Научная статья на тему 'Криминологический аспект обеспечения экономической безопасности в России'

Криминологический аспект обеспечения экономической безопасности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ЭКОНОМИКИ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / PROTECTION OF THE ECONOMY / CORRUPTION CRIMES / COMBATING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сердюк Леонид Васильевич

Предупреждение коррупционных преступлений должно быть основано на правильном воспитании подрастающего поколения, верной социальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN RUSSIA

Prevention of corruption crimes should be based on the proper upbringing of the younger generation and proper social psychology

Текст научной работы на тему «Криминологический аспект обеспечения экономической безопасности в России»

3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

КОРРУПЦИЯ

УДК 343.9 ББК 67.51

Л.В. Сердюк

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В РОССИИ

Аннотация: Предупреждение коррупционных преступлений должно быть основано на правильном воспитании подрастающего поколения, верной социальной психологии.

Ключевые слова: защита экономики; коррупционные преступления; противодействие коррупции. L.V. Serdyuk

ON THE PROBLEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN RUSSIA

Summary: Prevention of corruption crimes should be based on the proper upbringing of the younger generation and proper social psychology.

Key words: protection of the economy; corruption crimes; combating corruption.

Проблема коррупции носит общемировой характер. Об этом говорит, в том числе, тот факт, что 31 октября 2003 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против коррупции. Начиная с 2004 года, 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

К 2008 году коррупция в России в количественном отношении выросла в два раза по сравнению с 2000 годом [1]. Принятый в 2008 году Федеральный закон «О противодействии коррупции» не на много изменил положение дел в сфере профилактики коррупционных преступлений. Число хищений государственных средств, взяток в последующие годы практически не уменьшилось (если судить по числу возбуждённых уголовных дел). Однако суммы взяток увеличились до миллиардных размеров.

Среди должностных лиц, привлечённых за взятки в 2016 году, было 845 работников правоохранительных органов [4]. По данным Генерального прокурора РФ Ю. Чайки, за 9 месяцев 2018 года за коррупционные преступления в России было осуждено 8,5 тыс. граждан. При этом средняя сумма взятки составила 600 тыс. рублей. Среди привлечённых к ответственности за указанные преступления - 837 работников правоохранительных органов [3].

Эта цифра вызывает тревогу: личный состав данных органов должен играть основную роль в деле противодействия коррупции. Тот факт, что из числа всех коррупционных преступлений, совершённых ими, 22,3 % относилось к мелким взяткам, не меняет степень общественной опасности преступлений, так как вред, прежде всего, причиняется отношениям в сфере порядка управления.

В докладе главы МВД России, озвученном на Коллегии МВД РФ в марте 2017 года, среди основных показателей низкого профессионального уровня работников правоохранительных органов назывались: процент увольнений по негативным мотивам (до 11 % увольняемого состава) и процент раскрываемости преступлений в стране (не раскрывается половина уголовных дел) [5]. По данным наших исследований, в большей степени это дела по преступлениям коррупционного характера в сфере экономики.

Для устранения условий слабой работы правоохранительных органов руководителем МВД была высказана идея разработки концепции создания привлекательности и престижности работы в органах МВД. В ней предполагалось определить условия оценки деятельности каждого полицейского, поощ-

рений сотрудников. В докладе министра ставился вопрос об организации специальной психологической службы, задачей которой являлось бы улучшение качества подбора кадров, их нравственная ориентация в процессе работы [5].

Думается, принятие такой концепции необходимо. Однако эта идея до сих пор не реализована. Многое в подготовке кадров зависит от соответствующих вузов. Работа каждого преподавателя с обучающимися должна осуществляться не только в период учебных занятий, но и в течение всего учебного дня. При этом перед кафедрами справедливо ставится цель обеспечить качественное профессиональное образование и воспитание личного состава правоохранительных органов, чтобы сделать его морально устойчивым, преданным своей профессии.

К сожалению, сегодня реформа вузовского образования сводится во многом к бумажному формализму. Это мешает преподавателю готовиться к занятиям, не позволяет уделять достаточно времени профессиональному и научному самосовершенствованию, воспитанию будущего кадрового состава правоохранительных органов.

Несмотря на строгость действующих законов, увеличиваются суммы взяток, размеры хищений государственных средств, совершаемых высокопоставленными чиновниками. Достаточно вспомнить уголовное дело, возбуждённое против министра экономического развития РФ А. Улюкаева по факту получения им взятки в размере двух миллионов долларов. После возбуждения дела у него выявлены активы на 600 миллиардов рублей [8].

Это, прежде всего, указывает на слабую эффективность уголовного законодательства. Статья 289 УК РФ «Незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности» некоторыми учёными характеризуется как постоянно «дремлющая». Наши исследования практики применения данной статьи подтверждают эти выводы.

Основная проблема противодействия коррупционным преступлениям заключается в том, что коррупция прикрывается коррупцией. Это делает её почти неуязвимой. Данные преступления выявляются, как и прежде, не более чем в 5 % случаев. Об этом говорил и председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев. Также он отмечал, что число корруп-

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

ционных преступлений «раздувается» за счёт мелких поборов. На его взгляд, это необоснованно увеличивает статистические показатели коррупционных преступлений [6]. Возможно, данное замечание стало одной из причин введения в июле 2017 года в УК РФ статьи 2912 «Мелкое взяточничество».

Утверждённый VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года Кодекс судейской этики в ч. 1 ст. 13 говорит о том, что «эффективность судейской деятельности зависит от доверия к ней со стороны общества, от должного понимания обществом правовых мотивов принятых судом решений».

В юридической литературе указанному положению Кодекса справедливо придаётся большое предупредительное значение. Например, А.Р. Султанов пишет: «Освобождение от мотивирования судебных актов противоречит не только международно-правовым обязательствам России, но и российской правовой доктрине, конституционно-правовым принципам справедливого правосудия» [9, с. 47].

Важность мотивирования (обоснования) судебных решений и доведения их до населения никогда не оспаривалась криминологами. Другой вопрос, что суды далеко не всегда стремятся это реализовать на практике. Особенно, если принимаются решения по громким уголовным делам, возбуждённым по преступлениям коррупционного характера, совершённым высокопоставленными должностными лицами.

В качестве примера можно привести уголовное дело о растрате крупных финансовых средств главой Министерства обороны РФ А. Сердюковым и его подчинённой Е. Васильевой. Население было недовольно медлительностью соответствующих органов при его расследовании, замалчиванием полученных результатов. Е. Васильевой в итоге было назначено за совершённое мошенничество наказание в виде 5 лет лишения свободы, но после домашнего ареста и полутора месяцев нахождения в СИЗО в колонии она отбыла всего 34 дня, т.к. была условно-досрочно освобождена, выплатив государству 200 млн рублей ущерба, причинённого преступлением. А. Сердюков был привлечен к уголовной ответственности за халатность, но своей вины не признал. Его дело по иронии судьбы было прекращено по амнистии в честь 20-летия Конституции РФ.

Л.В. Сердюк. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 53

Сегодня пытаются объяснить молчание следствия по этому делу политической целесообразностью - секретность вопросов развития военной промышленности страны. Однако были и другие дела с миллиардными суммами похищенных государственных средств. Имена фигурантов этих дел известны, но о результатах судебных решений население не информировалось. Таким образом, рассматривая факторы указанных коррупционных преступлений, приходим к выводу, что одним из главных является крайне слабая практика применения существующих уголовных норм.

Столь же слабо исполняются подзаконные нормативно-правовые акты, в частности, Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 года «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы». На наш взгляд, от чёткого выполнения Указа всеми контрольными государственными службами в значительной степени зависела степень защиты экономики страны. В основном это касалось лиц, допущенных к контролю за использованием средств в сфере государственного строительства. Например, отметим упущения в контроле при строительстве космодрома «Восточный».

Если вести речь о ранней профилактике преступлений коррупционного характера, рассчитанной на длительный срок, считаем целесообразным обратить внимание организаторов учебной и воспитательной работы в начальных образовательных учреждениях на правовое воспитание учащихся, начиная с младших классов. Стремление достичь желаемого результата за короткий срок в профилактике указанных преступлений не имеет реальной основы. Как замечает А.П. Данилов, не следует ожидать мгновенного эффекта от антикоррупционных мер [2, с. 70].

Мы убеждены, что предупреждение коррупционных преступлений должно быть основано на правильном воспитании подрастающего поколения, верной социальной психологии. Лишь ранняя профилактика способна обеспечить эффективность системы противодействия коррупционным преступлениям.

От морально-психологических качеств молодого поколения зависит будущее России. «Влиять на социальную психику, значит влиять на исторические события», - писал Г.В. Плеханов [7, с. 644]. Мы полностью раз-

деляем его мнение. Именно социальная психика граждан страны в значительной степени призвана обеспечить нормальную жизнь общества, безупречность деятельности её правоохранительных органов, а также экономическую безопасность государства.

Но, разумеется, нельзя полагаться только на раннюю профилактику. Предупреждение коррупционных преступлений требует ежедневной работы правоохранительных органов. И здесь на первое место следует поставить всё же уголовный закон и принцип неотвратимости наказания.

Необходимо применять не только статьи УК РФ прямого в данном случае назначения: за злоупотребление служебными полномочиями, получение взятки, но и за другие преступления коррупционного характера, которые применяются крайне редко. К последним составам можно отнести ст. 292 УК РФ -«Служебный подлог», ст. 170 УК РФ - «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом», ст. 2851 УК РФ - «Нецелевое расходование бюджетных средств», ст. 2852 УК РФ - «Нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов». Суть даже не в том, что данные составы предусматривают сравнительно небольшие санкции, предупредительная роль этих составов могла бы значительно увеличиться при реализации принципа неотвратимости наказания.

Как отмечает Д.А. Шестаков, «идеальное» уголовное наказание за коррупционное преступление, не являющееся хищением, представляется нижеследующим: основное наказание в виде длительного лишения права занимать определённые должности плюс дополнительное наказание в виде штрафа. Для взяточников, чрезвычайная величина состояния которых с учётом конкретных обстоятельств указывает на его преступное происхождение, в качестве дополнительного наказания должна выступать конфискация имущества, причём, не только того имущества, чьё преступное происхождение доказано [10, с. 247].

Другим препятствием для применения составов, охраняющих государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, является ограниченная возможность их использования, установленная самим законодателем. Например, при нецелевом расходовании бюджетных средств по ч. 1 ст. 2051 УК

РФ уголовное преследование возможно только при нецелевом расходовании этих средств на сумму не менее 1,5 млн руб., а по части второй - свыше 7,5 млн руб. При сумме меньшей полутора миллионов рублей наступает лишь дисциплинарная или административная ответственность.

Нам представляется, что рассматриваемые статьи УК РФ должны предусматривать повышенную ответственность в том случае, если нецелевое расходование денежных средств совершается по коррупционным мотивам. Данное квалифицирующее обстоятельство целесообразно предусмотреть в ч. 3 ст. 2851 и ч. 3 ст. 2852 УК РФ. При этом суммы крупного и особо крупного размеров нецелевого расходования средств, выступающих в роли обязательных условий уголовной ответственности за данные преступления, предлагается снизить вдвое.

Повышенная уголовная ответственность должна быть предусмотрена также в отношении лиц, пользующихся конституционным иммунитетом. О должной безупречности этих лиц говорится, например, в статье 8 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ряде других законов, касающихся организации государственной и муниципальной службы. Но очевидно, что закон далеко не всегда гарантирует и обеспечивает безупречность службы указанных лиц.

Обращает на себя внимание также слабое применение следующих норм: ч. 2 ст. 285 УК РФ, касающейся злоупотреблений должностными полномочиями лицами, занимающими государственную должность; ст. 305 УК РФ, предусматривающей ответственность за вы-

несение заведомо неправосудных приговоров. Фактически сам закон (статьи 98, 122 Конституции РФ) нарушает принцип равенства всех перед законом. Представители государственной власти должны быть образцом, соблюдать законы, а потому и более жёстко отвечать за их нарушение. Поэтому, на наш взгляд, имеются основания для отмены «льгот» в части применения уголовных законов в отношении них.

Слабое предупредительное влияние уголовных норм в отношении должностных лиц низшего звена, совершающих преступления коррупционного характера, имеют следующие составы преступлений: «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» (ст. 301 УК), «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности» (ст. 303 УК РФ), «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» (ст. 309 УК). Однако малая эффективность этих норм связана не с недостаточной строгостью их санкций, а с фактическим отсутствием неотвратимости наказания.

Таким образом, мы приходим к выводу, что предупреждение коррупционных преступлений достаточно эффективно может осуществляться за счёт:

- ранней профилактики (правовое воспитание несовершеннолетних);

- реализации принципа неотвратимости наказания за коррупционные преступления независимо от положения лиц, их совершающих;

- совершенствования образовательной подготовки и организации деятельности кадрового состава правоохранительных органов.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Главный информационно-аналитический центр МВД РФ. Состояние преступности в России за 2009 год и за январь-октябрь 2010 года. М., 2010.

2. Данилов А.П. Факторы неэффективности антикоррупционной политики // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 1 (20). С. 69-72.

3. Для нас важно качество надзорной деятельности. URL: https://www.kommersant.ru/doc/382755 (дата обращения: 14.12.2018).

4. Козлова Н. Александр Бастрыкин предложил арестовывать до суда счета подозреваемых в коррупции // Российская газета. - 2016. - 12 декабря.

5. Коллегия МВД России: итоги работы органов внутренних дел за 2016 год. URL: http://prisonlife.ru/ analitika/4250-kollegiya-mvd-rossii-itogi-raboty-organov-vnutrennih-del-za-2016-god.html (дата обращения: 01.12.2018).

6. На совещании-семинаре председателей судов подвели итоги прошедшего года и определили приоритеты на текущий. URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/6820/ (дата обращения: 14.12.2018).

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Л.В. Сердюк. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 55

7. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 1.

8. Скобликов П.А. Как резонансные антикоррупционные дела влияют на инвестиционный климат России? Анализ на примере уголовного дела экс-главы Минэкономразвития // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 1 (48). С. 52-56.

9. Султанов А.Р. Правосудие не может быть не мотивированным! // Закон. 2018. № 1. С. 46-58.

10. Шестаков Д.А. Тезисы об уголовно-правовой реакции на коррупцию // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2005. № 2 (9). С. 242-248.

REFERENCES

1. Glavniy informatsionno-analiticheskiy tsentr MVD RF. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za 2009 god i za yanvar-oktyabr 2010 goda. [The main information and analytical center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The state of crime in Russia in 2009 and in January-October 2010]. M., 2010.

2. DanilovA.P. Faktory neeffektivnosti antikorruptsionnoy politiki. [Factors of inefficiency of anti-corruption policy]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2011, no. 1 (20), pp. 69-72.

3. Dlya nas vazhno kachestvo nadzornoy deyatelnosti. [Quality of supervisory activities is important for us]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/382755 (date of submission: 14.12.2018).

4. Kozlova N. Aleksandr Bastrykin predlozhil arestovyvat do suda scheta podozrevayemykh v korruptsii. [Alexander Bastrykin suggested arresting accounts of suspects in corruption before trial]. Rossiyskaya gazeta. 2016, December 12.

5. Kollegiya MVD Rossii: itogi raboty organov vnutrennikh del za 2016 god. [Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia: the results of the work of the internal affairs bodies in 2016]. URL: http://prisonlife.ru/ analitika/4250-kollegiya-mvd-rossii-itogi-raboty-organov-vnutrennih-del-za-2016-god.html (date of submission: 01.12.2018).

6. Na soveshchanii-seminare predsedateley sudov podveli itogi proshedshego goda i opredelili prioritety na tekushchiy. [At the meeting the chairmen of the courts summed up the results of the past year and determined the priorities for the current year]. URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/6820/ (date of submission: 14.12.2018).

7. Plekhanov G.V. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. [Selected philosophical works]. M. 1956. V1.

8. Skoblikov P.A. Kak rezonansnyye antikorruptsionnyye dela vliyayut na investitsionnyy klimat Rossii? Analiz na primere ugolovnogo dela eks-glavy Minekonomrazvitiya. [How do resonant anti-corruption cases affect the investment climate in Russia? Analysis on the example of the criminal case against the former head of the Ministry of Economic Development]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2018, no. 1 (48), pp. 52-56.

9. Sultanov A.R. Pravosudie ne mozhet byt ne motivirovannym! [Justice cannot be unmotivated!] Zakon -Law. 2018, no. 1, pp. 46-58.

10. ShestakovD.A. Tezisy ob ugolovno-pravovoy reaktsii na korruptsiyu. [Theses on the criminal law reaction to corruption]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2005, no. 2 (9), pp. 242-248.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Леонид Васильевич Сердюк - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России (Уфа, Россия); e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR Leonid Vasilievich Serdyuk - doctor of Laws, professor, professor of the department of criminal law and criminology at Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa, Russia); e-mail: leonid-pro@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.