Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 1 (39)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
УДК 39
DOI: 10.17223/19988613/39/5
Д.А. Трынкина
ГОТИЦИЗМ КАК АНГЛИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИФ XVII-XVIII вв.
Скандинавская концепция готицизма, т.е. идея о происхождении жителей Северной Европы от готов, появляется в Англии в начале XVII в. в связи с критикой средневековой «легенды о Бруте», которая уже не отвечала критериям эпохи Возрождения о национальной истории, и исчезает к началу XIX в., сменившись доктриной тевтонизма. В середине XVIII в. в Англии происходит расцвет готицизма, который начинает исполнять функцию устоявшегося национального мифа в работах местных антиквариев. В данной статье рассмотрена эволюция английского готицизма и выделены два периода его бытования: связанный с германским богом Туиско, фигурирующим в сочинении Корнелия Тацита, и относящийся к скандинавским богам - асам под предводительством Одина.
Ключевые слова: Англия; национальный миф; готицизм; скандинавская мифология.
Готицизм - это исторический миф, согласно которому скандинавы являются потомками и наследниками готов. Его возникновение относят к 1434 г., когда на церковном соборе в Базеле посланник скандинавского монарха Эрика Померанского, епископ Нильс Рагваль-дссон, произнес речь, в которой назвал нынешних жителей Скандинавии прямыми потомками готов, завоевателей Европы [1. С. 59].
Исследование готицизма в отечественной историографии в основном было посвящено анализу материала Скандинавии и Германии, кроме того, проводились параллели в связи со знаменитой норманнской теорией образования древнерусского государства. В науке Великобритании готицизм изучался, в первую очередь, в рамках рассмотрения воззрений британских антиквариев, также отдельное внимание уделялось юридическому аспекту готицизма - распространению и функционированию институтов феодализма, который, однако, был более свойствен Шотландии. Историк нового времени, профессор Колин Кидд в своей книге впервые продемонстрировал серьезное значение концепции готицизма в национальной идентичности англичан нового времени.
Целью данной статьи было проанализировать особенности готицизма в качестве национального мифа Англии, показать процесс его развития на английской почве. В качестве источниковой базы были использованы исторические сочинения английских авторов эпохи Возрождения и Просвещения, а для более полного раскрытия темы были также привлечены хроники и поэмы раннего и высокого Средневековья.
Вплоть до раннего Нового времени в качестве мифа о национальном происхождении англичан циркулировала популяризированная Гальфридом Монмутским (ок. 1100 - 1154/1155) в «Истории королей Британии» (ок. 1136)1 легенда о Бруте - внуке Энея, который первым, вместе с сопровождавшими его троянцами, поселился на острове Альбион, победив местных велика-
нов. Остров же он назвал в честь себя Британией, а его сторонники стали зваться бриттами [2. С. 6-18].
C конца XII и до начала XVI в. история Гальфрида Монмутского об основании британского государства пользовалась безусловным авторитетом. Её пересказывали в стихах и прозе, переводили на валлийский, староанглийский и англо-нормандский. На основе легенды о Бруте составлялись многочисленные исторические хроники Британии, получившие, благодаря этому сюжету, общее название «хроники о Бруте» [3. P. 202].
Как замечают Джеймс П. Карли и Джулия Крик, средневековые теории о прошлом неизбежно несут в себе политический компонент [4. P. 54]. Так и легенда о Бруте использовалась для обоснования притязаний Англии на господство над всеми Британскими островами. Гальфрид Монмутский писал, что после смерти Брута, которому принадлежала вся Британия, его старший сын, Локрин, унаследовал Лоегрию (Англию), средний, Камбр, - Камбрию (Уэльс), а младший, Аль-банакт, - Шотландию, которой он дал название Альба-нии [2. С. 19]. Таким образом, по принципу майората превосходство Англии над остальными британскими монархиями не вызвало сомнений [5. P. 62].
При всех достоинствах легенды о Бруте даже её современникам она казалась неполной: отсутствовало начало. Брут и его соратники прибывают в страну, имеющую собственное название, где обитает уже некий народ, пусть даже и не совсем человеческий. В XIV в. легенда была расширена.
В англо-нормандской поэме «Des Grantz Geanz» («О великих гигантах», ок. 1333)2 появляется предыстория, объясняющая заселение острова великанами: о дочерях некого греческого царя, старшей из которых была Альбина, которые были изгнаны с родины за участие в заговоре против собственных мужей. Их выбрасывает на берег Британии, где те, возлежав с демонами, порождают великанов [6. P. 3-8]3.
Готицизм как английский национальный миф XVII—XVIII вв.
47
Несмотря на то что «Des Grantz Geanz» была написана ещё в период правления Эдуарда I, не зафиксировано никаких свидетельств об её использовании в политических целях в тот момент. Её час пришел позднее - во время войны Эдуарда III с шотландцами (1332-1357), «Des Grantz Geanz» была переведена на латынь под названием «De origine gigantum» (нач. 1330-х гг. - нач. 1340-х гг.). Поэма давала два ощутимых преимущества: помимо объяснения появления великанов в Британии, она выдвигала на первый план фигуру Альбины как первопоселенца и суверена, основателя объединенного государства. Подобное утверждение изначально целостного государства и оперирование в поэме юридической терминологией выявляет не только осведомленность автора в притязаниях английской короны на Шотландию, но и саму цель написания «Des Granz Geanz» как вклад в англо-шотландский диспут [4. P. 59-62].
Легенды о Бруте и Альбине служили английской политике и в дальнейшем. В 1401 г. Генрих IV потребовал на её основе оммажа от Роберта III, короля Шотландии. Для подтверждения притязаний английской короны к ней обращались Генрих V и Генрих VI. В 1542 г. перед началом одной из шотландских кампаний Генрих VIII выпустил декларацию, где в очередной раз подчеркнул полное право английских королей на суверенитет над Шотландией, основывая свои требования не только на тех случаях, когда шотландские короли присягали на верность английским, но и на легенде о Бруте и его сыновьях [5. P. 62-63].
Вышедшая в 1534 г. по заказу Генриха VII «История Англии» итальянца Полидора Вергилия положила начало оживленной дискуссии о достоверности легенды о Бруте. Полидор, находясь вне русла английской традиции и будучи, помимо всего прочего, католиком, раскритиковал историю о Бруте, тем самым вызвав шквал негодования со стороны приверженцев традиционной английской истории. Тем не менее у него не было недостатка и в сторонниках, которые, питая ничуть не меньшие патриотические чувства, считали необходимым отказаться от средневековых выдумок и попытаться найти истинное происхождение англичан [7. P. 89]. В результате, как замечает Артур Б. Фергюсон, сторонники легенды о троянском происхождении британцев в процессе дискуссии насколько запутались в собственных псевдонаучных построениях, что в конечном итоге победили самих же себя [Ibid. P. 40]. Колин Кидд обращает также внимание на влияние Реформации, благодаря которому сакральная история для ученых в вопросах происхождения стала играть значительно большую роль, нежели средневековые национальные мифы, которые зачастую отбрасывались как папистские суеверия [8. P. 59].
С утратой доверия к легенде о Бруте английские теологи стали искать истоки своего народа уже напрямую в Священном Писании. Нужно отметить, что в раннее новое время действовала «теория о захватах»: суть её состояла в том, что ранняя история Англии
представляла собой серию завоеваний территории разными народами: римлянами, саксами, данами и норманнами [9. P. 87].
Ричард Верстеган (ок. 1550-1640), отец-основатель английской готицистской традиции, утверждал, что англичане происходят от германской расы, и поэтому до сих пор их часто называют саксами [10. P. 1]. Р. Верстеган связывал происхождение германцев с сыном Иафета, Гомером. Его сыном был Аскеназ, а внуком - Туиско, или Туистона, прародитель всех германцев, который после разрушения Вавилонской башни возглавил их и вывел на нынешние места поселения. В его честь назван вторник (Tuesday) [Ibid. P. 9-10]. Впервые это имя встречается в труде Корнелия Тацита «О происхождении германцев и местоположении Германии», где сказано, что германцы «славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн - прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине - гермионами, все прочие - истевонами» [11. С. 354]. Р. Верстеган сообщает, что в обычае язычников (коими были и германцы) было обожествлять после смерти великих правителей и тех, кто заслужил народную любовь своими добрыми делами, будь то женщины или мужчины. Им воздавали божественные почести и почитали за богов [10. P. 11]. Таким образом, германский бог Туистон становится в представлении Р. Верстегана праправнуком Ноя. Р. Верстеган замечает, что и германцев, и галлов греки называли кельтами [Ibid. P. 28].
Грэхэм Парри указывает, что Верстеган искусным образом объединил авторитет Тацита и подвергшуюся острой критике историю псевдо-Бероса за авторством Анния из Витербо (1432-1502). Последний писал о том, что Туиско потомок Сима, также после разрушения Вавилонской башни возглавил группу людей, получивших позже название «германцы» [12. P. 56].
Джон Хэйр, выгодно выделяя Верстегана из общей массы писателей, пытающихся осветить прошлое английского народа, продолжает его традицию. В книге «Дух святого Андрея, или Анти-Норманизм» (1647) он пишет, что саксы - это самое благородное из германских племен, и все они происходят от великого Туиско. Однако Дж. Хэйр высказывает сомнения, был ли Туиско сыном Аскеназа или им самим, так как Аскеназ считался первым королем и держателем Европы [13. P. 95-96]. Эдуард Стиллингфлит, яростный критик теории о преадамитах Исаака Пей-рера, также касался происхождения Туиско. Он писал, что под Туиско мог пониматься Адам, а под Манном - Ной; или же под Туиско - сам Бог, а под Манном - Адам [14. P. 404].
Тем не менее слава Туиско скоро померкла. С переводом на латынь Эдды и Круга Земного английские историки вернулись к традиции, уходящей корнями ещё в Средневековье - прослеживать происхождение своего народа от Одина [8. P. 63].
48
Д.А. Трынкина
Фрэнк Эдгар Фарли, написавший самую влиятельную монографию о влиянии скандинавской мифологии на английскую культуру, указывает, что ранние английские хронисты и историки часто называли Одина одним из предков англо-саксонских королей, помимо этого также вставляя аллюзии к другим скандинавским божествам, например в качестве объяснения происхождения названий дней недели [15. P. 15-16]. Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» (731) пишет, что Хенгист и Хорза, вожди англов, саксов и ютов, «...были сыновьями Витгисля, сына Витты, сына Векты, сына Водена, к которому восходят правящие роды многих провинций» (I. 15) [16. С. 21]. Ненний в «Истории бриттов» (ок. 828) последовательно начинает генеалогию королей Нортумбрии, Кента, Восточной Англии, Мерсии и Дейры с фразы «Воден породил» и далее перечисляет местных правителей [17. С. 187-188]. Сам же Воден оказывается сыном «Фрелафа, сына Френдульфа, сына Финна, сына Фодепальда, сына Геты который, как говорят, был сыном бога. Но это не бог богов - аминь - не бог воинств, а один из тех идолов, которым они [бритты. -Д.Т.] поклонялись» [Там же. С. 179]. Ассер (ум. 808/809), епископ Шерборна, в «Жизнь короля Альфреда» прослеживает его генеалогию к Водену, а самого Водена - к Гете, «которому язычники долго поклонялись как божеству» [18. P. 43]. В «Хронике» Этельварда (ум. ок. 909) Хенгист снова оказывается потомком Водена, который «также был королем многих народов, и многие язычники до сих пор почитают его как бога» [19. P. 11]. В XII в. вышеуказанные сведения неоднократно повторялись в произведениях Иоанна Вустерского, Симеона Даремского, Вильяма Мальмсберийского, Генриха Хантингдонского и Жеффрей Гаймара [15. P. 16].
В «Истории королей Британии» Гальфрид Монмутский вкладывает в уста Хенгиста следующую фразу: «Мы чтим отчих богов - Сатурна, Юпитера и прочих правящих миром, но в особенности Меркурия, которого на своем языке называем Воденом» [2. С. 66]. В «Полихрониконе» Ранульфа Хигдена (посл. чет. XIII в. - 1364 г.) говорится о том, что Хенгист и Хорза в четвертом поколении потомки Водена, от него же происходят все королевские роды языческих народов. Далее Р. Хигден сообщает, что саксы считали Водена богом и назвали в честь него третий день недели [20. P. 263].
Что же поспособствовало возобновлению интереса английских ученых к средневековой традиции? Вероятнее всего, публикация на латыни в XVI-XVII вв. источников по мифологии скандинавского Средневековья, в том числе описывающих легендарную историю. Вплоть до XVI в. источники о религии германцев, доступные английским читателям, были ограничены латинскими авторами: Тацитом, Иорданом, Прокопием Кесарийским и Адамом Бременским [21. P. 189].
В 1514 г. было выпущено первое печатное издание «Деяний данов» Саксона Грамматика (ок. 1140 - ок. 1216) [22. P. 17]. Фигура Одина появляется там на про-
тяжении всего повествования, однако чаще всего - в первой и третьей книгах. Для Саксона Грамматика Один - это смертный муж, которому возносились божественные почести во всей Европе, и усерднее всего -в Уппсале, где он жил особенно часто [23. P. 30]. Тем не менее основным его местом проживания является Византия, которую Саксон Грамматик называет Асгар-дом, пытаясь таким образом привязать обитель скандинавских богов к реальному географическому местоположению [Ibid. P. 98]. Несмотря на указание о том, что Один жил в Уппсале, Саксон Грамматик ничего не пишет ни о переселении туда из Византии, ни о том, чтобы он управлял ей. Эта информация появляется в позднейших источниках за авторством Снорри Стурлусона.
Примерно в середине XVI в. появились два важных труда для развития концепции готицизма: «История готов» (1554) Иоанна Магнуса, архиепископа Упсаль-ского, и «История северных народов» (1555) его брата, Олафа Магнуса. Последняя книга была переведена на английский в 1658 г. [15. P. 3]. В 1633 г. по инициативе датского антиквария Оле Ворма был издан перевод Педера Клауссёна, на тот момент уже вековой давности, «Круга земного» Снорри Стурлусона (ок. 1230 г.), а в 30-50-х гг. XVII в. вышло собрание книг самого Оле Ворма о рунических надписях и датских письменных памятниках. В 1665 г. Педер Х. Резен впервые издал на латыни «Младшую Эдду» Снорри Стурлусона. В том же году также под редакцией Резена появилось переведенное на латынь «Пророчество вельвы», которое было дополнено в 1673 г., и латинский вариант «Речей Высокого» из «Королевского кодекса» конца XIII в. Достаточно долгое время не существовало других переводов этих текстов. В следующий раз «Младшая Эдда» была опубликована только в 1746 г. Йоханом Гёранссоном [24. P. 42-43]. В её прологе рассказывается об Одине, конунге троянцев, который вместе со своими последователями, асами, заселил Страну Саксов, Страну Франков, а также Ютландию, Швецию и Норвегию. Последователи Одина, асы, расселились по всей Стране Саксов, а оттуда по всему северу, и их язык стал языком всех тех стран. В конце пролога Снорри добавляет, что в Англии есть старинные названия земель, которые происходят от отличного от английского языка [25. С. 10-12].
Первую часть «Младшей Эдды» составляет «Видение Гюльви» - диалог между тремя мужами и Гюльви -конунгом Швеции. В ней Снорри раскрывает мифы древних скандинавов, их пантеон и космогонические представления. В конце текста трое мужей исчезают, и Гюльви отправляется к своему народу и рассказывает об услышанном. Асы же «дали те самые имена, что там упоминались, людям и разным местностям, которые там были, с тем чтобы по прошествии долгого времени никто не сомневался, что те, о ком было рассказано, и те, кто носил эти имена, это одни и те же асы» [Там же. С. 55]. Тем самым Снорри Стурлусон показал, что рас-
Готицизм как английский национальный миф XVII—XVIII вв.
49
сказы Г юльви и перенос асами мифических имен на реальные послужили окончательной эвгемеризации асов [26. P. 23]. Нужно отметить, что неоднократно упоминаемое завоевание Одином Страны Саксов, расселение там его последователей и правление его сыновей позволили английским историкам раннего Нового времени найти ещё одно доказательство единого происхождения их народа со скандинавами.
На основе эвгемеристической истории о миграции асов, приведенной Снорри Стурлусоном, исландский историк Тормод Торфеус (1636-1719) вместе с другими скандинавскими учеными смогли выработать теорию, по которой Один признавался реально существовавшим историческим персонажем, приведшим переселенцев из Азии в Скандинавию. Согласно этой теории, со временем образ Одина трансформировался в народной традиции, обретя сверхъестественные черты [15. P. 192].
Эту теорию упоминает Роберт Шерингам (16021678) в своей книге о происхождении английского народа и его языка (1670). Он же первым связал английскую историю с данными Эдды [27. P. 106].
Р. Шерингам полагал, что саксы были ответвлением от древней семьи гетов4 (позже стали называться готами), которые были потомками Иафета. Из Скифии5 в Европу их привел Воден, правитель города и сопредельных территорий в Азии у реки Танаис, что назывались Асгардом (при этом Р. Шерингам считал, основываясь на данных Иордана, что готы, таким образом, вернулись на свою родину, в Скандинавию). Мечом и дипломатией Воден захватил обширные территории, что впоследствии стали называться Саксонией. После этого Воден оставил править в захваченных территориях своих сыновей и вернулся в Швецию, где после многих странствий он окончил свои дни. Его почитали за великого волшебника и мудрого военачальника, и после смерти его подданные стали почитать его как бога.
Р. Шерингам также ввел в английскую науку проблему существования нескольких Воденов, которая занимала умы датских и шведских авторов. Основное её противоречие состояло в несоответствии временных рамок скандинавского эпоса и мифологической истории Англии. Если Хенгист и Хорза были потомками Водена в четвертом поколении, то между ними было не более двухсот лет, что явно слишком короткий промежуток для того, чтобы готы породили все те народы, что сейчас являются их потомками (среди них Р. Шерингам называл саксов, шведов и данов), и ещё более короткий для того, чтобы начать поклоняться ему как божеству. Тем не менее Р. Шерингам допускал, что часть готов могла просто сменить свое название на «саксы», равно как и на «шведы» и на «даны». Он уверен в том, что Воден существовал на самом деле, так как все перечисленные народы объединяло общее поклонение ему как божеству, и их религиозные традиции в отношении его были одинаковыми [31. P. 276-294].
Широко цитировавший Р. Шерингама Айлетт Саммс (ок. 1636 - ок. 1679) даже посвятил отдельную главу
Одину в своей работе «Памятники древней Британии» (1676). Идеей для написания этой книги послужила достаточно любопытная мысль о происхождении валлийского языка из финикийского, которую он почерпнул у английского антиквария и преподавателя Джона Твайна, полагавшего, что финикийцы являются предками британцев. А. Саммс пересказывает историю Одина из «Круга Земного» Снорри Стурлусона, отдельно цитируя эпизод о войне с ванами, которых он считает скифами [32. P. 435]. А. Саммс также поддерживает теорию о том, что под именем «Воден» мог пониматься не один человек, а несколько, которых впоследствии путали между собой. Он цитирует комментарии к труду Саксона Грамматика Бриньольфа Свейнссона, того самого исландского епископа, который в 1643 г. обнаружил рукопись «Королевского кодекса» или, как его стали называть в дальнейшем, «Старшей Эдды» [33. С. 5]. Бриньольф Свейнс-сон полагает, что всего было три Водена: первый, которого древние звали Асианом, был сыном Сатурна. В честь второго, Уппсальского, шведы выстроили величественный храм. Его также звали Асиан, но он был родом из Скифии. Этих двоих, как считает Свейнссон, часто путают между собой. Третьего же зовут Мид-Один, тот самый, о котором Саксон Грамматик писал, что он занял место Одина во время его изгнания. А. Саммс, в свою очередь, замечает, что невозможно точно сказать, насколько правдиво предположение Бриньольфа Свейнс-сона, однако тот факт, что, согласно Беде Достопочтенному и Вильяму Мальмсберийскому, Хенгист и Хорза были потомками Водена в четвертом поколении, определенно предполагает наличие хотя бы ещё одного Водена, если не двух, так как в скандинавском эпосе речь идет о более давних временах [32. P. 448].
Чтобы подвести итог тому, насколько плотно укоренилась скандинавская эвгемеристическая теория в конце XVII в. на английской почве, позволим себе привести полностью выдержку из эссе сэра Уильяма Темпла (1628-1699) «О героической доблести»:
«Один, Воден или Годен (в разных северных диалектах произносится по-разному) был первым и величайшим героем западных скифов; он повел орды гетов, именуемых готами, из азиатской Скифии в самый северный край Европы; там он обосновался, и королевство его разрослось по всему Балтийскому морю. На западе оно простиралось вплоть до океана, а на юге - до Эльбы, которая издревле была границей между скифами и германцами. Эту обширную страну по-готски называли Бьярмией, и из неё вышли все те готы, вандалы, саксы, англы, юты, даны и норманы, что наводнили и подчинили себе западные области Европы. Некоторые даже утверждают, что Один расширил свои владения вплоть до государства франков, и ни у кого не вызывает сомнений, что он был создателем рунической письменности <...>, помимо этого, установил множество законов, ввел в обиход календарь, был непобедимым воином и мудрым законодателем. Подданные боготворили Одина, а после смерти и вовсе причислили его к лику богов,
50
Д.А. Трынкина
наравне с Тором, богом грома и ярости, и Фреей, богиней удовольствия, и именами их были названы три дня в неделе» (перевод мой. -Д.Т.) [34. P. 354-356]. Во «Введении в историю Англии» он указывает, что шотландцы и ирландцы также были скифами [35. P. 533].
Основное отличие парадигмы Одина от более ранней, связанной с Туиско, заключается в народе, заселившем всю Северную Европу, и стране его происхождения. Джеймс Тиррелл в книге конца XVII в. сравнивает труды Ричарда Верстегана и Роберта Шерингама. Он пишет, что, по Р. Шерингаму, которого поддерживают шведские и датские историки, Европа была заселена готами из Скандинавии, а по Р. Верстегану - германцами из соответственно Германии, несмотря на то что и те и другие не являются первопоселенцами на тех местах. Дж. Тиррелл совершенно явно отдает предпочтение Р. Шерингаму (хотя и пишет, что «не присуще историку слишком много внимания уделять аргументам “за” и “против”») и, представив краткий обзор мнений, предлагает читателю самостоятельно ознакомиться с книгами цитируемых им авторов [36. P. 123].
К середине XVIII в. происхождение от готов прочно заняло свое место в английской истории. Джон Джексон в своей хронологической работе посвящает небольшой раздел гото-скифскому царству. Он указывает, что Один (уже называя его именно так, а не «Воде-ном») отправился в путь из скифской Азии в северную Европу в 24-м году до Р.Х. Вместе со своей женой Фриггой и сыном Тором они были впоследствии приравнены к лику богов, и им поклонялись все северные народы: готы, шведы и даны. В своих подсчетах Дж. Джексон руководствовался трудами Олафа Магнуса и Саксона Грамматика [37. P. 345-346].
Фрэнсис Вайс в опубликованной анонимно работе «Некоторые изыскания о первейших обитателях Европы» (1758) выделял три точки зрения о происхождении готов: некоторые считают, что готы впервые пришли из Скандинавии и расселились в более южных областях, другие говорят, что готы и геты - это один и тот
же народ, а третьи считают, что слово «гот» эквивалентно слову «скиф». Сам же склонялся к идее, что язык готов берет свое начало в скифской Азии, и от него ведут происхождение тевтонский, франкский, саксонский и рунический языки. Отдельно Ф. Вайс подчеркивал, что готский никоим образом не происходит от кельтского языка [38. P. 82-83]. Путешествие же Одина Вайс связывает с растущей римской угрозой после победы Помпея в Третьей Митридатовой войне (74-63 до н.э.). К этому же фактору Ф. Вайс относит уход Одина (Водена, имена перечислены через запятую, однако привычное нам наименование стоит первым) в самую северную часть Европы, куда не распространялось в то время римское влияние. Самих готов Ф. Вайс считал самым цивилизованным северным народом, так как, помимо прочего, Один ввел у них письменность. Кроме того, он возглавил обширные завоевания и был искусен в магии. После смерти Один стал верховным божеством готов, его же военачальники вошли в историю как «асы», а язык их стал называться «азиатским» [Ibid. P. 84-85].
К середине XVIII в. готицизм стал общепринятым подходом к анализу собственной истории среди английской образованной публики. После этого пика расцвета готицистская парадигма стала постепенно уступать место викторианскому тевтонизму. Помимо прочего, концепция готицизма сближала прошлое Англии и стран Северной Европы, даруя им общих предков - эвгемеризированных богов из скандинавского пантеона, причем особый упор ставился на Одине как предводителе переселенцев из Азии (чаще всего - из Скифии), согласно прологу Снорри Стурлусона к «Младшей Эдде». Англичане, чей цикл мифов о языческих богах практически не сохранился, охотно разделили отцов-основателей своего народа со скандинавами, так как в условиях господства готицистической парадигмы все германские народы представлялись единым этносом, лишь сравнительно недавно разделившимся на отдельные группы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Первоначальный её вариант записан в труде валлийского историка Ненния (VIII-IX вв.) «История бриттов».
2 Поэма выступала прологом к некоторым «хроникам о Бруте», причем в их расширенных вариантах сюжет поэмы включался в сам текст повествования.
3 В латинской версии поэмы, названной «О происхождении гигантов», сюжет отличается некоторыми деталями.
4 Геты - фракийский народ, родственный дакам, который, согласно Геродоту, жил между Балканами и Дунаем (IV. 93-96) [28. С. 210-211]. Тем не менее средневековые авторы смешивали гетов с готами, и уже Иордан писал о равнозначности этих понятий, ссылаясь на авторитет Павла Орозия (58) [29. С. 72]. В его произведении, основном источнике об истории готов, родиной готов была названа Скандинавия (9). [29. С. 62].
5 Родство готов и скифов прописано в труде Исидора Севильского «История готов» (66): «Готы произошли от Магога, сына Иафета, и считаются одного рода со Скифами. Вот почему они не слишком различаются в наименовании: одна буква изменяется, другая исчезает - и из “Getae” получается “Scythae”» [30. P. 107].
ЛИТЕРАТУРА
1. Толстиков А.В. «Шведскость» как «готскость»: шведский готицизм XV-XVII вв. // Шведы: Сущность и метаморфозы идентичности / ред.
Т.А. Тоштендаль-Салычева. М., 2008. С. 59.
2. Гальфрид Монмутский. История бриттов // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. С. 5-138.
3. Gransden A. Historical writing in England c. 550 to c. 1307. L., 1974.
4. Carley J., Crick J. Constructing Albion's past: an annotated edition of De origine gigantum // Arthurian Literature XIII. Cambridge, 1995. P. 41-115.
5. Mason R.A. Scotching the Brut: Politics, History and National Myth in Sixteenth-Century Britain // Scotland and England, 1286-1815 / edit. by
R. Mason. Edinburgh, 1987. P. 60-84.
Готицизм как английский национальный миф XVII—XVIII вв.
51
6. The Giants of the Island of Albion // Myths and Legends of the British Isles / edit. by Barber R. Martlesham, 1999. P. 3-8.
7. Ferguson A.B. Utter Antiquity: Perceptions of Prehistory in Renaissance England. Durham and London, 1993.
8. Kidd C. British Identities before Nationalism: Ethnicity and Nationhood in the Atlantic World, 1600-1800. Cambridge, 2006.
9. Piggott S. Ancient Britons and the Antiquarian Imagination: Ideas from the Renaissance to the Regency. GDR, 1989.
10. Verstegan R. A Restitution of Decayed Intelligence. L., 1634 (1st edition - 1605).
11. Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Г ермании // Корнелий Тацит. Сочинения : в 2 т. Л., 1969. Т. I. С. 353-373.
12. Parry G. The Trophies of Time: English Antiquarians of the Seventeenth Century. Oxford, 2007.
13. Hare J. St. Edward's Ghost, or, Anti-Normanism (1647) // The Harleian Miscellany. Vol. VIII. L., 1811. P. 94-107.
14. Stillingfleet E. Origines sacrae or, a rational account of the grounds of natural and reveal'd religion. Cambridge, 1702 (7th edition).
15. Farley F.E. Scandinavian Influences in the English Romantic Movement. Boston, 1903.
16. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2001.
17. Ненний. История бриттов // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. С. 171-194.
18. Asser. Asser's Life of Alfred // Old English chronicles: including Ethelwerd's chronicle, Asser's Life of Alfred, Geoffrey of Monmouth's British history, Gildas, Nennius, together with the spurious Chronicle of Richard of Cirencester. L., 1906. P. 41-86.
19. Аеthelwerd. Ethelwerd's chronicle // Old English chronicles: including Ethelwerd's chronicle, Asser's Life of Alfred, Geoffrey of Monmouth's British history, Gildas, Nennius, together with the spurious Chronicle of Richard of Cirencester. L., 1906. P. 1-40.
20. Ranulf Higden. Polychronicon Ranulphi Higden Monachi Cestrensis: together with the English translations of John Trevisa and of an unknown writer of the fifteenth century. Vol. V. L., 1874.
21. Quinn J., Clunies Ross M. The image of Norse poetry and myth in seventeenth-century England // Northern Antiquity (ed. by A. Wawn). Enfield Lock, 1994. P. 189-210.
22. Wawn A. The Vikings and the Victorians: Inventing the Old North in Nineteenth-Century Britain.Cambridge, 2002.
23. Saxo Grammaticus. The first nine books of the Danish history of Saxo Grammaticus. L., 1894.
24. Lundgreen-Nielsen F. Grundtvig’s Norse Mythological Imagery // Northern Antiquity (ed. by A. Wawn). Enfield Lock, 1994. P. 41-67.
25. Стурлусон С. Младшая Эдда. СПб., 2006.
26. Lindow J. Norse Mythology: A Guide to Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. Oxford, 2002.
27. Gibson M. Imagining the Pagan Past. N.Y., 2013.
28. Геродот. История. Л., 1972.
29. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 2001.
30. Isidore of Seville. History of the Kings of Goths // Conquerors and Chroniclers of Early Medieval Spain / edit. and trans. be Wolf K.B. Liverpool,
1999. P. 79-111.
31. Sheringham R. De Anglorum gentis origine disceptatio. Cambridge, 1670.
32. Sammes A. Britannia Antiqua Illustrata, or the Antiquities of Ancient Britain, Derived from the Phoenicians. L., 1676.
33. Мелетинский Е.М. Эдда и ранние формы эпоса. М., 1968.
34. Temple W. Of Heroic Virtue // The Works of Sir William Temple. Vol. III. L., 1770. P. 313-405.
35. Temple W. Introduction to the History of England // The Works of Sir William Temple. Vol. II. L., 1731. P. 525-585.
36. Tyrrell J. The General History of England. Vol. I. L., 1697.
37. Jackson J. Chronological Antiquities. Vol. II. L., 1752.
38. Wise F. Some enquiries concerning the first inhabitants, language, religion, learning and letters of Europe. Oxford, 1758.
Trynkina Daria A. Moscow State University (Moscow, Russia). E-mail: [email protected] GOTHICISM AS ENGLISH NATIONAL MYTH OF THE XVII - XVIII CENTURIES.
Keywords: England; national myth; Gothicism; Scandinavian mythology.
During the Middle-Ages the so-called Legend of Brutus acted as a national myth in England. According to it, descendants of Brutus who was a grandson to Aeneas, were the first people to colonize British Islands. After Brutus death, his oldest son inherited England, his second son - Wales, and the youngest one received Scotland. So on the principle of majorat, an English monarch was given a superiority over other British rulers.“The Legend of Brutus” was harshly criticized in the “Anglica Historia” written by of Polydore Vergil at the instigation of King Henry VII. The medieval national myth could no longer pass as a glorious prehistory in the Renaissance era and soon it was rejected. The English historians began a quest for the origins of their people searching it directly in the Holy Writing. In the historiography of that time emerges an idea of a German or Goth descent of the Englishmen. It was shaped as a conception, which declares Tuisco, the euhemerized god from Cornelius Tacitus “De Origine et situ Germanorum”, to be a forefather of all the German people, including Saxons, who were considered to be the ancestors of the Englishm. In the XVI-XVIII centuries were published Latin translations of the sources of Scandinavian mythology, and the Tuisco conception was supplanted by Scandinavian Gothicism, a doctrine, according to which the people of Northern Europe were the direct descendants of Goths. This idea was supported by the prologue in the Prose Edda, where Odin was regarded as a real historical figure who brought his people from Asia to the northern part of Europe. In favor of this theory also stand English medieval tradition, which put Odin as one of the ancestors of the Anglo-Saxon kings, namely Hengist and Horsa, who were the first chieftains of the Angles, Saxons and Jutes. The difference between the Odin conception and the Tuisco one was in the origins of the population of the northern part of Europe. According to the last one Europe was peopled by the Goths of Scandinavia, and the first conception took Asia or Scythia as an ancestral home of Goths. That was also supported by the authority of Holy Writing, where Asia was considered as a threshold of mankind. In the mid-XVIIIth century England Gothicism became an established approach to the examination of the Englishmen origins. Myths of English pagan gods did not endure the Christian Middle-Ages, so the English willingly shared their founding fathers with the Scandinavians, as in case of the Gothicist paradigm all the German peoples were presented as one ethnicity, quite recently divided into single groups.
REFERENCES
1. Tolstikov, A.V. (2008) “Shvedskost'” kak “gotskost'”: shvedskiy gotitsizm XV-XVII vv. [“Swedishness” as “Gothicness”: Swedish gotitsizm in the
15th - 17th centuries]. In: Toshtendal'-Salycheva, T.A. (ed.) Shvedy: Sushchnost' i metamorfozy identichnosti [Swedes: The essence and identity metamorphosis]. Moscow: Russian State University for Humanities.
2. Geoffrey of Monmouth. (1984) Istoriya brittov. Zhizn'Merlina [History of the Britons. Life of Merlin]. Translated from Latin by A.S. Bobovich &
S.A. Osherov. Moscow: Nauka. pp. 5-138.
3. Gransden, A. (1974) Historical writing in England c. 550 to c. 1307. London: Cornell University Press.
52
Д.А. Трынкина
4. Carley, J. & Crick, J. (1995) Constructing Albion's past: an annotated edition of De origine gigantum. In: Carley, J. & Riddy, F. (eds) Arthurian Litera-
ture XIII. Cambridge: D.S.Brewer. pp. 41-115.
5. Mason, R.A. (1987) Scotching the Brut: Politics, History and National Myth in Sixteenth-Century Britain. In: Mason, R.A. (ed.) Scotland and Eng-
land, 1286-1815. Edinburgh: John Donald. pp. 60-84.
6. Barber, R. (ed.) (1999) Myths and Legends of the British Isles. Boydell Press. pp. 3-8.
7. Ferguson, A.B. (1993) Utter Antiquity: Perceptions of Prehistory in Renaissance England. Durham and London: Duke Univ. Press.
8. Kidd, C. (2006) British Identities before Nationalism: Ethnicity and Nationhood in the Atlantic World, 1600-1800. Cambridge: Cambridge University
Press.
9. Piggott, S. (1989) Ancient Britons and the Antiquarian Imagination: Ideas from the Renaissance to the Regency. GDR: Thames & Hudson.
10. Verstegan, R. (1634) A Restitution of Decayed Intelligence. London: Norton.
11. Cornelius Tacitus. (1969) Sochineniya: v 2 t. [Works. In 2 vols]. Vol. 1. Leningrad. pp. 353-373.
12. Parry, G. (2007) The Trophies of Time: English Antiquarians of the Seventeenth Century. Oxford: Oxford University Press.
13. Hare, J. (1811) St. Edward's Ghost, or, Anti-Normanism (1647). TheHarleianMiscellany. 8. pp. 94-107.
14. Stillingfleet, E. (1702) Origines sacrae or, a rational account of the grounds of natural and reveal'd religion. 7th ed. Cambridge.
15. Farley, F.E. (1903) Scandinavian Influences in the English Romantic Movement. Boston: University of California Libraries.
16. Bede the Venerable. (2001) Tserkovnaya istoriya naroda anglov [Ecclesiastical History of the English People]. Translated by V.V. Erlikhman. St. Petersburg: Aleteiya.
17. Geoffrey of Monmouth. (1984) Istoriya brittov. Zhizn'Merlina [History of the Britons. Life of Merlin]. Translated from Latin by A.S. Bobovich & S.A. Osherov. Moscow: Nauka. pp. 171-194.
18. Anon. (1906) Asser. Asser's Life of Alfred. In: Old English chronicles: including Ethelwerd's chronicle, Asser's Life of Alfred, Geoffrey of Monmouth's British history, Gildas, Nennius, together with the spurious Chronicle of Richard of Cirencester. London. pp. 41-86.
19. Anon. (1906) Aethelwerd. Ethelwerd's chronicle In: Old English chronicles: including Ethelwerd's chronicle, Asser's Life of Alfred, Geoffrey of Monmouth's British history, Gildas, Nennius, together with the spurious Chronicle of Richard of Cirencester. London. pp. 1-40.
20. Higden, R. (1874) Polychronicon Ranulphi Higden Monachi Cestrensis: together with the English translations of John Trevisa and of an unknown writer of the fifteenth century. Vol. 5. Cambridge University Press.
21. Quinn, J. & Clunies Ross, M. (1994) The image of Norse poetry and myth in seventeenth-century England. In: Wawn, A. (ed.) Northern Antiquity. The Post-Medieval Reception of Edda and Saga. Enfield Lock: Hisarlik Press. pp. 189-210.
22. Wawn, A. (2002) The Vikings and the Victorians: Inventing the Old North in Nineteenth-Century Britain. Cambridge: D.S. Brewer.
23. Saxo Grammaticus. (1894) The first nine books of the Danish history of Saxo Grammaticus. London: D. Nutt.
24. Lundgreen-Nielsen, F. (1994) Grundtvig’s Norse Mythological Imagery. In: Wawn, A. (ed.) Northern Antiquity: The Post-Medieval Reception of Edda and Saga. Enfield Lock: Hisarlik Press. pp. 41-67.
25. Sturluson, S. (2006)MladshayaEdda [Younger Edda]. Tranlsated by O.A. Smirnitskaya. St. Petersburg: Nauka.
26. Lindow, J. (2002) Norse Mythology: A Guide to Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. Oxford: Oxford University Press.
27. Gibson, M. (2013) Imagining the Pagan Past: Gods and Goddesses in Literature and History since the Dark Ages. New York: Routledge.
28. Herodotus. (1972) Istoriya [History]. Leningrad: Nauka.
29. Jordan. (2001) Oproiskhozhdenii i deyaniyakhgetov []. Translated by E. Ch. Skrzhinskaya. St. Petersburg: Aleteyya.
30. Isidore of Seville. (1999) History of the Kings of Goths. In: Wolf, K.B. (ed.) Conquerors and Chroniclers of Early Medieval Spain. Liverpool: Liverpool University Press. pp. 79-111.
31. Sheringham, R. (1670) De Anglorum gentis origine disceptatio. Cambridge.
32. Sammes, A. (1676) Britannia Antiqua Illustrata, or the Antiquities of Ancient Britain, Derived from the Phoenicians. London.
33. Meletinskiy, E.M. (1968) Edda i rannie formy eposa [Edda and early forms of the epic]. Moscow: Nauka.
34. Temple, W. (1770) The Works of Sir William Temple. Vol. III. London. pp. 313-405.
35. Temple, W. (1731) The Works of Sir William Temple. Vol. II. London. pp. 525-585.
36. Tyrrell, J. (1697) The General History of England. Vol. I. London.
37. Jackson, J. (1752) Chronological Antiquities. Vol. II. London.
38. Wise, F. (1758) Some enquiries concerning the first inhabitants, language, religion, learning and letters of Europe. Oxford.