№9/2015
ISSN 2410-6070
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
УДК 371
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Е. В. Астапенко
к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов
Тверской государственный университет Г. Тверь, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ НЕЗАВИСИМЫХ ШКОЛ США
Аннотация
В статье описаны некоторые особенности американских независимых школ. Дан анализ деятельности учителей в данных школах, отражено содержание школьных образовательных программ. Указаны плюсы и минусы независимых школ и тенденции их дальнейшего существования.
Ключевые слова
независимые школы, школьный учитель, образовательная программа, философия эффективного
преподавания
Что такое независимые школы США
В США все школы делятся на государственные и частные. Среди большого выбора частных школ имеются также религиозные школы при церквях. Те школы, которые не финансируются государством, относятся к независимым школам, которые в качестве приоритетной задачи ставят подготовку молодежи для поступления в высшее учебное заведение. Материальную поддержку независимые школы получают в основном от многочисленных негосударственных фондов, а также от родителей, которые оплачивают обучение своих детей. Программы независимых школ, методика обучения, традиции, оснащение и расписание занятий отличаются от государственных бесплатных школ.
Поскольку частные школы имеют больше денег, то они имеют больше возможностей нанять лучших учителей, оборудовать классы новейшими разработками науки и техники, открыть лаборатории для исследований, иметь стадионы и спортивные площадки. В отличие от государственных школ, куда учащиеся набираются по месту жительства, и имеют мало шансов попасть в лучшую школу, расположенную за пределами того района, где живет ребенок, в частных школах такие ограничения отсутствуют. Однако частная школа оставляет за собой право принимать или не принимать ученика на основании его успехов в других учебных заведениях, а также результатов тестирования и собеседования. Тем не менее, наблюдается устойчивая тенденция к росту числа желающих дать хорошее образование ребенку в частных школах.
Отличия деятельности учителей в независимых школах
В большинстве независимых школ работают лучшие преподаватели, с прекрасным профессиональным образованием, имеющие достаточный педагогический стаж и опыт работы с разными детьми. Только те учителя, которые научились быть терпимыми и принимать учеников, совершенно разных с точки зрения культурных ценностей, этнических, расовых, гендерных отличий и академических особенностей могут претендовать на место в независимой школе. Учителя независимых школ имеют более комфортные условия труда и небольшие классы, где можно реализовывать современные программы обучения. Многие учителя мечтают получить работу в таких школах, но не всегда имеют возможность и достаточную квалификацию, чтобы соответствовать высоким стандартам качества обучения в данных школах.
Отличительной особенностью отношения учеников к учителю в одной из независимых школ США Хайасинт Фостер отметила то, что если прежде, до работы в независимых школах к ней обращались «Миссис Фостер», то теперь «Хайасинт», то есть по имени. В этом обращении заключается принцип равноправия учеников и учителей, доверительные продуктивные отношения.
240
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
Х. Фостер делится главными принципами работы хорошего образовательного учреждения, которые она усвоила в результате работы в одной из лучших независимых школ. Эти принципы воплощают в себе философию эффективного преподавания.
1. Администрация доверяет учителям выполнять свою работу (в этом случае нет необходимости осуществлять микро-контроль над преподавателями). 2. Ожидается, что каждый в независимой школе будет честен при любых обстоятельствах. 3. Задача учителей состоит в том, чтобы позволить каждому ученику реализовать весь его потенциал. 4. Главный приоритет в школе - это ученики. 5. Ошибки - это инструменты, с помощью которых мы многое узнаем - признаем их, устраняем их и двигаемся дальше.
6. Не обвиняйте других. Поиск виновного приводит к раздору. 7. Если возникла проблема с кем -либо, сначала переговори с этим человеком один на один. 8. Сотрудничество является ключом к обучению. Не можете знать ответы на все вопросы. 9. Найди свой голос и используй его. 10. Родители не являются врагами педагогов [2, с. 17-18].
Сущность образовательных программ в независимых школах
Образовательные программы в частных независимых школах отличаются своим разнообразием и основательностью. Если в государственных бесплатных школах дети получают общие знания по академическим предметам и имеют ограниченный выбор факультативных предметов, то в совокупности с переполненными классами ожидать высоких результатов обучения не приходится. Условия обучения и выбор образовательных программ в частных школах отличаются от государственных по своему качеству, глубиной подготовки по академическим предметам, предоставления дополнительных услуг, программ. Многие независимые школы предлагают глубокое изучение иностранных языков и предметов математического профиля. Кроме задачи интеллектуального развития детей и подготовки их поступления в лучшие высшие заведения страны, частные школы уделяют достаточно времени общекультурному развитию своих учащихся и спортивной подготовке. Администрация независимых частных школ, как правило, гордится своими выпускниками, которые поступают в престижные американские вузы и в будущем становятся известными личностями. На государственном уровне отмечают, что частные независимые школы имеют ряд преимуществ по предоставлению качественных образовательных услуг. «Департамент образования США признает, что частные школы предоставляют своим студентам более полные курсы по математике, физике, химии, биологии и иностранным языкам» [1]
Условия развития школьников в независимых школах
Независимые школы также отличаются от государственных школ США количеством учащихся в классах. Если в общественных школах количество учеников в классе может достигать 30-35 человек, то в частных независимых школах занимаются группы по 7-15 человек, к каждому члену которой уделяется должное внимание и индивидуальный подход. В частной школе Пеннингтон, например, классы небольшие, поэтому и учителя, и ученики хорошо знакомы друг с другом. Учителя уделяют много внимания своим ученикам, занятия проходят очень продуктивно, но время от времени ученики нуждаются в помощи. Учителя никогда не отказывают в консультациях ученикам после уроков. Многие ученики и учителя живут на территории кампуса, где легко найти учителей после уроков или в вечернее время. В библиотеке в определенные часы «любой ученик может обратиться за консультацией к учителям -методистам и получить помощь в написании письменных работ, по математике или другим дисциплинам» [3].
В частной школе Пеннингтон учение является образом жизни школьников. Учение происходит также за пределами классной комнаты, где учителя являются одновременно и тренерами и советниками по всем вопросам. Каждое взаимодействие, каждый источник информации и любой опыт являются обучающей возможностью. Администрация школы и учителя хотят, чтобы ученики «рисковали, пробовали заниматься чем-то новым, творчески подходили к учебе» [3]. Занятия различными искусствами, спортом и атлетикой, работа в сфере обслуживании (на территории школьного городка) также важны. Учителя мотивируют учащихся школы Пеннингтон быть активными и не бояться трудностей, пробовать свои силы и возможности в разных сферах и областях жизни и науки, поскольку уверены, что именно это позволит ученикам воспитать в себе устойчивость, жизнеспособность, самоуверенность, сильный характер, и, в итоге, преуспеть в жизни. Администрация и преподавательский состав школы Пеннингтон
241
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
придерживаются убеждения, что нельзя одинаково относиться ко всем ученикам, необходимо видеть в них индивидуальных личностей, помогать им двигаться вперед для достижения академических целей и раскрывать их внутренний потенциал. На учителей возложена обязанность способствовать успеху учеников.
Поскольку ученики являются приоритетом для учителей в независимых школах, то все направлено на то, чтобы учебный процесс не срывался, даже в случае болезни педагога. В одной из американских независимых школ существует правило в случае форс-мажорных обстоятельств, болезни учителей, непредвиденных опозданий и проч. оставлять задания для учеников и помещать материалы в доступное для других учителей место. Занятия не могут быть отменены, учителя других классов заменят заболевшего педагога и воспользуются его разработками. Занятия в независимых школах отличаются своим разнообразием. Многочисленные поездки в музеи, галереи, интересные места помогают развивать в детях тягу к знаниям, культуре и науке. Научные эксперименты, занятия в лабораториях, интересные проекты мотивируют повышать академическую составляющую обучения. Учителя имеют больше возможностей применять прогрессивные методы обучения в независимых школах, чем их коллеги, работающие в государственных учреждениях.
Во многих независимых школах ученики не носят специальную униформу, но при этом знают, как необходимо быть одетым, чтобы было удобно и не вызывающе.
В одной из независимых школ США опытный учитель, в дальнейшем получившая ученую степень в области образования, Х. Фостер отметила одну особенность, которая заключалась в том, что учащиеся раз в неделю посещали собрание под названием «Meeting for worship» [2, с. 37]. Дословный перевод этого названия «встреча для поклонения или вероисповедания» не передают сути данного мероприятия. Но цель данного собрания состоит в приобретении особого опыта по концентрации мыслей, по медитации, когда на какое-то время учащиеся и учителя в полном молчании концентрируются на своих внутренних ощущениях, избавляясь от беспокоящих и тревожных мыслей. Кроме того, не этих собраниях всем предлагалось высказать свое мнение по определенной теме, причем никто не мог комментировать высказывания. Данное мероприятие не являлось дискуссионной площадкой. Индивидуумы высказывали мысли, исходящие из души, от сердца. Атмосфера тишины наполняла аудиторию и позволяла многим задуматься о жизни и о себе. Х. Фостер в беседе с выпускниками этой независимой школы интересовалась их мнением о данном мероприятии, и к большому удивлению открыла для себя, что «эта ТИШИНА была лучшим видом деятельности, которая оказалась очень полезной в нашей жизни» [2, с.39]. Х. Фостер отметила, что данный вид деятельности «был исключительным способом мочь учащимся уважать мнения других, при этом развивая способности публичных выступлений» [2, с.39].
Преимущества и недостатки независимых школ в США
Главным недостатком обучения в независимой школе можно назвать высокую стоимость обучения. Далеко не все родители могут позволить себе дать хорошее платное среднее образование своим чадам. Поэтому по статистическим данным только 3% родителей отправляют своих детей учиться в частную независимую школу. Большинство американских независимых частных школ являются школами -пансионами, где ученики не только учатся, но и живут. Школьная жизнь обычно насыщена различными событиями, как академического плана, так и спортивными, культурными и т.д., но многие ученики скучают по дому, по родителям и имеют некоторые трудности социализации. Однако эти трудности со временем преодолеваются и превращаются в бесценный жизненный опыт, в чувство ответственности, в дисциплинированность, в умение жить и учиться в команде единомышленников.
Главным преимуществом обучения ребенка в независимой школе является его качественная подготовка к поступлению в колледж и овладение основательной базой академических предметов. Не секрет, что выпускники частных школ показывают лучшие результаты академической успеваемости и высокие баллы различных тестов. Индивидуальный подход к учащимся независимых школ позволяет добиться наилучших результатов обучения, помогает раскрыть в учениках их лучшие качества. Обучение в независимых школах помогает ученикам развить в себе независимое самостоятельное мышление, иметь
242
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
более широкий взгляд на мир и понимание смысла многих концепций и идей. В интеллектуальном плане учащиеся независимых школ заметно отличаются от сверстников, окончивших государственные школы. Государственные школы с переполненными классами объективно не могут оказать поддержку каждому ребенку, и учитель физически не в состоянии работать индивидуально и качественно с каждым из 30 учеников. Рост благосостояния граждан, повышенные требования к качеству как школьного, так и вузовского образования свидетельствую о том, что спрос на хорошие частные школы растет, создавая конкуренцию по предоставлению качественных образовательных услуг.
Список использованной литературы:
1. Частные школы-пансионы США: обучение в школах США. http://edu-s.ru/strani/srednee-obrazovanie-v-ssha/chastnie-shkoli-pansioni-ssha/
2. Foster Hyacinth C. Unveiling the Enigma of Independent Schools. Inkwater Press. 2014. 93 p.
3. The Pennington School. http://www.pennington.org/academics/index.aspx
© Е.В. Астапенко, 2015
УДК 371.26
В.Н. Бабешко
К.т.н., доцент
Информационно-технический факультет Новосибирский государственный университет экономики и управления
г. Новосибирск, Российская Федерация А.Р. Набиуллина
Заместитель директора по учебно-производственной работе ГАПОУ «НПК имени Е.Н. Королёва» г. Нижнекамск, Российская Федерация
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Диагностика уровня подготовки обучаемых является неотъемлемой частью учебно-воспитательной деятельности. Тестирование - автоматизированный метод педагогической диагностики - направление на стыке педагогики, теории измерений, математических моделирования и статистики с использованием современных и перспективных средств вычислительной техники.
Ключевые слова
Автоматизация, диагностика, контроль, сетевой, технология.
Потребители образовательных услуг все большое внимание уделяют их качеству, оно становится социально востребованной категорией. Проблема контроля качества знаний всегда была и остается крайне актуальной [1, с. 79].
Использование автоматизированных многопроцессорных информационных систем во всех сферах деятельности изменяет подходы и технологии, которые ранее в них применялись [2, с. 79]. Большое влияние эта тенденция оказала и на технологии организации учебно-воспитательного процесса. Одной из форм объективной оценки учебных достижений является стандартизированная процедура, при осуществлении которой все учащиеся находятся в одинаковых, стандартных условиях, такую процедуру
243