Научная статья на тему 'Некоторые тенденции учета земельных участков для целей налогообложения'

Некоторые тенденции учета земельных участков для целей налогообложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / THE LAND CHARGES / THE LAND CADASTRE / THE STATE CADASTRE OF THE REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева А. А.

В статье исследуется порядок учета земельных участков для целей налогообложения на современном этапе и перспективы преобразования земельного кадастра в составную часть государственного кадастра недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TENDENCIES OF THE ACCOUNT OF THE GROUND AREAS FOR THE TAXATION

In article the order of the account of the ground areas for the taxation at the present stage and prospects of transformation of the land cadastre in a component of the state cadastre of the real estate is investigated.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции учета земельных участков для целей налогообложения»

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УЧЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Алексеева А.А., аспирант кафедры международного права и государствоведения.

Место работы: Белгородского государственного университета.

Контакты автора: +7 910 3232131

Аннотация. В статье исследуется порядок учета земельных участков для целей налогообложения на современном этапе и перспективы преобразования земельного кадастра в составную часть государственного кадастра недвижимости.

Ключевые слова: земельный налог, земельный кадастр, государственный кадастр недвижимости.

SOME TENDENCIES OF THE ACCOUNT OF THE GROUND AREAS FOR THE TAXATION

Alekseeva A.A., the post-graduate student of chair of international law and political science.

Place of employment: the Belgorod State University. Contacts of the author: +7 910 3232131

Annotation. In article the order of the account of the ground areas for the taxation at the present stage and prospects of transformation of the land cadastre in a component of the state cadastre of the real estate is investigated.

Keywords: the land charges, the land cadastre, the state cadastre of the real estate.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным1. Формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Взимаемый до января 2005 года в Российской Федерации земельный налог был введен Законом РФ «О плате за землю»2. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель, а также вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ста-

1 Земельный кодекс РФ. Федеральный закон РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. - 29.10.2001. - № 44. - Ст. 4147.

2 Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 31.10.1991. - № 44. - Ст. 1424.

вок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности3.

Границы земельного участка могут определяться с помощью материалов межевания объектов землеустройства, землеустроительной документации, карт (планов) объекта землеустройства, утвержденного внутрихозяйственного землеустроительного проекта. Но все же наиболее значимы документы государственного земельного кадастра. Они позволяют закрепить индивидуальную определенность земельного участка, обозначить в правоустанавливающих документах его границы, местоположение, целевое назначение, разрешенное использование. Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, явилось совершенно новым подходом к налогообложению земель. С 1 января 2005 г. организации обязаны платить новый земельный налог, рассчитанный от кадастровой стоимости земельных участков. Налоговый кодекс дополнен новой главой - гл. 31 «Земельный налог»4.

Земельный кадастр отличается от других видов кадастра своим объектом, в качестве которого выступает земля. Специфика методики земельного кадастра обуславливается особенностями земли. Кадастр (с франц.- дословно книга реестр5) представляет собой перечень предметов налогообложения, классифицируемых по внешним признакам. Земельный кадастр содержит систему необходимых сведений о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, о составе городских земель, а также количественных и качественных характеристиках, ценности земель6.

В разные времена земельный кадастр весьма различался как по содержанию, так и по технике и организации его проведения. Не сразу и не одновременно возникли и оформились все его операции. Так, на самых ранних этапах общественного развития выполнялся лишь простой учет земель, а значительно позже стали проводиться земельно-оценочные работы. По мнению некоторых ученых, потребность в учете земель возникла с того момента, когда человек начал использовать угодья для получения пищи и выпаса скота, т.е. с возникновением скотоводства и земледелия. С развитием земледелия, игравшего все возрастающую роль в жизни родовых общин, происходит освоение земельных участков и использование их под посевы и пастбища. Пограничными ориентирами между земельными участками служили камни, деревья и другие элементы ландшафта, на которые наносились определенные знаки, что по сути являлось началом простого учета земель7.

Со временем большое значение приобретает правовая сторона кадастра, которая включала земельнорегистрационные сведения и была связана с оформ-

3 Дукашев К.В. Правовой режим недвижимого имущества в целях налогообложения юридических лиц: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 106.

4 Федеральный закон от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» // СЗ РФ. - 06.12.2004. - № 49. - Ст. 4840.

5 Словарь иностранных слов. - М., 2001. - С. 221.

6 Ялбулганов А.А. Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1996. - С. 200.

7 Захаров В.А., Лобанова Л.П. Возникновение и развитие земельного кадастра // Кадастровый вестник. - 2006. - № 2. - С. 50.

Бизнес в законе

1 '2010

лением права собственности на землю. Земельный кадастр становится основой правового обеспечения земельной собственности и решения различных гражданских дел о границах владений и землепользова-

нии8.

По мере развития и усложнения общественноэкономических отношений земельный кадастр все в большей степени стал носить фискальный характер и служить главным образом, целям налогообложения. Благодаря применению более совершенных методов, технических средств и технологий повышались точность и достоверность земельно-кадастровой информации, совершенствовались ее формы и содержание9.

Законодательное регулирование государственного земельного кадастра в Российской Федерации осуществляется с 2000 года, когда был принят Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»10.

Современная система земельного кадастра создавалась в рамках Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 го-ды)»11. В 2004-2005 годах ее создание было завершено, и субъекты РФ по мере создания системы земельного кадастра переходили на новую систему уплаты земельного налога. Однако создание автоматизированной системы земельного кадастра не являлось окончательной целью федеральной целевой программы. В 2005 году принимается решение создать общий автоматизированный государственный кадастр недвижимости и принимается соответствующая подпрограмма федеральной целевой программы12.

В подпрограмме указано, что в настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов капитального строительства, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров. В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения данных, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности про-

8 Чешев А.С., Фесенко И.Л. Земельный кадастр. Учебник. - М., 2001. - С. 14.

9 Христова Н.А. Земельный налог в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 114.

10 Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ. - 10.01.2000. - № 2. - Ст. 149.

11 Постановление Правительства РФ от 25.10.2001 г. № 745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)»» // СЗ РФ. - 05.11.2001. - № 45. - Ст. 4265.

12 Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 560

«Об утверждении подпрограммы «Создание системы кадастра

недвижимости (2006 - 2011 годы)» Федеральной целевой про-

граммы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)»» // СЗ РФ. -26.09.2005. - № 39. - Ст. 3951.

верки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.

Соответственно, для правового регулирования создаваемого автоматизированного государственного кадастра недвижимости в 2007 году был принят новый Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»13. Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Он изменяет сложившуюся в Российской Федерации систему учета объектов недвижимого имущества. После вступления его в действие технический учет зданий, строений, сооружений и государственный кадастровый учет земельных участков будут заменены единым государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, который будет осуществляться специально уполномоченным органом. В результате государственного кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости будут вноситься сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с уникальными характеристиками. Кроме того, в нем регламентируется порядок выполнения кадастровых работ управомоченными лицами (кадастровыми инженерами) по обеспечению подготовки документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе, подлежащем кадастровому учету.

В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Как и другие объекты недвижимости, земельные участки теперь учитываются в едином кадастре.

Подпрограмма определила, что создание и ведение государственного кадастра недвижимости будет осуществляться на федеральном уровне. Положительным в этом варианте является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топо-графо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей. Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти14. Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии15.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом

13 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. - 30.07.2007. - № 31. -Ст. 4017.

14 Федеральный закон от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. - 30.07.2007. - № 31. -Ст. 4017.

15 Указ Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СЗ РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6366.

кадастрового учета16. Порядок кадастрового деления территории РФ, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Порядок кадастрового деления территории РФ был утвержден Постановлением Правительства РФ еще в 2000 году17.

В настоящий момент осуществляется второй этап подпрограммы, который предполагает осуществление инвентаризации и введения сведений в государственный кадастр недвижимости, формирование его обновленной цифровой картографической основы и адресных цифровых планов, а также завершение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель и проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства. На третьем этапе будет осуществляться формирование информационных ресурсов федерального кадастрового информационно-аналитического центра, организация доступа к этим ресурсам пользователей в соответствии с их правами и полномочиями. К концу 2011 года будет создана система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на всей территории Российской Федерации, обеспечено информационное наполнение государственного кадастра недвижимости и организован доступ к нему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан. Таким образом, самостоятельная система государственного земельного кадастра объединяется со всеми остальными видами кадастров в единый государственный кадастр недвижимости. Переходный период продолжится до 2012 года.

Необходимо заметить, что кроме экономических и информационных преимуществ, введение государственного кадастра недвижимости позволит значительно изменить налоговую систему РФ. После реформирования земельного налога, следующим шагом должно стать реформирование действующих налогов на имущество физических и юридических лиц и введение единого налога на недвижимость.

Список литературы:

1. Земельный кодекс РФ. Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ // СЗ РФ. - 29.10.2001. - № 44. - Ст. 4147.

2. Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ. - 10.01.2000. - № 2. - Ст. 149.

3. Федеральный закон от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» // СЗ РФ. - 06.12.2004. -№ 49. - Ст. 4840.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. - 30.07.2007.

- № 31. - Ст. 4017.

5. Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 31.10.1991. - № 44. - Ст. 1424.

6. Указ Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СЗ рФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6366.

7. Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории РФ и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» // СЗ РФ. - 11.09.2000. - № 37. - Ст. 3726.

16 Федеральный закон от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. - 30.07.2007. - № 31. -Ст. 4017.

17 Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории РФ и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» // СЗ РФ. - 11.09.2000. - № 37. - Ст. 3726.

8. Постановление Правительства РФ от 25.10.2001 г. № 745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)»» // СЗ РФ. - 05.11.2001. - № 45. - Ст. 4265.

9. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 560 «Об утверждении подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)»» // СЗ РФ. -26.09.2005. - № 39. - Ст. 3951.

10. Дукашев К. В. Правовой режим недвижимого имущества в целях налогообложения юридических лиц: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007.

11. Захаров В. А., Лобанова Л.П. Возникновение и развитие земельного кадастра // Кадастровый вестник. - 2006. - № 2.

12. Чешев А.С., Фесенко И.Л. Земельный кадастр. Учебник.

- М., 2001.

13. Христова Н.А. Земельный налог в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007.

14. Ялбулганов А.А. Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1996.

РЕЦЕНЗИЯ

Учет земельных участков является одним из основных вопросов в процессе установления налога. Без соответствующего определения налоговой базы невозможно установление ни одного налога. Учет земельных участков является важнейшим этапом определения налоговой базы по земельному налогу. В данной сфере в последние годы происходят кардинальные изменения, которые поставили достаточно сложные вопросы перед юридической наукой. Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений.

В статье автор провела исчерпывающий анализ существующего состояния учета земельных участков для целей налогообложения. Автор дала определение земельного кадастра, изложила краткую историю его правового регулирования. Также автор рассмотрела порядок создания современной системы земельного кадастра, ее роль и место в создаваемой в настоящее время системе государственного кадастра недвижимости. Кроме того, автор кратко рассмотрела перспективы изменения кадастровой системы России.

Проведенное Алексеевой А.А. исследование содержит целый ряд идей, положений и выводов, имеющих большое теоретического значения. Статья написана последовательно и юридически грамотно. Проведенный анализ системы учета земельных участков для целей налогообложения отличается научной новизной и оригинальностью.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что научная статья Алексеевой А.А. на тему: «Некоторые тенденции учета земельных участков для целей налогообложения» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она представляет собой завершенное исследование актуальной проблемы юридической науки, имеет существенную научную и практическую значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендована к опубликованию.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Белгородского государственного университета

д.ю.н., профессор Борисов Г.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.