Л.
а
^ _
а
I
о
о «
?
а
£ «
а а
S