Научная статья на тему 'Некоторые тенденции развития отношений Автор-Читатель в Интернет-рецензии'

Некоторые тенденции развития отношений Автор-Читатель в Интернет-рецензии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕЦЕНЗИЯ / HOMO LOQUENS / INTERNET-COMMUNICATION / INTERNET-CRITIQUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведев Сергей Алексеевич

В статье описываются особенности отношений между Автором и Читателем, которые проявляются в рамках Интернет-рецензий на представленные в Глобальной Сети художественные тексты. Автор художественного произведения предполагает, что оно будет оценено Читателем, который при чтении так или иначе формирует свое отношение к представленному тексту. В традиционной печатной литературе Автор практически не имеет возможности для ознакомления с читательской реакцией на текст, а Читателю достаточно сложно высказать Автору свое мнение о напечатанном тексте. В Интернете данная ситуация изменяется под воздействием особенностей среды коммуникации. Как показывает анализ материала, в рамках Интернет-коммуникации Автор и Читатель имеют в своем распоряжении больший арсенал средств для высказывания собственных суждений относительно представленного художественного текста. Помимо простого упрощения процесса публикации собственных произведений, значительно преображается и процесс общения с публикой, что отражается в том числе и в текстах Интернет-рецензий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the features of the relationship between Author and Reader, which are shown in the Internet-critique for literary texts presented in a Global network. The Author of a fiction text suggests that it will be appreciated by the Reader who forms his attitude towards the presented text while reading. In traditional printed literature, the Author almost can not know the reaction of the Reader to the text, and the Reader can have difficulties when giving the Author his opinion of the printed text. In the Internet this situation is changed because of the communicative circumstances. As the analysis of the material within the Internet communication shows, the Author and the Reader have at their disposal a greater stock of tools to make their own judgments regarding the presented literary text. In addition to just simplify the process of publishing his own works, the process of communication with the audience significantly transformed, which is reflected in the texts of the Internet-critique.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции развития отношений Автор-Читатель в Интернет-рецензии»

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ АВТОР-ЧИТАТЕЛЬ В ИНТЕРНЕТ-РЕЦЕНЗИИ

С.А. Медведев

Ключевые слова: Интернет-коммуникация, Интернет-

рецензия, Homo Loquens.

Keywords: Internet-communication, Internet-critique, Homo

Loquens.

Рецензия в Интернет-коммуникации является актуальным объектом исследования. Так, в работах А.А.Чувакина рассматриваются такие вопросы, как «пространство вторичных текстов» [Чувакин, 2008] и «коммуникативная модель Интернет-среды» [Чувакин, Шмаков, 2010], что оказывается важным для познания более сложной целостности вопросов формирования жанров в Интернете и коммуникативных особенностей Homo Loquens в Интернет-среде. Вместе с этим выдвигается проблема Автор-Читатель (далее - А-Ч) в Интернет-коммуникации и в Интернет-рецензии (далее - ИР) в частности. Дело в том, что с появлением Интернета изменился сам характер взаимодействия этих участников коммуникации. Установить и зафиксировать некоторые основные тенденции развития отношений А-Ч в ИР и призвана данная статья.

Статья входит в цикл работ автора, посвященных вопросам формирования жанров в рамках Интернет-коммуникации (далее - ИК), в частности жанра ИР. Исследование выполнено на материале сайта Проза.ру (proza.ru), который является крупнейшим русскоязычным литературным порталом, посвященный современной прозе1. Структура представления информации на данном сетевом ресурсе будет описана ниже.

Согласно замечанию Б.В. Кондакова, «история литературы по сути является историей развития отношений между Я (автора, героя, читателя) и другого Я (того же читателя, героя, автора)» [Кондаков, 2009, с. 26]. Таким образом, в рамках актов художественной коммуникации своеобразно реализуется коммуникативная модель, участниками которой, по версии Б.Ю. Городецкого [Городецкий, 1989, с. 5-31], являются именно Автор и Читатель. Вне Интернета (в том числе и до его появле-

1 См.: http://proza.ru/about/

ния) направление этой коммуникации в литературе было практически односторонним: Автор художественного текста знакомился с реакцией на текст только посредством «читательской почты» (если речь идет, например, о литературном журнале) или рецензий, написанных профессиональными критиками.

Отношения между Автором и Читателем в художественной литературе мы рассматриваем в русле идей Н.Н. Михайлова (см.: [Михайлов, 2006]). Исследователь отмечает, что при создании художественных текстов Автор предполагает, что представленный им текст будет критически оцениваться Читателем. Читатель, в свою очередь, подходит к процессу чтения художественных текстов с критической стороны, так или иначе оценивая представленный текст и формируя свою реакцию. В традиционной печатной литературе эта реакция не обязательно будет находить свое вербальное отображение, если, конечно, не брать в расчет письма и устные оценки читателей, коллег, друзей. Вне ИК оценка произведений художественной литературы главным образом выражается посредством критических статей или литературных обзоров, из которых и складывается многогранное понятие рецензии (литературной, публицистической, театральной - то есть рецензии, объектом которой является художественный текст). Ее созданием занимаются квалифицированные критики, имеющие для этого специальные навыки и способности.

В рамках ИК вообще и сетературы2 в частности Автор может гораздо ближе общаться со своим читателем и оперативно получать читательскую реакцию на текст, что зачастую недоступно вне ИК. В ИК стать рецензентом может каждый Читатель. Конкретно на сайте Про-за.ру для этого необходимо только осуществить процедуру «входа» на сайт посредством собственного логина и пароля, то есть «авторизоваться». Для прочтения же представленного текста авторизация не является обязательной.

На ранних этапах исследования мы рассмотрели влияние различных сопутствующих элементов на понимание и истолкование смыслов текстов в ИК (см.: [Медведев, 2012; 2013]) и на различия в форме выражения читательской реакции на текст, следствием чего стало установление специфики жанра рецензии в Интернете (=ИР). В соответ-

2 Согласно Г.Н. Трофимовой, «художественная литература в Интернете как многогранное и многозначное явление получила название сетературы... В широком смысле «сете-ратура» объединяет как традиционное литературное наследие в онлайновом воплощении, так и новые литературные жанры, разновидности веб-литературных экспериментов» [Трофимова, 2009, с. 148].

ствии с определением жанра у М.М. Бахтина, под ИР мы понимаем сообщение критического характера на художественный текст или его фрагмент, представленный в рамках ИК. Рассмотрим структуру текста на сайте Проза.ру на примере произведения Сони Никольской «Монолог неустанного сердца»3.

Монолог неустанного сердца Соня Никольская

Иногда я вижу себя под водой, медленно, словно по ступенькам, спускающуюся ко дну. Но дна не видно. И только рыбы странно-прозрачные сопровождают мое одинокое погружение. Да. Они прозрачны, а мои волосы выкрашены в розовый цвет, и брови, и губы... И все это кажется нереальным, игрой воображения.. .Но на этом причудливое видение не заканчивается, потому как вода впитывает тяжесть прожитых дней и и уносит быстрым течением, словно порывистый ветерок, обычную человечью боль. Боль, которая находит укромные уголки в тайниках сердца... Может поэтому я часто вижу себя под водой? Чтобы отдать эту боль, эту необъяснимую тягучую грусть чудодейственной воде и проснуться полной сил и жажды жизни? Автопортрет - попытка узнать о себе нечто большее. И вот мой краткий монолог. Монолог неустанного сердца.

28 сентября 2014

На странице - фото Анки Журавлевой "Автопортрет" (2014).

Работы фотохудожника можно посмотреть здесь http://anka-zhuravleva.com

© Copyright: Соня Никольская, 2014

3 http://www.proza.ru/2014/09/28/2105; здесь и далее приводятся тексты из раздела «миниатюры», что обусловлено их небольшим объемом, удобным для публикации. Сохраняется авторская орфография, пунктуация, стиль и оформление текста.

Свидетельство о публикации №214092802105

Рецензии

Написать рецензию

Спасибо, уважаемая Автор! На огонь и протекающую воду можно смотреть и почему то усталости не чувствуешь? Прекрасным слогом написана миниатюра. Понравилась. ...

Наталья Рахматуллаева 03.10.2014 06:37 • Заявить о нарушении правил Добавить замечания

Уважаемая Наталья. посмотрела видео о вас и вашем городе. Просматривая материал местами плакала. Поражалась вашей мудрости, бескорыстности, человечности. Вы удивительная женщина... Всего вам самого доброго, исполнения желаний, творческого самовыражения! С уважением, Соня Никольская 03.10.2014 22:18 Заявить о нарушении правил

Приведенный документ («документ» - термин ИК) можно разделить на два блока: блок авторского текста и блок, образованный рецензиями и замечаниями. Авторским текстом является все пространство от сопутствующего изображения до ссылки на работы художника, являющегося автором изображения. Рецензией на художественный текст выступает сообщение пользователя Наталья Рахматуллаева, к которому автор художественного текста, Соня Никольская, оставляет свое замечание. Если в рамках коммуникативного учения о тексте (см.: [Теория текста, 2010]) модель коммуникации изменяется в зависимости от условий существования текста, то при решении нашей задачи коммуникативная модель модифицируется с учетом коммуникативного пространства Глобальной Сети. В данном случае мы сталкиваемся с проявлением такой характерной черты Интернет-среды, как «бесконечность речевой коммуникации» [Чувакин, Шмаков, 2010, с. 205], заключающейся в вычленении отдельных коммуникативных актов «без фиксации начала и конца коммуникации». Структура исследуемой модификации коммуникативного акта видится следующим образом: опубликованный на сайте Проза.ру художественный текст, написанные на этот текст рецензии и замечания как к самому тексту, так и к рецензиям.

В ИР коммуникация А-Ч, на наш взгляд, «приобретает открыто диалогический характер» [Чувакин, 2008, с. 395]. Фактически коммуникация из однонаправленной (когда Автор практически не имел средств для прямого общения с читателями) становится взаимонаправленной и многоходовой. Вследствие того, что под текстом художественного произведения можно оставить текст рецензии, а под текстом рецензии - текст замечания и т.д., цепочка связанных между собой текстов фактически предстает в формате диалоговых реплик. В ходе

этих диалогов коммуниканты могут обсуждать содержание произведения, выявлять его сильные и слабые стороны, аргументировать свою точку зрения и так далее. Пример коммуникации между Читателем и Автором рассмотрим на материале произведение Вадима Доннерветте-ра «Мгновения жизни и дозы смерти»4:

Рецензия на «Мгновения жизни и дозы смерти» (Вадим Доннерветтер) Не ожидала от вас, Вадим, что вы можете иногда перевоплощаться в наблюдателя-художника... Вы - разный, вы - тонкий, вы - наблюдательный. У вас есть все для того, чтобы написать роман века... Алла-Аэлита Алла Богаева

Какие прекрасные фотографии. Глаз оторвать невозможно...

Алла Богаева

Спасибо, Алла. Не ожидал такого приятного отзыва) Не всем эта миниатюрка по вкусу. А фотографии... В контакте есть еще много, если интересно) Вадим Доннерветтер Читатель, Алла Богаева, рецензирует данный художественный текст, позднее делая добавление к своей рецензии («Какие прекрасные фотографии...»). Посредством ответной реплики («Спасибо, Алла...») Автор художественного текста вступает в диалог со своим читателем, в данном случае указывая на противоречивость художественных достоинств произведения («Не всем эта миниатюрка по вкусу»). Результатом подобного обсуждения может стать редактирование уже опубликованного текста и представление его в другом варианте. Выступая в данном случае в роли редактора, читатель может не только обозначить недостатки произведения (например, отсутствие выстроенного сюжета), но и указать на различные ошибки. Например:

Рецензия на «Мгновения жизни и дозы смерти» (Вадим Доннерветтер) Уважаемый Вадим!

Почитав ваш стеб над классиками, хотела было высказать свое "фи". Но, знаете, эта ваша зарисовка мне, в общем, понравилась. Единственное - из-за хромающих местами пунктуации и правописания затруднено восприятие... Ксайберия

Спасибо, уважаемая Ксайберия. (Сибирь?) Всегда приятно услышать надменное мнение граммар наци) Интересно было бы знать, над какими именно классиками я постебался, и каким образом? =) Вадим Доннерветтер Приведенный выше пример является демонстрацией непринуж-

4 http://proza.ru/2014/01/02/386

денного общения между Автором и Читателем, что возникает вследствие особых свойств ИК (открытости, анонимности, свободы общения и т.д.).

При анализе отношений А-Ч на материале ИР важно отметить, что в рамках ИК художественный текст и опубликованные на него рецензии существуют в одном текстовом пространстве, то есть фактически составляют особую совокупность вторичных текстов, которая и подвергается анализу последующими читателями.

Рецензия на «Мгновения жизни и дозы смерти» (Вадим Доннерветтер)

Вадим, я здесь ниже прочла коммент Аллы Аэлиты и он в точности совпадает с моим мнением. Поэтому присоединяюсь с ее мне позволения. Пишете шикарно. Богатый слог, образно, насыщено, наполнено чувствами, эмоциями и ... Про мороз круто написано.

С ув. София Полянская

Спасибо, София, огромное. Так важно порой услышать добрые слова. А то вечно сомневаешься в том, зачем тут вообще проводишь время)

Вадим Доннерветтер

Как видно из нашего примера, рецензент София Полянская кроме прочтения представленного художественного текста ознакомилась с рецензиями, написанными другими пользователями (в данном случае -Аллой Аэлитой) и, возможно, учла их содержание при написании собственного ответного сообщения. Вне ИК художественный текст и написанные на него рецензии существуют в разных текстовых пространствах, будучи опубликованными, например, в разных номерах литературного журнала или вообще в разных изданиях. Как следствие, читатель оценивает содержание художественного текста отдельно от текстов рецензий, не опираясь тем самым при формировании собственной оценки на мнение других читателей относительно представленного произведения.

Фактический материал и его анализ показывает, как на данный момент в рамках ИК происходит развитие отношений Автор-Читатель в пространстве текстов Интернет-рецензии. Обозначенные тенденции изменения характера взаимоотношений и взаимодействия коммуникантов демонстрируют динамичную природу Homo Loquens в Интернет-среде, создавая тем самым пространство для дальнейших исследований в области ИК и электронного жанроведения.

Литература

Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1989. Вып. 24.

Кондаков Б.В., Абрамова В.С. Автор и читатель в пространстве художественного

текста // Филологические заметки. 2009. N° 2.

Медведев С.А. Влияние среды функционирования на развитие смыслов Интернет-миниатюры // Организация работы с молодежью. 2012. № 9.

Медведев С.А. Синтетичность применения письменной и устной речи как характерная черта интернет-речи // Глобальные и региональные коммуникации: настоящее и будущее: в 2-х ч. СПб., 2013. Ч. 1.

Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. М., 2006.

Теория текста. М., 2010.

Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. М., 2009.

Чувакин А.А. Интернет-коммуникация: миниатюра в пространстве вторичных текстов // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2008. Вып. 8.

Чувакин А.А., Шмаков А.А. Коммуникативная модель риторики: ее специфика в Интернет-среде (к постановке проблемы) // Ars interpretationis. Барнаул, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.