ния устойчивого конкурентного преимущества). Непосредственно развитием конкурентного преимущества фирма занимается на шестом этапе. На последнем, седьмом этапе формируется устойчивое конкурентное преимущество фирмы, в основе которого лежит эффективная комбинация материального и интеллектуального капитала.
Таким образом, устойчивость конкурентного преимущества фирмы с точки зрения ресурсной концепции зависит от наличия «ценного ресурса», обладающего несовершенной мобильностью, долговечностью, невозможностью имитации/замещения, непрозрачностью и редкостью. На наш взгляд, для достижения устойчивого конкурентного преимущества фирма в качестве подобного ресурса должна использовать интеллектуальный капитал.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грант Р. М. Ресурсная концепция конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. Вып. 3. С. 18-47.
2. Монтгомери С. А., Коллиз Д. Дж. Конкуренция на основе ресурсов: стратегия в 1990-е гг. // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. Вып. 4. № 32. С. 186-208.
3. Amit R., Schoemaker P. J. Strategic assets and organizational rent // Strategic Management. Journal. 1993. № 14. P. 33-46.
4. Barney J. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. 1991. Vol. 17. № 1. P. 99-120.
5. Collis D. J., Montgomery C. A. Competing on Resources: Strategy in the 90s // Harvard Business Review. 1995. № 4. P. 118-128.
6. Fahy J., Smithee A. Strategic Marketing and the Resource Based View of the Firm // Academy of Marketing Science Review. 1999. Vol. 10. P. 1-21.
7. Peteraf M. A. The Cornerstones of Competitive Advantage: A Resource-Based View // Strategic Management Journal. 1993. Vol. 14. № 3. P. 179-191.
8. Self D. R., Weiner E. J., Dunlop K. W. Predicting Relative Competitive Position of Organization // Proceedings of the Annual Meeting of the Association of Collegiate Marketing Educators. Dallas, Texas, 2002. P. 56-68.
исторические науки
УДК 734
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АНГЛОСАКСОНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ БРИТАНИИ
А.С. АГАПОВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии
В статье реконструируются события англосаксонского завоевания, происходившие на о. Британии с 450 г. по 600 г. и борьбе кельтского населения с англосаксами в наиболее тёмный и неизвестный исторический период Британской истории.
Нам неизвестно почти ничего о периоде с 407 г., когда Константин увёл из Британии легионы, [1. С. 32] в «Англосаксонских хрониках» об этом сохранилась под 410 годом упоминание: «Готы захватили Рим, и с тех пор ни один римлянин не управлял Британией. Всего они правили ею четыреста семьдесят лет, со времени первой высадки Юлия Цезаря на этом острове» [5. С. 222] до 597 г., когда в Кенте высадился Августин. В Англосаксонских хрониках об этом прибытии сохранилось упоминание под 756 годом. «Августин и его спутники прибыли в Англию» [5. С. 224] принёсший с собой христианство и способствующие возобновлению связи Британии с Европой.
От этого времени до нас не дошло никаких письменных памятников. Те известия, которые сохранила история, очень скудны и носят полулегендарный характер. Наши источники - это сочинения Гильдаса «О разорении Британии» (около 550 г.), имеющие очень слабое отношение к истории, «История Бриттов» Нинний (конец VII в) [2. С. 20]. Предания же самих завоевателей записаны гораздо позднее Бедой
Достопочтенным (около 731 г.), а также Англосаксонские хроники (начатые незадолго до 900 г.). Сведения из этих источников отрывочны, сбивчивы и противоречивы. Даже свидетельств археологии у нас мало; низкий уровень культуры завоевателей не даёт возможности обнаружить какие - либо следы их ранних становищ, за исключением скудного содержания их погребений. Однако на основании этих свидетельств, дополненными письменными памятниками и критически использованными данными исторической географии, мы должны воссоздать в общих чертах ход и характер нашествия [1. С. 32].
Но перед тем как говорить о нашествии давайте посмотрим, что из себя представляла Британия и будущие завоеватели. В Британии в начале средневековья господствовали племена и племенные союзы кельтов -гелов, беллгов, бриттов, пиктов, скотов [3. С. 173]. Римская цивилизация не коснулась широких масс кельтского населения. Римские колонисты селились вблизи укрепленных мест, в которых стояли гарнизоны и боялись проникнуть в глубь страны. Оказывая
упорное сопротивление римским завоевателям, кельты сохранили свой язык и обычаи. После ухода римлян остались некоторые римские виллы, дороги, которые вели к опустевшим городам, сохранилось христианство, проникшее в Британию около IV в., остались латинизмы в языке, но следов римского влияния в общественной и политической жизни Британии почти не сохранилось [4. С. 8]. Некоторые части кельтской знати пытались поддерживать римские традиции, но кельтский элемент взял верх. Римская традиция фактически была утрачена в начале IV в [2. С. 18-19].
Будущие завоеватели в основной массе были выходцы из наиболее отсталых и неразвитых германских племён англов и саксов, обитавших в районе устья Эльбы и на юге Дании. Эти племена, были очень схожи между собой по языку и обычаям. Третья группа завоевателей представляли юты, франкское племя с низовьев Рейна. В местах погребения ютов в Кенте, а также на острове Уайт, где селились юты, эти погребения свидетельствуют о том, что это были люди, достигшие по сравнению с основной массой завоевателей более высокой степени культуры по сравнению с англами и саксами [1. С. 32].
Теперь попробуем выяснить причину приглашения германских племён. В Англосаксонских хрониках говорится о том, что «Бритты отправили послов в Рим и попросили помощи против пиктов, но так и не получили её, поскольку все силы были брошены на отражение короля гуннов Аттилы. Тогда они обратились с той же просьбой к англам и этелингам» [1. С. 32]. Также, по-видимому, одна из причин приглашения активизация внешнеполитических воздействий со стороны пиктов. Это подтверждает и Беда достопочтенный. Он пишет что: «Они (т. е. Бритты) совещались о том, что делать и как прекратить свирепые и весьма частые набеги северных народов, и все, включая короля Вор-тигерна, согласились с тем, что следует призвать на помощь саксов из - за моря» [5. С. 21].
Гильдас по этому поводу сообщает: «Когда они вернулись домой, ужасные полчища скоттов и пиктов тут же высадились из своих курук, по сообщению гильдаса - это ирландская лодка, обтянутая кожей на которой плавали как через проливы, так и в далекие моря, - далее он продолжает, - так с подъемом солнца и усилением жары темные скопища червей вылезают из расщелин своих нор. Они следовали своим привычкам и прежде всего жажды крови; она свойственна им так же, как обыкновение более прикрывать свои грубые лица волосами, чем свою наготу лохмотьями. узнав, что наши помощники ушли и более не вернутся, эти народы стали еще более дерзкими и опустошили всю дальнюю северную часть острова до самой стены, изгнав оттуда жителей» [5. С. 216].
у нинния об этом тоже есть упоминания, что «В Британии царствовал тогда Вортигерн и пока царствовал, трепетал перед пиктами и скотами» [6. С. 8]. Однако нельзя исключать, что кроме этой причины, была и ещё одна, а именно, борьба кельтской знати между собой и использование наёмных германских дружин против неугодной кельтской знати.
Кельтская знать начала превращаться в земельных магнатов, ведущих борьбу за землю и рабов.
Это борьба привела к ожесточенным усобицам между кельтскими земельными магнатами, особенно между потомками кельтских военных вождей и королей различных племён [2. С. 19].
Теперь попытаемся реконструировать сам процесс завоевания. Общепринятая и по-видимому верная дата их вторжения - около 450 года, в Англосаксонских хрониках называется дата 449 г. «В то время англы, приглашённые королём Вортигерном, явились в Британию на трёх ладьях и высадились у Иппинс-филита. Король Вортигерн дал им земли на юго-востоке своих владений с условием, чтобы они сражались против Пиктов» [5. С. 223]. Эту же дату указывает и Беда достопочтенный: «В год от воплощения господа 449-й Маркиан, сорок шестой от Августа, стал императором после Валентиниана и правил семь лет. В это время народ англов и саксов, приглашенный Вортигер-ном, приплыл в Британию на трёх кораблях» [5. С. 21]. В отношении территории первоначального расселения англов, саксов, ютов, после приглашения Вортигерном, говорится в Англосаксонской хронике. «Король Вор-тигерн дал им земли на юго-востоке своих владений.»
Что понимать под юго-восточными владениями? Беда достопочтенный указывает более точно, а именно: «и получил место для поселения в восточной части острова». Эти данные указывают на территорию Кента и остров Танет, что отмечает в своей работе В.В. Што-кмар. Кент был также удобен для ютов и практически почти беззащитен, его и захватили в первую очередь. Юты селились общинами. Они поселились на острове уайт. Это было начало. дальнейшие завоевания Британии ютами, англами и саксами приходится на вторую половину V века [2. С. 21-22].
Эти территории были удобны и тем, что до них меньше всего и удобней для англов, саксов, ютов, путь с континента. После удачных действий против пиктов об этом указывается в Англосаксонских хрониках под 449 годом об этом сказано: «Они сделали это повсюду, одерживая победу» [5. С. 223]. После успешных действий саксы послали вестников об успешных действиях к своим собратьям на континент, для того чтобы начать внешнеполитические действия против Кельтских племен, проживавших в Британии. В «Англосаксонских хрониках» под 449 годом говориться: «Тогда они послали к англам, сообщив о негодности бриттов и о богатстве земли». Скоро оттуда на помощь прибыло большое войско, в котором были люди трёх германских племён - старых саксов, англов, и ютов. Беда достопочтенный сообщает тоже самое: «Сначала саксы сразились с врагами, нападавшими с севера, и одержали победу. известия об этом вместе со слухами о плодородии острова и о слабости бриттов достигли их родины, и вскоре оттуда отплыл много больший флот со множеством воинов, которые соединились с теми, кто уже был на острове, в непобедимую армию. новоприбывшие получили от бриттов земли по соседству с ними на условиях, что они будут сражаться против врагов страны ради ее мира и спокойствия и получать
за это плату» [5. С. 21]. Высадка дружин морских разбойников на побережье сопровождалась пожарами, истреблением всех, кто попадал в руки завоевателей, грабежами и насилиями. Кто мог, спасался бегством. Местное население было охвачено паническим ужасом и полностью деморализовано. Это делало невозможным какое-либо сопротивление завоевателям [2. С. 21].
О предательстве англов, саксов, ютов хорошо описал Беда Достопочтенный «Не так давно упомянутые народы хлынули на остров, и вот уже число пришельцев возросло настолько, что они начали наводить ужас на призвавших их местных жителей. Внезапно они заключили временное перемирие с пиктами, которых до этого разбили и прогнали, и повернули оружие против своих союзников. Сначала они заставили бриттов снабдить их большим количеством пищи, потом же, ища предлога для ссоры, потребовали еще припасов, угрожая иначе разорвать договор и опустошить весь остров. И они не замедлили исполнить свои угрозы; поистине огонь, зажженный руками язычников, стал мщением Божьим тому погрязшему в грехе народу, подобно огню халдейскому, что сжег стены и дома Иерусалима» [5. С. 21].
Первые сражения дружины бриттов с англосаксами описаны в Англосаксонских хрониках под 445 и 456 годами, там говориться: что «Хенгист и Хорза сражались с королём Вортигерном в месте под названием Эглесперт. Хорза был убит и королевство досталось Хенгисту и его сыну Эску. Хенгист и Эск сражались с бриттами в месте под названием Креганфорд и сразил там четыре дружины. Бритты оставили кент и в великом страхе бежали до самого Лондона» [5. С. 223]. После этого на своих длинных плоскодонных лодках они поднялись по реке большой Уз, прошли страну болот и высадились неподалёку от Кембриджа. Оттуда они двинулись на юго-запад по дороге Икнилд и хлынули в центральные районы центральных графств и в долину Темзы [1. С. 37]. В «Англосаксонских хрониках» описаны сражения тех плачевных и ужасных лет для британских кельтов. Под 465 г. говориться: «Хенгист и Эск сражались с валлийцами у Виппедесф-лета и убили двенадцать валлийских элдорменов. С их стороны был убит один из танов по имени Виппед» [5. С. 223]. Затем, под 473 г. сообщает хроника: «что Хенгист и Эск сражались с валлийцами и захватили бесчисленные трофеи. Валлийцы бежали от англов, как от огня» [5. С. 223]. Завоеватели были язычниками и в силу этого с особенной яростью громили богатые церкви и монастыри, дававшие прекрасную добычу. Из «Англосаксонских хроник» мы узнаём, что Англосаксонский вождь Элла со своими сыновьями высадился в 477 году, перебил всех попавшихся ему бриттов, а остальных загнал в Андеридский лес [5. С. 223]. Тогда Элла сражался с валлийцами на берегу у Меркредес-бурны затем в 491 году берёт Андериду. В 491 г. «Элла и Цисса осадили город Андериду и убили всех, кто там был, так что ни один бритт не спасся» [5. С. 224].
Дальнейшие завоевания продолжались. Это описано в Англосаксонских хрониках. Там говориться: «что
под 495 г. в Британию явились два элдормена, Кердик и его сын Кинрик, на пяти кораблях. Они высадились в месте под названием Кердикесора и в тот же день сразились с валлийцами» [5. С. 224]. В течение ряда лет страна подвергалась страшному разорению. Всё, что ещё сохранилось от римской культуры, было стёрто с лица земли, а бритты уничтожены, порабощены или оттеснены на запад. Беда Достопочтенный описывает этот ужас: «Так и здесь праведный Судия определил, чтобы огонь этого свирепого вторжения охватил все здешние города и всю местность от восточного до западного моря и пылал, не оставляя никакого укрытия, пока не пожрал почти весь этот обреченный остров. Частные и общественные здания лежали в руинах, священников повсюду убивали у их алтарей, прелаты и народ равно без всякого различия предавались огню и мечу, и некому было даже похоронить тех, кто принял жестокую смерть. Иные из несчастных уцелевших были загнаны в горы и безжалостно вырезаны; другие, изможденные голодом, вышли и покорились врагу, готовые принять вечное рабство за кусок хлеба, если только их не убивали на месте. Некоторые в печали отправлялись за море, в то время как другие остались на своей земле и влачили жалкое существование, охваченные вечным страхом, среди гор, лесов и высоких скал» [5. С. 22].
Гильдас тоже описывает этот ужас: «Огонь праведного мщения за прошлые злодеяния пылал от моря до моря, зажженный руками восточных безбожников» [5. С. 219]. Далее он пишет: «Уничтожив все близлежащие города и земли, он не остановился, пока имел пищу, но сжег почти весь этот остров и облизывал западное море своими красными свирепыми языками» [5. С. 219]. Далее он пишет, что: «Так стены всех городов были повержены ударами таранов, их обитатели вместе с представителями церкви, священники вместе с народом повергались наземь, в то время как повсюду сверкали мечи и трещало пламя. Печальное зрелище! Повсюду на улицах, среди камней поверженных башен, стен и святых алтарей лежали тела, покрытые запекшейся красной кровью, словно их раздавил некий чудовищный пресс, и не было для них иных гробниц, кроме развалин домов или внутренностей диких зверей и птиц небесных» [5. С. 219].
Второй этап начался с конца V века. Он ознаменовался консолидацией сил кельтов, которые объединились под властью Амвросия Аврелиана, перешли к вооружённому сопротивлению завоевателям. Историки считают, что Амвросий Аврелиан происходил из знатной римской семьи, был одним из немногих римлян уцелевших в Британии в эту бурную эпоху. Он был вождём Романо - бриттов. В начале VI века Амвросий собрал бриттов и начал борьбу с завоевателями. Борьба шла с переменным успехом. Амвросий дал ряд сражений и одержал ряд побед, из которых особенно запомнилась потомкам битва при Бэддон Хилле. Имя Амвросия Аврелиана связывают с упоминаемым Нин-нием Амвросием Арториусом, одержавший 12 побед над завоевателями. «В те дни сражался с ними воена-
чальник Артур совместно с королями бриттов. Он же был главою войска. Первая битва произошла в устье реки, которая называется Глейн. Вторая, третья и четвертая, равно как и пятая - у другой реки, носящей название Дубглас и находящейся в области Линнуис. Шестая - у реки, именуемой Бассас. Седьмая битва произошла в Целидонском лесу, иначе Кат Койт Це-лидон. Восьмая битва состоялась у стен замка гвинни-он, и в ней Артур носил на своих плечах изображение святой непорочной девы Марии; в этот день язычники были обращены в бегство и по изволению господа нашего Иисуса и святой девы Марии, его родительницы, великое множество их здесь было истреблено. девятая битва разразилась в городе легиона. десятую битву Артур провел на берегу реки, что зовется Трибруит. Одиннадцатая была на горе, которая называется Агнед. Двенадцатая произошла на горе Бадона» [6. С. 15].
Об этих событиях пишет и Беда Достопочтенный «Изгнав или рассеяв жителей острова, враги вернулись домой, и бритты начали медленно восстанавливать силы и боевой дух. Выйдя из своих укрытий, они единым голосом взмолились о небесной защите, чтобы не позволено им было погибнуть вовсе. Вождем их в то время был некий Амвросий Аврелиан, почтенный муж, единственный из народа римлян переживший ту бурю, в которой погибли, между прочим, и его родители, носившие царское имя и достоинство, Под его водительством бритты собрали силы, вынудили своих победителей к битве и с помощью Божьей победили. С того времени побеждали то бритты, то их противники, до года битвы у горы Бадон, где бритты сразили немалое число своих врагов, спустя сорок четыре года после прибытия тех в Британию».
Историки не едины в оценке борьбы Амвросия Аврелиана и его роли. Многие считают, что его роль была преувеличена легендами. Однако бесспорным является то, что после битвы у Беддон Хилла (516 г.) в Дорсетшире саксы в течение 50 лет не возобновляли своих атак [2. С. 22]. Но позднее атаки саксов возобновились снова. В боях 571, 577 гг.
но позднее атаки саксов возобновились снова. В боях 571, 577 гг. (тогда были убиты три короля кельтов и взяты Глостер, Сайренсестер и Бат). В «Англосаксонских хрониках» эти города глеванкастир, Циренкастир и Батанкастир. Из «Англосаксонских хроник» мы узнаём, что в 571 г. «Кутвулф сражался с бритто-валлийцами у Бидканфорда 45 и захватил четыре селения - Лиганбург, Эгелербург. Бенсингтун и Эгонерхем. В том же году он умер» [5. С. 225]. Под 577 г. там же говориться: «Кутвин и Кевлин сражались с бриттами и в месте под названием Деорхем 46 убили трех королей - Конмайла, Кондидана и Фа-ринмайла. Они захватили три города, а именно Глеван-кастир, Циренкастир и Батанкастир» [5. С. 225]. Затем в 584-592 гг. в Ультшире кельты были окончательно разгромлены «Англосаксонские хроники» об этих событиях рассказывают так: В 584 г. Кевлин и Кута сражались с бриттами в месте под названием Фетанлег. «Кута был убит, а разгневанный Кевлин захватил много городов и
бесчисленные трофеи и вернулся оттуда в свои земли [5. С. 225]. Затем в 592 г. у Воднерберге случилась великая битва, и Кевлин был разбит» [5. С. 225].
К 600 г. завоевание основной территории острова германскими дружинниками англов, саксов и ютов было завершено, как полагает В. В. Штокмар. Эти победы привели саксов к Бристольскому каналу. Битва у Честера в 613 г. открыла мерсисайцам путь к Ирландскому морю. В Англосаксонских хрониках это событие стоит под другим годом. В 614 г. (что не существенно!) «Кинегильс и Квихельм сражались у Бендуна и убили две тысячи шестьдесят пять валлийцев» [5. С. 226]. Бритты теперь разделены на три группы и оттеснены в горные районы Девона и Корнуэлла (западный Уэльс), собственно Уэльс и Камбрлэнд (Страйклайд). Покорение их в, этих областях, было лишь вопросом времени, хотя в Уэльсе они держались вплоть до 1283 г., когда Эдуарду I удалось завоевать и присоединить к Англии Уэльс [7. С. 315].
Таким образом, вторжение продолжалась примерно с 450 по 600 г. и было как бы частью Великого переселения народов, которое распространилась на всю территорию Западной Европы. На наш взгляд причины такого длительного завоевания кроются в следующем: сопротивление кельтов задержало темпы германского завоевания. Так же продвижению англосаксов препятствовали огромные лесные массивы, которые они не всегда в состоянии были преодолеть, т. е. передвигаться!
Результатом всех англосаксонских завоеваний к концу VI в. явилось образование семи крупных англосаксонских королевств. На Севере от Форта до Хамбера протянулась Нортумбрия. Две части, Дейра, соответствующая Йоркширу, и Бернеция, лежащая между Тисом и Фортом, временами появляются в качестве самостоятельных королевств. Восточная Англия находилась на месте Норфолка, Суффолка и части Кемб-ридшира. Эссекс находился южнее восточной Англии, южная граница которого проходила по реке Темзе. Кент самое маленькое из королевств, территория Кента расположена вдоль пролива Ла-Манш на юго-восточной оконечности Британского острова и обращена к европейскому континенту через пролив Дувр. Суссекс занимавший территорию современных графств Восточный и Западный Сассекс. Уэссекс лежал к югу от Темзы и к западу от Сусека. Мерсия занимала большую часть центральных графств, причём между нею и Уэссексом в течении долгого времени шёл спор из - за района Котсуолд [1. С. 38].
На наш взгляд, результатами англосаксонских завоеваний явилось уничтожение римской культуры на британских островах, а также уничтожение, порабоще-нье и оттеснение на запад бриттов, что стало основой для будущего формирования этнического самосознания отдельных этнических групп Англичан, Шотландцев и Валлийцев, поселённых на одном острове. Возможно, это объясняет тот факт, что Англия в последующей своей истории испытывала проблемы со своими соседями, а именно с Уэльсом и Шотландией.
список литературы
1. Мортон А. Л. История Англии. М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. 445 с.
2. Штокмар В. В. История Англии в средние века. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003. 184 с.
3. История Европы с древнейших времён до наших дней. Т. 2. Средневековая Европа / Под ред. Е. В. Гутновой, З. В. Удальцовой, О. Р. Бородина и др. М.: Наука, 1992. 763 с.
4. Очерки по истории Англии в средние века и новое время / Под ред. Г. Р. Левина М.: УПГиз, 1959. 356 с.
5. Беда Достопочтенный. Церковная история народа Англов. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001. 362 с.
6. Нинний. История Бриттов (www.VostIit.Info)
7. История Средних веков / Под ред. С. П. Карпова. М.: Изд-во Московского университета, 2001. 673 с.
удк 93/99:01
историография проблемы просвещения нерусских народов среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века
И. А. АНОХИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории
В статье дан анализ литературы по вопросу просвещения нерусских народов Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Использован материал как российских исследователей, так и местных историков. Рассмотрены особенности исследования вопроса в дореволюционный, советский (1917 - конец 1980-х гг.) и современный (с 1990-х гг.) периоды.
Обобщенных исследований, связавших воедино все проблемы, связанные с просвещением нерусских народов Среднего Поволжья, пока нет, однако имеется немало трудов, затрагивающих отдельные вопросы рассматриваемой темы. В целом, в литературе по данной проблематике прослеживаются три последовательных периода:
- первый включает работы, опубликованные в дореволюционное время;
- второй период охватывает научные труды, созданные в годы советской власти (1917 - 1991 гг.);
- третий период характеризует содержание и направление исследований на современном этапе (1991 г. - начало XXI века).
Уже во второй половине XIX века интересный материал о процессе вовлечения представителей чувашской интеллигенции в общественно-литературную, культурную и научную деятельность представил В. К. Магницкий (1839-1901), известный историк, этнограф и деятель народного просвещения. В своих историко-этнографических трудах он критиковал невежественные суждения «просвещенных цивилизаторов», как он называл представителей официальной науки [45].
В работах таких видных педагогов, как П. Кап-терев [36], Г. Фальборк [68], Н.В. Чехова [69] были вскрыты все те трудности, с которыми столкнулось земство в своей попытке ввести всеобщее начальное образование, а также в деятельности по созданию и поддержке всей системы образования нерусских народов. Довольно успешно раскрывает значимость и показывает новаторское значение новых учебных программ в национальных школах педагог-новатор Е. Звягинцев [26].
С. Рождественский в довольно критическом духе отстаивает позицию недостаточного, порой ошибочного руководства делом народного образования в России со стороны Министерства народного просвещения,
вскрывает те недостатки, которые были выявлены в системе образования нерусских народов [58].
Определенный вклад в просвещение чувашей и оценку культурного состояния родного народа в дореволюционный период внесли Н. М.Охотников (1860-1892) [54], В. Ф. Залесский [25], К. П. Прокопь-ев [57] и др., изучение трудов которых позволяет провести сравнение состояния просвещения инородцев до и после Н. И. Ильминского и И. Я. Яковлева.
Весомую научно-исследовательскую работу проделал в дореволюционный период видный чувашский ученый, просветитель и общественный деятель Н. В. Никольский (1878-1961). Он изучал и собирал источники по истории просвещения, культуры и христианизации чувашей и других народов Поволжья в фондах Сената, Синода, канцеляриях губернских правлений, духовных консисторий, учебных заведений, местных органов управления, в фондах Государственного Совета, Кабинета министров, Министерства просвещения и т.д., и в ряде работ дал анализ процесса христианского просвещения инородцев России, особенно Поволжья [53].
Проблемы просвещения нерусских народов пореформенного периода отражены в трудах основателя оригинальной системы просвещения «инородцев», профессора Казанской учительской семинарии Н. И. Ильминского (1822-1891 г.) [33]. Личности и деятельности самого Н. И. Ильминского посвящено немало монографий, статей, рецензий. В разных социально-политических ситуациях он приобретал зачастую полярно противоположные оценки - от чрезмерного восхваления до полного отрицания или замалчивания. П. В. Знаменский [31], С. О. Чичерина [70], Д. А. Зеленин [27], А. С. Рождествин [59], П. О. Афанасьев [6] и другие достаточно полно отражали историю христианского просвещения коренного населения Поволжья.
Наиболее полная оценка системы Н. И. Ильминского была дана в работе М. П. Петрова «Н. И. Ильмин-