Научная статья на тему 'Некоторые вопросы Англосаксонского завоевания Британии'

Некоторые вопросы Англосаксонского завоевания Британии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1779
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агапов А. С.

В статье реконструируются события англосаксонского завоевания, происходившие на о. Британии с 450 г. по 600 г. и борьбе кельтского населения с англосаксами в наиболее тёмный и неизвестный исторический период Британской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы Англосаксонского завоевания Британии»

ния устойчивого конкурентного преимущества). Непосредственно развитием конкурентного преимущества фирма занимается на шестом этапе. На последнем, седьмом этапе формируется устойчивое конкурентное преимущество фирмы, в основе которого лежит эффективная комбинация материального и интеллектуального капитала.

Таким образом, устойчивость конкурентного преимущества фирмы с точки зрения ресурсной концепции зависит от наличия «ценного ресурса», обладающего несовершенной мобильностью, долговечностью, невозможностью имитации/замещения, непрозрачностью и редкостью. На наш взгляд, для достижения устойчивого конкурентного преимущества фирма в качестве подобного ресурса должна использовать интеллектуальный капитал.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грант Р. М. Ресурсная концепция конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. Вып. 3. С. 18-47.

2. Монтгомери С. А., Коллиз Д. Дж. Конкуренция на основе ресурсов: стратегия в 1990-е гг. // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. Вып. 4. № 32. С. 186-208.

3. Amit R., Schoemaker P. J. Strategic assets and organizational rent // Strategic Management. Journal. 1993. № 14. P. 33-46.

4. Barney J. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. 1991. Vol. 17. № 1. P. 99-120.

5. Collis D. J., Montgomery C. A. Competing on Resources: Strategy in the 90s // Harvard Business Review. 1995. № 4. P. 118-128.

6. Fahy J., Smithee A. Strategic Marketing and the Resource Based View of the Firm // Academy of Marketing Science Review. 1999. Vol. 10. P. 1-21.

7. Peteraf M. A. The Cornerstones of Competitive Advantage: A Resource-Based View // Strategic Management Journal. 1993. Vol. 14. № 3. P. 179-191.

8. Self D. R., Weiner E. J., Dunlop K. W. Predicting Relative Competitive Position of Organization // Proceedings of the Annual Meeting of the Association of Collegiate Marketing Educators. Dallas, Texas, 2002. P. 56-68.

исторические науки

УДК 734

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АНГЛОСАКСОНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ БРИТАНИИ

А.С. АГАПОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии

В статье реконструируются события англосаксонского завоевания, происходившие на о. Британии с 450 г. по 600 г. и борьбе кельтского населения с англосаксами в наиболее тёмный и неизвестный исторический период Британской истории.

Нам неизвестно почти ничего о периоде с 407 г., когда Константин увёл из Британии легионы, [1. С. 32] в «Англосаксонских хрониках» об этом сохранилась под 410 годом упоминание: «Готы захватили Рим, и с тех пор ни один римлянин не управлял Британией. Всего они правили ею четыреста семьдесят лет, со времени первой высадки Юлия Цезаря на этом острове» [5. С. 222] до 597 г., когда в Кенте высадился Августин. В Англосаксонских хрониках об этом прибытии сохранилось упоминание под 756 годом. «Августин и его спутники прибыли в Англию» [5. С. 224] принёсший с собой христианство и способствующие возобновлению связи Британии с Европой.

От этого времени до нас не дошло никаких письменных памятников. Те известия, которые сохранила история, очень скудны и носят полулегендарный характер. Наши источники - это сочинения Гильдаса «О разорении Британии» (около 550 г.), имеющие очень слабое отношение к истории, «История Бриттов» Нинний (конец VII в) [2. С. 20]. Предания же самих завоевателей записаны гораздо позднее Бедой

Достопочтенным (около 731 г.), а также Англосаксонские хроники (начатые незадолго до 900 г.). Сведения из этих источников отрывочны, сбивчивы и противоречивы. Даже свидетельств археологии у нас мало; низкий уровень культуры завоевателей не даёт возможности обнаружить какие - либо следы их ранних становищ, за исключением скудного содержания их погребений. Однако на основании этих свидетельств, дополненными письменными памятниками и критически использованными данными исторической географии, мы должны воссоздать в общих чертах ход и характер нашествия [1. С. 32].

Но перед тем как говорить о нашествии давайте посмотрим, что из себя представляла Британия и будущие завоеватели. В Британии в начале средневековья господствовали племена и племенные союзы кельтов -гелов, беллгов, бриттов, пиктов, скотов [3. С. 173]. Римская цивилизация не коснулась широких масс кельтского населения. Римские колонисты селились вблизи укрепленных мест, в которых стояли гарнизоны и боялись проникнуть в глубь страны. Оказывая

упорное сопротивление римским завоевателям, кельты сохранили свой язык и обычаи. После ухода римлян остались некоторые римские виллы, дороги, которые вели к опустевшим городам, сохранилось христианство, проникшее в Британию около IV в., остались латинизмы в языке, но следов римского влияния в общественной и политической жизни Британии почти не сохранилось [4. С. 8]. Некоторые части кельтской знати пытались поддерживать римские традиции, но кельтский элемент взял верх. Римская традиция фактически была утрачена в начале IV в [2. С. 18-19].

Будущие завоеватели в основной массе были выходцы из наиболее отсталых и неразвитых германских племён англов и саксов, обитавших в районе устья Эльбы и на юге Дании. Эти племена, были очень схожи между собой по языку и обычаям. Третья группа завоевателей представляли юты, франкское племя с низовьев Рейна. В местах погребения ютов в Кенте, а также на острове Уайт, где селились юты, эти погребения свидетельствуют о том, что это были люди, достигшие по сравнению с основной массой завоевателей более высокой степени культуры по сравнению с англами и саксами [1. С. 32].

Теперь попробуем выяснить причину приглашения германских племён. В Англосаксонских хрониках говорится о том, что «Бритты отправили послов в Рим и попросили помощи против пиктов, но так и не получили её, поскольку все силы были брошены на отражение короля гуннов Аттилы. Тогда они обратились с той же просьбой к англам и этелингам» [1. С. 32]. Также, по-видимому, одна из причин приглашения активизация внешнеполитических воздействий со стороны пиктов. Это подтверждает и Беда достопочтенный. Он пишет что: «Они (т. е. Бритты) совещались о том, что делать и как прекратить свирепые и весьма частые набеги северных народов, и все, включая короля Вор-тигерна, согласились с тем, что следует призвать на помощь саксов из - за моря» [5. С. 21].

Гильдас по этому поводу сообщает: «Когда они вернулись домой, ужасные полчища скоттов и пиктов тут же высадились из своих курук, по сообщению гильдаса - это ирландская лодка, обтянутая кожей на которой плавали как через проливы, так и в далекие моря, - далее он продолжает, - так с подъемом солнца и усилением жары темные скопища червей вылезают из расщелин своих нор. Они следовали своим привычкам и прежде всего жажды крови; она свойственна им так же, как обыкновение более прикрывать свои грубые лица волосами, чем свою наготу лохмотьями. узнав, что наши помощники ушли и более не вернутся, эти народы стали еще более дерзкими и опустошили всю дальнюю северную часть острова до самой стены, изгнав оттуда жителей» [5. С. 216].

у нинния об этом тоже есть упоминания, что «В Британии царствовал тогда Вортигерн и пока царствовал, трепетал перед пиктами и скотами» [6. С. 8]. Однако нельзя исключать, что кроме этой причины, была и ещё одна, а именно, борьба кельтской знати между собой и использование наёмных германских дружин против неугодной кельтской знати.

Кельтская знать начала превращаться в земельных магнатов, ведущих борьбу за землю и рабов.

Это борьба привела к ожесточенным усобицам между кельтскими земельными магнатами, особенно между потомками кельтских военных вождей и королей различных племён [2. С. 19].

Теперь попытаемся реконструировать сам процесс завоевания. Общепринятая и по-видимому верная дата их вторжения - около 450 года, в Англосаксонских хрониках называется дата 449 г. «В то время англы, приглашённые королём Вортигерном, явились в Британию на трёх ладьях и высадились у Иппинс-филита. Король Вортигерн дал им земли на юго-востоке своих владений с условием, чтобы они сражались против Пиктов» [5. С. 223]. Эту же дату указывает и Беда достопочтенный: «В год от воплощения господа 449-й Маркиан, сорок шестой от Августа, стал императором после Валентиниана и правил семь лет. В это время народ англов и саксов, приглашенный Вортигер-ном, приплыл в Британию на трёх кораблях» [5. С. 21]. В отношении территории первоначального расселения англов, саксов, ютов, после приглашения Вортигерном, говорится в Англосаксонской хронике. «Король Вор-тигерн дал им земли на юго-востоке своих владений.»

Что понимать под юго-восточными владениями? Беда достопочтенный указывает более точно, а именно: «и получил место для поселения в восточной части острова». Эти данные указывают на территорию Кента и остров Танет, что отмечает в своей работе В.В. Што-кмар. Кент был также удобен для ютов и практически почти беззащитен, его и захватили в первую очередь. Юты селились общинами. Они поселились на острове уайт. Это было начало. дальнейшие завоевания Британии ютами, англами и саксами приходится на вторую половину V века [2. С. 21-22].

Эти территории были удобны и тем, что до них меньше всего и удобней для англов, саксов, ютов, путь с континента. После удачных действий против пиктов об этом указывается в Англосаксонских хрониках под 449 годом об этом сказано: «Они сделали это повсюду, одерживая победу» [5. С. 223]. После успешных действий саксы послали вестников об успешных действиях к своим собратьям на континент, для того чтобы начать внешнеполитические действия против Кельтских племен, проживавших в Британии. В «Англосаксонских хрониках» под 449 годом говориться: «Тогда они послали к англам, сообщив о негодности бриттов и о богатстве земли». Скоро оттуда на помощь прибыло большое войско, в котором были люди трёх германских племён - старых саксов, англов, и ютов. Беда достопочтенный сообщает тоже самое: «Сначала саксы сразились с врагами, нападавшими с севера, и одержали победу. известия об этом вместе со слухами о плодородии острова и о слабости бриттов достигли их родины, и вскоре оттуда отплыл много больший флот со множеством воинов, которые соединились с теми, кто уже был на острове, в непобедимую армию. новоприбывшие получили от бриттов земли по соседству с ними на условиях, что они будут сражаться против врагов страны ради ее мира и спокойствия и получать

за это плату» [5. С. 21]. Высадка дружин морских разбойников на побережье сопровождалась пожарами, истреблением всех, кто попадал в руки завоевателей, грабежами и насилиями. Кто мог, спасался бегством. Местное население было охвачено паническим ужасом и полностью деморализовано. Это делало невозможным какое-либо сопротивление завоевателям [2. С. 21].

О предательстве англов, саксов, ютов хорошо описал Беда Достопочтенный «Не так давно упомянутые народы хлынули на остров, и вот уже число пришельцев возросло настолько, что они начали наводить ужас на призвавших их местных жителей. Внезапно они заключили временное перемирие с пиктами, которых до этого разбили и прогнали, и повернули оружие против своих союзников. Сначала они заставили бриттов снабдить их большим количеством пищи, потом же, ища предлога для ссоры, потребовали еще припасов, угрожая иначе разорвать договор и опустошить весь остров. И они не замедлили исполнить свои угрозы; поистине огонь, зажженный руками язычников, стал мщением Божьим тому погрязшему в грехе народу, подобно огню халдейскому, что сжег стены и дома Иерусалима» [5. С. 21].

Первые сражения дружины бриттов с англосаксами описаны в Англосаксонских хрониках под 445 и 456 годами, там говориться: что «Хенгист и Хорза сражались с королём Вортигерном в месте под названием Эглесперт. Хорза был убит и королевство досталось Хенгисту и его сыну Эску. Хенгист и Эск сражались с бриттами в месте под названием Креганфорд и сразил там четыре дружины. Бритты оставили кент и в великом страхе бежали до самого Лондона» [5. С. 223]. После этого на своих длинных плоскодонных лодках они поднялись по реке большой Уз, прошли страну болот и высадились неподалёку от Кембриджа. Оттуда они двинулись на юго-запад по дороге Икнилд и хлынули в центральные районы центральных графств и в долину Темзы [1. С. 37]. В «Англосаксонских хрониках» описаны сражения тех плачевных и ужасных лет для британских кельтов. Под 465 г. говориться: «Хенгист и Эск сражались с валлийцами у Виппедесф-лета и убили двенадцать валлийских элдорменов. С их стороны был убит один из танов по имени Виппед» [5. С. 223]. Затем, под 473 г. сообщает хроника: «что Хенгист и Эск сражались с валлийцами и захватили бесчисленные трофеи. Валлийцы бежали от англов, как от огня» [5. С. 223]. Завоеватели были язычниками и в силу этого с особенной яростью громили богатые церкви и монастыри, дававшие прекрасную добычу. Из «Англосаксонских хроник» мы узнаём, что Англосаксонский вождь Элла со своими сыновьями высадился в 477 году, перебил всех попавшихся ему бриттов, а остальных загнал в Андеридский лес [5. С. 223]. Тогда Элла сражался с валлийцами на берегу у Меркредес-бурны затем в 491 году берёт Андериду. В 491 г. «Элла и Цисса осадили город Андериду и убили всех, кто там был, так что ни один бритт не спасся» [5. С. 224].

Дальнейшие завоевания продолжались. Это описано в Англосаксонских хрониках. Там говориться: «что

под 495 г. в Британию явились два элдормена, Кердик и его сын Кинрик, на пяти кораблях. Они высадились в месте под названием Кердикесора и в тот же день сразились с валлийцами» [5. С. 224]. В течение ряда лет страна подвергалась страшному разорению. Всё, что ещё сохранилось от римской культуры, было стёрто с лица земли, а бритты уничтожены, порабощены или оттеснены на запад. Беда Достопочтенный описывает этот ужас: «Так и здесь праведный Судия определил, чтобы огонь этого свирепого вторжения охватил все здешние города и всю местность от восточного до западного моря и пылал, не оставляя никакого укрытия, пока не пожрал почти весь этот обреченный остров. Частные и общественные здания лежали в руинах, священников повсюду убивали у их алтарей, прелаты и народ равно без всякого различия предавались огню и мечу, и некому было даже похоронить тех, кто принял жестокую смерть. Иные из несчастных уцелевших были загнаны в горы и безжалостно вырезаны; другие, изможденные голодом, вышли и покорились врагу, готовые принять вечное рабство за кусок хлеба, если только их не убивали на месте. Некоторые в печали отправлялись за море, в то время как другие остались на своей земле и влачили жалкое существование, охваченные вечным страхом, среди гор, лесов и высоких скал» [5. С. 22].

Гильдас тоже описывает этот ужас: «Огонь праведного мщения за прошлые злодеяния пылал от моря до моря, зажженный руками восточных безбожников» [5. С. 219]. Далее он пишет: «Уничтожив все близлежащие города и земли, он не остановился, пока имел пищу, но сжег почти весь этот остров и облизывал западное море своими красными свирепыми языками» [5. С. 219]. Далее он пишет, что: «Так стены всех городов были повержены ударами таранов, их обитатели вместе с представителями церкви, священники вместе с народом повергались наземь, в то время как повсюду сверкали мечи и трещало пламя. Печальное зрелище! Повсюду на улицах, среди камней поверженных башен, стен и святых алтарей лежали тела, покрытые запекшейся красной кровью, словно их раздавил некий чудовищный пресс, и не было для них иных гробниц, кроме развалин домов или внутренностей диких зверей и птиц небесных» [5. С. 219].

Второй этап начался с конца V века. Он ознаменовался консолидацией сил кельтов, которые объединились под властью Амвросия Аврелиана, перешли к вооружённому сопротивлению завоевателям. Историки считают, что Амвросий Аврелиан происходил из знатной римской семьи, был одним из немногих римлян уцелевших в Британии в эту бурную эпоху. Он был вождём Романо - бриттов. В начале VI века Амвросий собрал бриттов и начал борьбу с завоевателями. Борьба шла с переменным успехом. Амвросий дал ряд сражений и одержал ряд побед, из которых особенно запомнилась потомкам битва при Бэддон Хилле. Имя Амвросия Аврелиана связывают с упоминаемым Нин-нием Амвросием Арториусом, одержавший 12 побед над завоевателями. «В те дни сражался с ними воена-

чальник Артур совместно с королями бриттов. Он же был главою войска. Первая битва произошла в устье реки, которая называется Глейн. Вторая, третья и четвертая, равно как и пятая - у другой реки, носящей название Дубглас и находящейся в области Линнуис. Шестая - у реки, именуемой Бассас. Седьмая битва произошла в Целидонском лесу, иначе Кат Койт Це-лидон. Восьмая битва состоялась у стен замка гвинни-он, и в ней Артур носил на своих плечах изображение святой непорочной девы Марии; в этот день язычники были обращены в бегство и по изволению господа нашего Иисуса и святой девы Марии, его родительницы, великое множество их здесь было истреблено. девятая битва разразилась в городе легиона. десятую битву Артур провел на берегу реки, что зовется Трибруит. Одиннадцатая была на горе, которая называется Агнед. Двенадцатая произошла на горе Бадона» [6. С. 15].

Об этих событиях пишет и Беда Достопочтенный «Изгнав или рассеяв жителей острова, враги вернулись домой, и бритты начали медленно восстанавливать силы и боевой дух. Выйдя из своих укрытий, они единым голосом взмолились о небесной защите, чтобы не позволено им было погибнуть вовсе. Вождем их в то время был некий Амвросий Аврелиан, почтенный муж, единственный из народа римлян переживший ту бурю, в которой погибли, между прочим, и его родители, носившие царское имя и достоинство, Под его водительством бритты собрали силы, вынудили своих победителей к битве и с помощью Божьей победили. С того времени побеждали то бритты, то их противники, до года битвы у горы Бадон, где бритты сразили немалое число своих врагов, спустя сорок четыре года после прибытия тех в Британию».

Историки не едины в оценке борьбы Амвросия Аврелиана и его роли. Многие считают, что его роль была преувеличена легендами. Однако бесспорным является то, что после битвы у Беддон Хилла (516 г.) в Дорсетшире саксы в течение 50 лет не возобновляли своих атак [2. С. 22]. Но позднее атаки саксов возобновились снова. В боях 571, 577 гг.

но позднее атаки саксов возобновились снова. В боях 571, 577 гг. (тогда были убиты три короля кельтов и взяты Глостер, Сайренсестер и Бат). В «Англосаксонских хрониках» эти города глеванкастир, Циренкастир и Батанкастир. Из «Англосаксонских хроник» мы узнаём, что в 571 г. «Кутвулф сражался с бритто-валлийцами у Бидканфорда 45 и захватил четыре селения - Лиганбург, Эгелербург. Бенсингтун и Эгонерхем. В том же году он умер» [5. С. 225]. Под 577 г. там же говориться: «Кутвин и Кевлин сражались с бриттами и в месте под названием Деорхем 46 убили трех королей - Конмайла, Кондидана и Фа-ринмайла. Они захватили три города, а именно Глеван-кастир, Циренкастир и Батанкастир» [5. С. 225]. Затем в 584-592 гг. в Ультшире кельты были окончательно разгромлены «Англосаксонские хроники» об этих событиях рассказывают так: В 584 г. Кевлин и Кута сражались с бриттами в месте под названием Фетанлег. «Кута был убит, а разгневанный Кевлин захватил много городов и

бесчисленные трофеи и вернулся оттуда в свои земли [5. С. 225]. Затем в 592 г. у Воднерберге случилась великая битва, и Кевлин был разбит» [5. С. 225].

К 600 г. завоевание основной территории острова германскими дружинниками англов, саксов и ютов было завершено, как полагает В. В. Штокмар. Эти победы привели саксов к Бристольскому каналу. Битва у Честера в 613 г. открыла мерсисайцам путь к Ирландскому морю. В Англосаксонских хрониках это событие стоит под другим годом. В 614 г. (что не существенно!) «Кинегильс и Квихельм сражались у Бендуна и убили две тысячи шестьдесят пять валлийцев» [5. С. 226]. Бритты теперь разделены на три группы и оттеснены в горные районы Девона и Корнуэлла (западный Уэльс), собственно Уэльс и Камбрлэнд (Страйклайд). Покорение их в, этих областях, было лишь вопросом времени, хотя в Уэльсе они держались вплоть до 1283 г., когда Эдуарду I удалось завоевать и присоединить к Англии Уэльс [7. С. 315].

Таким образом, вторжение продолжалась примерно с 450 по 600 г. и было как бы частью Великого переселения народов, которое распространилась на всю территорию Западной Европы. На наш взгляд причины такого длительного завоевания кроются в следующем: сопротивление кельтов задержало темпы германского завоевания. Так же продвижению англосаксов препятствовали огромные лесные массивы, которые они не всегда в состоянии были преодолеть, т. е. передвигаться!

Результатом всех англосаксонских завоеваний к концу VI в. явилось образование семи крупных англосаксонских королевств. На Севере от Форта до Хамбера протянулась Нортумбрия. Две части, Дейра, соответствующая Йоркширу, и Бернеция, лежащая между Тисом и Фортом, временами появляются в качестве самостоятельных королевств. Восточная Англия находилась на месте Норфолка, Суффолка и части Кемб-ридшира. Эссекс находился южнее восточной Англии, южная граница которого проходила по реке Темзе. Кент самое маленькое из королевств, территория Кента расположена вдоль пролива Ла-Манш на юго-восточной оконечности Британского острова и обращена к европейскому континенту через пролив Дувр. Суссекс занимавший территорию современных графств Восточный и Западный Сассекс. Уэссекс лежал к югу от Темзы и к западу от Сусека. Мерсия занимала большую часть центральных графств, причём между нею и Уэссексом в течении долгого времени шёл спор из - за района Котсуолд [1. С. 38].

На наш взгляд, результатами англосаксонских завоеваний явилось уничтожение римской культуры на британских островах, а также уничтожение, порабоще-нье и оттеснение на запад бриттов, что стало основой для будущего формирования этнического самосознания отдельных этнических групп Англичан, Шотландцев и Валлийцев, поселённых на одном острове. Возможно, это объясняет тот факт, что Англия в последующей своей истории испытывала проблемы со своими соседями, а именно с Уэльсом и Шотландией.

список литературы

1. Мортон А. Л. История Англии. М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. 445 с.

2. Штокмар В. В. История Англии в средние века. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003. 184 с.

3. История Европы с древнейших времён до наших дней. Т. 2. Средневековая Европа / Под ред. Е. В. Гутновой, З. В. Удальцовой, О. Р. Бородина и др. М.: Наука, 1992. 763 с.

4. Очерки по истории Англии в средние века и новое время / Под ред. Г. Р. Левина М.: УПГиз, 1959. 356 с.

5. Беда Достопочтенный. Церковная история народа Англов. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2001. 362 с.

6. Нинний. История Бриттов (www.VostIit.Info)

7. История Средних веков / Под ред. С. П. Карпова. М.: Изд-во Московского университета, 2001. 673 с.

удк 93/99:01

историография проблемы просвещения нерусских народов среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века

И. А. АНОХИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории

В статье дан анализ литературы по вопросу просвещения нерусских народов Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Использован материал как российских исследователей, так и местных историков. Рассмотрены особенности исследования вопроса в дореволюционный, советский (1917 - конец 1980-х гг.) и современный (с 1990-х гг.) периоды.

Обобщенных исследований, связавших воедино все проблемы, связанные с просвещением нерусских народов Среднего Поволжья, пока нет, однако имеется немало трудов, затрагивающих отдельные вопросы рассматриваемой темы. В целом, в литературе по данной проблематике прослеживаются три последовательных периода:

- первый включает работы, опубликованные в дореволюционное время;

- второй период охватывает научные труды, созданные в годы советской власти (1917 - 1991 гг.);

- третий период характеризует содержание и направление исследований на современном этапе (1991 г. - начало XXI века).

Уже во второй половине XIX века интересный материал о процессе вовлечения представителей чувашской интеллигенции в общественно-литературную, культурную и научную деятельность представил В. К. Магницкий (1839-1901), известный историк, этнограф и деятель народного просвещения. В своих историко-этнографических трудах он критиковал невежественные суждения «просвещенных цивилизаторов», как он называл представителей официальной науки [45].

В работах таких видных педагогов, как П. Кап-терев [36], Г. Фальборк [68], Н.В. Чехова [69] были вскрыты все те трудности, с которыми столкнулось земство в своей попытке ввести всеобщее начальное образование, а также в деятельности по созданию и поддержке всей системы образования нерусских народов. Довольно успешно раскрывает значимость и показывает новаторское значение новых учебных программ в национальных школах педагог-новатор Е. Звягинцев [26].

С. Рождественский в довольно критическом духе отстаивает позицию недостаточного, порой ошибочного руководства делом народного образования в России со стороны Министерства народного просвещения,

вскрывает те недостатки, которые были выявлены в системе образования нерусских народов [58].

Определенный вклад в просвещение чувашей и оценку культурного состояния родного народа в дореволюционный период внесли Н. М.Охотников (1860-1892) [54], В. Ф. Залесский [25], К. П. Прокопь-ев [57] и др., изучение трудов которых позволяет провести сравнение состояния просвещения инородцев до и после Н. И. Ильминского и И. Я. Яковлева.

Весомую научно-исследовательскую работу проделал в дореволюционный период видный чувашский ученый, просветитель и общественный деятель Н. В. Никольский (1878-1961). Он изучал и собирал источники по истории просвещения, культуры и христианизации чувашей и других народов Поволжья в фондах Сената, Синода, канцеляриях губернских правлений, духовных консисторий, учебных заведений, местных органов управления, в фондах Государственного Совета, Кабинета министров, Министерства просвещения и т.д., и в ряде работ дал анализ процесса христианского просвещения инородцев России, особенно Поволжья [53].

Проблемы просвещения нерусских народов пореформенного периода отражены в трудах основателя оригинальной системы просвещения «инородцев», профессора Казанской учительской семинарии Н. И. Ильминского (1822-1891 г.) [33]. Личности и деятельности самого Н. И. Ильминского посвящено немало монографий, статей, рецензий. В разных социально-политических ситуациях он приобретал зачастую полярно противоположные оценки - от чрезмерного восхваления до полного отрицания или замалчивания. П. В. Знаменский [31], С. О. Чичерина [70], Д. А. Зеленин [27], А. С. Рождествин [59], П. О. Афанасьев [6] и другие достаточно полно отражали историю христианского просвещения коренного населения Поволжья.

Наиболее полная оценка системы Н. И. Ильминского была дана в работе М. П. Петрова «Н. И. Ильмин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.