ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Т.Н. Бокова
Ключевые слова:
образовательная система в США, альтернативная школа, чартерная школа, привилегированность, качество знаний.
ЧАРТЕРНЫЕ ШКОЛЫ КАК ФОРМА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
В статье охарактеризованы особенности организации обучения в чартерных школах, соотнесены государственные ожидания, возложенные на них, со стратегиями финансирования и формирования контингента учащихся. Доказано, что чартерные школы занимают особое место в системе среднего образования и являются одной из основных форм современного альтернативного образования в США. Социальная миссия и широкий спектр образовательных подходов существенно отличают чартерные школы от традиционных школ, которые испытывают влияние реформ, инициированных альтернативными школами.
Понятие «альтернативное образование» в США обычно используется в двух случаях: при определении школ для детей с ограниченными возможностями и для определения нетрадиционных государственных и частных образовательных программ, доступных родителям и ученикам по выбору, что соответствует нашему пониманию альтернативных школ. Важно заметить, что для США это не новое понятие, эти программы - от программ для обычной школы до программ одной школы или одного класса - начинали развиваться с конца 1960-х и выросли из нескольких изолированных инноваций в обществе в образовательную ре-
форму, включающую в себя миллионы учеников. В 70-80-х годах прошлого столетия было создано большое количество специализированных школ и других школ «по выбору», чтобы избавиться от разделения общества по расовому признаку. Идея была проста: в дополнение к районным школам, семьи могли выбрать школу специализированную или магнитную школу (с углубленным изучением таких областей, как технологии, математика, наука или искусство). «Если вы думаете, ходить по магазинам, выбирая кроссовки - сложно, попробуйте выбрать правильную школу» - такая реклама присутствовала на листовках по выбору школ в Бостоне или «Если вы заканчиваете 8-й класс, вы можете ходить по магазинам и выбирать, чтобы «купить» лучшую школу для вас» [3]. В начале XXI в. более 15% школьников, обучающихся в системе государственного образования в Соединенных Штатах, посещали государственные школы по выбору.
М.А. Рэйвид оценивает альтернативные школы как передовую образовательную реформу, которая отражает безусловный уход от программных, организационных и поведенческих уставов, тормозящих улучшение школы [7, с 26]. Более того, многие реформы, которые сейчас проводятся в традиционных школах - сокращение старшей школы, отбор учеников и преподавателей, превращение школы в сообщество, расширение прав и возможностей сотрудников, активное участие учащихся, объективная (аутентичная) оценка - это нововведения, которые были впервые применены альтернативными школами.
На современном этапе в США существует большое разнообразие альтернативных школ: магнитные, ваучерные, пилотные, чартерные и др. Чартерные школы являются самым популярным вариантом школ по выбору в образовательной системе США. Так, в первой декаде XXI в. насчитывалось более трех тысяч чартерных школ в 40 штатах и округе Колумбия, и правительство намеренно увеличивало их число. За прошедшие пять лет количество учащихся чартерных школ США возросло на 70%. В некоторых городах темпы роста были особо высоки: в чартерные школы поступило 25% учащихся в Дейтоне, штате Огайо, и почти 25% в Вашингтоне, округе Колумбия, в Канзас-Сити и штате Миссури. Под чартерными школами подразумеваются государственно-независимые школы, работающие на контрактной основе, возникшие на базе общественных и получившие лицензию («хартию») на право оказания образовательных услуг и самостоятельного распоряжения ресурсами, а взамен - гарантирующие более высокое качество обучения и большую гибкость в организации в обмен на большую подотчетность за персонал, бюджет и учебные программы [4].
Сложно утверждать, что чартерные школы являются государственными или частными, так как в США термин «государственная школа» двусмыслен. Если опираться на то, что школа считается государственной, когда она доступна для поступления, то чартерные школы тоже будут считаться муниципальными. Под эту трактовку также попадают и частные и религиозные школы, поскольку они финансируются государством. Возможно, школа должна рассматриваться как государственная, если она открыта для всех студентов и не участвует в выборочном отборе. Однако и в государственных школах селективный отбор является главенствующей задачей.
Важно отметить следующее: несмотря на тот факт, что сторонники традиционных школ настаивают на том, что это школа для привилегированных учеников, чартерная школа не имеет права свободно выбирать учащихся на основании их способностей или по каким-либо другим признакам. Специализированным школам и магнитным школам разрешается проводить отбор среди тех студентов, которые подали заявки. Чартерным школам, напротив, запрещается производить открытый отбор, и необходимо использовать лотерею, если количество желающих превышает предложенные места. Школьники зачисляются только на конкурсной основе на определенное количество мест. Школа может потерять лицензию за недостаточное количество учащихся, может быть закрыта правительством при наличии каких-либо нарушений или за неуспеваемость учащихся, даже если это устраивает их самих. По этим причинам чартерные школы, хотя и ориентированы на децентрализацию, они тщательно регулируются рынком, именно поэтому их можно считать «квази-рынком» в образовании.
Наиболее значимым аргументом в пользу чартерных школ выступает наличие обширной вариативной академической программы. Самый популярный образовательный подход - фокусирование на точных науках, технологии, инженерии и математике (STEM - Science, Technology, Engineering, and Mathematics), которые всегда были слабым местом в США. Другой популярный подход - это фокусирование на базовых, основных знаниях (Core Knowledge). Он предлагает обширное и глубокое понимание академической программы по литературе, истории, точным наукам и другим предметам. В настоящее время особое место занимает виртуальный/онлайн подход к обучению [8, c 3]. Эти подходы имеют возможность реализоваться в чартерных школах благодаря праву на свободное распределение средств и увеличение времени обучения по сравнению с принятыми в традиционных школах 6,5 часами и 180 - дневным учебным годом. Чартерные школы способны пойти на это, поскольку они традиционно не связаны коллективным соглашением
о регламентации учебных часов и разрешенной деятельности. Эти реформы согласуются с данными образовательных исследований, указывающих связь между увеличением времени обучения студентов, времени на задания и возможностью достигнуть более высоких академических результатов. С 2009 по 2012 гг. наблюдалось значительное увеличение этой пропорции в чартерных школах, особенно в плане увеличения школьного дня. Процент чартерных школ, увеличивших учебный год, вырос с 14% до 27 , в то время как процент школ с продленным школьным днем поднялся на четверть - с 23% до 48. Самые известные чартерные школы в США, участники программы KIPP (Знания есть сила), отличаются большей продолжительностью дня в сравнении с традиционными школами. К1РРовцы проводят на 67% времени в школе больше, чем школьники обычных школ. Чартерная школа в Бостоне, например, не только предоставляет удлиненный учебный день, но и пансионат [8].
Более того, чартерные школы предлагают студентам более узкую и индивидуализированную обучающую среду. В 2012 г. типичная (средняя) чартерная школа включала 286 учащихся, в сравнении с 475 учениками традиционной государственной начальной школы и традиционной средней школы. Меньший размер чартерной школы обеспечивает ее ученикам больше внимания со стороны преподавателей, поскольку создаются меньшие по размеру учебные сообщества. Чартерные школы стремятся поддерживать малый по сравнению с преподавательским составом учебный аппарат. В результате на 27,1 учителя приходится в среднем 7,5 чиновников, то есть примерное соотношение профессионального аппарата к административному равняется 4:1. Начиная с 2000 г. все учителя чартерных школ в Массачусетсе сдают экзамен по педагогике (Massachusetts Tests for Educator Licensure (MTEL) в течение одного года работы или должны быть сертифицированы для работы в этом штате до устройства на работу в чартерной школе [1, с.11].
Важно заметить, что для улучшения качества образования, в чартерных школах существует дополнительное оценивание. Помимо участия в государственном тестировании, общеобязательном для всех чартеров, многие чартерные школы согласились ввести дополнительные системы оценок и измерений, с помощью которых можно было бы наглядно продемонстрировать хорошую успеваемость учащихся. Участники тестов могли выбрать из предложенных вопросов или дополнить их своим, если не находили подходящего. Чартерные школы почти всегда создаются благодаря стараниям частных лиц, стремящихся найти образовательный подход, наиболее выгодный для учащихся. Государственный чартерный закон рекомендует
таким благотворителям разработать собственный образовательный подход, а не искать в пособиях готовый, как это происходит в государственных школах. Традиционные школы не столь специализированы, поскольку их образовательная программа диктуется сверху. Учащемуся, попавшему на учебу в школу, специализирующуюся на географии, а не выбравшему школу самому, гораздо труднее оценить личностный подход.
Несомненным достоинством чартерных школ является отсутствие расовой дискриминации. Проведя исследования в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии и Бостоне, Д. Мур и С. Дэвенпорт обнаружили, что «учащиеся с низким уровнем дохода, афроамериканцы, иноязычные, двуязычные и учащиеся с плохой успеваемостью в малой степени представлены в специализированных школах, но сконцентрированы в школах с низким и умеренным доходом» [3]. 31% афроамериканцев обучается в чартерных школах, и только 17% - в общеобразовательных. В Калифорнии афроамериканцы составляют 8% традиционных государственных школ и 16% - чартерных. В Техасе 14% в государственных школах и 39% в чартерных. Исследования в Коннектикуте, Флориде, Иллинойсе, Массачусетсе и Северной Каролине также показывают, что чартерные школы обучают афроамериканцев в равном или даже большем соотношении к белым. Однако на национально-государственном уровне из вида упускался факт, что если чартерные школы располагались в городах непропорционально (там, где концентрация афроамериканцев не такая значительная), то элитарность может и не замечаться, если взять во внимание все штаты. Чтобы разобраться в этой ситуации, Джеймс Форман [3] сравнил расположение чартерных школ с их демографией. В Калифорнии и Массачусетсе, например, концентрация афроаме-риканцев в школе гораздо выше, чем в близлежащих округах. В Мичигане данные практически идентичны. На национальном уровне - количество выходцев из Латинской Америки в чартерных школах составляет чуть больший процент, чем количество студентов общеобразовательных школ. На государственном уровне картина более сложная, латиноамериканцы недостаточно представлены в чартерных школах в Калифорнии, Иллинойсе, Массачусетсе, в равной степени представлены во Флориде и Техасе и чрезмерно представлены в Коннектикуте.
Анализируя финансирование чартерных школ, можно отметить, что такие школы могут получить финансирование для каждого ученика, выбравшего их учреждение, из государственных средств, что обеспечивает бесплатное обучение. Однако чартерные школы, как правило, получают меньшее финансирование, нежели традиционные государственные шко-
лы. В среднем на $1800 меньше за каждого ученика. Некоторые стремятся тратить меньше, в то время как другие стремятся обратиться к частному источнику дохода для покрытия разницы. Если более привилегированные родители и их капитал уйдут из районных школ в чартерные, то районные школы будут иметь меньше учащихся, а, следовательно, меньше финансирования. Но есть и другой аргумент - чартерные школы могут достичь лучших результатов с теми же или меньшими деньгами - и это также может привести к сокращению финансирования. Ричард Леоне объясняет: «Хотя и нельзя отрицать тот факт, что текущие расходы и финансирование школ способствует воспитанию малообеспеченных школьников, инновации, связанные с организационно-управленческими изменениями, кажутся особенно привлекательными. Поскольку, в отличие от старого организационно-управленческого строя, они требуют меньших затрат. Таким образом, сторонники таких идей, как - введение ваучеров, выбора, приватизации создание чартерных школ и различных текущих предложений о внесении изменений в системе государственного образования - нашли поддержку у всего государственного сектора»[3]. В чартерной школе в Бостоне финансирование состояло из учета $9500 на одного ученика в год, но также присутствовало частное финансирование $3500. Чартерная школа SEED была первой школой-интернатом и предназначалась для малообеспеченных семей из окрестностей. Она была удостоена пожертвованиями Опры Уинфи и Билл Гейтса в размере $25 млн [1].
Рыночным фактором для чартерных школ является то, что они должны предоставить «продукт» высокого качества, дабы конкурировать на рынке и быть выбранными учащимися. Борьба за благотворительность расширяет это понятие, так как школы конкурируют между собой, чтобы привлечь частные средства. Кроме того, частные «средства» могут лучше определить качество школ, чем это происходит в государственном секторе. А для тех, кто хочет уменьшить влияние правительства в образовании, это лучший выход из ситуации - переложить ответственность за финансирование с общественного на частный сектор. Благотворительность в финансировании чартерных школ играла огромную роль, так как произошло некое дерегулирование, что позволило школам самостоятельно принимать решения, находить творческие образовательные подходы и самим искать источники финансирования. Кроме того, чартерные школы предоставляют возможность учиться детям из бедных семей, и как результат - все большее число бедных родителей и родителей из рабочего класса видят, что их дети получают достойное образование и лучшие условия жизни.
Чартерное движение продолжает расширяться, что способствует многочисленным изменениям, таким как: изменения в расписании, премия учителям за хорошую работу, позитивную рабочую атмосферу и так далее. Чартеры ориентируются на реформы, полезные и актуальные как для учащихся, так и для их родителей. Некоторые из этих реформ, такие как премия за заслуги вышли на политический уровень и даже после некоторого сопротивления со стороны власти были введены в публичных школах, вышли на уровень штата. Тем временем чартерный подход к проблеме выхода из кризиса постепенно находил признание и становился девизом. Как и реформа, касающаяся взаимоотношений учителя и родителя, реформа чартерных школ является реальной альтернативой разработанному чиновниками плану развития традиционных государственных школ. Как и большинству нововведений, чартерным школам потребовалось несколько лет, чтобы разработать наиболее оптимальную программу и занять стабильное место в образовательной системе.
При видимых и несомненных преимуществах чартерных школ необходимо обратить внимание и на их проблемы. Так, при подсчете только тестовых очков традиционные школы оставляли далеко позади чартерные не только в чтении и математике в четвертых и пятых классах, но также в баллах, полученных на выпускных экзаменах. Исследование, проведенное Проектом Национального Исследования Чартерных Школ (The National Charter School Research Project) выявило, что студенты чартерных школ по-разному ориентировались на такие факторы, как оценка и предмет. Исследователи обнаружили, что студенты чартерных средних школ показывали более высокие результаты по чтению и математике, чем студенты традиционных школ [4]. В 2010 г. исследования Института Образовательных Наук (Institute of Education Sciences (IES) также позволили выявить, что школьники из чартерных школ с низким доходом больше преуспевали в математике, чем такие же учащиеся из традиционных школ. С другой стороны, обеспеченные учащиеся средних чартерных школ показали значительно более низкий результат по математике. Исследователи сходятся во мнении, что учащиеся с низким доходом показывают более высокие результаты в математике и чтении, потому что новая образовательная среда помогает им лучше сконцентрироваться на обучении. Исследователи также подчеркивают тот факт, что возможное влияние на результаты учащихся оказали школы, которые они посещали ранее. Они отметили, что в цели исследования не входило получение подобного результата и последующее исследование, возможно, поможет сгладить это недоразумение. В отчете за 2009 г. из Центра Исследования
Образовательных итогов (ЦИОИ) было выдвинуто предположение, что успех учащихся с низким доходом возможен благодаря специфической программе чартерных школ. В итоге - все проведенные исследования не помогли ответить на вопрос, почему малообеспеченные и малозарабаты-вающие студенты добились наилучших результатов в чартерных школах. Отчет из РАНД корпорации указывает, что студенты из чартерных школ имели традиционно более низкие баллы, чем их коллеги из традиционных государственных школ. Исследователи считают разумным предположить, что чартерные школы (как и любые другие) в первый год работы будут выделяться низкими тестовыми баллами выпускников [6].
Виртуальные чартерные школы, то есть 4,5% всех чартерных школ на 2009-2010 учебный год, изначально всегда показывали более низкий результат. Исследователи также выявили, что, несмотря на более низкие результаты, студенты чартерных школ чаще поступали в вузы, чем их традиционные оппоненты. Исследователи из Нью-Йоркского городского чартерного школьного проекта в 2009г. сравнили студентов чартерных школ Нью-Йорка, отобранных на чартерной школьной лотерее, с теми, кто также участвовал в лотерее, но не был избран. Опрос выявил, что учащиеся, посещающие чартерные школы, значительно сократили существующий разрыв и чаще получали высшее образование. Общим важным выводом является установление уникальности каждой школы, что особенно заметно при сравнении чартерных и традиционных школ. Исследование, проведенное КРЕДО (the Center for Research on Education Outcomes (CREDO) в 2009 г., показало, что штат, в котором расположена чартерная школа, также оказывает влияние на эффективность ее работы. Политика некоторых штатов определенным образом способствовала развитию чартерных школ в благоприятном ключе. Те штаты, которые ограничивали количество дозволенных чартерных школ, имели в результате более низкие показатели развития студентов, чем штаты, которые старались ставить как можно меньше ограничений [2].
Таким образом, чартерное движение является источником многочисленных полезных реформ и могло бы играть важную роль в развитии образования и преодолении образовательного кризиса через введение расширенной образовательной программы, широкого спектра подходов к ученику, повышение уровня тестирования учеников и повышение квалификации учителей. Афроамериканцы и белые так же, как бедные и богатые, равномерно распределены между разными типами школ. На национальном уровне учащиеся как в чартерных, так и в государственных школах показы-
вают равные академические способности. Несмотря на то, что чартерным школам потребовалось несколько лет, чтобы разработать наиболее оптимальную программу и занять стабильное место в образовательной системе. В результате была создана школа, в центре внимания которой находятся учащиеся, которая отвечает всем требованиям и способна удовлетворить нужды учащихся и родителей. Чартерные школы, как и любая другая система школьного выбора, являются подходящим механизмом для реализации столь высоких запросов.
Литература
1. Abdulkadiroglu А, Angrist J, Informing the Debate. Comparing Boston's Charter, Pilot and Traditional Schools. The Boston Foundation, 2009
2. Center for Research on Education Outcomes (CREDO), Multiple Choice: Charter School Performance in 16 States (Stanford,Calif.: Stanford University, June 2009); http://credo.stanford.edu/reports/MULTIPLE_CHOICE_CREDO.pdf.
3. Forman, Jr., James, Do Charter Schools Threaten Public Education? Emerging Evidence from Fifteen Years of a Quasi-Market for Schooling (October 26, 2010). University of Illinois Law Review, Vol. 2007, May 2007; Georgetown Public Law Research Paper No. 921101. Available at SSRN: http://ssrn.com/ abstract=921101
4. Gleason Ph. et al., The Evaluation of Charter School Impacts (Washington, D.C.: National Center for Education. Evaluation and Regional Assistance, Institute of Education Sciences, U.S. Department of Education, 2010); http://ies.ed.gov/ ncee/pubs/20104029/pdf/20104029.pdf.
5. National Alliance for Public Charter Schools, NAPCS Dashboard: Performance Overview (Washington, D.C.: National Alliance of Public Charter Schools, 2012); http://dashboard.publiccharters. org/dashboard/performance/ year/2008
6. RAND Corporation, Are Charter Schools Making a Difference? (Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 2009).
7. Raywid, M. A., Alternative schools: The state of the art. Educational Leadership, 1994, 52(1), 26-31
8. Survey of America's Charter Schools, 2014. Available at https://www.edre-form.com/2014/01/survey-of-americas-charter-schools/