привлечения лиц к скрининговым осмотрам, а также санитарно-просветительной работе на тему здорового образа жизни и факторах риска социально-значимых заболеваний. С экономической точки зрения затраты на консультацию социального работника гораздо ниже, чем затраты на услугу квалифицированного врача.
На данном этапе авторы статьи выяснили, что нет единой утвержденной отчетной документации, заполняемой социальными работниками. Думаем, со временем МЗ РК решит эту проблему в организациях ПМСП, что в дальнейшем будет способствовать усовершенствованию деятельности социальных работников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Приказ министра здравоохранения РК от 20 декабря 2011 года № 907 «Об утверждении методических 3. рекомендаций по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения».
2. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008
года № 114-IV «О специальных социальных услугах». Приказ и. о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 630 «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области здравоохранения».
УДК 614.2
Л. И. КАСПРУК
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
L. I. KASPRUK
SOME RESULTS OF THE STUDY PROVIDE PRIMARY HEALTH CARE TO THE POPULATION
Orenburg State Medical University
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.
РЕЗЮМЕ
В настоящее время в здравоохранении отмечается несоответствие численности и структуры медицинских кадров объемам деятельности. Имеется дисбаланс в соотношениях между врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и сестринским медицинским персоналом. Актуальна проблема неадекватного обеспечения медицинскими кадрами, для решения которой необходимо проведение мониторинга подготовки и переподготовки кадров, разработка моделей профессиональной ориентации, изменение
Каспрук Людмила Ильинична - д. м. н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1; тел. 89128447339; е-шаП: Kaspruk61@yandex.ru
методологии управления медицинскими кадрами, выявление тенденций развития.
KEY WORDS: PRIMARY HEALTH CARE POPULATION, HEALTH.
SUMMARY
Currently in healthcare there has been inconsistency in the number and structure of medical personnel to the volume of activity. There is an imbalance in the ratio between General practitioners and specialists, doctors and nursing staff The actual problem is the inadequate provision of medical personnel, which requires the monitoring of training and retraining, development of professional orientation models, change management methodology to train health workers, identify trends.
В деятельности любой системы здравоохранения страны ведущая роль принадлежит медицинским кадрам. При этом актуальной
проблемой в отрасли остается проблема обеспеченности врачебными и сестринскими медицинскими кадрами. Формирование структуры медицинских кадров по специальностям представляет собой проблему кадровой политики в здравоохранении. В настоящее время реально стоит вопрос об определении необходимого уровня специализации оказываемой медицинской помощи.
По данным ГУК «Центр занятости населения» Оренбургской области, спрос и предложение рабочей силы на «рынке» труда по профессиям медицинских работников за период с 2010 г. по 2016 г. в ходе анализа банка данных заявленных вакансий и регистра получателей государственных услуг определяется таким образом, что ежегодно спрос увеличивается, а предложение уменьшается. Спрос на врачебные специальности увеличился за последний пятилетний период в 6 раз, а предложение - в 2,5 раза. Отмечается при этом, что спрос на сестринский медицинский персонал увеличен в 4,8 раза.
Основой системы оказания медицинской помощи населению является первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). В отрасли отмечается несоответствие численности и структуры медицинских кадров объемам деятельности. Отмечается дисбаланс в соотношениях между врачами общего профиля и узкими специалистами, а также между врачами и сестринским медицинским персоналом. Существующая асимметрия в обеспеченности врачами и сестринским медицинским персоналом (СМП) требует корректировки на различных уровнях. В этой связи необходимы научно обоснованные подходы к расчетам потребности, планирования, подготовки и использованию кадрового потенциала [1, 2, 3, 5].
Выявление недостатков в развитии и распределении медицинских кадров в настоящих условиях рыночной экономики остается по-прежнему актуальной проблемой. Удовлетворение потребности здравоохранения в специалистах медицинского звена должно проводиться в государственном секторе на основе выполнения социального заказа. Эта работа связана с подготовкой и трудоустройством специалистов, так как кадровые ресурсы, с
одной стороны, требуют значительных затрат, а, с другой стороны, - от них в значительной степени зависит качество и количество предоставляемых медицинских услуг [3, 4, 5].
В Оренбургской области отмечается тенденция увеличения количества вакантных мест врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики (семейных врачей). Так, число участковых терапевтов снизилось на 12,7%; участковых медицинских сестер - на 2,4%. Несколько снизилась численность участковых врачей-педиатров - на 6,8%, а также участковых педиатрических медицинских сестер (на 9,5%). Число врачей общей практики уменьшилось на 24%, однако при этом количество медицинских сестер общей практики увеличилось на 6,7%.
Важным показателем при оказании ПМСП является соотношение численности врачей и сестринского медицинского персонала. Оптимальным соотношением, по международным стандартам, «врач:сестринский персонал» является «1:4» - «1:5». Вышеозначенный показатель в Оренбургской области в 2014 г. составлял «1:1,2» в участковой терапевтической службе и «1:4,9» - в педиатрической. Следует отметить значительную положительную динамику за последний десятилетний период, когда эти показатели составляли соответственно «1:1,06» и «1:1,04».
В настоящее время в городе Оренбурге имеются 60 вакансий должностей врачей, оказывающих ПМСП населению, и 18 должностей сестринского медицинского персонала. При этом доля числа вакансий врача-терапевта участкового составляет 50% (39 вакансий), врача-педиатра участкового - 26% (20), врача общей практики - 1,3%. В Оренбургской области имеются 94 вакансии должностей врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, а также 9 должностей сестринского медицинского персонала. Доля числа вакансий врача-терапевта участкового составляет 52,4% (54 вакансии), врача-педиатра участкового - 23,3% (24), врача общей практики - 15,5% (16), что почти в 16 раз превышает показатели в городе Оренбурге. Несомненно, особое значение при этом имеет
внедрение института врача общей практики (ВОП) для сельского здравоохранения и медицины на отдельных территориях страны.
Руководители медицинских учреждений, подавшие заявки, в качестве обязательных требований к специалистам предъявляют такие, как наличие квалификационной категории (15%); стаж работы по специальности не менее 1 года (20%); наличие сертификата специалиста (65%).
Руководители хотели бы трудоустроить квалифицированных, опытных специалистов, готовых к работе в практическом здравоохранении. Однако при этом не исключается рассмотрение вариантов приема на работу и молодых кадров, даже в том случае, если потребуется обучение и формирование навыков работы у менее опытных представителей. В качестве гарантий медицинским работникам, готовым работать в центральных районных больницах, районных больницах, сельских врачебных амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах, городских больницах и поликлиниках, предлагается жилье (общежитие), возможные надбавки к заработной плате, возможность специализации, совместительства и др.
При этом специалисты среднего медицинского звена, находящиеся в поиске работы, - это в основном молодые люди, которые недавно окончили среднее профессиональное образовательное медицинское учреждение (медицинский колледж, медицинское училище). Среди молодых соискателей 32 человека не имеют вообще никакого опыта работы (46,4%). Из всех соискателей (всего 192 человека) 72 - в возрасте от 20 до 30 лет, что составляет 37,5% соискателей, старше 46 лет - 42 человека (21,9%).
Учитывая данные прогноза численности населения до 2021 г., проведено прогнозирование численности и потребности врачебных и сестринских медицинских кадров до 2021 г. Использован метод математического прогнозирования. Расчет перспективной численности населения осуществляется на основе метода компонент, который рассматривает динамику численности населения как результат изменения ее составляющих - чисел рождений, смертей и сальдо миграции. Прогноз
осуществляется на основе разработки сценарных переменных. Для рождаемости это показатели среднего возраста матери при рождении ребенка и суммарного коэффициента рождаемости, для смертности - ожидаемой продолжительности жизни при рождении и младенческой смертности. Эти показатели задаются на каждый год прогнозного периода и непосредственно для прогнозных расчетов преобразуются в возрастные коэффициенты рождаемости и смертности. Для миграции в качестве сценарных переменных используются числа прибывших и выбывших. Возрастное распределение мигрантов осуществляется на основе их возрастной структуры за базовый год, которая берется неизменной на весь прогнозный период. Сценарии актуализируются учеными-демографами один раз в два года.
Расчеты перспективной численности населения проводятся по полу, типу поселения, субъектам Российской Федерации. Чтобы отразить различные предположения о будущей динамике демографических процессов, расчеты осуществляются по нескольким вариантам. При построении модели учитывались три варианта прогнозов численности населения. Рассматривались результаты прогнозов с точки зрения достижения указанных целей к 2025 году. По среднему варианту прогноза спроса и предложения на «рынке» врачебных кадров прогнозируется увеличение спроса к 2021 г. в 1,4 раза. При этом предложение практически не изменится.
Прогнозируется уменьшение числа врачей участковых терапевтов на 40%. Однако в то же время численность участковых медицинских сестер практически не изменится (уменьшение численности прогнозируется чуть больше 1%). При этом соотношение «врач:сестринский медицинский персонал» будет составлять «1:1,9», но не достигнет показателя международных стандартов («1:4-5»). Негативная тенденция намечается в общеврачебной практике. Численность врачей общей практики снизится на 58%.
Количество медицинских сестер врачей общей практики при этом увеличится на 18%. В прогнозируемой ситуации соотношение «врач:сестринский медицинский персонал» составит «1:20», что
совершенно не соответствует стандартам, и можно констатировать пресыщение «рынка» кадров среднего медицинского персонала в вышеозначенной ситуации. Численность врачей участковых педиатров снизится на 21%, медицинских сестер участковых педиатров в 2021 г. будет меньше по сравнению с 2014 г. на 24%. Соотношение «врач:сестринский медицинский персонал» составит «1:4,8». Особенностью рынка медицинских услуг является то, что медицинская услуга неотделима от самого специалиста, медицинская услуга уникальна и особенна. И, «приобретая» специалиста, работодатель приобретает тем самым потенциальную возможность продажи медицинской услуги, причем услуги определенного уровня и качества. При этом подготовка специалиста требует значительных вложений, а любое вложение требует определенной отдачи.
В процессе подготовки кадров используются модели: первая - ориентированная на обеспечение социального заказа (когда необходимо выполнить социальные обязательства перед обществом), вторая - рыночная модель. Для практической реализации первой необходимо прогнозировать потребности государственных медицинских учреждений различного уровня и профиля в соответствующих специалистах. В том случае, если специалист получил образование при помощи вложения личных средств, он может быть свободен в своем выборе работы.
Медицинские образовательные учреждения получают заказы на подготовку для медицинских учреждений разного уровня и форм собственности, содержащие при этом все сведения, касающиеся уровня и определенного места будущего специалиста. При этом директивное распределение не является обязательным. Однако возможно предусмотреть упорядоченность вышеозначенного процесса. Студенту - гарантировать оплату обучения, трудоустройство по специальности, а работодателю при этом гарантируется наличие специалиста, который занимает существующую вакансию. В этом случае специалист может получить право на самостоятельное дальнейшее трудоустройство, если он отработал определенный «контрактный срок».
Однако регулирование «рынка» труда должно происходить не силами его субъектов, а государственным органом управления, министерством здравоохранения. Участие других, в том числе и негосударственных субъектов (страховых медицинских организаций, медицинских ассоциаций и др.), при этом не исключается.
В настоящее время в системе профессионального медицинского образования идет ориентировка на лечение болезней, но не на профилактику. При этом обращает на себя внимание снижение престижа общей врачебной практики. Студенты -будущие врачи - ставят перед собой задачи в основном по узкой специализации. Однако здесь часто отмечается недостаточное знание базовых дисциплин, но в основе, несомненно, должна быть базовая подготовка. Необходимо регулировать процессы профессиональной ориентации и трудоустройства именно на экономической основе. При анкетировании студентов медицинского университета выявлено, что более 90% респондентов предполагают для себя узкую специализацию. Лишь 10% (10 чел.) планируют работать в поликлинике, но при этом желательно в частной, ведомственной. Лишь 2% (2 чел.) планируют общую врачебную практику: в качестве семейного врача, предполагая желаемую высокую оплату за свой труд. При анкетировании выявлено, что случайные факторы при выборе профессии врача имели место в 55% случаев, и только в 45% -целенаправленный профессиональный выбор.
ВЫВОД
Таким образом, политика формирования медицинских кадров, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению в регионе, должна стать координирующим механизмом, направленным на сохранение и улучшение здоровья нации. Сохраняют свою актуальность научно обоснованные подходы к расчетам потребности, планирования, подготовки и использования кадрового потенциала с учетом прогнозирования спроса и предложения на «рынке» труда. Необходимо проведение мониторинга подготовки и переподготовки кадров, разработки моделей профессиональной ориентации, изменение методологии управления медицинскими
кадрами, выявление тенденций их развития. На фоне имеющейся асимметрии в соотношении «врач:сестринский медицинский персонал» имеется потребность в модернизации программ обучения и дальнейшей разработки инновационных
ЛИТЕРАТУРА:
1. Денисов, И. Н. Развитие общих врачебных практик в России: состояние, проблемы, перспективы / И. Н. Денисов //Здравоохранение Российской Федерации. -2010. - № 9. - С. 155-164.
2. Калининская, А. А. Обеспеченность врачебными кадрами в Российской Федерации и ее несопоставимость с международными стандартами /А. А. Калининская, Л. А. Гаджиева // Справочник врача общей практики. -2015. - № 9. - С. 89-94.
3. Преображенская, В. С. Основные тенденции кадрового обеспечения в системе регионального здравоохранения/ В. С. Преображенская, А. В. Зарубина // Проблемы
технологий обучения специалистов среднего медицинского звена и создании стандартов обеспечения отрасли сестринским персоналом для оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - Москва, 2002. - № 2. - С. 30-32.
4. Применение клинико-экономического анализа в медицине (определение социально-экономической эффективности): учебное пособие/А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. М. Алексеева, А. Е. Кобяцея, Т. Н. Жилина; под ред. А. В. Решетникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -179 с.
5. Щепин, В. О. Обеспеченность населения Российской Федерации основным кадровым ресурсом государственной системы здравоохранения / В. О. Щепин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2013. - № 6. - С. 24-28.
УДК 614.251.2:303.01.377
Л. И. КАСПРУК
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКО-МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
L. I. KASPRUK
SOME HISTORICAL AND MEDICAL ASPECTS OF LEGAL STATUS OF INSTITUTIONS OF MEDICAL EDUCATION IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY
Orenburg State Medical University
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИСТОРИКО-МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС. РЕЗЮМЕ
Проведен анализ становления и развития организационно-правового статуса учреждений медицинского образования в начале XXI века. Нормативно-правовая база, регламентирующая
Каспрук Людмила Ильинична - д. м. н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1; тел. 89128447339; е-шаП: Kaspruk61@yandex.ru
вопросы функционирования учреждений медицинского образования, оказывает в исследуемый период значительное влияние на преобладание организационно-правовой формы.
KEY WORDS: HISTORICAL MEDICAL ASPECT, HEALTH EDUCATION, LEGAL STATUS.
SUMMARY
The analysis of formation and development of organizational and legal status of institutions of medical education in the early twenty-first century. The legal framework regulating the functioning of institutions