Научная статья на тему 'Некоторые теоретические предпосылки интегративного исследования подростковомолодежной девиантности и совершенствования социальной профилактики'

Некоторые теоретические предпосылки интегративного исследования подростковомолодежной девиантности и совершенствования социальной профилактики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические предпосылки интегративного исследования подростковомолодежной девиантности и совершенствования социальной профилактики»

Комлев Юрий Юрьевич

доктор социологических наук, профессор, начальник кафедры философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России, г Краснодар

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ ДЕВИАНТНОСТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ1

Фундаментальные изменения социально-политической и экономической реальности на рубеже XXI в. в нашей стране сопровождаются ростом различных форм негативной девиантности (преступности, наркотизма, алкоголизма, проституции и др.). Наибольшие масштабы девиантизация приобретает в подростково-молодежной среде. Этот процесс наблюдается во всех слоях общества, затрагивает деятельность всех органов власти на уровне федерации и ее субъектов2.

Для многих исследователей все более очевидно снижение эффективности традиционного формального социального контроля - «кризис наказания», о развитии которого ныне заявляют многие авторитетные отечественные криминологи3. Резюмируя проблемную ситуацию, можно определить ее на абстрактно-логическом уровне как растущее несоответствие социальных реалий (девиаций в юве-нальной среде), репрессивно-превентивных практик социального контроля и научного их осмысления.

Эвристический потенциал отдельно взятых

традиционных криминологических и социологических теорий оказывается недостаточен в современных динамичных условиях для эффективного изучения подростково-молодежной девиантности и организации социального контроля. В связи с этим, как утверждает профессор Я.И. Гилинский, «нужна новая, «сумасшедшая» теория, способная понять не-понимаемое»4. Словом, назрела необходимость в поиске новых теоретических оснований для исследования подростково-молодежной девиантности и разработки адекватных мер по совершенствованию, прежде всего, ее общесоциальной профилактики с позиций девиантологии (социологии девиантного поведения) с учетом достижений классической, неклассической и постклассической отечественной и мировой науки.

Объективно существует, а в ряде мест реализуется социальный заказ на проведение девианто-логических исследований. Так, в Казанском юридическом институте МВД России разрабатываются теоретические и прикладные аспекты девиантологии. В частности, по заказу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в целях реализации Республиканской комплексной програм-

1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-03-29302а/В

2 См.: Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. Казань: ЗАО «Новое знание», 2005; Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения. Казань: КЮИ МВД России, 2006.

3 См.: Шестаков Д.А. Наказание по уголовному кодексу Российской Федерации: признаки кризиса // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2003. № 1 .С. 11-32; Милюков С.Ф. Кризисные явления в уголовно-правовой политике России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2003.№1 .С.43-49; Гилинский Я.И. «Кризис наказания» в России: проблемы и перспективы // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2003. № 1.С .33-42.

4 Гилинский Я. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С.15.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2006 • №2(12)

70

мы профилактики наркотизации населения РТ на 2002-2006 г. проводится ежегодный социологический мониторинг наркоситуации в подростково-молодежной среде. Этот проект позволяет реконструировать и отслеживать изменения основных социальных, психологических, демографических и социокультурных параметров, координат наркотизации, оценивать на основе изучения механизмов обратной связи эффективность антинаркотической работы, выявлять ее «узкие» места. В вузе разработаны и читаются специальные курсы, темы по проблемам социальных отклонений и социологии права в интересах качественной подготовки юристов-практиков.

Обобщая опыт девиантологических исследований, следует выделить ряд теоретических посылов, опираясь на которые можно достаточно эффективно изучать различные проявления ювеналь-ной девиантности в условиях современности. К ним следуют отнести следующие положения:

1. Девиантность - есть нарушение социальных норм, за которыми стоят некие объективные явления, формы человеческой активности и реальные субъекты действия. В тоже время девиантность и ее различные виды - не вполне онтологические явления, а социальные конструкты, созданные в процессе реагирования общества и государства на нежелательное поведение людей.

2. Различные виды девиантности функциональны, то есть выполняют, согласно Р. Мертону, явные и/или неявные социальные функции (регуляции, адаптации, интеграции, релаксации, бегства от действительности и др.). Эти функции в любом обществе - есть ответ на необходимость в удовлетворении тех или иных социальных потребностей, которые люди не могут реализовать легально. Если бы это было не так, то в процессе социальной эволюции преступность и другие формы негативной девиантности неизбежно бы исчезли, однако этого не происходит. Отсюда следует принципиальная невозможность полного искоренения преступности, наркотизма, алкоголизма, проституции и других девиаций.

3. Современное общество поликультурно. В нем сосуществуют различные, нередко конфликтующие субкультуры. И то, что «нормально» для одной субкультуры, - «девиантно» для другой или для общества в целом. Отсюда следует, что девиантность должна изучаться в рамках конкретного общества с учетом особенностей региона и определенной ценностно-нормативной системы, действующей в тот или иной исторический период.

4. Социальный контроль и, в частности, социальная профилактика с позиций девиантологии -есть совокупность средств и методов воздействия общества и государства на негативное девиантное поведение с целью его минимизации. Универсальное направление в поисках конкретных решений по совершенствованию социальной профилактики состоит в том, чтобы реально понизить уровень различных форм негативной девиантности, перенести активность молодых людей из негативных форм поведения в социально одобряемые: конформизм и позитивную девиантность.

5. Генезис различных форм подростково-молодежной девиантности подчиняется общим зако-

номерностям. При изучении девиантного поведения в этой среде важно иметь в виду, что возрастные различия имеют социально-статусное измерение, означая определенную ассиметрию прав и обязанностей «старших» и «младших». Имеют большое значение противоречия между наличными и постоянно растущими потребностями молодых людей и неравными возможностями их удовлетворения. И, наконец, применительно к подросткам остро стоит проблема «канализации» энергии, социальной активности в общественно одобряемом русле.

Для социологического изучения подростково-молодежной девиантности целесообразно опираться на ряд универсальных методологических принципов, выделенных Я.И. Гилинским:

а) Принцип универсальности законов мироздания. Он состоит в том, что основные закономерности социальной реальности, включая девиантность подростков и молодежи не уникальны. Это дает возможность преодолеть риск чрезмерного аксиологизма в исследовании;

б) Принцип универсальности методов познания. Он вытекает из предыдущего положения и означает возможность применения различных методов при изучении феноменов девиантности (системного, логического и функционального методов, приемов синергетики, методов количественных и качественных измерений);

в) Принцип относительности знаний означает, что всякое знание о социально-правовой реальности, в том числе, и девиантности неполно и ограниченно. Никогда нельзя достичь окончательного знания об исследуемом объекте, поскольку мир изменчив и находится в постоянном развитии. Более того, результаты познания всегда ограничены возможностями научных методов. Это положение позволяет избежать абсолютизации новых научных результатов;

г) Принцип дополнительности постулирует, что в силу необычайной сложности социальных объектов порядок и хаос, норма и девиация дополнительны в понимании Н. Бора. Их сосуществование неизбежно, поскольку они связаны друг с другом, что предопределяет только совместное изучение противоречивых общественных явлений. Исходя из этого, следует, что лишь взаимоисключающие концепции или ряд их ключевых положений в совокупности могут относительно полно описать девиантность как объект изучения;

д) Принцип социального детерминизма. Социальное можно объяснить социальным. Это положение восходит к классическим работам конфликтолога К. Маркса и функционалиста Э. Дюркгей-ма, что также позволяет рассматривать подростково-молодежную девиантность не только в узком криминологическом, но и более широком социально-культурном контекстах;

С нашей точки зрения, следует опираться и на принцип практической пользы. Он позволяет результаты девиантологических исследований ориентировать на принятие практических решений по повышению эффективности превентивного социального контроля, снижению уровня различных проявлений подростково-молодежной девиантности.

Проблематика подростково-молодежной де-

71

виантности по своей природе является междисциплинарной, находится на стыке социально-психологического и юридического, легального и нелегального, видимого и латентного. С одной стороны, различные формы девиантности, с позиций конструктивизма, - социальные конструкции, созданные в процессе реагирования общества и государства на определенный тип поведения людей. Причем смысловое наполнение тех или иных конструктов во многом зависит не только от субъективных позиций «конструкторов», но и культурных контекстов. Очевидно и другое, что за конвенциональностью деви-антных проявлений стоят вполне определенные образцы человеческой активности и реальные субъекты действия. Иначе говоря, как социально-правовая реальность, девиантность объективно существует и детерминирована социальными факторами. С позиций эмпиризма и позитивизма различные проявления девиантности как в целом, так и в пределах подростково-молодежной общности измеряемы, функционируют и развиваются в неразрывной взаимосвязи с различными общественными феноменами, имеют естественные социальные корни. Чрезмерное же упрощение этого социального феномена методологически ущербно. Оно неизбежно редуцирует логику исследования лишь к поиску простых, одномерных решений.

В связи с этим, опираясь на указанные выше положения, особенно принцип дополнительности, на кафедре философии, политологии, социологии и психологии Краснодарский Юридический Институт МВД России на основе критического анализа зарубежного опыта разрабатываются интегративные модели изучения различных проявлений подростково-молодежной девиантности. Этот путь методологически оправдан и перспективен, поскольку детерминация различных форм девиантного поведения в рамках одной теории отнюдь не всегда является успешной, а подчас и невозможной. Так, например, не представляется возможным в рамках одной теории объяснить различные виды преступлений, например, уличную подростковую преступность, наркотизм, проституцию и гемблинг. Комбинация же двух или более совместимых теорий, которые отбираются на основе осознания их общности в единую концептуальную модель с большим объяснительным потенциалом - один из эффективных способов теоретизирования в современной науке1. В отечественных же исследованиях социально-правовых проблем интегративный подход - все еще большая редкость.

Весьма ценно и то, что интегративный подход, поликонцептуальность позволяют включать в девиантологический дискурс не только положения классических, неклассических, так и постнекласси-ческих теорий, общефилософские, формально-логические, эмпирические и математические методы, широко использовать методологическую триангуляцию, что в целом характерно для общественных наук периода постсовременности.

Итак, на основе проведенных в Краснодарском Юридическом Институте изысканий для изучения ювенальной девиантности и совершенствования ее социальной профилактики в современных условиях предлагается следующая рамочная модель, содержащая логически непротиворечивые концепты. Из теорий аномии и напряжения Р.Мер-тона это положения: о влиянии социальной структуры на обстоятельства, при которых девиантная адаптация есть нормальная реакция подростков и молодежи на ненормальные условия жизни; о напряжении, возникающем в капиталистическом обществе в силу рассогласованности между определяемыми культурой устремлениями к материальному успеху и ограниченными социально одобряемыми средствами их достижения. Из теории лейблов Г.Бек-кера: о создании системы ювенальной юстиции; о декриминализации незначительных по своей опасности деяний с целью сокращения стигматизации и вторичной девиантности подростков; о девиантной карьере как результате стигматизации молодых правонарушителей; о вторичном отклонении как ответе индивида на реакцию общества и давление формального социального контроля. Из современной миротворческой криминологии: об конвенциональ-ности преступности и девиантности; о том, что среди жертв преступлений большинство составляют представители низших классов; о росте насильственной преступности, вызванной эскалацией насилия в обществе, как со стороны реальных субъектов социального действия, так и символического (на экранах телевизоров); об отказе от института смертной казни и чрезмерно репрессивной практики формального социального контроля в отношении несовершеннолетних.

Исследования подростково-молодежной девиантности на основе предложенной методологической рамки позволяют в конечном итоге обосновать и сформировать комплексную систему знаний, необходимых для социально-правовой регламентации и практической организации, прежде всего, отечественной ювенальной юстиции. Они аргументировано показывают социальную неприемлемость карательных мер в отношении несовершеннолетних девиантов, открывают пути к восстановительному правосудию, более гармонично интегрируют деятельность институтов социализации и социального контроля в федеральных и региональных программах по профилактике правонарушений и деви-антности.

И, наконец, девиантологические исследования необходимы для поиска путей отказа от деви-антных карьер (ресоциализации), повышения эффективности уже существующих превентивных форм социального контроля, а также для решения целого ряда сложных социально-правовых проблем, стоящих перед российским обществом, государством и его правоохранительными органами в начале нового тысячелетия.

1 Barak G. Integrating Criminologies. Allyn and Bacon. 1998. P.186-232.

_Z2_

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2006 • №2(12)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.