Научная статья на тему 'Некоторые тенденции развития международной торговли'

Некоторые тенденции развития международной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1241
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокушкина Ирина Владимировна, Цыцырева Алла Юрьевна

This article is a brief analytical review of international trade developments with the historical retrospective from the ancient times till the beginning of the 21st century. The analysis is made by considering progress trends of such parameters, as the volume of world trade and its structure (by sector and by region). The authors come to a conclusion that up to date international trade development is exhibited not only quantitative growth of mentioned indicators but the new quality of growth connected with the impact of such factors as internationalization and scientific and technical revolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tendencies of International Trade Development

This article is a brief analytical review of international trade developments with the historical retrospective from the ancient times till the beginning of the 21st century. The analysis is made by considering progress trends of such parameters, as the volume of world trade and its structure (by sector and by region). The authors come to a conclusion that up to date international trade development is exhibited not only quantitative growth of mentioned indicators but the new quality of growth connected with the impact of such factors as internationalization and scientific and technical revolution.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции развития международной торговли»

И.В. Кокушкина, А.Ю. Цыцырева

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Международная торговля является одним из древнейших видов человеческой деятельности, классической формой международных экономических отношений (МЭО). При этом внешнеторговые связи на протяжении длительного периода (до ХХ в.) доминировали в системе МЭО. На ее развитие так или иначе влияют все процессы, происходящие в мировом хозяйстве. Великие империи возникали и уходили в небытие, гремели войны и революции, стихийные бедствия стирали с лица Земли города, сменялись бесчисленные поколения, но международная торговля не прерывалась никогда.

Известно, что торговля между странами осуществлялась еще за 2000 лет до н. э.: Египет активно торговал с Финикией и другими соседними странами1. Широкое развитие международная торговля получила в период Римской империи. Так, Рим пополнял свои хлебные запасы за счет торговли с Египтом. Характерно, что одно из наиболее ранних письменных свидетельств международной торговли можно найти в Библии2.

Наиболее интенсивно международная торговля стала развиваться в Х.IX в. Менее чем за 100 лет (с 1830 по 1913 г.) объем мирового товарооборота вырос, по некоторым оценкам, в 20 раз, тогда как за три предыдущих века он лишь утроился, причем темпы роста международной торговли стали стабильно превышать темпы роста мирового произ-водства3.

Ирина Владимировна КОКУШКИНА — канд. экон. наук (1981), доцент кафедры мировой экономики СПбГУ. Окончила экономический факультет ЛГУ. Сфера научных интересов - международная торговля и конъюнктура мировых товарных рынков, международные инвестиции и совместное предпринимательство; экономические проблемы Центральной и Восточной Европы; развитие системы международных отношений. Автор и соавтор свыше 60 научных работ, в том числе двух авторских монографий; соавтор учебного пособия «Международная торговля и мировые рынки» (2006).

Алла Юрьевна ЦЫЦЫРЕВА — канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики СПбГУ. Окончила экономический факультет ЛГУ (1979). Сфера научных интересов - мировая экономика и международные экономические отношения; морская экономика; отечественный и зарубежный опыт развития муниципальной экономики и образовательной сферы; методологические проблемы и методики преподавания. Автор и соавтор более 60 научных работ.

© И. В. Кокушкина, А. Ю. Цыцырева, 2007

Уже к началу XIX в. в развитии международной торговли стали проявляться такие тенденции, как поступательный рост объемов мирового товарооборота и расширение его товарной номенклатуры, рост числа участников международного товарообмена, изменение их качественного состава, возрастание требований к качеству товаров.

К середине XIX в. сформировался мировой товарный рынок, который сыграл важную роль в появлении и развитии мирового капиталистического хозяйства. Возникновение мирового товарного рынка - закономерный результат интернационализации хозяйственной жизни, которая исторически развивалась от простейших форм меновой торговли до локальных международных рынков и приводила к разрастанию последних к середине XIX в. в единый мировой товарный рынок. С появлением мирового рынка интернационализация товарообмена превращается в устойчивую тенденцию, поскольку торговые связи между странами становятся не эпизодическими, а регулярными, охватывающими все большее количество стран.

В XIX в. отмечался не только небывалый рост международной торговли. Произошли существенные изменения в ее отраслевой (товарной) и географической структурах. Так, торговля пряностями, процветавшая в прежние века, сменилась торговлей преимущественно сырьевыми товарами; начался процесс перехода к международному обмену промышленными изделиями. В 50-60-е годы XIX в. в период индустриализации во многих странах Европы быстро росло городское население, что вело к повышению спроса на готовую продукцию, которая стала играть все более заметную роль в товарной структуре международной торговли.

Основные изменения в географической структуре международной торговли в XIX в. связаны прежде всего с изменением места и роли Европы в концу XIX в. и началом распада колониальных империй. Еще до конца 70-х годов XIX в. Европа оставалась главным центром международного товарообмена, причем в середине века она обеспечивала около 70% мирового товарооборота. На долю одной только Великобритании приходилось 20% мировой торговли; второе и третье места занимали соответственно Франция и Германия, а в совокупности эти три державы обеспечивали 40% мирового товарооборота и 70% европейского экспорта4. Однако постепенно роль Европы в мировой торговле стала ослабевать. Спад наметился к 1880 г.: доля континентальной Европы в мировом товарообмене сократилась до 64%, а доля Западной Европы - до 50%; при этом обозначилась тенденция к изменению направлений товарных потоков: в Азию и Африку стало поступать 13% европейского экспорта вместо 6% в 1800 г., доля Северной Америки, напротив, сокращалась, хотя на протяжении всего XIX в. Северная Америка оставалась главным торговым партнером Европы5.

Из всех европейских стран наиболее широкой географической структурой внешнеторговых связей обладала Великобритания: лишь 35% ее экспорта направлялось в страны континентальной Европы, в то время как в товарообмене других европейских стран доля взаимной торговли была значительно выше. Но при этом конец XIX - начало XX в. ознаменовались сокращением доли ведущей торговой державы Великобритании в мировой торговле (с 20,3% в 1850 до 14% в 1913 г.), хотя в торговле отдельными видами товаров (например, шерсть и шерстяные ткани, текстиль, суда, оборудование) Великобритания сохранила первенство в мировом товарообмене6.

С XVII в. и до конца XIX - начала ХХ в. внешнеторговые связи развивались в значительной степени между метрополиями и колониями, т. е. в рамках определенных колониальных империй, и лишь во вторую очередь - между самими метрополиями. С началом распада этих империй в конце XIX в. число субъектов международной торговли стало замет-

но возрастать. Это, наряду с развитием мирового рынка, способствовало тому, что в конце XIX - начале XX в. торговля приобрела истинно международный характер. Тенденция к возрастанию числа субъектов мировой торговли действует и по настоящее время.

Многие из рассмотренных тенденций получили дальнейшее развитие в XX столетии. Так, отчетливо проявилась объективная тенденция к дальнейшему росту международной торговли (ее масштабов, темпов роста, числа субъектов, ассортимента). Однако «нет правил без исключений»: естественно, что мировые экономические и финансовые кризисы, мировые войны и другие потрясения на более или менее длительные периоды сдерживали действие этой тенденции.

В XX в. получила дальнейшее развитие тенденция изменения отраслевой структуры международной торговли, при этом наиболее существенные изменения стали обнаруживаться в последней четверти XX столетия благодаря влиянию прежде всего таких факторов, как современная НТР и мировые структурные кризисы. В первую очередь следует отметить расширение номенклатуры и усложнение объектов международной торговли, рост торговли готовыми промышленными изделиями и особенно наукоемкими товарами, поставок полуфабрикатов и комплектующих изделий, быстро растущую долю услуг, патентов, лицензий, уменьшение доли аграрных и сырьевых товаров. Таким образом, существенно изменился товарный состав международной торговли и соотношение между ее основными товарными группами. Так, например, за период с 1980 по 2004 г. удельный вес сырья, топлива и продовольствия в международной торговле сократился с 44 до 23,9%, а доля готовых продуктов и полуфабрикатов возросла с 56 до 76,1%, причем удельный вес продукции машиностроительных отраслей в мировом экспорте увеличился с 26,8 до 40,2%7.

Нельзя не отметить, что рынок промежуточных продуктов в длительной перспективе растет быстрее рынка готовых изделий благодаря углублению подетальной (поузловой) и пооперационной (технологической) специализации, т. е. увеличению числа звеньев в технологической цепи от сырья до готовой продукции. По некоторым оценкам, до 60% мирового экспорта продукции машиностроения приходится на промежуточную продукцию, т. е. комплектующие изделия и запчасти8.

Вполне закономерно также, что рынки высокотехнологичных изделий являются сферой жесточайшей конкуренции прежде всего между промышленно развитыми странами, тогда как на рынках средне- и низкотехнологичных изделий ведут борьбу новые индустриальные страны, и число участников этой борьбы постоянно пополняется, в том числе за счет развивающихся и бывших социалистических стран.

Качественные изменения наблюдаются и в географической структуре международной торговли. Так, если в конце XIX в. торговля велась преимущественно еще между метрополиями и колониями, то в конце XX - начале XXI в. большая часть международной торговли приходится на группу промышленно развитых стран (в своей основной массе - бывшие метрополии). При этом следует отметить относительно высокий удельный вес взаимной торговли между ними по сравнению с развивающимися странами, в том числе и в рамках интеграционных группировок (табл. 1).

В то же время наблюдается чрезвычайно низкий удельный вес взаимной торговли между наименее развитыми странами, значительная часть которых представлена беднейшими странами Африки и Южной Азии. В отличие от торговли между развитыми странами, в которой преобладают связи между соседствующими странами, усеченная структура хозяйства многих наименее развитых стран, опирающаяся главным образом на первичные природные ресурсы и их экспорт, не создает стимулов товарообмена между странами-

Таблица 1

Удельный вес взаимной торговли товарами в отдельных интеграционных

группировках,%*

Интеграционная группировка Годы

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

АНДЕАН 3 10 8 8 12 10 8 8

АСЕАН 20 26 24 23 23 24 25 25

ЕС 65 63 68 67 63 68 68 67

МЕРКОСУР 9 20 21 17 11 12 13 13

НАФТА 43 46 56 55 57 56 56 56

* Состав интеграционных группировок: АНДЕАН: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор; АСЕАН: Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам; ЕС (с мая 2004 г. - 25 государств): Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания; МЕРКОСУР: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай; НАФТА: США, Мексика, Канада.

Рассчитано по: International Trade Statistics. (2001. Table A4; 2006. Table A3). WTO (http:// www.wto.org/english/res_e/its).

соседями, зачастую имеющими сходство природных условий и ресурсов. Более того, при высокой зависимости от сырьевого экспорта и сокращении доли сырья в мировой торговле объективно обостряется конкуренция между наименее развитыми странами-соседями.

Одним из важнейших факторов, обусловливающих новое качество роста международной торговли, является транснационализация хозяйственной жизни. Без преувеличения можно сказать, что генераторами современной международной торговли, своеобразными «законодателями мод» на «мировом подиуме товаров и услуг» являются транснациональные корпорации (ТНК). Транснационализация изменяет прежнюю схему производства товаров и их реализации за рубежом, при которой производство товаров сосредоточивалось преимущественно в пределах одной страны, а затем часть продукции реализовывалась в других странах, где, следовательно, конкурировали между собой прежде всего «мононациональные» товары, произведенные в отдельной стране и импортированные из нее же. Ныне подобная практика (по крайней мере, в отношении технологически сложной продукции) уходит в прошлое, уступая место конкуренции крупных интегрированных международных систем производства и сбыта, основанных на прямых иностранных инвестициях и инновациях ТНК, нередко объединяющих свои усилия по различным направлениям деятельности (как правило, наиболее рискованным, науко- и капиталоемким). Компаниям, не учитывающим эти новые тенденции и пытающимся «пробиться» со своими товарами на внешние рынки «по старинке», в одиночку, серьезно рассчитывать на успех в конкурентной борьбе с ведущими ТНК и их альянсами не приходится.

Современная международная торговля, с одной стороны, все больше выступает как составная часть интегрированной системы производства, сбыта, снабжения и НИОКР ТНК, в которой переплетаются инвестиционные и товарные потоки, складываются многообразные связи в предпроизводственной, производственной и послепроизводственной

сферах. С другой стороны, она оказывается одновременно и следствием, и стимулом этих связей, а ее товаропотоки (отраслевые и географические) - результатом самой организации современного глобализированного производства внутри и посредством ТНК. При этом наблюдается сосуществование двух прямо противоположных, но сопутствующих друг другу тенденций. Рост зарубежного производства ТНК отчасти замещает экспорт в соответствующие зарубежные страны, вместе с тем деятельность зарубежных подразделений ТНК стимулирует ее внешнеторговые потоки как по линии внутрикорпорационных связей, так и по другим направлениям, в результате чего весомая и «продвинутая» (с точки зрения товарной номенклатуры) часть международной торговли проходит по разным каналам ТНК: как внутри одной и той же корпорации (прежде всего между ее зарубежными подразделениями), так и между различными ТНК либо между ТНК и прочими («нетранснациональными») компаниями разных стран.

При этом деятельность ТНК стала основой возникновения еще двух характерных тенденций развития международной торговли: 1) роста объема внутрифирменной торговли, т. е. торговли между различными подразделениями одной и той же ТНК, расположенными в различных странах; 2) возрастания тесной связи между торговой деятельностью и прямыми иностранными инвестициями ТНК. Действие этих тенденций придает развитию международной и внешней торговли относительно бульшую устойчивость и предсказуе-мость9. Этому в немалой степени способствует и то обстоятельство, что в основе торговой деятельности ТНК все чаще лежат не разовые коммерческие сделки, а долгосрочные экономические связи комплексного характера на базе соответствующих альянсов, соглашений о сотрудничестве и т. п.

Таблица 2

Отдельные показатели участия ТНК в международной торговле

Наименование показателей Годы

1982 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Мировой экспорт, млрд долл. 2247 4261 7036 7430 7838 9216 11 196 12 641

Объем продаж зарубежных подразделений ТНК, млрд долл. 2620 6045 15 680 18 517 17 685 18 677 20 986 22 171

Экспорт зарубежных подразделений ТНК , млрд долл. 647 1366 3572 2600 2613 3690 3733 4214

Доля экспорта зарубежных подразделений в их общем объеме продаж, % 25,0 22,6 22,8 14,0 14,8 17,5 19,8 19,0

Доля экспорта зарубежных подразделений в мировом экспорте, % 29,0 32,1 50,8 35,0 33,3 40,0 33,3 33,3

Рассчитано по: Selected indicators of FDI and international production (1982-2005) (World Investment Report. (2001-2006). UNCTAD. New York, Geneva (http://www.unctad.org/en/docs/wir)).

Следует заметить, что ТНК стали весьма значимым каналом снабжения мировых рынков в начале 80-х годов ХХ столетия: уже тогда объем продаж зарубежных подразделений ТНК превышал объем мирового экспорта. С тех пор ТНК заметно укрепили свои позиции.

Так, анализ данных табл. 2 показывает, что объем продаж зарубежных подразделений ТНК за период с 2000 по 2005 г. превышал объем мирового экспорта товаров и услуг в среднем в 2 раза. При этом с 1982 по 2005 г. объем продаж зарубежных подразделений ТНК вырос почти в 8,5 раз (с 2620 млрд долл. до 22 171 млрд долл.), а их экспорт - в 6,5 раз (с 647 млрд долл. до 4214 млрд долл.), тогда как объем мирового экспорта товаров и услуг увеличился в сравнительно меньшей степени - в 5,6 раза (с 2247 млрд долл. до 12 641 млрд долл.). И хотя с 1982 по 2005 г. доля экспорта зарубежных подразделений ТНК в их общем объеме продаж сократилась с 25 до 19%, в общемировом экспорте она выросла с 29 до 33,3%, составив за период с 2000 по 2005 г. в среднем около 38% и достигнув в 2000 г. самого высокого пока значения - 50,8%.

Подводя итог, можно сказать, что развитие международной торговли проявляется не только в количественном росте мирового экспорта, его достаточно высоких темпах роста, но и в существенных изменениях ее структуры, состава участников и других параметров. При этом характерной особенностью современной мировой торговли выступает новое качество ее роста, обусловленное прежде всего такими факторами и тенденциями развития мировой экономики, как научно-техническая революция и транснационализация хозяйственной жизни.

1 Данилов И. В., Лурье Ф. М. Всемирная история в таблицах. СПб., 2004. С. 8.

2 Так, в гл. 41, ст. 57 Книги Бытия говорится: «...и из всех стран приходили в Египет покупать хлеб...» А в гл. 42, в частности, рассказывается о приезде братьев Иосифа в Египет с целью покупки хлеба за серебро. Если обратиться к более поздней истории, в частности к европейской, то следует отметить, что уже в Х-ХП вв. на побережье Балтийского моря существовали города, занимавшиеся торговлей со всеми странами региона. Эти города создали Ганзу (от нем. - Нате), или Ганзейский союз, - торговый и политический союз свободных городов с центром в немецком городе Любек (X-XVI вв.). На разных правах в Ганзу входило множество северных городов - от Новгорода до Эдинбурга. Главными опорными пунктами Ганзы выступали Брюгге, Гданьск, Новгород, Лондон, Берген и, конечно, Любек. Конторы Ганзейского союза были открыты и в городах, не входивших в союз (Псков, Руан и др.). Союз осуществлял посредническую торговлю в Европе. Окончательно Ганзейский союз распался в 1669 г. С середины ХV в. роль Ганзейского союза постепенно уменьшается, он теряет свою гегемонию в Европе. С эпохой Великих Географических открытий (после 1492 г.), открытием Америки и пути в Азию вокруг Африки, наиболее интенсивно начинают вести международную торговлю Испания, Англия, Голландия и Франция. В 1600 г. в Англии создается Ост-Индская компания, которая получила монопольное право торговли с Индией и Китаем. С ней конкурировали нидерландская Ост-Индская компания, основанная в 1602 г., и французская Ост-Индская компания, основанная в 1664 г. В 1621 г. организуется голландская Вест-Индская компания с правом монопольной торговли в Америке, странах Карибского бассейна и Западной Африке. В 1664 г. во Франции была создана Вест-Индская компания с целью проведения торговли в Америке, но она не выдержала конкуренции и закрылась в 1674 г. С XVII в. Англия (с 1707 г. после подписания Акта об объединении Шотландии с Англией - Великобритания) постепенно становится ведущей мировой торговой державой. Свое лидерство она уступит США лишь после Первой мировой войны. Что касается России, то она стала активным участником международной торговли в период правления Петра I, когда иностранные и русские купцы поощрялись царем в деле развития торговли. В этот период российские торговые люди поставляли свои товары в Голландию, Англию, Германию и другие европейские страны. В этот же период российские купцы стали осваивать восточное направление и начали налаживать торговлю в Русской Америке. С целью расширения торговли в этом направлении купцы Шелихов, Голиков и другие в 1775 г. организовали купеческую компанию по торговле в северных регионах Азии. Позднее, в 1799 г. на базе этой компании была организована Российско-американская компания с участием государства. Эта компания обладала монопольным правом торговли на Дальнем Востоке и на территории Русской Америки. Управление компанией находилось под контролем государства. После продажи Аляски и Алеутских островов компания была закрыта (Бахрамов Ю. М., Глухов В. В. Организация внешнеэкономической деятельности: особенности менеджмента: Учеб. пособие. СПб., 2000. С. 3-4).

3 Басовский Л. Е. Мировая экономика: Курс лекций. М., 2GG1. С. 23.

4 Там же.

5 Например, США были ведущими поставщиками хлопка в Еврону; в частности, в 1869 г. хлопок составлял 2/3 их экспорта (см.: Там же. С. 24).

6 Там же.

7 Рассчитано но: WTO. International trade statistics. Statistics database. Time Series. Merchandise trade by commodity (http://stat.wto.org/StatisticalProgram/WSDBStatProgramSeries.aspx?Language=E).

8 Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. И. А. Громыко. М., 1998. С. 96.

9 На большую устойчивость, постоянство и предсказуемость внешней торговли в результате ее все более тесной связи с прямыми инвестициями в условиях глобализации обращают внимание и некоторые другие авторы (Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М., 1998. С. 48).

Статья поступила в редакцию 2 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.