Научная статья на тему 'Некоторые тенденции современного дошкольного образования'

Некоторые тенденции современного дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN PRE-SCHOOL EDUCATION / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF PRE-SCHOOL EDUCATION / ТЕНДЕНЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TRENDS OF PRE-SCHOOL EDUCATION / ИССЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / STUDY OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиукашвили И.

В статье на основе изучения современных российских и зарубежных публикаций в ряде периодических изданий (European Researcher, European Journal of Contemporary Education и др.) анализируются основные тенденции и проблемы современного дошкольного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TRENDS OF THE MODERN PRE-SCHOOL EDUCATION

The article, using the study of the modern Russian and foreign periodical publications (European Researcher, European Journal of Contemporary Education and other), analyses the major trends and problems of the modern pre-school educational process.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции современного дошкольного образования»



ОБЗОРЫ

УДК 378

И. Шиукашвили

специалист, международный отдел, Телавский государственный университет,

Гоузия

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье на основе изучения современных российских и зарубежных публикаций в ряде периодических изданий (European Researcher, European Journal of Contemporary Education и др.) анализируются основные тенденции и проблемы современного дошкольного образовательного процесса.

Ключевые слова: современное дошкольное образование, система дошкольного образования, тенденции дошкольного образования, исследование дошкольного образовательного процесса.

I. Shiukashvili, Telavi State University, Georgia

SOME TRENDS OF THE MODERN PRE-SCHOOL EDUCATION

Abstract. The article, using the study of the modern Russian and foreign periodical publications (European Researcher, European Journal of Contemporary Education and other), analyses the major trends and problems of the modern pre-school educational process.

Keywords: modern pre-school education, system of pre-school education, trends of pre-school education, study of pre-school educational process.

Теория современного дошкольного образования предъявляет к образовательному процессу в соответствующих учреждениях ряд важных требований. На основе теоретических исследований с учетом социально-экономических конъюнктур законодатель создает соответствующую нормативную базу, на которую, в свою очередь, неизменно ориентируется практика. Реализация инновационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ) должна сопровождаться не только неукоснительным соблюдением буквы закона и общедидактических принципов, но и учитывать новейшие разработки в данной сфере, что, собственно, и обуславливает актуальность данной работы. Подтверждение этому - широчайший пласт статей в современных изданиях, посвященных одному из ключевых компонентов системы образования - дошкольному.

Одна из основополагающих тенденций современного дошкольного образования - применение здоровьесберегающих технологий. Их сущность в работе отдельно взятого педагога можно определить как «...системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, "эффективных" педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности ... к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья» [1].

Необходимость внедрения указанных технологий, причем не только в ДОУ, обосновывают словацкие ученые Е. Бендикова [2], Л. Шмида, Р. Розим [3] и ряд других [36-39]. В рамках грантового проекта ВЕГА № 1/0376/14 «Двигательная деятельность как профилактика здоровья для населения Словакии» авторы доказывают важность применения здоровьесберегающих технологий, правильной физиологической гигиены, причем не только в детском возрасте [4].

Особенности реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе исследуются также казахстанскими учеными (в частности, Ж.А. Карманова, Р.Б. Маженова, А.К. Искажимова, С.Ы. Сулейменова, Р.Б. Сатыбалдина); подчеркивается, что «.знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетент-

ности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегаю-щих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося» [5]. Освещая проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников, исследователи делают вывод, что «...решение задач физического воспитания способствует всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе» [6].

Учитывая необходимость применения здоровьесберегающих технологий, все больше статей посвящается соответствующей подготовке воспитателей и, прежде всего, специалистов по физическому воспитанию [7, 8, 9]. По мнению Ю.В. Драгнева, «.основополагающим направлением научного познания в проблеме профессионального развития будущего учителя физической культуры в условиях информационно-образовательного пространства является системный подход», а «. логика современной модернизации высшего физкультурного образования в целом является исходной предпосылкой, что определяет создание концепции профессионального развития будущего учителя физической культуры» [10].

Одна из главных тенденций современной системы образования в целом - использование разного рода инновационных технологий; вопросы использования инноваций исследуются как в целом (в частности, [11, 12]), так и применительно к конкретным технологиям (например, [13, 14]).

Актуальный инновационный аспект - экологическое воспитание в ДОУ - исследуется С.Г. Степановым, Т.Г. Ипполитовой, Н.А. Мамадалиевой. Так, в статье «О программе проекта «Разработка содержания и создание условий для реализации образовательной программы "Юный эколог Кубани" как регионального компонента ООП ДО» анализируются возможности экологического воспитания детей на базе ДОУ, целевые установки соответствующей образовательной программы, принципы, условия реализации, критерии эффективности и содержание.

В рамках реализации проекта авторы планируют создать «. условия, способствующие внедрению в организации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС - прим. авт.) дошкольного образования и обеспечивающим преемственность между дошкольным и школьным образованием», разработать и апробировать воспитательно-образовательную программу «Юный эколог Кубани», «. которая может быть использована другими образовательными организациями в качестве регионального компонента ООП ДО», предложить «.модифицированные варианты технологии системно-деятельностного подхода применительно к условиям организации образовательного процесса для различных возрастных групп воспитанников ДОО в соответствии с требованиями ФГОС», а также «алгоритм проектирования плана развития партнерских отношений между ДОО, школой, организациями дополнительного образования при переходе к реализации ФГОС». Также в рамках реализации программы авторы разработают методические рекомендации эффективного взаимодействия педагогов с родителями при переходе к реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса [15]. Исследователями подчеркивается непрерывность процесса формирования экологической культуры [16].

Авторы уделяют большое внимание использованию инноваций не только в процессе обучения и воспитания в ДОУ, но и оценивают готовность педагогов использовать новые технологии в процессе своей работы [17].

Как инновация может позиционироваться и поликультурный подход, требующий соответствующей подготовки педагога [18]. В рамках инновационного подхода к обучению и воспитанию, среди новейших исследований можно выделить работы по формированию эстетических представлений учащихся в ДОУ. В частности, это работа Ж.Б. Асетовой и К.Т. Аналбековой, которые изучают воспитательные возможности, принципы, приемы и примеры театрализованно-игровой деятельности как неотъемлемой части эстетического воспитания не только в на-

чальной школе, но и в масштабах ДОУ [19]. В условиях функционирования современного детского кинематографа, когда чувство прекрасного уступает место другим качествам (сила, агрессия, предприимчивость, индивидуальность и пр.; часто «пропагандируемые» качества являются сверхъестественными способностями и, в принципе, являются чуждыми человеку, что, разумеется, не может в целом положительно сказываться на процессе воспитания ребенка), актуальность такого рода исследований сложно переоценить. Взаимосвязь СМИ и подростковой агрессии обозначена в работе Н.В. Бородиной [20].

Значительную роль в формирования эстетических представлений у детей играет музыкальное воспитание. Данному аспекту уделена значительная часть труда украинского исследователя Н.Н. Самохиной [21].

Как известно, один из важнейших подходов современной педагогики - индивидуализация образовательного процесса, проблемы которого (в том числе и применительно к возможностям как частных, так и муниципальных (государственных) ДОУ) обсуждаются весьма широко

[22]. Апофеозом такого подхода является персонификация указанного процесса, то есть когда содержание воспитания и обучения разрабатываются под конкретную личность учащегося. История педагогики знает множество примеров такого подхода (например, воспитание детей царствующих персон и подготовка их к будущей роли правителя и т.п.), эффективность которого сомнений не вызывает. Возможности персонификации воспитания и обучения в детском, особенно в дошкольном, возрасте весьма широки, на что и обращают внимание исследователи

[23]. Своеобразным «антагонистом» данного подхода выступает педагогическая теория о возможности эффективного обучения в условиях разновозрастных групп [24].

Отдельного внимания заслуживают труды, посвященные коррекционной работе в условиях ДОУ. Н.З. Абидова в свой статье приводит результаты исследований, направленных на формирование и развитие словарного запаса детей с нарушением зрения, в которых приняли участие дети дошкольного возраста; на основе констатирующего эксперимента автор делает выводы об особенностях развития словарного запаса дошкольников с нарушением зрения [25]. Изучаются также возможности инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями развития как нового перспективного стратегического направления образовательной политики государства [26].

Нельзя не упомянуть о еще одной тенденции современной педагогики - информатизации образовательного процесса. Интересен факт, что, помимо традиционных информационных технологий [27], в дидактическом процессе предлагают использовать даже мобильные приложения [28] или киберпространство [29].

Следует отметить, что ряд исследователей (в частности, Л.Н. Буйлова [30], Д. Москвин [31], Н.Н. Букина [32], А.К. Бруднов [33], А. Хамадаш [34] и др.) считают современные реалии таковыми (прежде всего - информатизация и интенсификация социальной деятельности), что масштабов формального образования уже недостаточно для качественной социализации. Поэтому формальный образовательный процесс в ДОУ целесообразно наполнять дополнительными профилированными образовательно-воспитательными элементами (можно даже и на базе ДОУ; секции, кружки, «клубы по интересам», «общества» и т.п.), построенными на принципах дифференцированного обучения (выбор «интересов» осуществляют как родители, так и дети), которые могут носить и неформальный характер [35].

Рассмотрение основных тенденций современного дошкольного образования показывает, что современная педагогика опирается на принципы здоровьесбережения, использования инновационных технологий, индивидуализации, эстетического и экологического воспитания, информатизации и пр. Представляется, что указанные принципы необходимо в полной мере учитывать в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы:

1. Janat A. Karmanova, Rauana B. Mazhenova, Anel K. Iskazhimova, Saniya Y. Suley-menova, Rakhat B. Satybaldina. Health Promotion Technology in the Education Process // European Researcher. 2014. Vol. 66, № 1-1. P. 94.

2. Elena Bendikova. Lifestyle, Physical and Sports Education and Health Benefits of Physical Activity // European Researcher. 2014. Vol. 69, № 2-2. P. 343-348.

3. Elena Bendikova, Lukas Smida, Robert Rozim. Level of Posture of Pupils in the Age of Elementary Schools // European Researcher. 2014. Vol. 75, № 5-2. P. 990-996.

4. Pavol Bartik. Influence of Motor Program on Correct Posture and Muscular Imbalance Correction in Pupils of Primary Schools (1-4 Grades) // European Researcher. 2013. Vol. 46, № 4-2. Р. 895-901.

5. Janat A. Karmanova, Rauana B. Mazhenova, Anel K. Iskazhimova, Saniya Y. Suley-menova, Rakhat B. Satybaldina. Health Promotion Technology in the Education Process // European Researcher. 2014. Vol. 66, № 1-1. P. 92.

6. Natalya V. Mirza 2 Alexander Y. Gaak. Modern Aspects of Healthy Lifestyle Formation in Preschool Children // European Researcher. 2013. Vol. 57, № 8-2. Р. 2110-2114.

7. См., в частности, Yurii V. Dragnev. Principles of the Professional Development of the Future Teacher of Physical Culture in Terms of Informational and Educational Environment // European Researcher. 2013. Vol. 41, № 2-2. Р. 368-372.

8. Yurii V. Dragnev. Information Society: Analysis of Foreign and Domestic Regulatory Documents in Terms of Their Relevance for Professional Development of Future Teacher of Physical Training in Education // European Journal of Contemporary Education, 2013, Vol.(3), № 1. Рр. 11-20.

9. Romualdas K. Malinauskas, Vilija V. Malinauskiene, Vytautas P. Gudonis. Emotional Intelligence Features of Future Teachers of Physical Education // European Researcher. 2013. Vol. 43, № 3-1. Р.602-605.

10. Yurii V. Dragnev. Conceptual Provisions of the Educational System of Professional Training of a Future Teacher of Physical Culture in Terms of Informational and Educational Environment // European Researcher. 2013. Vol. 38, № 1-1. Р. 94.

11. Vladimir S. Baturin, Lyudmila L. Baturina. Innovation Processes in Education: Current State, Problems, Development Strategy // European Researcher. 2013. Vol. 49, № 5-2. Р. 13791383.

12. Zhanar Ye. Sarsekeyeva, Janat A. Karmanova, Rauana B. Mazhenova, Adilzada M. Shar-zadin. Modern Aspects of Teacher Training in Higher Education of the Republic of Kazakhstan // European Researcher, 2013. Vol. 52, № 6-1. Р. 1669-1672.

13. Hama Saeed Kardokhy Dara. Formation of Professional Competence of Future Teachers of Fine Arts in the Course of Vocational Subjects Learning // European Researcher. 2013. Vol. 57, № 8-2. Р.2104-2109.

14. Larisa A. Shkutina, Botakoz A. Zhekibaeva. Psychological and Pedagogical Foundations of Multimedia Technologies Application for School Use // European Researcher. 2013. Vol. 57, № 82. Р.2122-2127.

15. Sergey G. Stepanov, Tamara G. Ippolitova, Natalia A. Mamadalieva // About a Program «The Development of the Contents and the fulfillment of the conditions for the realization of the educational program «A Young Ecologist of Kuban» as a regional component for Main Educational Program (MEP)»// European Researcher. 2014. Vol. 74, № 5-1. Р. 875-881.

16. Kira Stetsyuk. The Principle of Ecological Culture Development Continuity // European Researcher, 2013, Vol.(43), № 3-1. Рр. 606-610.

17. Yurii S. Tyunnikov. Integral Assessment of Future Teachers' Professional Preparation for Innovative Activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Vol. 5, № 3. Р. 183-200.

18. Evgenia A. Kazaeva. Role of Multicultural Approach in the Development of Civic Position of a Future Teacher // European Researcher. 2013. Vol. 50, № 5-3. Р. 1399-1404.

19. Jannur B. Asetova, Karlygash T. Analbekova. Theatric and Play Activity as a Means of Primary Schoolchildren Aesthetic Education // European Researcher. 2014. Vol. 74, № 5-1. Р. 856-860.

20. Nataliya V. Borodina. The Psychological-Pedagogical Fundamentals of the Aggressive Behavior of Teenagers // European Journal of Contemporary Education. 2014. Vol. 8, № 2. Р. 103-111.

21. Natalia N. Samokhina. The Content of Professional and Creative Self-realization of Future Teachers of Music in Terms of the System Approach // European Researcher. 2013. Vol. 38, № 1-1. Р . 95-101.

22. Vladimir M. Krol, Nikolai I. Trifonov, Vladimir A. Mordvinov. Problems and Cognitive Aspects of Individual-based Education // European Journal of Contemporary Education. 2013. Vol. 3, № 1. Р. 30-38.

23. Sergey V. Kondrat'ev. Personalized Education as a Way of Student's Moral, Spiritual and Intellectual Development in Terms of Transition from Post-industrial to the Humanitarian Society // European Journal of Contemporary Education, 2013, Vol. 3, № 1. Р. 21-29.

24. Ludmila Baiborodova. Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education. 2013. Vol. 5, № 3. Р. 132-144.

25. Nilufar Z. Abidova. Peculiarities of the Formation and Development of Vocabulary in Children with Vision Disorders // European Researcher. 2013. Vol. 42, № 2-3. Р. 475-479.

26. Tat'yana A. Kalashnikova, Valentina V. Bobrova, Elena N. Likhacheva, Merlam I. Imanbe-kov. Implementation of Inclusive Education in General Education Institutions // European Researcher. 2013. Vol. 43, № 3-1. P. 591-597.

27. Omer Faruk Sozcu, ismail ipek, Erkan Ta§kin. А history of Computer-Based Instruction and its Effects on Developing Instructional Technologies // European Researcher. 2013. Vol. 59, № 92. Р.2341-2347.

28. Roza F. Rokhvadze, Natalya V. Yelashkina. Innovations in Educational System: Mobile Learning Applications // European Journal of Contemporary Education, 2013, Vol.(3), № 1. Рр. 50-53.

29. Yelena Z. Kudashkina. Specific Character of Educational Process in Cyberspace // European Researcher. 2013. Vol. 62, № 11-1. Р. 2614-2619.

30. Lubov N. Builova. Children's Continuing Education - Non-formal Education - Extracurricular Education: Problems and Prospects // European Researcher. 2013. Vol. 41., № 2-2. Р. 359-367.

31. Москвин Д. Перспективы развития неформального и информального образования в России [Электронный ресурс]. URL: http://dmitry-moskvin.livejournal.com/298825.html

32. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2008. № 3. С. 3-9.

33. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей // Директор школы. 1995. № 2. С. 56-59.

34. Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1992. № 1/2. С. 138-155.

35. Lubov N. Builova. Children's Continuing Education - Non-formal Education - Extracurricular Education: Problems and Prospects // European Researcher. 2013. Vol. 41, № 2-2. Р. 363-365.

36. Elena A. Eremina, Vladimir V. Kostyukov, Ol'ga N. Kostyukova, Aleksandr I. Kuz'menko State and Prospects of Personnel Training for Kuban Sports Sector // European Journal of Physical Education and Sport. 2013. Vol. 1. № 1. P. 32-37. DOI: 10.13187/ejpe.2013.1.22.

37. Vasilii I. Tkhorev, Sergei P. Arshinnik, Igor' Yu. Panurov, Viktor V. Baklanov, Ol'ga A. Zaichenko, Roman E. Polozov Characteristics of the Physical Well-being of Students in Krasnodar // European Journal of Physical Education and Sport. 2013. Vol. 2, № 2. P. 88-95. DOI: 10.13187/ejpe.2013.2.88.

38. Olga V. Natolochnaya, Aleksandr A. Cherkasov Panic Attack as the Syndrom of the XXI Century // European Journal of Psychological Studies. 2014. Vol. 1, № 1. P. 12-17.

39. Imanali O. Baidaulet, Zulkiya I. Namazbaeva, Guljan N. Dossybayeva, Zhanbol B. Sabirov, Dinara S. Kussainova Estimation of Children Health Risk in Shymkent, Kazakhstan // European Journal of Medicine. 2014. Vol. 3, № 1. P. 8-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.