Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КИБЕРБУЛЛИНГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КИБЕРБУЛЛИНГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибербуллинг / несовершеннолетние / социально-психологический аспект / признаки / формы / борьба.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Манукян Алинэ Романовна, Гутиева Ирина Генриховна

Актуальность исследования вызвана тем, что о детской агрессии, направленной на неугодных авторитетным одноклассникам сверстников, большинство из нас знают не понаслышке. Объектом издевательств товарищей по парте можно было стать из-за любой ерунды, стоило только ядру класса под предводительством лидера объединиться против своей жертвы. Сегодня, когда львиная доля тинейджеров большую часть свободного времени проводит в соцсетях, проблема вышла на новый уровень. Анонимные (и не только) нападения на юных пользователей в интернет-сообществах набирают обороты. И кибербуллинг уже назвали новым способом насилия над детьми. Цель: изучение некоторых социально-психологических аспектов кибербуллинга несовершеннолетних. Методология исследования – философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения социально-психологических аспектов кибербуллинга несовершеннолетних. В результате обосновано отметить, что Кибербуллинге (cyber-bullying), подростковом виртуальном терроре, получившем свое название от английского слова bull «бык», с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге глагол аналогичного происхождения «быковать». Различают два типа буллинга: непосредственный, физический (толчки, удары, пинки, побои и так далее) и и кибербуллинг, который опасен именно в силу своей мнимой безнаказанности и вседозволенности. Термин «кибербуллинг» (т.е. интернет-травля) означает хулиганские действия в сети через разные средства коммуникации. Психологи ввели это понятие во второй половине 1990-х гг., но иногда можно услышать слова «троллинг» или «кибермоббинг». Признаки кибербуллинга – осознанное и длительное причинение человеку вреда в сети. При этом агрессоров может быть несколько, они выступают как от своего лица, так и анонимно. Кибербуллинг на практике – это попытки скомпрометировать человека перед знакомыми. Оскорбления и угрозы через мессенджеры, игровые порталы, социальные сети, видеохостинги, форумы, звонки или смс-сообщения. Авторы приходят к выводу, что Интернет-угрозы недооценивают в российском обществе, но они опасны потому, что в основной группе риска – дети. Жертву в сети можно травить каждую минуту, а анонимность делает агрессоров раскованными и изощрёнными в онлайн-оскорблениях. Жертва кибербуллинга может страдать от бессонницы, головной боли и депрессии. Могут появиться и психосоматические заболевания. Пострадавшие от негатива часто замыкаются в себе, получают низкую самооценку и проблемы с самовыражением, определением своей идентичности. Человек находится в постоянном стрессе, испытывает отрицательные эмоции, а иногда слишком вживается в образ жертвы. Самое пугающее последствие кибербуллинга – самоубийство. Когда человек живёт с ощущением безысходности и беспомощности, у него появляются суицидальные мысли. Агрессивные выпады действительно приводят к непоправимому, особенно если речь идёт о неустойчивой психике подростков. Взрослым же кибербуллинг может испортить репутацию, загубить карьеру и разрушить отношения. [1, С. 67]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Манукян Алинэ Романовна, Гутиева Ирина Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КИБЕРБУЛЛИНГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

МАНУКЯН Алинэ Романовна,

доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.пед.н., полковник полиции, e-mail: alineromanovna@yandex.ru SPIN-код автора: 8639-2700

ГУТИЕВА Ирина Генриховна,

заместитель начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

к.ю.н., полковник полиции, e-mail: iragutieva@mail.ru SPIN-код автора: 8639-2700

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КИБЕРБУЛЛИНГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана тем, что о детской агрессии, направленной на неугодных авторитетным одноклассникам сверстников, большинство из нас знают не понаслышке. Объектом издевательств товарищей по парте можно было стать из-за любой ерунды, стоило только ядру класса под предводительством лидера объединиться против своей жертвы. Сегодня, когда львиная доля тинейджеров большую часть свободного времени проводит в соцсетях, проблема вышла на новый уровень. Анонимные (и не только) нападения на юных пользователей в интернет-сообществах набирают обороты. И кибербуллинг уже назвали новым способом насилия над детьми. Цель: изучение некоторых социально-психологических аспектов кибербуллинга несовершеннолетних. Методология исследования - философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения социально-психологических аспектов кибербуллинга несовершеннолетних. В результате обосновано отметить, что Кибербуллинге (cyber-bullying), подростковом виртуальном терроре, получившем свое название от английского слова bull - «бык», с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге глагол аналогичного происхождения - «быковать». Различают два типа буллинга: непосредственный, физический (толчки, удары, пинки, побои и так далее) и и кибербул-линг, который опасен именно в силу своей мнимой безнаказанности и вседозволенности. Термин «ки-бербуллинг» (т.е. интернет-травля) означает хулиганские действия в сети через разные средства коммуникации. Психологи ввели это понятие во второй половине 1990-х гг., но иногда можно услышать слова «троллинг» или «кибермоббинг». Признаки кибербуллинга - осознанное и длительное причинение человеку вреда в сети. При этом агрессоров может быть несколько, они выступают как от своего лица, так и анонимно. Кибербуллинг на практике - это попытки скомпрометировать человека перед знакомыми. Оскорбления и угрозы через мессенджеры, игровые порталы, социальные сети, видеохо-стинги, форумы, звонки или смс-сообщения. Авторы приходят к выводу, что Интернет-угрозы недооценивают в российском обществе, но они опасны потому, что в основной группе риска - дети. Жертву в сети можно травить каждую минуту, а анонимность делает агрессоров раскованными и изощрёнными в онлайн-оскорблениях. Жертва кибербуллинга может страдать от бессонницы, головной боли и депрессии. Могут появиться и психосоматические заболевания. Пострадавшие от негатива часто замыкаются в себе, получают низкую самооценку и проблемы с самовыражением, определением своей идентичности. Человек находится в постоянном стрессе, испытывает отрицательные эмоции, а иногда слишком вживается в образ жертвы. Самое пугающее последствие кибербуллинга - самоубийство. Когда человек живёт с ощущением безысходности и беспомощности, у него появляются суицидальные

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-35-39 NIION: 2021-0079-5/23-249 MOSURED: 77/27-025-2023-05-249

мысли. Агрессивные выпады действительно приводят к непоправимому, особенно если речь идёт о неустойчивой психике подростков. Взрослым же кибербуллинг может испортить репутацию, загубить карьеру и разрушить отношения. [1, С. 67]

Ключевые слова: кибербуллинг, несовершеннолетние, социально-психологический аспект, признаки, формы, борьба.

MANUKYAN Aline Romanovna,

Associate Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Police Colonel

GUTIEVA Irina Genrikhovna,

Deputy Head of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D., Colonel of Police

SOME SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF UNDERAGE CYBERBULLYING

Annotation. The relevance of the study is due to the fact that most of us know firsthand about children's aggression directed at peers objectionable to authoritative classmates. It was possible to become an object of bullying from party comrades because of any nonsense, as soon as the core of the class, led by the leader, united against its victim. Today, when the lion's share of teenagers spend most of their free time on social networks, the problem has reached a new level. Anonymous (and not only) attacks on young users in online communities are gaining momentum. And cyberbullying has already been called a new way of violence against children. Purpose: to study some socio-psychological aspects of cyberbullying of minors. Research methodology - philosophical, general scientific and special-legal means and methods of cognition, ensuring the objectivity of studying the socio-psychological aspects of cyberbullying of minors. As a result, it is reasonable to note that cyber-bullying, a virtual teenage terror, which got its name from the English word bull - "bull", with related meanings: aggressively attack, bully, find fault, provoke, pester, terrorize, poison. In youth slang, the verb of a similar origin is "bull". There are two types of bullying: direct, physical (shocks, blows, kicks, beatings, and so on) and the second type includes cyberbullying, which is dangerous precisely because of its imaginary impunity and permissiveness. The term "cyberbullying" (i.e. Internet harassment) means hooligan actions on the network through various means of communication. Psychologists introduced this concept in the second half of the 1990s, but sometimes you can hear the words "trolling" or "cybermobbing". Signs of cyberbullying are deliberate and prolonged harm to a person online. At the same time, there may be several aggressors, they act both on their own behalf and anonymously. Cyberbullying in practice is an attempt to compromise a person in front of acquaintances. Insults and threats through instant messengers, game portals, social networks, video hosting sites, forums, calls or SMS messages. The authors come to the conclusion that Internet threats are underestimated in Russian society, but they are dangerous because children are in the main risk group. A victim online can be poisoned every minute, and anonymity makes aggressors relaxed and sophisticated in online insults. A victim of cyberbullying can suffer from insomnia, headaches, and depression. Psychosomatic illnesses may also appear. Affected by negativity often withdraw into themselves, get low self-esteem and problems with self-expression, defining their identity. A person is in constant stress, experiences negative emotions, and sometimes gets too accustomed to the image of the victim. The most frightening consequence of cyberbullying is suicide. When a person lives with a sense of hopelessness and helplessness, he has suicidal thoughts. Aggressive attacks really lead to the irreparable, especially when it comes to the unstable psyche of adolescents. For adults, cyberbullying can ruin reputations, ruin careers, and ruin relationships. [1, P. 67]

Key words: cyberbullying, minors, socio-psychological aspect, signs, forms, strugg.

••mmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmtim^

Введение

Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке, он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы побороть негативное воздействие. Но признайтесь честно: кто из нас настолько хорошо «вооружен»? Поэтому не стоит оправдывать свое бездействие словами: «Он должен сам справиться, это сделает его сильнее!» Еще одно заблуждение: краткосрочные меры (вызов к директору, родительское собрание и тому подобное) решат все проблемы. Чего точно не следует делать с агрессорами, так это собирать их в группы для групповых форм работы, будь то беседа или тренинг. И уж тем более не стоит организовывать для них «публичную порку» и заставлять просить прощения.

О детской агрессии, направленной на неугодных авторитетным одноклассникам сверстников, большинство из нас знают не понаслышке. В советских школах тоже обижали хилых очкариков, слишком умных «заучек». Объектом издевательств товарищей по парте можно было стать из-за любой ерунды, стоило только ядру класса под предводительством лидера объединиться против своей жертвы. Сегодня, когда львиная доля тинейджеров большую часть свободного времени проводит в соцсетях, проблема вышла на новый уровень. Анонимные (и не только) нападения на юных пользователей в интернет-сообществах набирают обороты. И кибербуллинг уже назвали новым способом насилия над детьми.

В одной российской семье едва не случилась трагедия: по чистой случайности отец нашел в ноутбуке личный дневник сына, где тот жаловался на травлю в соцсетях и писал, что если «быкование» не закончится, он вскроет себе вены. Мальчика отвели к психологу, который сумел вывести подростка из депрессии, разузнав всю подноготную этой истории. Оказывается, М. в переписке ВКонтакте вступился за девочку, про которую его онлайн-друзья сняли оскорбительный ролик и выложили в открытом доступе. Детская агрессия вмиг развернулась в сторону защитника. Посыпались обидные фразы про М. внешность (мальчик страдает косоглазием), начался злобный троллинг в сообществах, где он состоял. Мальчика изощренно доводили до белого каления ругательными СМС, пошлыми шутками. Крайне застенчивому, неуверенному в себе М., испытывавшему большие проблемы с налаживанием контактов с одноклассниками (и потому более или менее комфортно ощущавшему себя только в социальных сетях) хватило нескольких недель «веселой» жизни в реалиях кибербул-линга, чтобы всерьез задуматься о суициде. Благо мальчика вовремя остановили. [2, С. 177191]

Проблема травли подростков сверстниками в соцсетях, несмотря на свою кажущуюся «молодость», уже прочно обросла мифами. Например, часто приходится слышать мнение, что жертва кибербуллинга «не такая» и «сама виновата». Новенький, худой, высокий, рыжий, ребенок-«ко-лясочник». Перечислять можно до бесконечности. Знаю девочку-подростка, пострадавшую от травли за то, что у нее средний балл в школе - 9,9! Чаще всего речь идет об отношениях, которые складываются в детской среде. Как написано у братьев Стругацких в «Хромой судьбе»: «Против кого дружите?» Отличие, за которое травят (реальное или мнимое), выступает лишь поводом для травли. Причем поводом в данном конкретном случае и в данной конкретной группе.

Различают два типа буллинга: непосредственный, физический (толчки, удары, пинки, побои и так далее) и кибербуллинг, который опасен именно в силу своей мнимой безнаказанности и вседозволенности. Как сказал мне один мальчик-«тролль», он издевается над одноклассником в интернете, а не в реальной жизни, потому что «за обидное слово можно и в глаз получить». [3, С. 50]

Цель и задачи

Целью настоящей статьи выступает изучение некоторых социально-психологических аспектов кибербуллинга несовершеннолетних. Для достижения указанной цели представляется необходимым рассмотреть понятие, признаки, формы кибербуллинга несовершеннолетних.

Методы

Методологическую основу исследования составляет система философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения заданной тематики. Применение в рамках исследования эмпирических методов сбора, обобщения и анализа информации позволило осуществить качественный сбор актуального и обоснованного с практической точки зрения исследовательского материала.

Результаты

Кибербуллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получивший свое название от английского слова bull - «бык», с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге глагол аналогичного происхождения «быковать». Различают два типа буллинга: непосредственный, физический (толчки, удары, пинки, побои и так далее) и кибербуллинг, который опасен именно в

силу своей мнимой безнаказанности и вседозволенности.

Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке (а травля именно такой случай), он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы побороть негативное воздействие. Но признайтесь честно: кто из нас настолько хорошо «вооружен»? Поэтому не стоит оправдывать свое бездействие словами: «Он должен сам справиться, это сделает его сильнее!» Возможно, сделает. Если не сломает. [4, С. 153-157]

Еще одно заблуждение: краткосрочные меры (вызов к директору, родительское собрание и тому подобное) решат все проблемы. Чего точно не следует делать с агрессорами, так это собирать их в группы для групповых форм работы, будь то беседа или тренинг. И уж тем более не стоит организовывать для них «публичную порку» и заставлять просить прощения.

По каким признакам родители могут распознать, что их ребенок стал жертвой травли? Необходимо обращать внимание на любые кардинальные изменения в жизни сына или дочери. Например, на отношение к гаджетам. Возможно, вас порадует факт, что ребенок перестал так часто «ходить» в соцсети, но не посчитайте за труд узнать причину. При этом ни в коем случае не превращайте такую беседу в допрос. Насторожить может изменение в настроении. Школьник или излишне грустен, или, напротив, излишне весел и жизнерадостен без повода? Такое поведение может быть лишь маской. Также стоит обратить внимание на тревожный сон, проблемы при засыпании вечером и просыпании утром, разные боли. Никогда не лишним будет узнать причину, по которой бывший любитель прогулок отказывается выходить из дома. А уж тем более тревожный звонок - отказ ребенка посещать школу.

Противостоять травле трудно. Ведь фактически это означает пойти против общественного мнения. Для этого нужно иметь недюжинную силу духа. И этот барьер, впрочем, как и любой другой, нельзя брать с наскока. Способность противостоять воле большинства не развивается за один день. И, вероятнее всего, вашему ребенку понадобится ваша помощь. Как говорит английская пословица: не воспитывай детей, все равно они будут похожи на родителей. [5, С. 100-119]

В качестве долгосрочных рекомендаций могу сказать только одно: необходимо просто общаться со своими детьми. Не контролировать, а именно общаться. Конечно, мы не призываем всех сразу заделаться лучшими друзьями для своих детей. Но хотя бы необходимо по возможности не стать для них чужаками.

Заключение

О детской агрессии, направленной на неугодных авторитетным одноклассникам сверстников, большинство из нас знают не понаслышке. Объектом издевательств товарищей по парте можно было стать из-за любой ерунды, стоило только ядру класса под предводительством лидера объединиться против своей жертвы. Сегодня, когда львиная доля тинейджеров большую часть свободного времени проводит в соц-сетях, проблема вышла на новый уровень. Анонимные (и не только) нападения на юных пользователей в интернет-сообществах набирают обороты. И кибербуллинг уже назвали новым способом насилия над детьми. [9, С. 84-93]

Еще говорят, что инициаторами травли становятся только несчастные дети. И это далеко не так. Известны акты преследования, вызванные не аффектами и желанием отомстить и самоутвердиться, а холодным расчетом. «Охотники» прекрасно справляются с гневом, умеют вести себя корректно. Вы никогда не заподозрите в этом удивительно воспитанном ребенке инициатора кибербуллинга. А еще для кого-то травля других - средство самозащиты. По принципу: меня обидели - я обижу в ответ. Инициатор травли и жертва меняются местами. Все мы не раз слышали истории о «мести» своим обидчикам.

Это явление не имеет возрастных и иных ограничений. С возрастом меняются лишь формы его проявления. В качестве примера можно привести дедовщину, или хейзинг (hazing). Иногда травле подвергается новичок в давно сработавшемся коллективе. Многие родители искренне убеждены в том, что беспокоиться надо только тогда, когда имеют место факты физического насилия. Если ребенка «троллят» в социальных сетях, это можно пережить, ведь видимого вреда нет.

Жертва буллинга может самостоятельно справиться с ситуацией? Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке (а травля именно такой случай), он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы побороть негативное воздействие. Но признайтесь честно: кто из нас настолько хорошо «вооружен»? Поэтому не стоит оправдывать свое бездействие словами: «Он должен сам справиться, это сделает его сильнее!».

Еще одно заблуждение: краткосрочные меры (вызов к директору, родительское собрание и тому подобное) решат все проблемы. Чего точно не следует делать с агрессорами, так это собирать их в группы для групповых форм работы, будь то беседа или тренинг. И уж тем более не стоит организовывать для них «публичную порку» и заставлять просить прощения. [8, С. 211-214]

По каким признакам родители могут распознать, что их ребенок стал жертвой травли? Необходимо обращать внимание на любые кардинальные изменения в жизни детей. Например, на отношение к гаджетам. Возможно, сначала порадует факт, что ребенок перестал так часто «ходить» в соцсети, но нужно узнать причину этого поведения. При этом ни в коем случае нельзя превращать такую беседу в допрос. Насторожить может изменение в настроении. Школьник или излишне грустен, или, напротив, излишне весел и жизнерадостен без повода? Такое поведение может быть лишь маской. Также стоит обратить внимание на тревожный сон, проблемы при засыпании вечером и просыпании утром, разные боли. Никогда не лишним будет узнать причину, по которой бывший любитель прогулок отказывается выходить из дома. А уж тем более тревожный звонок - отказ ребенка посещать школу.

Список литературы:

[1] Бобровникова Н.С. Кибербуллинг: виды и особенности проявления // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 11. С. 67.

[2] Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 177-191.

[3] Иванова А.К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 5. С. 50.

[4] Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка // Вестник университета. 2018. № 2. С.153-157.

[5] Марченко Ф.О., Маховская О.И. Психология сетевой агрессии (кибербуллинга) во время эпидемии нарциссизма // Человек: Образ и сущность. 2018 № 4. С. 100-119.

[6] Михайлова О.Р. Когда оскорбление воспринимается как шутка? Персональные и ситуативные факторы отключения моральной ответственности свидетеля кибербуллинга // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 2. С. 55-92.

[7] Николаева М.А., Авдюкова А.Е.Формирование цифровых навыков у будущих педагогов с целью профилактики кибербуллинга // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 3. С. 93-109.

[8] Панина Л.Н. Кибербуллинг как преступное явление в отношении несовершеннолетних // Столыпинский вестник. 2022. № 3. С. 211-214.

[9] Тиркашева Г.М. Кибербуллинг среди детей: понятие, современные формы и защитные механизмы // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. № 5. С. 84-93.

[10] Холодякова, Д. И. Кибербуллинг как правонарушение XXI века // Молодой ученый. 021. № 48. С. 371-373.

Spisok literatury:

[1] Bobrovnikova N.S. Kiberbulling: vidy i oso-bennosti proyavleniya // Mezhdunarodnyj nauch-no-issledovatel'skij zhurnal. 2022. № 11. S. 67.

[2] Bochaver A.A., Hlomov K.D. Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennyh tekhnologij // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2014. № 3. S. 177-191.

[3] Ivanova A.K. Bulling i kiberbulling kak yavle-nie obrazovatel'noj sredy: primery sovremennyh issledovanij problemy // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2018. № 5. S. 50.

[4] Kiberbulling kak novaya forma ugrozy psi-hologicheskomu zdorov'yu lichnosti podrostka // Vestnik universiteta. 2018. № 2. S.153-157.

[5] Marchenko F.O., Mahovskaya O.I. Psihologiya setevoj agressii (kiberbullinga) vo vremya epidemii narcissizma // CHelovek: Obraz i sushch-nost'. 2018 № 4. S. 100-119.

[6] Mihajlova O.R. Kogda oskorblenie vosprini-maetsya kak shutka? Personal'nye i situativnye fak-tory otklyucheniya moral'noj otvetstvennosti svidete-lya kiberbullinga // ZHurnal sociologii i social'noj antropologii. 2019. № 2. S. 55-92.

[7] Nikolaeva M .A., Avdyukova A.E.Formirovanie cifrovyh navykov u budushchih pedagogov s cel'yu profilaktiki kiberbullinga // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2020. № 3. S. 93-109.

[8] Panina L.N. Kiberbulling kak prestupnoe yavlenie v otnoshenii nesovershennoletnih // Stolyp-inskij vestnik. 2022. № 3. S. 211-214.

[9] Tirkasheva G.M. Kiberbulling sredi detej: ponyatie, sovremennye formy i zashchitnye mekha-nizmy // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. № 5. S. 84-93.

[10] Holodyakova, D. I. Kiberbulling kak pra-vonarushenie XXI veka // Molodoj uchenyj. 021. № 48. S. 371-373.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.