Научная статья на тему 'К методике описания типологии интернет-рецензии'

К методике описания типологии интернет-рецензии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET-COMMUNICATION / ИНТЕРНЕТ-РЕЦЕНЗИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЖАНРОВ / TYPOLOGICAL DESCRIPTION OF GENRES / INTERNET-CRITIQUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведев Сергей Алексеевич

В исследовании освещаются основные принципы типологического описания жанра интернет-рецензии. Рецензия, начав функционировать в рамках интернет-коммуникации, обрела большое количество вариаций, часть которых существенно отличается от традиционного понимания этого жанра. Подчеркивает актуальность и необходимость детального рассмотрения интернет-рецензии не только ее большое распространение и неоднородность, но и то влияние, которое она оказывает на коммуникацию между Автором и Читателем художественного текста. Интернет-рецензия относится к числу жанров интернет-коммуникации, возникших из исходного жанра под влиянием коммуникативного пространства. Большое разнообразие форм и вариантов реализации подобного типа текстов требует их многостороннего исследования, что возможно осуществить путем типологизирования обозначенного жанра. Метод типологического описания использовался исследователями для характеристики жанров речевой коммуникации, однако жанры интернет-коммуникации таким образом описаны не были.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the basic principles of the typological description of internet-critique. Critique has got some variations in internet-communication. Some of them are significantly different from the traditional view of this genre. The relevance of the research and the need for a detailed description of internet-critique are due to several factors. The main ones are the prevalence, variability of this genre and its influence on communication between the Author and the Reader of the artistic text. Internet-critique is a genre of internet-communication, which originated from the traditional genre under the influence of the medium of communication. A large number of forms and variants of internet-critique requires their multifaceted research. This is possible to do with the typologizing of this genre. The method of typological description was used by researchers to characterize the genres of communication. However, the genres of internet-communication are not yet described in this way.

Текст научной работы на тему «К методике описания типологии интернет-рецензии»

К МЕТОДИКЕ ОПИСАНИЯ ТИПОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ-РЕЦЕНЗИИ

С.А. Медведев

Ключевые слова: интернет-коммуникация, интернет-рецензия,

типологическое описание жанров.

Keywords: internet-communication, internet-critique, typological

description of genres.

Эволюция интернет-коммуникации «способствует не только появлению новых жанровых форм, сложившихся непосредственно в интернет-среде, но и изменению уже существующих традиционных жанров» [Кукуева, Минина, 2016, с. 103]. Одним из таких жанров стала рецензия, трансформировавшаяся под воздействием интернет-коммуникации.

Задача исследования состоит в разработке методики разнопланового описания интернет-рецензии. В качестве материала используются рецензии, размещенные на сайте Проза.ру, который является крупнейшим порталом, посвященным современной русскоязычной прозе.

Интернет-рецензия - относительно новый объект для современной лингвистики, которому уделяют внимание не только филологи, но и исследователи смежных наук, прежде всего -журналистики. Однако, несмотря на наличие обзорных и энциклопедических трудов (Е.А. Набиева, А.А. Тертычный и другие), а также диссертационных исследований А.Г. Башкатовой и Н.Н. Молитвиной, многостороннее и детальное описание интернет-рецензии по-прежнему отсутствует.

Изучая интернет-рецензию, равно как и другие формы текста, нам необходимо «вскрыть конкретные изменения текста в конкретных условиях его существования, взаимоотношения и взаимодействия текстов» [Бытие текста в коммуникации, 2016, с. 10]. Предполагается, что выявление, описание и систематизация особенностей взаимодействия компонентов текстового пространства, частью которого является интернет-рецензия, возможно посредством типологического описания обозначенного жанра. Решение поставленной задачи предполагает осуществление следующих шагов: • определить семантику рецензии и понимание данного феномена;

• обозначить особенности рецензии на современном этапе развития;

• обосновать предпочтительность метода типологического описания для разноплановой характеристики интернет-рецензии;

• выявить принципы типологического описания интернет-рецензии.

«Вследствие того, что фактически каждое из ответных сообщений является выражением реакции на опубликованное произведение» [Медведев, 2014, с. 78], формально интернет-рецензией, в соответствии с выбранным источником, является ответное сообщение на представленный для оценки художественный текст в интернет-коммуникации. Естественно, что при размещении в блоке «рецензии» ответное сообщение не всегда будет являться рецензией по сути.

Типологическое описание интернет-рецензии невозможно без представления о сущности рецензии за пределами Интернета. Оценка продуктов интеллектуальной деятельности (художественные и музыкальные произведения, научные материалы и т.д.) за пределами Интернета осуществляется в рамках жанра рецензии. Этимология «рецензии» восходит к латинскому «гесешю» - «оценка, отзыв о чем-либо». Это позволяет утверждать, что «рецензия» в самом общем виде - жанр, в основе которого лежит «отзыв (прежде всего - критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.» [Крикунов, 1975, с. 3]. Данное положение отражено и в сложившейся семантике этого слова, которую можно обозначить посредством анализа словарных статей.

Энциклопедические (специализированные) словари, в отличие от толковых и словарей иностранных слов, предлагают детальную трактовку интересующего нас термина. В Литературной энциклопедии (1929-1939) «Р. - критический разбор произведения» [Бельчиков, 1935]. Согласно еще более раннему Словарю литературных терминов (1925), рецензия есть «небольшая критическая статья или заметка» [Благой, 1925, с. 710].

Энциклопедический словарь СМИ отмечает, что «суть любого отзыва состоит в выражении отношения рецензента к исследуемому произведению» [Князев, 2002, с. 136]. В Словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило приводится разностороннее понимание рецензии. Во-первых, рецензия - «критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.п.». Во-вторых, рецензия - «один из видов (жанров) профессионального сочинения-рассуждения». И, наконец, в-третьих, рецензия представляет собой «один из видов творческих работ

учащихся старших классов» [Жеребило, 2010, c. 307]. Обобщая данные словарных источников, можно сказать, что в основе рецензии лежит критический отзыв на представленный для оценки объект.

Интересным представляется понимание рецензии и в исследовательском ключе. В отношении этого феномена можно выделить два направления исследований. Представители первого -А.А. Тертычный, В.М. Горохов и другие - относят рецензию к жанрам журналистики, другие исследователи (Н.Ф. Бельчиков, А.Г. Бочаров и другие) причисляют ее к жанрам литературно-критическим.

Для рецензии как жанра журналистики характерно наличие отзыва, основанного на оценке. Исследователи отмечают ряд существенных изменений в жанровой составляющей современной рецензии. А.А. Тертычный говорит о существовании «мини-рецензий», которые «распространены в настоящее время гораздо шире, чем развернутые». Их «содержание представляет собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги и не содержит обоснования их (этих впечатлений) (курсив мой. - С.М.), анализа различных аспектов предмета отображения» [Тертычный, 2002]. Этой же точки зрения придерживается Е.А. Набиева, по мнению которой «современная рецензия призвана удовлетворить потребность индивида в актуальной для него информации оценочного характера» [Набиева, 2010, с. 3]. Как отмечают Г.В. Лазутина, С.С. Распопова и А.А. Тертычный, рецензия отличается от анонса и аннотации, целью которых является только оповещение аудитории о новом культурном явлении, тем, что в ней содержится кроме всего прочего аргументированная оценка произведения.

Подобная оценочная составляющая характерна и для рецензии в понимании ее как одного из основных жанров критики. Исследуя литературную рецензию в рамках современных тенденций развития культуры, А.Г. Башкатова отмечает, что «рецензенты выносят оценку, прежде всего, самому произведению, его форме, стилю, сюжету, затем идейному содержанию произведения и ценностным установкам автора» [Башкатова, 2013, с. 21].

Спроецировав сказанное выше на наш объект, мы можем сделать следующие выводы:

• наличие критической составляющей позволяет разделить сообщения, публикуемые в блоке рецензии интернет-портала Проза.ру, на рецензии и псевдорецензии (то есть сообщения, не имеющие в своем составе критической составляющей);

• для рецензии как критического жанра характерен больший, чем ранее, акцент на вынесение оценки, а также выражение реакции аудитории на то или иное художественное явление.

Следующим важным шагом в методике исследования жанра интернет-рецензии является обозначение предпочтительности типологического описания (=типологизирования). Данный метод позволяет выбрать несколько оснований для описания интернет-рецензии, в результате чего обозначенный феномен будет многосторонне охарактеризован. Итоговое комплексное представление о специфике жанра интернет-рецензии позволит судить о пригодности метода типологического описания для анализа жанров интернет-коммуникации.

Исходя из того, что «linguistic typology is not only concerned with variation, but also with the limitations on the degree of variation found in the languages of the world» [Eifring, Theil, 2005] - «лингвистическая типология касается не только вариаций, но и ограничений на степень вариации языков мира» (перевод мой - С.М.), типологизирование позволит не только определить и охарактеризовать типы интернет-рецензии, но и показать, какие явления не являются по своей сути интернет-рецензией вообще.

Во избежание терминологической путаницы, необходимо разграничить понятия «типология» и «классификация», «типологизирование» и «классифицирование». Типологизирование направлено на создание «упорядоченного описания разнородных явлений и объяснения их множества» [Кукуева, 2008, с. 25], классифицирование же в конечном счете представляет «в надежном и удобном для обозрения виде всю область исследуемых объектов», дает «максимально полную информацию о них» [Субботин, 2001, с. 225]. Если основанием для типологизирования чаще всего служат структурные свойства объектов (на что указывают А.П. Огурцов и В.И. Плотников), то вопрос об основании классифицирования остается открытым, в результате чего «параметрами классификации зачастую выступают разнородные признаки» [Кукуева, 2008, с. 25]. Таким образом, классифицирование может быть представлено в виде вспомогательной операции в процессе построения типологии текстов интернет-рецензии при выделении ее подтипов.

Использование типологического описания для исследования жанров речевой коммуникации не ново как метод, подтверждением чего может служить указанная ранее работа Г.В. Кукуевой.

Исследователь приводит универсальные принципы типологического описания жанров, в которые вошли:

• установка цели типологизирования;

• выбор объектов для процедуры типологизирования;

• выявление способов и параметров типологизирования;

• составление набора ключевых типологических признаков;

• выявление набора признаков, присущих всей совокупности анализируемых объектов;

• выявление набора признаков, присущих отдельной группе понятий;

• характеристика каждой группы объектов как отдельного типа [Кукуева, 2008, с. 29].

Так как данные принципы носят универсальный характер, возможно их применение и к интернет-рецензии с учетом специфики среды коммуникации.

Установка цели типологизирования. Целью типологизирования является осуществление типологии текстов интернет-рецензии, опубликованных на сайте Проза.ру, что также позволит судить о возможности применения типологизирования для описания жанров интернет-коммуникации.

Выбор объектов для процедуры типологизирования. Для анализа отбирались произведения, которые были прорецензированы более чем 30 раз, то есть имели определенный потенциал для оценки. Таким образом, стало возможно исследовать различные интернет-рецензии на одно художественное произведение.

Дополнения и пояснения к рецензии от самого рецензента, равно как и реплики критического характера от других читателей и автора изначального текста, рассматривались как единая рецензия с многочастной структурой.

Способы и параметры типологизирования. Типологизирование проводилось путем анализа корпуса из более чем десяти тысяч интернет-рецензий, относящихся более чем к тысяче представленных художественных текстов.

В качестве оснований для типологизирования интернет-рецензии в рамках данной работы выбраны:

• отдаленность текста интернет-рецензии от традиционной рецензии;

• количество частей, из которых состоит интернет-рецензия;

• структурный характер текстов интернет-рецензии (взаимообусловленность частей многочастной рецензии) [подробнее см.: Бытие текста в коммуникации, 2016, с. 22-39];

• функциональный характер интернет-рецензии (адаптированность к среде коммуникации).

Выявление набора ключевых типологических признаков. Определяющим признаком при типологизировании интернет-рецензии на содержательном уровне выступает наличие или отсутствие критической оценки представленного художественного текста. Следующим по значимости признаком выступает развернутость и обоснование данной оценки, на основании чего дается вывод о близости / отдаленности анализируемой интернет-рецензии от рецензии традиционной.

Вместе с проведенным анализом особенностей рецензии и метода типологического описания, обозначенные принципы позволяют создать комплексную типологию интернет-рецензии, что покажет степень эффективности применения типологического описания при характеристике неоднородных жанровых форм.

Интернет-рецензия - неоднородный жанр интернет-коммуникации, требующий разностороннего описания, базирующегося на строгих научных основаниях, обозначить которые и была призвана данная работа. Результаты исследования помогут скорректировать понимание рецензии на современном этапе развития, а также ее значимости для развития литературы в Интернете и коммуникации между Автором и Читателем.

Литература

Башкатова А.Г. Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.

Бельчиков Н.Ф. Рецензия // Литературная энциклопедия в 11 т. М., 1935. Т. 9.

Благой Д. Рецензия // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х тт. М., Л., 1925.

Бытие текста в коммуникации. Барнаул, 2016.

Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань, 2010.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек, 2002.

Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. М., 1975.

Кукуева Г.В. Рассказы В.М. Шукшина: лингвотипологическое исследование. Барнаул, 2008.

Кукуева Г.В., Минина О.В. Характеристика речевого жанра «народные мемуары» в интернет-коммуникации: медийные параметры // Филология и человек. 2016. № 3.

Медведев С.А. Интернет-рецензия в аспекте эволюции жанра рецензии // Филология и лингвистика в современном обществе. М., 2014.

Набиева Е.А. Оценочность в жанре рецензии: лингвистический и прагматический аспекты (на материале «Литературной газеты» и региональной парламентской газеты «Тюменские известия» постсоветского периода 1993-1995 и 2003-2005 гг): автореф. дис. ...канд. филол. наук. Тюмень, 2010.

Субботин А.Л. Классификация // Новая философская энциклопедия: в 4-х тт. М., 2001. Т. 4.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

Eifring H., Theil R. Linguistics for students of Asian and African languages. Institutt for 0steuropeiske og orientalske studier. Oslo, 2005.

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ КИТАЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

К.А. Ульянова

Ключевые слова: китайский письменный язык, деловое письмо, речевой жанр, коммуникативные цели, речевые интенции.

Keywords: Chinese writing, business letters, genre, communicative purposes, verbal intentions.

В китайской и отечественной научной традиции обнаруживаются принципиально различные подходы к классификации деловой корреспонденции (^^{йШ)1. В Китае доминирующим критерием классификации остаются взаимоотношения адресанта и адресата: сясин (вышестоящий адресует письмо нижестоящему), пинсин (статусы адресанта и адресата равны), шансин (нижестоящий адресует письмо вышестоящему) [Дэн, 1993]. С точки зрения статуса адресата и адресанта в условиях рыночной экономики на современном этапе на первый план выходят письма жанра пинсин (равноправие партнеров по коммуникации), так как жанры сясин и шансин являются доминирующими при плановой экономической системе: нижестоящие направляют запросы вышестоящим, вышестоящие одобряют или отклоняют запрос.

Методологической основой в работах отечественных исследователей послужили теория речевых актов Дж. Остина и теория речевых жанров М.М. Бахтина. С точки зрения теории речевых

1 Использование данного термина в сравнении с более распространенным^ ^{вй «коммерческая корреспонденция» более оправдано с точки зрения семантики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.