Научная статья на тему 'Некоторые тенденции развития транспортно-экспедиционного обслуживания в современной России'

Некоторые тенденции развития транспортно-экспедиционного обслуживания в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1242
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПЕРЕВОЗКИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ГРУЗООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамов Р. И.

в статье рассмотрены тенденции развития транспортноэкспедиционного обслуживания, его основные проблемы и пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции развития транспортно-экспедиционного обслуживания в современной России»

7. Канторович Л.В., Макаров В.Л. Оптимальные модели перспективного планирования // Применение математики в экономических исследованиях. Т. 3. - М.: Мысль, 1965.

8. Коцарь А. Л. Повышение экономической эффективности транспорта. - М.: Знание, 1987. - 64 с.

9. Мазо Л. А. Современные методы управления экономическими процессами на железнодорожном транспорте: Докторская диссертация. - М.: МИИТ, 2000. - 331 с.

10. Макеев В.А., Гузенко А.В., Павлов О.В. Составляющие экономической эффективности ситуационного управления развитием железной дороги // Экономика железных дорог. 2007. № 2, с. 64-74.

11. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. - М.: ВИНИТИ РАН. 2002. - 472 с.

12. Терешина Н.П. Экономическое регулирование и конкурентоспособность перевозок. - М.: ЦНТБ МПС РФ, 1994. - 132 с.

Р.И. Тамов

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

SOME TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT-FORWARDING SERVICES IN RUSSIA

Аннотация: в статье рассмотрены тенденции развития транспортно-экспедиционного обслуживания, его основные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: транспортно-экспедиционное обслуживание, перевозки, конкуренция, грузооборот.

Abstract: the article deals with trends in the development of transport-forwarding service, its main problems and their solutions.

Keywords: forwarding services, transportation, competition, turnover.

Основными тенденциями развития управления экономикой в современной России являются децентрализация и либерализация. Эти тенденции присущи и сфере транспортно-экспедиционного обслуживания, что выражается в сужении сферы жёсткого государственного регулирования в различных ее секторах. В транспортно-экспедиционной деятельности значительно сокращены сферы лицензирования, полностью прекращена обязательная сертификация услуг и работ. В совокупности с дальнейшей либерализацией налогообложения субъектов бизнеса это привело к резкому сокращению числа крупных операторов, формированию стихийного неконтролируемого рынка, в значительной степени базирующегося на услугах мелких фирм и предпринимателей, а также к росту численности единиц подвижного состава в предприятиях и организациях различных отраслей экономики.

Результатом этого стало снижение качества некоторых услуг на рынке ТЭО, что определяет необходимость поиска путей решения данной проблемы с учетом реальных условий, сложившихся в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания. Ключевыми аспектами решения данной проблемы являются:

- государственного регулирования доступа операторов на рынок транспортно-экспедиционных услуг;

© Р.И. Тамов, 2012

- создание равных условий конкуренции на рынке транспортно-экспедиционных услуг за счёт введения единых для всех участников транспортно-экспедиционной деятельности требований, унификации налоговых схем и режимов. Переход сферы транспортно-экспедиционного обслуживания на работу по критериям рынка в настоящее время повысил интерес к таким экономическим проблемам, как качество транспортной продукции и методы его количественной оценки, транспортный маркетинг и его организация, гармонизация рынка транспортных услуг и другие. Значительный вклад в решение этих проблем вносят исследования ученых-экономистов и практических работников различных видов транспортно-экспедиционной деятельности. В настоящее время происходит трансформация основной задачи транспорта от собственно обеспечения перевозок к комплексному транспортно-экспедиционному обслуживанию населения, государства и бизнеса [2, 3]. Это обстоятельство является организационно-экономической основой для создания единой системы ТЭО.

При таком подходе основным критерием развития всей системы является не развитие каждого вида транспорта в отдельности, а соединение всех видов транспорта и других видов транспортно-экспедиционного бизнеса в единую систему для качественного и эффективного обслуживания клиентов и пассажиров [4]. Реализация мероприятий по обеспечению качества обслуживания в указанной сфере должна базироваться на анализе объекта управления - рынка транспортно-экспедиционных услуг - в той мере, в которой это позволяет сделать имеющаяся официальная статистика (см. рис. 1).

103,6

100,0 98,5 I

88,6

2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

Рис. 1. Динамика грузооборота транспортного комплекса в 2008-2011 годах, % относительно уровня 2008 года [6]

Как показал анализ, Россия располагает всеми современными видами транспортно-экспедиционного обслуживания, основой которого является транспортная система. Транспортный комплекс страны подвергся за последнее десятилетие основательному реформированию. Большая часть перевозок осуществляется организациями негосударственной формы собственности (кроме пассажирских автотранспортных предприятий, где большую часть перевозок выполняют предприятия государственной и муниципальной формы собственности).

Развитие рыночных отношений усиливает конкуренцию в транспортно-экспедиционном бизнесе. Переход многих предприятий от конкуренции за ресурсы к конкуренции за клиентов и ужесточение отношений в этой сфере стали важным фактором повышения качества транспортно-экспедиционного обслуживания. Как показал анализ, ежегодно возрастает количество транспортно-экспедиционных организаций в нетранспортных секторах экономики. Многие крупные компании-

производители, работающие по западным стандартам, не получают транспортно-экспедиционных услуг требуемого качества и вынуждены создавать собственные транспортные и логистические структуры в странах, с которыми осуществляется грузообмен. Конкуренция на рынке транспортно-экспедиционных услуг усиливается не только внутри каждой транспортной отрасли, но и между предприятиями различных видов транспорта [1].

Рост объемов перевозок и грузооборота обусловлен посткризисным восстановлением экономики, в том числе увеличением объемов производства в основных грузообразующих отраслях, объемов экспортно-импортных операций и ростом деловой активности. Прирост ВВП в 2011 году составил по оценке Росстата 4,3% к уровню 2010 года. На рост ВВП существенное влияние оказали обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство и торговля, поддержанная ростом доходов населения (см. рис. 2.).

Рис. 2. Динамика основных макроэкономических показателей, %

к уровню 2008 года [6]

Таблица

Перевозки грузов транспортом 1)2), миллион тонн, Российская Федерация, значение показателя за год [7]_

Виды транспорта 2009

Транспорт - всего 7469

Железнодорожный 1109

Трубопроводный 985

Морской 37

Внутренний водный 97

Автомобильный 5240

Воздушный 9

1 По автомобильному, внутреннему водному и морскому транспорту с 2000 г. -перевозки грузов организаций всех видов экономической деятельности.

2 До 1990 г. - без газопроводного транспорта.

За последние годы объёмы перевозок грузов показали общую тенденцию к повышению, так же наблюдалось стабильное увеличение объёмов перевозок грузов транспортом, принадлежащим предприятиям и организациям различных отраслей экономики. На транспорт этих предприятий (организаций) сейчас приходится почти 92% общего объёма перевозок грузов, хотя годовая выработка одного автомобиля снизилась за 10 лет почти на 40%. Снижение выработки свидетельствует о превышении на рынке перевозок предложения над спросом (т.е. о перенасыщении рынка) [5]. Один и тот же объём перевозок грузов сейчас выполняется большим (по сравнению с 1995 годом и, тем более, с 1985 годом) количеством подвижного состава. Соответственно возрос (хотя не пропорционально) и суммарный пробег грузового транспорта.

Большинство предприятий-грузовладельцев в отраслях экономики предпочитают приобретать собственный подвижной состав, поскольку значительная часть коммерческих перевозчиков предоставляют свои услуги не всегда с требуемым уровнем показателей качества и стоимости доставки. Постоянный рост объемов перевозок грузов, выполняемых некоммерческими перевозчиками, свидетельствует о том, что профессиональный уровень мелких коммерческих операторов не соответствует современным и перспективным требованиям рынка.

Основными недостатками парка подвижного состава практически всех видов транспорта являются его прогрессирующее старение и несовершенная структура. Например, лишь немногим более 14% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, более 60% грузовых автомобилей полностью амортизированы и эксплуатируются свыше 10 лет [5].

Литература

1. Степанов А. А. Формирование маркетинговой системы транспортно-экспедиционного обслуживания в современной России. - М., 2005.

2. Развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания на основе практического маркетинга. Монография печатн. - М., ИКФ «Каталог», 2006.

3. Горин В.С., Степанов А. А. Концептуальные основы транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания бизнеса и населения печатн. Вестник университета № 26 (Государственный университет управления). - М., ГУУ, 2011.

4. Горин В. С., Степанов А. А. Концептуальные основы транспортно-экспедиционного обслуживания бизнеса и населения / Вестник транспорта. 2009. № 11.

5. Донченко В.В., Степанов А.А., Ибраев К.А., Петрова А.П. Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортных предприятиях различных форм собственности: Учебное пособие. - М., 2009.

6. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса России. Министерство транспорта Российской Федерации, Москва. 2012 г..

7. http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.