Научная статья на тему 'Некоторые специфические особенности авторского мировоззрения и их отражение в творчестве Е. И. Замятина'

Некоторые специфические особенности авторского мировоззрения и их отражение в творчестве Е. И. Замятина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые специфические особенности авторского мировоззрения и их отражение в творчестве Е. И. Замятина»

НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. ЗАМЯТИНА

Е.А. Лядова

Мировоззрение человека складывается из многих составляющих и выражает систему взглядов по наиболее важным вопросам. От этого во многом зависит и восприятие человеком окружающего мира и себя в этом мире. Одним из важнейших условий существования личности для Замятина было обладание максимальной степенью внешней и внутренней свободы, поскольку свободная личность наименее подвержена влиянию устоявшихся взглядов, она менее зависима как в физическом, так и в духовном планах. Но вместе с тем большая степень свободы и независимости ведет к обособлению личности, потере ощущения единения с обществом, душевному и духовному одиночеству. Величайшее благо свободы оборачивается вечным отшельничеством. В результате перед человеком встает дилемма: свобода или обывательское счастье. Для Замятина выбор всегда решался в пользу свободы. Именно поэтому в его публицистических статьях возникает трагический образ Агасфера - вечного одинокого странника, совершающего бесконечный путь к мечте, причем сам автор сделает акцент на трагичности и тяжести такого пути.

Неизбежные внутренние противоречия личности, противоречия между человеком и окружающим его миром часто создают неразрешимые конфликты. Люди с обостренной жаждой справедливости, а именно к ним относится Замятин, воспринимают эти конфликты как проявление природной и общественной несправедливости, испытывают при этом нравственные страдания и стремятся исправить положение. Для писателя средством исправления нравов является показ в своих произведениях несовершенства мира и человека, усиливая эффект воздействия путем усиления негативных качеств последнего. Вероятно поэтому, Замятин так часто в произведениях будет показывать равнодушных мещан и убогость их самодовольного существования.

Следует отметить, что трагичность мировоззрения не означает устойчивый пессимизм. Скорее наоборот. Замятин был писателем, который верил в лучшее завтра и работал для этого завтра. Но эволюция, за которую он ратовал, невозможна без разрушения, иногда очень болезненного. Поэтому писатель столь яростно и непримиримо обнажает недостатки настоящего, показывает ограниченность благодушного мировосприятия.

«ПЕСНЯ СУДЬБЫ» А. БЛОКА В ЗАМЯТИНСКОМ ИНТЕГРИРОВАНИИ (к проблеме жанрового источника романа «Мы»)

В. В. Колчанов

С момента публикации в России (1988) нашумевшего романа Е. Замятина «Мы» долгом исследователей стал поиск литературного диалога автора с предшественниками и современниками, нахождение литературных источников, влияний и реминисценций и тем самым определение жанра. Не обошлось и без обращения к имени

A. Блока (Т. Лиокумович, М. Пьяных, Н. Комлик,

B. Бондарь, И. Сайганова). Тем не менее из поля зрения замягиноведов выпало «любимое детище» поэта - автобиографическая драма-мистерия «Песня судьбы», многие элементы сюжета которой, временная и пространственная структура, образы главных героев и многие детали полностью совпадают с замятинским «Мы», подчиня-

ясь композиционному замыслу автора - переменной величине . За символическими аллюзиями (снами, страданиями и обретением души, прошествием вратами смерти, посвящением и воскрешением, отсутствием исторических, территориальных и национальных очертаний и др.) нетрудно установить: Замятин замышлял не только социально-философский роман, роман-антиутопию. некую духовную трагедию времени, коммунистическую, бисмарковскую или техногенную эпопею, как принято считать, а «поэму»-антимистерию, но строил ее в соответствии с законами символистского театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.