Научная статья на тему 'Некоторые вехи исторической эволюции кларнета: на пути к мировой известности'

Некоторые вехи исторической эволюции кларнета: на пути к мировой известности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
720
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART OF CLARINET PLAYING / "FRENCH" AND "GERMAN" CONSTRUCTIONS OF THE INSTRUMENT / PERFORMING CLARINETISTS'' SCHOOLS / NATIONAL VARIETIES OF CLARINET / КЛАРНЕТНОЕ ИСКУССТВО / "ФРАНЦУЗСКАЯ" И "НЕМЕЦКАЯ" КОНСТРУКЦИИ ИНСТРУМЕНТА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ КЛАРНЕТИСТОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КЛАРНЕТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Юй

Публикуемый очерк содержит обзорную характеристику важнейших этапов исторической эволюции кларнета в XVII-XX столетиях, начиная с его барочного предшественника ша-люмо и заканчивая современными «четвертито-новыми» моделями инструмента. Автор очерка указывает, что историческое развитие кларнета является показательным примером освоения многообразных репертуарно-стилевых сфер, различных стран и регионов, вплоть до сегодняшней всемирной «экспансии» в духе процессов культурной глобализации. В наши дни интерес к музыке для упомянутого инструмента чрезвычайно велик, кларнет является одним из наиболее активных «действующих лиц» в академической, популярной, профессиональной традиционной и фольклорной сферах музыкальной культуры. Убедительным подтверждением сказанному являются приводимые исследователем наблюдения относительно сфер распространения кларнетного искусства в ряде стран Европы (Болгария, Греция, Румыния, Швеция, Испания, Франция), Азии (Армения, Турция, Китай, Монголия, Саудовская Аравия) и Латинской Америки (Бразилия). Таким образом, кларнет по праву занимает одно из ведущих мест в ряду музыкальных инструментов, наиболее ярко и убедительно репрезентирующих универсализм и многогранность современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some landmarks of clarinet''s historical evolution: on the way to world fame

The published essay contains a review description of the most important stages conformably to the historical evolution of clarinet in the XVII-XXth centuries starting with its Baroque predecessor chalumeau and concluding with contemporary «quarter-tone» models of the instrument. The author of the essay notes that historical development of clarinet is the revealing example of assimilating as applied to diverse repertoire-style spheres, various countries and regions, up to the day's world «expansion» in the spirit of the cultural globalization processes. In our time, the interest for music addressed to the named instrument is extremely considerable, and clarinet takes the part of the most active «dramatic personae» in the academic, popular, professional-traditional and folklore spheres of music culture. The observation materials concerning the spheres of art playing clarinet in the number of countries in Europe (Bulgaria, Greece, Rumania, Sweden, Spain, France), Asia (Armenia, Turkey, China, Mongolia, Saudi Arabia), and Latin America (Brazil) are the cogent corroboration of the said. Thus clarinet rightfully takes one of the leading places in the line of musical instruments which represent universalism and versatility of contemporary culture.

Текст научной работы на тему «Некоторые вехи исторической эволюции кларнета: на пути к мировой известности»

ЧЖАО ЮЙ

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ КЛАРНЕТА: НА ПУТИ К МИРОВОЙ ИЗВЕСТНОСТИ

>1 9 сс

В ряду музыкальных инструментов, наиболее ярко и убедительно репрезентирующих универсализм и многообразие современной культуры, кларнет занимает одно из ведущих мест. Его историческое развитие на протяжении трёх столетий может служить показательным примером целенаправленного завоевания различных репертуарно-стилевых сфер и географических пространств (стран, регионов, континентов), увенчавшимся ныне всемирной «экспансией» в духе процессов культурной глобализации.

Как известно, барочный инструмент шалю-мо, рассматриваемый исследователями в качестве предшественника кларнета, появился в процессе многочисленных переделок блокфлейты ближе к концу XVII века. Встроенная трость, а также добавленные клапаны, с помощью которых заполняются «пробелы» диапазона (от самого высокого тона до первого из тех, что извлекаются путем передувания), способствовали усилению громкости звучания указанного инструмента. Первое упоминание о шалюмо как своеобразной новинке для того времени содержит опись инструментов придворной капеллы герцога Генриха Сакс-Ремхильдского (1687), где фигурирует ансамбль (консорт) из четырёх соответствующих инструментов, приобретённых в Нюрнберге. По существу, «упоминание... этого города в неопровержимом денежном документе... разрешило одну из музыкально-исторических проблем», - отмечает М. Сапонов [3, с. 14]. Полвека спустя в «Историческом очерке о нюрнбергских математиках и художниках» (1730) Я. Г. Доппельмайр указал, что инструмент под названием «шалюмо» был изобретён выдающимся мастером, впоследствии - изобретателем кларнета Иоганном Кристофом Деннером (1655-1707) именно в Нюрнберге. Вопреки утверждениям скептиков о недостоверности этой информации (порождения местного «городского патриотизма»), о слишком уж «французском» наименовании «шалюмо», следует обратить внимание на упомянутый финансовый документ, как и на общепризнанную увлечённость

И. К. Деннера французскими технологиями: «Он, по-видимому, первым в немецких землях стал, следуя опыту французов, изготовлять духовой инструмент не из цельного куска дерева, а из трёх долей, соединяемых воедино» [3, с. 14]. О. Кролль и Д. Рим указывают, что этот инструмент первоначально называли «усовершенствованным шалюмо», в дальнейшем же утвердилось наименование «кларнет» - из-за сходства звучания с распространённой в барочную эпоху трубой высокого регистра, именовавшейся «с1аппо», название которой, в свою очередь, произошло от латинского с1ат^ - «ясный» (звук) [7, S. 8].

Дело И. К. Деннера впоследствии продолжил его сын Якоб, усовершенствовавший изобретённую отцом двухклапанную конструкцию кларнета. Инструмент с тремя клапанами был изготовлен немецким мастером Пауром, четвёртый клапан - добавлен бельгийцем Роттер-бургом (ок. 1760); англичанин Дж. Хейл позднее создал модель с пятью клапанами (1785), наконец, французский кларнетист и композитор Ж.-К. Ле-февр около 1790 г. сконструировал классический вариант с шестью клапанами (см.: [1, с. 12]).

По мнению исследователей, кларнет в России получил распространение в оркестрах к середине XVIII столетия. Первыми кларнетистами были немецкие и чешские музыканты, приглашённые на службу в Императорскую капеллу: К. Ланкаммер, К. Компаньон, Й. Гримм, Г. Брун-нер, К. Манштейн. Позднее, в 1764 году, в придворном оркестре появился и отечественный кларнетист Ф. Ладунка.

На рубеже XVШ-XIX веков кларнет в Европе считался полноправным инструментом оркестровой, камерно-ансамблевой и сольной сфер музицирования. В этот период выделялись крупные исполнители-виртуозы, совершенствовавшие не только технику игры на кларнете, но и его конструкцию (см.: [2; 6]). Особо следует отметить И. Мюллера, который усовершенствовал мундштук, оказав существенное влияние на тембровую палитру, упростил процесс передувания и расширил диапазон. Р. Альберт, в частности, полагает, что с И. Мюллера, фактически создав-

шего новую модель кларнета, начинается период, который можно назвать «золотым веком» данного инструмента [6, р. 68].

В XIX столетии кларнет по-прежнему совершенствовался, иногда заимствуя конструктивные новации у других духовых инструментов. Так, флейтист мюнхенской Придворной капеллы Т. Бём изобрел систему кольцевых клапанов, которая применялась на флейте, после чего профессор Парижской консерватории Г. Клозе и музыкальный мастер Л.-О. Бюффе успешно приспособили указанную систему к кларнету. Их модификация получила название «кларнет Бёма», или «французский кларнет» (см.: [8]), что представляется отнюдь не случайным. Французская кларнетная школа, основателем которой считается И. Й. Беер, заняла особое место в истории музыкальной культуры. Многие французские композиторы создавали музыку для кларнета, в частности, внеся заметный вклад в развитие жанра кларнетного концерта (назовём в этой связи Э. Солера, М. Йоста, Ш. Дювернуа, Ж. К. Лефев-ра, И. Ф. Дакосту и др.). Наряду с этим, видные инструментальные мастера XIX века, работавшие во Франции, принимали участие в дальнейшем совершенствовании конструкции кларнета (в частности, нужно упомянуть А. Сакса, прославившегося изобретением саксофона и широко-мензурных медных духовых инструментов, и Э. Альбера).

На территории Германии и Австрии в упомянутый период получили распространение национальные («немецкая» и «австрийская») модели кларнета. Они ведут своё происхождение от инструмента с клапанной системой, сконструированного И. Г. Оттенштайнером (1815-1879) при участии кларнетиста К. Бермана. Последний в дальнейшем опубликовал «Школу игры на кларнете», предназначенную специально для этой модели. В 1900-х годах берлинский мастер О. Элер (1858-1936) внёс очередные усовершенствования в «немецкую» разновидность инструмента. М. Чулаки отмечает, что распространено мнение, согласно которому кларнеты «немецкой» системы, в сравнении с «французскими», отличаются «большей выразительностью и силой звука» [5, с. 221].

В XX веке кларнет принадлежит к числу наиболее востребованных инструментов в академической музыке. Современные мастера нередко создают экспериментальные модели инструмента. Например, Ф. Шюллер сконструировал чет-вертитоновый кларнет, предназначенный для исполнения музыки, в которой используется ми-кротоновость. Помимо этого, предлагаются разнообразные технические усовершенствования

(так, общее количество клапанов, используемых в отдельных конструкциях кларнета, приближается к двум десяткам), придающие инструменту облик сложного и тщательно сбалансированного механизма.

Наряду с этим, родственные кларнету (по тембру и диапазону) инструменты фигурируют в народной музыке Европы (Прибалтика, Балканы, Испания, Франция, Швеция), Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки. В основном это цилиндрические трубки, изготовленные из естественных материалов - дерева, бамбуковых стеблей, костей и т. п., на которых располагаются несколько отверстий. Звучащий элемент (язычок) у подобных инструментов, как правило, представляет собой обыкновенный надрез у одного из концов. Народные кларнеты могут быть двойными (в процессе игры используются одновременно две трубки), а в Африке встречаются инструменты, которые принято держать горизонтально (см.: [9]).

Современный кларнет проник в народную музыку различных регионов - французской Бретани, испанской Кантабрии, где обычно используют малый кларнет (под названием «пито»), сопровождаемый малым барабаном («тамбо-ром»), и др. В народной музыке Болгарии, Румынии и Греции кларнет также находит широкое применение. Он часто звучит на свадьбах, деревенских праздниках, а также на концертах с участием народных инструментов. Как правило, балканские кларнетисты используют открытые мундштуки и лёгкие трости, добиваясь благодаря этому специфического звучания: крупное вибрато, многочисленные «украшения» и др. Одним из широко известных балканских кларнетистов фольклорного направления является болгарин И. Папазов.

В Бразилии кларнет сопровождает (вместе с другими инструментами) народные танцевальные представления и участвует в городских ансамблях популярной музыки («шоро», вдохновлявших классика национальной музыки Э. Вила-Лобоса), а в Швеции может заменять на свадьбах скрипку.

Кларнет является одним из главных инструментов еврейской клезмерской традиции ансамблевого музицирования. В контексте последней применяются самые разнообразные типы техники, определяемые различной постановкой губ, использованием четвертитоновых интервалов, восходящих и нисходящих глиссандо, etc. Среди известных кларнетистов этого жанра - Н. Бранд-вейн, Г. Фейдман, Д. Кракауэр, Г. Гольденштейн.

Исключительная роль отводится кларнету в народной и популярной музыке Армении. Как

известно, истоки армянской народной музыки уходят в глубокую древность - история соответствующей традиции, исследуемой учёными, охватывает период свыше трёх тысячелетий (см.: [4, с. 94]). Формирование армянской народной музыки происходило параллельно с формированием национального языка, то есть примерно с XII века до н. э. Широко распространена в Армении древняя разновидность армянского кларнета, называемого дудуком. Всемирную известность приобрёл выдающийся мастер игры на дудуке Дж. Гаспарян, а сама упомянутая область фольклорного творчества в 2005 году была признана ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества.

Почти все современные армянские музыканты отдают предпочтение кларнету немецкой системы. На указанных инструментах, как правило, исполняется большинство сольных партий. Прославленного армянского кларнетиста И. Мирзояна отличала неповторимо индивидуальная манера игры. Братья Араик и Армо Аванесян, дуэтом исполняющие кларнет-ные партии в современных песенно-оркестровых композициях, принадлежат к числу широко известных армянских музыкантов современности. А. Акопян (выступающий под артистическим псевдонимом Аго Бакинский) славится неподражаемым исполнением народных армянских и азербайджанских мелодий. Выдающимся кларнетистом в области как классической, так и народной музыки признан Е. Гаспарян. Следует упомянуть и А. Бабаяна - одного из лучших кларнетистов Нагорного Карабаха.

В XX веке кларнет становится одним из ведущих инструментов в турецкой народной и популярной музыке, нередко используемым вместо зурны. Специфика турецких кларнетов предопределяется большей длиной в сравнении с ев-

ропейскими, а также использованием строя т G (что подразумевает транспонирование на кварту вниз). Нередко указанные инструменты изготавливаются из металлических сплавов, что, в свою очередь, благоприятствует особому колориту их звучания. Популяризации кларнета в Турции на протяжении ХХ столетия способствовала исполнительская деятельность Ш. Тунара (1907-1962); среди современных музыкантов наиболее известен М. Кандирали.

Кларнет получил своё распространение не только в Европе, но и в ряде стран Азии. Например, в Китае весьма популярен дан хуанг, в Монголии - бурэ (духовой инструмент, являющийся разновидностью кларнета), в Саудовской Аравии - зуммара (двойной «кларнет» бедуинов, по сути, ещё одна разновидность классической модели инструмента), и т. д. Отмеченное разнообразие форм современного бытования кларнета и его прямых «родственников» наглядно свидетельствует в пользу актуальности соответствующего инструментария и широкого распространения кларнетной музыки по всему миру.

Таким образом, история становления и развития кларнета в XVII-XX веках характеризуется ярко выраженной центробежностью. В наши дни «усовершенствованный шалюмо» представляет собой инструмент с большим техническим и художественно-выразительным потенциалом. Наряду с этим, современный кларнет отличается сложной конструкцией и непрерывно совершенствуется, что способствует появлению всё новых его моделей. В наши дни интерес к музыке для указанного инструмента чрезвычайно велик, кларнет является одним из наиболее активных «действующих лиц» в академической, популярной, профессиональной традиционной и фольклорной сферах музыкальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Благодатов Г. Кларнет. М.: Музыка, 1965. 60 с.

2. Маслов Р. Исполнительство на кларнете (XVIII - начало XX вв.): Источниковедение. Историография: дис. ... д-ра иск. М., 1997. 302 с.

3. Сапонов М. У англичан - «пересмешник трубы», у Телемана - партнер кларнета (к истории шалюмо) // Старинная музыка. 2002. № 1. С.14-16.

4. Тигранов Г. Вопросы изучения музыкального наследия в Армянской ССР // Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья: сб. науч. тр. М.: Музгиз, 1956. С. 69-96.

5. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. СПб.: Композитор, 2005. 276 с.

6. Albert R. The Clarinet in the Classical Period. Oxford: Oxford University Press, 2003. 150 p.

7. Kroll O., Riehm D. Die Klarinette: Ihre Geschichte, ihre Literatur, ihre grossen Meister. Kassel: Baerenreiter, 1965. 94 S.

8. Toenes G. Richard Mühlfeld. URL: http:// www.clarinet.org/Anthology1.asp?Anthology=12.

9. UNM Department of Music: Brass Percussion Woodwind: Clarinet: Repertoire. URL: http:// www.muzpro.info/node/29.

» REFERENCES

1. Blagodatov G. Klarnet [Clarinet]. Moscow: Muzyka Press, 1965. 60 p.

2. Maslov R. Ispolnitel'stvo na klarnete (XVIII - nachalo XX vekov): Istochnikovedenie. Istorio-graphiya [Performing Art on Clarinet (XVIII - the Beginning of the XXth Century): Source Study. Historiography]: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts. Moscow, 1997. 302 p.

3. Saponov M. U anglichan - «peresmeshnik tru-by», u Telemana - partnyor klarneta (k istorii sha-liumo) [Among Englishmen - «a Mock Trumpet», in Telemann's Works - a Partner of Clarinet (to the History of Chalumeau)]. Starinnaya muzyka [Ancient Music]. 2002. No. 1. P. 14-16.

4. Tigranov G. Voprosy izucheniya muzykal'no-go naslediya v Armyanskoy SSR [Issues of Study of the Musical Heritage in the Armenian SSR]. Muzyk-

ovedenie i muzykal'naya kritika v respublikakh Zakavkaz'ya [Musicology and Musical Critics in the Republics of Transcaucasia]: collected research works. Moscow: Muzgiz Press, 1956. P. 69-96.

5. Chulaki M. Instrumenty simfonicheskogo orchestra [Instruments of the Symphonic Orchestra]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2005. 276 p.

6. Albert R. The Clarinet in the Classical Period. Oxford: Oxford University Press, 2003. 150 p.

7. Kroll O., Riehm D. Die Klarinette: Ihre Geschichte, ihre Literatur, ihre grossen Meister. Kassel: Baerenreiter, 1965. 94 S.

8. Toenes G. Richard Mühlfeld. URL: http:// www.clarinet.org/Anthology1.asp?Anthology=12.

9. UNM Department of Music: Brass Percussion Woodwind: Clarinet: Repertoire. URL: http:// www.muzpro.info/node/29.

НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ ИСТОРИЧЕСКОЙ

ЭВОЛЮЦИИ КЛАРНЕТА: НА ПУТИ К МИРОВОЙ ИЗВЕСТНОСТИ

Публикуемый очерк содержит обзорную характеристику важнейших этапов исторической эволюции кларнета в ХУП-ХХ столетиях, начиная с его барочного предшественника ша-люмо и заканчивая современными «четвертито-новыми» моделями инструмента. Автор очерка указывает, что историческое развитие кларнета является показательным примером освоения многообразных репертуарно-стилевых сфер, различных стран и регионов, вплоть до сегодняшней всемирной «экспансии» в духе процессов культурной глобализации. В наши дни интерес к музыке для упомянутого инструмента чрезвычайно велик, кларнет является одним из наиболее активных «действующих лиц» в академической, популярной, профессиональной традиционной и фольклорной сферах музы-

кальной культуры. Убедительным подтверждением сказанному являются приводимые исследователем наблюдения относительно сфер распространения кларнетного искусства в ряде стран Европы (Болгария, Греция, Румыния, Швеция, Испания, Франция), Азии (Армения, Турция, Китай, Монголия, Саудовская Аравия) и Латинской Америки (Бразилия). Таким образом, кларнет по праву занимает одно из ведущих мест в ряду музыкальных инструментов, наиболее ярко и убедительно репрезентирующих универсализм и многогранность современной культуры.

Ключевые слова: кларнетное искусство, «французская» и «немецкая» конструкции инструмента, исполнительские школы кларнетистов, национальные разновидности кларнета.

SOME LANDMARKS OF CLARINET'S HISTORICAL EVOLUTION: ON THE WAY TO WORLD FAME

The published essay contains a review description of the most important stages conformably to the historical evolution of clarinet in the XVII-XXth centuries starting with its Baroque predecessor chalumeau and concluding with contemporary «quarter-tone» models of this instrument. The author of the essay notes that historical development of clarinet is the revealing example of assimilating as applied to diverse repertoire-style spheres, var-

ious countries and regions, up to the day's world «expansion» in the spirit of the cultural globalization processes. In our times, the interest for music addressed to the named instrument is extremely considerable, and clarinet takes the part of the most active «dramatic personae» in the academic, popular, professional-traditional and folklore spheres of music culture. The observation materials concerning the spheres of art playing clarinet in the

number of countries in Europe (Bulgaria, Greece, Rumania, Sweden, Spain, France), Asia (Armenia, Turkey, China, Mongolia, Saudi Arabia), and Latin America (Brazil) are the cogent corroboration of the said. Thus clarinet rightfully takes one of the leading places in the line of musical instruments

which represent universalism and versatility of contemporary culture.

Key words: art of clarinet playing, «French» and «German» constructions of the instrument, performing clarinetists' schools, national varieties of clarinet.

Чжао Юй

аспирант кафедры музыкального воспитания и образования Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Россия, 193149, Санкт-Петербург e-mail: zhaoyuchina@mail.ru

Zhao Yui

postgraduate student at the Department of Music Upbringing and Education A. Herzen State Pedagogical University of Russia

Russia, 193149, Saint-Petersburg e-mail: zhaoyuchina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.