Научная статья на тему 'К вопросу Об уголовно-правовом противодействии коррупции в социальной сфере'

К вопросу Об уголовно-правовом противодействии коррупции в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / CRIMINAL LAW / MALFEASANCE / CORRUPTION / NATIONAL PROJECTS / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Букалерова Людмила Александровна, Полукаров Александр Викторович

Рассматриваются правовые и организационные проблемы уголовно-правового противодействия коррупции в социальной сфере, осуществляется их классификация по определенным критериям, на основании этого формулируются предложения по совершенствованию правового уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oriminal-law fight against corruption in the social sphere

The article considers the legal and organizational problems of criminal law combating corruption in the social sphere, carried out their classification according to certain criteria, on the basis of suggestions on improving the legal criminal law.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об уголовно-правовом противодействии коррупции в социальной сфере»

УДК 34 ББК 67

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОМ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА БУКАЛЕРОВА,

заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов,

доктор юридических наук, профессор.

E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ ПОЛУКАРОВ, судья Арбитражного суда г. Москвы, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются правовые и организационные проблемы уголовно-правового противодействия коррупции в социальной сфере, осуществляется их классификация по определенным критериям, на основании этого формулируются предложения по совершенствованию правового уголовного законодательства.

Ключевые слова: уголовный закон, должностные преступления, коррупция, национальные проекты, социальная сфера.

Annotation. The article considers the legal and organizational problems of criminal law combating corruption in the social sphere, carried out their classification according to certain criteria, on the basis of suggestions on improving the legal criminal law.

Keywords: criminal law, malfeasance, corruption, national projects, the social sphere.

Без неукоснительного исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами федерального законодательства, без обеспечения режима законности в деятельности хозяйствующих субъектов, вовлеченных в правоотношения, без соблюдения прав и свобод граждан невозможно успешное развитие, как всей социальной сферы, так и воплощение в жизнь приоритетных национальных проектов: «Образование» и «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».

Анализ судебной практики позволил сделать вывод, что практически отсутствуют решения по привлечению к уголовной ответственности должностных за невыполнение положений именно национальных проектов. Нашли только одно и то — к административной: согласно постановлению № д заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетно-

го надзора в Красноярском крае от 11 июля 2012 года (далее Росфиннадзор), главный врач КГБУЗ «Красноярская краевая больница № «» (далее КГБУЗ ККБ №) К. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, за то, что допустил нецелевое использование бюджетных средств, а именно в том, что за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» и имущества, приобретенного за счет указанных средств за 2011 год на выполнение государственного задания по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам РФ, была выплачена заработная плата за сентябрь 2011 года работникам, не относящимся к медицинскому персоналу (экономистам, менеджеру, кассиру), а также удержаны налог, членские взносы, взносы во внебюджетные фонды в сумме 10 659 руб. 98 коп. Крупные национальные проекты по-прежнему реа-

лизуются непрозрачно, а их исполнители зачастую назначаются по неизвестным обществу принципам, а не выбираются в ходе открытого публичного конкурса.

Необходимо усиливать уголовно-правовыми мерами, в том числе уголовной превенцией противодействие коррупции в реализации необходимых многим согражданам приоритетных национальных проектов.

На заседании президиума Совета по противодействию коррупции 24 июня 2014 г. было сказано, что для повышения эффективности политико-правовых институтов, обеспечения исполнения законодательства необходимо решение, в частности, проблемы борьбы с коррупцией в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги на-селению1.

Коррупция опасна для всех отраслей деятельности государства, однако, особую тревогу она вызывает в социальной сфере, так как: во-первых, потерпевшим является неопределенный круг граждан, в том числе — наименее защищенных (пенсионеры, студенты). Во-вторых, в отличие от добровольной коррупции, когда лицо, например, пытается получить что-то не совсем законное и дает взятку, коррупция в социальной сфере осуществляется, зачастую, волевым односторонним решением, например при злоупотреблении должностными пол-номочиями2. В-третьих, она имеет глубоко латентный характер3, потерпевшие даже могут не знать о наличии факта ущемления прав. В-четвертых, на социальную сферу выделяются значительные суммы бюджетных денег, которые бесконтрольно переходят в коррупционные схемы. В-пятых, такая коррупция — вынужденная, не редко у граждан есть только один-единственный путь защитить свои права, который не оставляет выбора (при обращении к врачам, поступлении в образовательную организацию). Правильный вывод, что коррупция в сфере медицинских услуг — это значительно больше, чем деньги, ее цена оплачивается человеческим страданием. В шестых, она, зачастую, добровольная и, поэтому, начался процесс ее оправдания и признания ее целесообразности (многие согласны оплатить качественную услугу или избавление от проблемы). В-седьмых, она массовая и повсеместно распро-страненная4.

Согласно данным Международного движения по противодействию коррупции Tra№spare№cy 1№ег№а1ю№а1 Индекс восприятия коррупции (ИВК) России за 2015 год составил 29 баллов — 119 место (как Азербайджан, Гайана и Сьерра-Леоне), в 2014 г. было 27 баллов — 136 место5. Исследователи установили, что сравнение индекса восприятия коррупции за 2012 г. и доклада ООН с рейтингом стран мира по уровню жизни показало, что десять наименее коррумпированных стран и десять государств — лидеров по средней продолжительности жизни, уровню развития медицины, образования, правовой и социальной защищенности граждан совпадают на 90%, а в 2013 г. совпадение наименее коррумпированных с наиболее «счастливыми» странами составило 80%6.

Еще 8 лет назад в Распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») было указано, что начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций и главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений7. Однако социологические опросы, проведенные после очередного витка экономического кризиса, статистические данные о коррупционных преступлениях, громкие дела свидетельствуют об обратном.

Укажем лишь два примера, так в конце марта 2016 г. официальный представитель Следственного комитета России В. Маркин сообщил, что ректор Дальневосточного федерального университета С. Иванец был задержан по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями. В 2011 году университет заключил договор с ООО «Современный университет» на создание Информационно-технической системы на сумму более 647 миллионов рублей. Работы должны были завершиться в 2013 г., а в 2015 году проректора А. Цхе и В. Атаманюк под-

писали акт выполнения работ8. А в Отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году указаны следующие факты: по результатам проверки исполнения Правительством Нижегородской области и Правительством Самарской области обязательств по созданию технопарков в сфере высоких технологий установлены факты использования бюджетных средств на общую сумму как минимум 115,9 млн рублей на цели, не относящиеся к целям предоставления субсидий9.

Значительные суммы, выделяемые из бюджета на реализацию проектов социальной сферы должны быть полостью, без остатка освоены по целевому назначению. На это направлены силы всех правоохранительных органов, так Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка пояснил, что в 2015 г. совместно с МВД, ФСБ и Следственным комитетом проделана значительная работа по противодействию «откатам» в сфере госзакупок, пресечению фактов хищений, нецелевого использования денежных средств, выделенных на государственный оборонный заказ, а также на развитие жилищно-коммунального комплекса. Больше установлено лиц, совершивших коррупционные преступления. Растет также и число уголовных дел, направленных в суд, а главное — осужденных коррупционеров (почти 13 тыс., +11,6%), в числе которых свыше 800 занимали должности в органах государственной власти и местного самоуправления10.

С каждым годом в России суммы взяток катастрофически возрастают, средний размер взятки в РФ увеличился за последний год почти в три раза, достигнув отметки более чем в 600 тыс. рублей, средний размер взятки в России на душу населения составил 613,7 тыс. рублей или 9 440 долларов. При этом в 2014 году средний размер взятки варьировался в пределах 218,4 тыс. рублей или 5 600 долларов. Таким образом, средний размер взятки вырос на 40,7% в долларовом эквиваленте11.

По данным председателя Верховного суда РФ В. Лебедева в нашей стране 22% осуждается за получение взятки, каждый пятый — это работник здравоохранения12. По оценкам медиков Москвы, неофициальные платежи составляют от 10 до 85% в ежемесячном доходе врача, в других регионах этот показатель ниже. Так, заведующий одним из отделений Республиканского наркологического дис-

пансера Татарстана был задержан с поличным при получении взятки в сумме 11,5 тыс. руб. за госпитализацию в палату для больных с целью оказания бесплатных услуг13.

По данным фонда ИНДЕМ14 суммы, полученные в виде взяток, тратятся следующим образом: получить бесплатную медицинскую помощь в поликлинике; 12,5% всех взяток, выплачиваемых гражданами (183,1 млн. $ США); попав в больницу, получить там полноценную бесплатную помощь и обслуживание; 11,8% всех взяток, выплачиваемых гражданами (182,5 млн. $ США); найти место в больнице для бесплатной операции или лечения серьезного заболевания; 8,4% всех взяток, выплачиваемых гражданами (236,8 млн. $ США)15.

Считаем необходимым заметить, что, несмотря на то, что содеянное взяткополучателем представляет значительно большую опасность для общества, чем взяткодателей, по данным Б.Я. Гаврилова осужденных по ст. 291 УК РФ в 1,5—2 раза превышает число осужденных за получение взятки (ст. 290 УК РФ)16.

Рассмотрим один из составов взяточничества, предусмотренный ст. 290 УК РФ, применительно к системе здравоохранения.

Изученная нами практика показала, что предметом взятки в сфере здравоохранения являются, в основном, деньги, суммы различные, например, в Челябинске областной министр здравоохранения В. Тесленко способствовал проведению аукциона по закупке рентгено-диагностического комплекса, на сумму свыше 143 млн руб., взятка составила 28 млн руб.17. В 2010 г. было выявлено, что сотрудники Управления делами Президента РФ В. Корнияки и И. Ерашов незаконно сдавали в аренду помещения за взятку в сумме 120 тыс. $ США18.

Взятки медицинские работники и чиновники здравоохранения получают и в системе фармацевтики, в частности, при закупке медикаментов через систему аукционов19. Главный специалист по строительству Орловской областной клинической больницы в 2011 г. получил взятку в размере 220 тыс. руб. «за устранение препятствий при проведении ремонтных работ»20. В 2010 г. на 18 млн руб. в федеральное учреждение по централизованной закупке было поставлено 20 компьютеров с принтерами при розничной цене каждого до 50 тыс.

руб. На местах взятки не такие значительные, чаще встречаются мелкие суммы, например Л. Степанова — и.о. главного врача ГБУЗ «Западнодвинская ЦРБ» за оформление листка нетрудоспособности получила 2 тыс. руб.21, а врач травматолог-ортопед МУЗ «Городская поликлиника . 17 города Казани» М. Еникеев «продавал» один день больничного листа за 200 руб. (всего на общую сумму в 2 800 руб.)22.

Спорным является мнение Артеменко Н., Ти-щенко Е., что размер получаемого вознаграждения, а также факт совершения преступления впервые свидетельствует скорее о недостаточной социальной защищенности медработников, нежели о стойкой коррупционной составляющей линии в его по-ведении23. Используя такое оправдание, избежать ответственность могут практически все известные взяткополучатели в России.

В этой связи укажем, что на Заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 26 января 2016 года С. Иванов заметил, что статистически в подавляющем большинстве приговоров по даче взятки или получению взятки ее сумма составляет менее 10 тысяч рублей (очень мелкий размер взяток24) и предложил ввести состав преступления, устанавливающего ответственность за дачу или получение взятки в сумме до 10 тысяч рублей и в качестве наказания — установить штрафы и исполнительные работы25. Не можем согласиться с этим предложением, таким образом, мы практически узаконим так называемые «бытовые взятки», превентивная функция только штрафов и исполнительных работ в сфере коррупции крайне низка. На наш взгляд общественная опасность коррупции, не зависимо от размера взятки не уменьшается, она существенно подрывает авторитет власти, поэтому ни на какие уступки с коррупционерами идти не целесообразно.

В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» сказано, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в социальной сфере, наряду с внутриполитической, экономической, сфере науки и образования, международной, духовной, информационной, военной, оборонно-

промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

К сожалению, понятие «социальная сфера» является собирательным и не имеет легального толкования, обратимся к Постановлению Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» к ним отнесено: оказание амбулаторно поликлинической медицинской помощи; оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи; оказание скорой медицинской помощи; розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях; оптовая торговля лекарственными средствами; дошкольное и начальное общее образование; основное общее и среднее (полное) общее образование; деятельность детских лагерей на время каникул; предоставление социальных услуг с обеспечением проживания26.

При этом в иных Российских документах выделяются следующие подгруппы социальной сферы: социально — трудовая27 и социально — культурная28.

В Приказе Росстата от 30 ноября 2015 г. № 594 речь идет о работниках социальной сферы и науки, при этом к ним, помимо научных, отнесены работники сфер: образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры29.

В Приказе Росстата от 24 июля 2015 г. № 343 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования»30 названы следующие объекты социальной сферы: учреждения социального обслуживания населения, социальная защита населения, общеобразовательные организации, организации здравоохранения, организации культуры.

В Приказе Министра обороны РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства

обороны Российской Федерации федеральными государственными (бюджетными, автономными) учреждениями военно-социальной сферы в качестве основных видов деятельности» таковыми названы государственные услуги (работы) в области: физической культуры и спорта, культуры и досуга, информационного обслуживания (газеты, журналы, видеоцентры и студии), общего и профессионального образования и подготовки военнослужащих, государственных гражданских служащих и членов их семей, медицинского обеспечения, санаторно-курортного обеспечения.

Также следует опираться на следующие Распоряжения Правительства РФ: от 28 декабря 2012 г. № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»»31, от 28 декабря 2012 г. № 2606-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (вместе с «Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»)32, от 30 апреля 2014 г. № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»»33.

Подытожить поиск понятия «социальная сфера» можно определением из Постановления Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 1028 «О Совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере» (вместе с «Положением о Совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере»). В нем социальная сфера определена как область социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и иных групп граждан, охраны здоровья

граждан34.

Таким образом, можно сделать вывод, что в социальной сфере трудятся одни из самых незащищенных, зачастую бюджетных работников, в том числе тех, кто подпадает под признаки субъектов получения взятки. С другой стороны, они напрямую

представляют интересы государства в оказании наиболее жизненно значимых, всем необходимых категорий услуг, особенно сферы здравоохранения и образования. Взяткодателями потенциально могут оказаться практически каждый житель страны, который нуждается в качественном лечении или образовании. При этом взяткодатели понимают, что эти услуги им должны оказываться бесплатно, они на них уплачивали налоги всю жизнь, однако обидеть врача или учителя не могут. Этим зачастую пользуются недобросовестные сотрудники социальной сферы, создавая условия в которых граждане вынуждены давать вознаграждение или подкуп.

Каждый из нас в сложной ситуации необходимости оказания срочной медицинской помощи (операция, госпитализация) пойдет искать все возможные способы ее получить и будет готов осуществить незамедлительное материальное обеспечение решения вопроса.

Финансовые отношения между врачом и пациентом зачастую строятся на неформальной основе, причем часто инициатором такой коммуникации выступают сами пациенты. Их убежденность в том, что для получения качественной медицинской помощи необходимо «отблагодарить» врача, на фоне низких зарплат последних мотивирует медиков к участию в системе неофициальных платежей.

Заинтересованность двух сторон в «платежах мимо кассы» приводит к возникновению самоорганизующейся системы неофициальных бизнес-отношений врача и пациента. Важным условием воспроизводства такого взаимодействия является традиция обращения к врачу по знакомству, в этом случае «рекомендатель» часто выступает в роли посредника, заранее оговаривая сумму оплаты медицинской услуги35.

Врач, принявший клятву Гиппократа, выбравший для себя эту профессию не должен рассчитывать на легкие незаконные заработки, ведь это априори бюджетная специальность, не так развито у нас платные медицинские услуги. При этом следует учитывать, что платные услуги многим не по карману, так что реально выбора у пациентов и их родственников нет.

В этой связи следует обратить внимание на особенности объекта взяточничества в здравоох-

ранении и в любой другой социальной сфере. В целом, объектом взяточничества являются, как сказано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» — общественные отношения, охраняющие основы государственной власти, нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, их авторитет, деформирующие правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, охраняющие конкуренцию и экономическое развитие36. На наш взгляд, объект взяточничества в здравоохранении, как и в иной социальной сфере многоаспектнее. Помимо вышеназванного, объектом следует признать общественные отношения, охраняющие основы социальной сферы, область социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и иных групп граждан, охраны здоровья граждан. Учитывая важность такого объекта, он должен быть учтен при формулировании квалифицирующих признаков ст. 290 УК РФ, возможно как квалифицирующий признак. Считаем, что во все коррупционные составы преступлений должен быть включен дополнительный квалифицирующий признак, позволяющий признать деяние тяжким: «То же деяние, совершенное в социальной сфере», что будет способствовать более эффективно противостоять коррупции в указанной области и усилит превентивную функцию уголовного закона.

Далее следует указать на такую серьезную проблему как наличие в каждом крупном коррупционном преступлении в социальной сфере не одного или двух исполнителей, а группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации). Действительно, сложные многоходовые деяния, выводящие из законного оборота значительные суммы бюджетных средств не под силу одному чиновнику. Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка пояснил, что в 2015 г. анализ коррупции в сфере госзакупок, нецелевое использование денежных средств, выделенных на развитие жилищно-ком-

мунального комплекса выявил наиболее опасные коррупционные деяния — взяточничества, в том числе совершенные организованными группами37. Счетной палатой обращалось внимание, что высокие риски коррупционных проявлений возникают на всех этапах реализации крупных проектов с государственным участием, например: на этапе подготовки принятия решения о реализации крупного проекта с государственным участием, включая подготовку необходимых обоснований; на этапе подготовки задания на проектирование объекта капитального строительства; в ходе исполнения условий соглашений (договоров) о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам; на этапе авансирования. Среди функций органов государственной (муниципальной) власти в упомянутых сферах деятельности, при реализации которых особенно высока вероятность совершения коррупционных правонарушений, Счетной палатой предложено выделить следующие: функции по выдаче (предоставлению, утверждению и т.д.) лицен-зионно-разрешительных документов, связанных со строительством и организацией работы в сфере ЖКХ; функции, связанные с утверждением тарифов, смет, расценок, локальных актов о приемке определенных работ (услуг), актов приемки объектов и т.д.; функции, связанные с организацией и проведением конкурсных процедур по размещению заказов на выполнение работ (оказание услуг); осуществление различного рода контрольно-надзорных функций в отношении организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ и строительстве, включая технадзор, финансовый и иные виды контроля; распорядительные функции с санкционированием действий в ходе осуществления строительства, оказания услуг ЖКХ и т.п.38. Действительно, коррупционные деяния в этих сферах не под силу одному исполнителю.

В.В. Векленко, В.Н. Борковым уже предлагалась новая статья в УК РФ: «Коррупционная организация», которая, по аналогии с новыми составами установила бы ответственность за создание устойчивой коррупционной организации в целях извлечения членами организации незаконной имущественной выгоды путем использования входящим(и)

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

в ее состав должностным(и) лицом(ами) своих должностных полномочий или положения, а равно руководство такой организацией (ч. 1); участие в коррупционной организации или совершаемых ею преступлениях (ч. 2 ); использование должностным лицом своих полномочий, положения или авторитета занимаемой должности в интересах коррупционной организации (ч. 3)39. Однако, введение нового термина «коррупционная организация», во-первых, требует скрупулезного обоснования, и во-вторых, противоречит положениям ст. 35 УК РФ.

На наш взгляд, по аналогии с п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ в ряд коррупционных деяний, например в ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, 292, 292.1 и других необходимо добавить квалифицирующий признак «совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Так будет соблюдены правила техники формулирования уголовного закона.

1 Заседание президиума Совета по противодействию коррупции 24 июня 2014 г. URL: http://state.kremlin.ru/face/46150 (дата обращения: 08.03.2016).

2 Маркин сообщил причину задержания ректора ДВФУ // URL: https://www.tvc.ru/news/show/id/88821 (дата обращения 21 марта 2016).

3 Из опрошенных С. В. Плоховым более 1 800 респондентов, свыше 80% которых сталкивались с проявлениями коррупции, а в правоохранительные органы обратился лишь один человек.// Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология ; уголовно-исполнительное право. Саратов, 2013. С. 2.

4 Исследование выявило наиболее коррупционные сферы, в которых гражданам чаще всего приходится использовать такие формы коррупции как взятка или подношение. По итогам опроса наиболее коррупционной была признана сфера высшего образования — 60%. Образование оказалось одной из самых проблемных сфер, поскольку на втором месте в ходе соцопроса оказались школы — 59%. Далее следуют здравоохранение и судебная система — 55%. // Судя по опросам, сфера образования - самая коррумпированная. URL: http://transparency.org.ru/v-rossii/sudia-po-oprosam-sfera-obrazovaniia-samaia-korrumpirovannaia(дата обращения: 27.03.2016).

5 URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/ indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto. (дата обращения: 08.03.2016).

6 URL: http://gtmarket.ru/news/2013/09/11/6242 (дата обращения: 21.03.2016).

7 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

8 Маркин сообщил причину задержания ректора ДВФУ// URL: https://www.tvc.ru/news/show/id/88821 (дата обращения 21 марта 2016).

9 URL: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/842/(дата обращения: 08.03.2016).

10 URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1067532.

(дата обращения: 08.03.2016).

11 URL: http://www.aif.ru/money/corruption/sredniy_razmer_ vzyatki_v_rossii_za_god_vyros_pochti_v_tri_raza (дата обращения: 08.03.2016).

12 Брилев С. Вячеслав Лебедев: в РФ 22 процента осуждается за получение взятки. URL: http://supcourt.ru/vscourt_detale.php. (дата обращения: 08.03.2016).

13 Сводный отчёт о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2009 г. / Подготовлен отделом при Президенте Республики Татарстан по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан. Казань, 2010.

14 URL: www.indem.ru. (дата обращения: 08.03.2016).

15 Тихонов А.А. Состояние взяточничества в РФ // Общество и право. 2010. № 3. С. 180—182.

16 Гаврилов Б.Я. О коррупционности уголовного закона // Российский следователь. 2012. № 1. С. 6—8.

17 URL: http://www.1tv.ru/news/crime/218918. (дата обращения: 08.03.2016).

18 Моисеев В.В., Прокуратов В.Н. Противодействие коррупции в современной России : монография. Орел, 2012.

19 Зубченко Е. «Газета Новые Известия» URL: http://www. fraudcatalog.ru/?p=1523. (дата обращения: 08.03.2016).

20 Передельский Д. МВД: В 2012 г. орловские чиновники совершили 42 преступления URL: www.rg.ru (дата обращения: 08.03.2016).

21 URL: http://www.sledcom.ru/news. 25 января 2013 г.

22 URL: http://www.sledcom.ru/news. 15 ноября 2012 г.

23 Артеменко Н., Тищенко Е. Назначение дополнительного наказания за получение взятки врачом // Уголовное право. 2010. № 1. С. 9—12.

24 Выделено нами А.П. и Л.Б.

25 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news. (дата обращения: 08.03.2016).

26 Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5824.

27 Постановление Правительства РФ от 22 марта 1995 г. № 291 «Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 13. Ст. 1151.

28 Постановление Правительства РФ от 8 мая 1992 г. № 292 «Об определении пообъектного состава федеральной собственности в социально-культурной сфере»// Законодательство и экономика. 1992. № 10.

29 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

30 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования».

31 Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 130.

32 Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 137.

33 Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2469.

34 Собрание законодательства РФ. 2012. № 42. Ст. 5719.

35 ГригорьевМ.С., ГрибВ.В., ВахнинаН.А. Коррупция в сфере медицинских услуг России, М., 2012.

36 Российская газета. 2013. № 154.

37 URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1067532. (дата обращения: 08.03.2016).

38 URL: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/842/(дата обращения: 08.03.2016).

39 Векленко В.В., Борков В.Н. Уголовная ответственность участников коррупционной организации // Российский следователь. 2014. № 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.