Научная статья на тему 'Некоторые размышления об экклезиологии II Ватиканского собора'

Некоторые размышления об экклезиологии II Ватиканского собора Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поцци А.

Возвращение к библейскому понятию «народ Божий» в применении к Церкви представляет собой поворот в понимании и восприятии самой Католической церкви отцами, участвовавшими в работе II Ватиканского собора. В статье описываются основные грани этого понятия. Частью этого народа Божьего являются все те, кто составляют церковь и несут в ней различные служения, а также исполняют различные функции. Динамичное соотношение между харизматическими и иерархическими служениями должно войти в сознание всех и каждого, повлиять на увеличение роста общин и интенсивность возвещения Евангелия. Харизматические и иерархические служения это дары, поэтому те, кто был ими одарен, не должны использовать их как инструмент власти и доминирования над братьями. Они не могут использоваться в личных целях, для укрепления малой или большой власти, но должны приближать приход Царства Божьего уже здесь на земле, полное воплощение которого произойдет только при парусии Господа Иисуса Христа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIOUS THOUGHTS ON THE ECCLESIOLOGY OF VATICAN II

A return to the biblical understanding of the “people of God” in referring to the Church implies a change in our understanding and perception of the Catholic Church itself on the part of the fathers participating in the Second Vatican Council. Specifically, all those who make up the church and perform various services and functions within the church are a part of the people of God. A dynamic relationship between charismatic and hierarchical ministries should be integrated into common and individual consciousness and influence the accelerated growth of communities and the intensity with which the Gospel is proclaimed. Charismatic and hierarchical ministries are gifts, and those who have been given them should not use them as instruments of power or domination over their fellow Christians. Nor should these gifts be used toward personal goals, in order to shore up any sort of power small or large but should be used to bring us closer to the Kingdom of God on earth here and now, the full embodiment of which will occur only with the Parousia of Jesus Christ.

Текст научной работы на тему «Некоторые размышления об экклезиологии II Ватиканского собора»

А. Поцци

Некоторые размышления об экклезиологии II Ватиканского собора

Возвращение к библейскому понятию «народ Божий» в применении к Церкви представляет собой поворот в понимании и восприятии самой Католической церкви отцами, участвовавшими в работе II Ватиканского собора. В статье описываются основные грани этого понятия. Частью этого народа Божьего являются все те, кто составляют церковь и несут в ней различные служения, а также исполняют различные функции. Динамичное соотношение между харизматическими и иерархическими служениями должно войти в сознание всех и каждого, повлиять на увеличение роста общин и интенсивность возвещения Евангелия. Харизматические и иерархические служения — это дары, поэтому те, кто был ими одарен, не должны использовать их как инструмент власти и доминирования над братьями. Они не могут использоваться в личных целях, для укрепления малой или большой власти, но должны приближать приход Царства Божьего уже здесь на земле, полное воплощение которого произойдет только при парусии Господа Иисуса Христа. ключевые слова: II Ватиканский собор, Lumen gentium («Свет народам»), народ Божий, харизматические служения, иерархические служения, царство Божье.

II Вселенский Ватиканский собор (XXI — в Католической церкви) проходил в Риме с 11 октября 1962 г. по 8 декабря 1965 г., т. е. по времени он отстоит от нас уже почти на 60 лет. Многое за это время изменилось, но некоторые интуиции и идеи, родившиеся на этом соборе, до сих пор остаются актуальными. В данной статье мы будем ссылаться главным образом на догматическую конституцию о Церкви Lumen gentium («Свет народам»).

Церковь всегда обновляется (Ecclesia semper reformando)

В документах собора говорится:

*1 Евр 7:26 Тогда как Христос, «святой, непричастный злу, непорочный» не знал

*2 Ср. 2 Кор 5:21 греха *2, а пришел только «для умилостивления за грехи народа» *3, Цер-*3 Евр 2:17 ковь, принимающая в лоно свое грешников, в одно и то же время и святая,

и всегда нуждающаяся в очищении, непрестанно следует путем покаяния и обновления * [О Церкви, 81]. " 10.8

Отцы II Ватиканского собора говорили о необходимости постоянного возвращения Церкви к своему образу, который соответствовал бы Тому, Кто ее возжелал, — Иисусу Христу. При этом термин реформа ни разу не употребляется в документах собора из-за очевидной и непосредственной опасности разделения, которая проявилась в Католической церкви в связи с появлением Протестантизма. Тем не менее это утверждение наглядно показывает необходимость и постоянство процесса, который можно сформулировать в следующих терминах: очищение, покаяние и обновление. Очищение, покаяние и обновление не являются целями сами по себе, но они направлены на преображение не только устройства церкви, но и всех тех, кто являются ее членами.

В цитате, с которой мы начали наши рассуждения, важно подчеркнуть несколько моментов. Во-первых, констатируется разница между Христом (святым, невинным и непорочным) и Церковью, в которую входят грешники. Во-вторых, подчеркивается богочеловеческая природа Церкви. В жизни Церкви имеет место божественный компонент (Дух, Который руководит ею; Иисус Христос, Который в ней присутствует) и человеческий, значит, по своей природе она одновременно является святой (освященной) и грешной. В-третьих, речь идет о динамике, к которой призвана церковь: из-за наличия греховного компонента церковь как таковая и все те, кто в нее входят, нуждаются в очищении, покаянии и обновлении.

Именно в этой логике, по нашему мнению, следует рассматривать проблематику отношений между харизматическими и иерархическими служениями — отношений одновременно существенных, сложных и иногда конфликтных.

Церковь между призванием и структурой

Апостол Павел посвящает 12-ю главу Первого послания к коринфянам харизмам, или духовным дарам. Он говорит об этом в терминах различия и единства:

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу *2. *2 1 Кор 12:4-7

Он подчеркивает: «Все же сие производит один и тот же Дух, 1 1 Кор 12:11 разделяя каждому особо, как Ему угодно» Далее в этом же послании Павел вводит представления об иерархии:

*2 1 Кор 12:28-30

*3 1 Кор 14:1 *4 1 Кор 13:4-8

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? *2.

Из этих строк видно, что дары Духа в экклезиологии ап. Павла имеют определенную иерархию. Действительно, Павел говорит «во-первых» и «далее», определяя таким образом шкалу значимости даров. Он указывает на высшую ценность, которой должны подчиняться все дары: «достигайте любви» *3. Мы все знаем гимн любви *4, в котором Павел указывает критерий поведения, которому надо следовать и который нужно воплощать.

У Павла мы находим ясно определенную цель, к которой должны устремляться дары Духа, как харизматические, так и иерархические.

; 1 Кор 14:12

Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви *5.

> 1 Кор 14:26

Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию *6.

Все дары Духа, как харизматические, так и иерархические, должны быть направлены на созидание общины. Поэтому мы можем сказать, что эти дары получены для служения. Те, кто был одарен, должны служить своими дарами и не использовать их в качестве инструмента власти или господства над братьями. В этом смысле призыв Христа совершенно ясен:

*7 Ин 13:13-15

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам *7.

Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий *1. * Лк 22:25-27

Однако мы не должны скрывать тот факт, что в начале процитированного Первого послания к коринфянам ап. Павел ясно указывает, что в этом сообществе — уже тогда! — были противоречия:

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» *2. *2 1 Кор 1:10-12

Единство — это такое условие жизни, в первую очередь церковной жизни, о котором сам Иисус молился Отцу, чтобы оно было дано верующим в Него:

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня *3. *3 Ин 17:20-23

Единство — это, прежде всего, дар от Бога, который, однако, требует активного ответа от всех тех, кто его получает. Единство нужно искать, жаждать его, воплощать его.

Однако этот призыв к единству оказывается перед лицом реалий, которые имели место в течение двухтысячелетней истории церкви и которые повлияли на ее устроение и образ жизни (здесь под термином «церковь» я подразумеваю ее различные исторические проявления). Я говорю в особенности об опыте Католической церкви, которая, к сожалению, не всегда показывала в своем земном устроении полную приверженность первоначальному замыслу Того, Кто ее возжелал — Иисуса Христа, а одобряла скорее юридические и догматические нововведения. Реагируя на конфликты исторического и политического характера, она с течением времени пришла к такому устроению, при котором иерархия взяла на себя доминирующую роль и в итоге затмила харизматические служения.

Тем не менее, как утверждает Карл Каттанео: «В католической церкви после Второго Ватиканского собора (i962-i965 гг.) в эк-клезиологической сфере произошла смена курса, которая изменила многовековой подход к учению о служениях» [Cattaneo, 23]. Он выделяет три изменения:

1. отказ от пирамидальной схемы церкви (папа, епископы, духовенство и миряне) в пользу концентрической схемы;

2. восстановление харизматического измерения Церкви и, следовательно, признание возможности харизматического служения рядом со священническим служением и внутри его;

3. решительное утверждение сакраментальности епископата, т. е. возобновление патристической традиции, особенно восточной, в противовес тенденции Запада видеть в епископате только юрисдикционную власть в дополнение к «священству» [Cattaneo, 23-25]i.

Собор оповестил о радикальных изменениях в понимании Церкви. Как сказал Дарио Витали: «Введение такого понимания... подорвало традиционную установку экклезиологии, в которой доминировала идея societas perfecta (идеального общества)» [Vitali, 142], — и это, по его мнению, меняет концепцию устроения церковного тела: «. на первом месте становится бытие, а не делание, благодать, а не тот, кто ее передает, достоинство крещеных, а не роли и функции в Церкви» [Vitali, 149].

Итак, Собор пытался отказаться от подхода к церкви, понимаемой как societas perfecta inaequalis (идеальное общество неравных), которое, согласно Мюллеру наделено следующими характеристиками:

В убеждении, что Христос не мог не дать Своей Церкви наилучшего устройства, литература Средних веков видит в Церкви образец совершенства, фактически «духовное государство» (politia). По своему Божественному основанию, утверждает Фома Аквинский, церковное устроение является наилучшим среди всех человеческих ассоциаций: regimen ecclesiae optime ordinatum (Thomas Aquinas. Contra gentiles. 4. У) [Müller, 193].

1. В подготовительных предсоборных документах утверждалось традиционное понимание происхождения власти епископа, а именно, что епископы получают свои полномочия как поручение от Церкви и непосредственно от самого преемника Петра. В окончательной редакции Lumen gentium закрепилась иная интерпретация: «Святой Собор учит, что

через епископское посвящение сообщается полнота Священства. <.. .> Вместе со святительской обязанностью епископское посвящение сообщает также обязанности учительства и управления, которые, однако же, могут исполняться только в иерархическом общении с Главою и членами Коллегии» (Ьв 21) [О Церкви, 97]. — Прим. ред.

Таким образом, можно сказать, что определение inaequalis (неравные) не только санкционирует иерархическую организацию, но и показывает, что и внутри самой церкви нет равных условий для разных членов.

Экклезиология II Ватиканского собора

Невозможно полностью понять то, что было сделано отцами Собора в области экклезиологии (Lumen gentium, 21 ноября 1964 г.), если не взять за точку отсчета догматическую конституцию Dei Verbum (18 ноября 1965 г.). Это наше утверждение может показаться странным, если посмотреть на даты обнародования этих документов. Необходимо пояснить, что в размышлениях об откровении, содержащихся в Dei Verbum, глубоко отразился весь ход работ и соответствующие заключительные документы Собора, представляя поворотный момент в понимании тайны Божьей. В пункте 2 конституции Dei Verbum написано следующее:

Богу в Его благости и премудрости угодно было явить Самого Себя и открыть тайну Своей воли *1, в которой люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют во Святом Духе доступ к Отцу и становятся причастниками Божественного естества *2. Итак, благодаря этому Откровению невидимый Бог *3 по изобилию Своей любви обращается к людям, как к друзьям *4, и говорит с ними *5, чтобы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение. Это домостроительство Откровения совершается действиями и словами, внутренне между собою связанными, так что дела, исполненные Богом в истории спасения, являют и подтверждают учение и все, что знаменуется словами, а слова провозглашают дела и открывают тайну, в них содержащуюся. Но явленная в этом Откровении глубокая истина и о Боге, и о спасении человека сияет нам через это Откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего Откровения *6 [О Божественном Откровении, 284-285].

1 Ср. Еф 1:9

*2 Ср. Еф 2:18; 2 Пет 1:4

*3 Ср. Кол 1:15; 1 Тим 1:17

*4 Ср. Исх 33:11; Ин 15:14-15

*5 Ср. Вар 3:38

*6 DV.2

церковь

народ божии в пути

II Ватиканский собор стал историческим событием для Католической церкви, продемонстрировав одновременно и преемственность традиции, и некий разрыв с прошлым.

То, что касается темы служения Церкви и ее устройства, представлено в догматической конституции о Церкви Lumen gentium

(«Свет народам»). Сразу уточню, что отцы Собора указали, что «Свет народам» — это не Церковь, а Иисус Христос.

Уже из формулировок содержания этого документа можно понять изменение, которое было внесено в представление о Церкви.

1. Содержание Lumen gentium:

• о тайне Церкви (статьи 1-8);

• о Народе Божьем (статьи 9-17);

• об иерархическом строении Церкви и, в частности, о Епископате (статьи 18-29);

• о мирянах (статьи 30-38);

• о всеобщем призвании к святости в Церкви (статьи 39-42);

• о монашествующих (статьи 43-47);

• об эсхатологической природе странствующей Церкви и о ее единстве с Церковью небесной (статьи 48-51);

• о Пресвятой Богородице Деве Марии в тайне Христа и Церкви (статьи 52-69);

• примечания.

2. Тайна Церкви

В подтверждение замысла всеобщего спасения, которое Отец возжелал «по свободнейшему и тайному решению Своей премудро-*1 LG.2 сти и благости» * [О Церкви, 73], Он послал Своего Сына, Кото-

рый, «чтобы исполнить волю Отца», пришел и «положил начало Царству Небесному на земле, открыв нам тайну Отца и Своим по-*2 LG.3 слушанием совершил искупление» *2 [О Церкви, 74].

По завершении того дела, которое Отец поручил Сыну исполнить на земле *3, послан был Святой Дух в день Пятидесятницы, чтобы Он непрестанно освящал Церковь... <...> Дух живет в Церкви и в сердцах верующих... Он, наставляющий Церковь на всякую истину *4 и объединяющий ее в общении и служении, наделяет и направляет ее различными иерархическими и благодатными дарами и украшает ее Своими плодами *5. <...> Так Вселенская Церковь предстает как «народ, объединенный из единства Отца, Сына и Святого Духа» (ср. Св. Киприан. О молитве Господней) *6 [О Церкви, 75].

Церковь — это реальность, которая являет одновременно как божественный, так и человеческий аспекты. Из-за этого ее природа не сопоставима ни с каким человеческим учреждением с того

*3 Ср. Ин 17:4

*4 Ср. Ин 16:13

*5 Ср. Еф 4:1112; 1 Кор 12:4; Гал 5:22

*6 LG.4

момента, как Сын Божий «дарованием. Своего Духа. мистически составил Свое Тело из братьев Своих, призванных из всех народов» * [О Церкви, 78].

1 10.7

3. Народ Божий

«Народ Божий» — это единственная характеристика, которую отцы Собора дали Церкви после того, как определили ее как «тайну». Это восстановление в библейских терминах богословской концепции народа, который Бог избрал, чтобы тем самым проявить особые знаки Своего присутствия. Это подтверждает важность истории как истории спасения.

.Богу угодно было освящать и спасать людей не по отдельности, без всякой взаимной связи между ними, но составить из них народ, который признавал бы Его в истине и свято служил Ему Одному *2 [О Церкви, 82].

2 10.9

Признав действие Бога по избранию народа, Конституция утверждает нормы, которые создают этот народ:

Этот народ обладает достоинством и свободой детей Божиих... Законом ему — новая заповедь: любить, как Христос возлюбил нас *3. .Его назначение — Царство Божие. *4 [О Церкви, 83].

*3 Ср. Ин 13, 34 *4 10.9

Определяется также функция этого народа Божьего:

.Этот мессианский Народ, хотя в настоящее время он еще не охватывает всех людей и нередко кажется малым стадом, все же является для всего человеческого рода прочнейшим начатком единства, надежды и спасения. Поставленный Христом для общения в жизни, любви и истине, он принят Им как орудие всеобщего искупления и послан ко всему миру, как свет миру и соль земли *5 *6 [О Церкви, 83].

Еще более новаторским, или, скорее, знаменующим собой возвращение к истокам, оказывается воспоминание о том, что «Христос. соделал новый народ "царями и священниками Богу

и Отцу Своему" 1 утверждать, что

и именно в этой связи отцы Собора могли

*5 Ср. Мф 5:13-16

*6 10.9

*7 Откр 1:6 *8 10.10

.хотя общее священство верных и священство служебное, или иерархическое, отличаются друг от друга по существу, а не только по степени, они все

»

же устремлены друг к другу, ибо и то, и другое участвуют, каждое по-своему, *1 10.10 в едином священстве Христа *1 [О Церкви, 84].

Я полагаю, что очевидна важность не только утверждения/ подтверждения существования всеобщего священства крещеных, но также и то, какие последствия для устроения Церкви оно влечет за собой.

Конституция также говорит о харизме, утверждая:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Святой Дух освящает Народ Божий... «разделяя каждому особо, как Ему *2 1 Кор 12:11 угодно» *2, Свои дары. Он распределяет среди верующих всех разрядов также особую благодать, посредством которой Он придает им способность и готовность к принятию различных дел или служений, полезных для обновления и дальнейшего созидания Церкви, по сказанному: «каждому дается прояв-*3 1 Кор 12:7 ление Духа на пользу» *3. Поскольку эти благодатные дары — как изрядней-

шие, так и более простые и шире распространенные — в первую очередь приспособлены к нуждам Церкви и полезны, они должны приниматься с благодарением и утешением. Чрезвычайных же даров не следует испрашивать опрометчиво, и нельзя самонадеянно рассчитывать на то, что они при-*4 10.12 несут плоды апостольских дел *4 [О Церкви, 87].

Данные указания представляются важными и полезными для корректного определения наших взглядов. Утверждается, что дары Святого Духа должны приниматься с благодарностью и радостью, но не следует безрассудно искать их и переоценивать их роль для целей провозглашения Евангелия. Отцы Собора также определили критерий различения самих даров, утверждая:

Суждение об их подлинности и правильном употреблении принадлежит

тем, кто предстоит в Церкви и чья особая задача — не угашать Духа, но все

*5 Ср. 1 Фес 5:12, испытывать и доброго держаться *5, *6 [О Церкви, 87]. 19-21

*6 10.12 С одной стороны, это задача тех в Церкви, кто несет главную

ответственность за оценку проявлений даров (или предполагаемых даров) без риска «угашения» Духа. С другой стороны, подразумевается — как уже несколько раз упоминалось — что эти проявления должны иметь своей единственной целью служение возрастанию в вере и милосердии членов общины и церкви. Человеческое учреждение обычно имеет основной целью сохранение и поддержание себя. Это совершенно не касается Церкви, потому что она свидетельствует не о себе, но о Христе и Царстве

Божьем. Поэтому, если понятна некоторая осторожность в суждении о проявлениях даров, она не должна иметь своей конечной целью поддержание власти или привилегий со стороны тех, кто призван судить.

Отцы Собора определили, каким образом иерархия и миряне (и монашествующие) включены в категорию «народ Божий» и поэтому не могут существовать независимо друг от друга. В удачном обобщении Витали утверждает: «Народ Божий представляет собой привилегированную категорию, несущую опору той новой модели Церкви, которую Собор с трудом, но мужественно разработал» [Vitali, 151].

незавершенное наследие и ватиканского собора

«Богу угодно было освящать и спасать людей не по-отдельности, без всякой взаимной связи между ними, но составить из них народ, который признавал бы Его в истине и свято служил Ему Одному» * [О Церкви, 82]. Так отцы собора по-новому выражают * lg.9 определение договора, который Бог заключил со Своим народом в Ветхом Завете: «Вот Договор, что заключу Я с потомками Израиля после тех дней, — говорит Господь. Я вложу Закон Мой им в разум, начертаю его в их сердцах. Я буду им Богом, а они будут Моим народом» *2. Таким образом, «народ Божий» — библейское *2 Иер 31:33 выражение, которое воспринял II Ватиканский собор, приложив его к Церкви.

Однако понимание и приятие этого выражения не было легким и беспроблемным. Напротив, церкви (церковным людям) было трудно принять категорию «народ Божий» так, как она была определена в догматической конституции «Свет народам». Разные стороны предлагали вынужденно однобокое истолкование: если одни богословы и некоторые церковные круги воспринимали определение «народ Божий» как социологическую и политическую категорию, то другие подразумевали, что Церковь является больше не «народом Божьим», а «общностью». Следование этому идеологическому подходу делало выражение «народ Божий» поводом к соперничеству и столкновению между теми, кто поддерживал демократическое видение церкви в противопоставление церкви иерархической. Это место хорошо объясняет Дж. Коломбо:

Выражение «народ» часто понималось в свете своего политического смысла, навязанного доминирующей в то время марксистской идеологией, как про-

тивопоставление правящим классам, а значит, в смысле верховной власти народа, который наконец должен был войти в Церковь, чтобы оспорить ее вертикальное устройство [Colombo, 6].

Отказ от этой категории и замена ее категорией «общности» не остались незамеченными иерархией (внеочередным синодом епископов 1985 г. 2). Совершенно очевидно, что «общность» не идентична «народу Божьему». Как писал Дж. Коломбо,

не Собор, а послесоборное время оценило понятие «общности», выталкивая его постепенно на первое место, оставляя альтернативное понятие «народ Божий» в тени. На самом деле, как говорят историки, во время составления конституции [«Свет народам»] Собор остановился на определении «народ Божий», в противовес тем, кто предпочел бы заменить его на «общность». Окончательным результатом является то, что Синод 1985 года постановил считать Церковь «общностью», тем самым, молча, но безжалостно отменяя определение Церкви как «народа Божьего» [Colombo, 8].

В постсинодальном обращении Папы Иоанна Павла II Christi-fideles laici (1988), как пунктуально отмечает Витали, «логика аргументации изменилась: это уже не равное достоинство членов Церкви на основе первенства благодати, а участие мирян в миссии Церкви во имя принципа сотрудничества с иерархией» [Vitali, 152].

Выражением этого взгляда стала декларация Конгрегации вероучения от 28 мая 1992 г. «Послание епископам Католической Церкви о некоторых аспектах Церкви, понимаемой как общение» (Communionis notio). О конкретном аспекте соотношения «народ Божий» — «общность» авторы документа заявляют:

...некоторые экклезиологические взгляды обнаруживают недостаточное осмысление Церкви как тайны общения, особенно из-за недостатка надлежащего соединения концептов «общности» с «народом Божьим» и Телом Христовым, а также из-за недостаточного внимания к отношению между Церковью как общением и Церковью как таинством [C. D. F. ].

2. Был созван Иоанном Павлом II в Риме (24 ноября — 8 декабря 1985 г.) в двадцатую годовщину завершения II Ватиканского собора. Дискуссии проводились по темам, связанным с документами Собора и их применением в Католической церкви.

Приведем одно особенно дорогое для нас определение «народа Божьего», данное Эльякурией 3:

«Народ» в конечном счете является таким сообществом людей, которое избрал Бог и которое, благодаря особому пребыванию в нем Святого Духа, получает призвание провозглашать и воплощать спасение. <...> «Народ Божий» — это не тот народ, который противопоставляется иерархии, претендующей на руководство и управление им, но народ, который противостоит тем, кто мешает ему становиться детьми Божьими [Шаеипа 1992а, 72].

В этом положении следует подчеркнуть некоторые чрезвычайно важные моменты. Прежде всего, очевидно, что в народе Божьем первое место принадлежит Богу и Духу Христову: именно Бог берет на Себя первородную и рождающую инициативу, именно Бог образовывает Свой народ. Таким образом, слово «народ» для христиан несет в себе, в первую очередь, не социологический, политический и идеологический смыслы, но прежде всего смысл богословский. В конце концов II Ватиканский собор по этой теме продолжил то, что было сказано в Библии. В Ветхом завете именно Бог делает из «не Своего народа» «Свой народ» заключая с *1 Ос 2:23 ним союз и тем самым удостоверяя его идентичность. Не через этническую принадлежность, а посредством крещения становятся частью христианского народа, рождаясь свыше от воды и Духа *2. Именно поэтому Петр мог обратиться к верующим, про- *2 Ин 3:5 исходившим из язычников, утверждая: «Вы — некогда не народ, теперь же народ Божий.» *3. У этой общности есть задание, точ- *3 1 Пет 2:10 нее, поручение — не только возвещать, но и воплощать спасение. Безусловно, только Бог спасает, но все крещеные призваны участвовать в этом деле через личное покаяние и преображение того, что было угнетено грехом.

Существенным является объяснение Эльякурии: народ Божий не может быть противопоставлен иерархии, потому что и она сама является частью народа Божьего. Точнее было бы сказать, что народ противостоит тем, кто препятствует достижению Царства Божьего, которое начинается здесь и сейчас.

3. Игнасио Эльякуриа (1930-1989) — иезуит, по происхождению баск, ректор Центральноамериканского университета в Сан-Сальвадоре. Был убит вместе с пятью другими иезуитами вооруженными

силами Сальвадора из-за его роли в помощи самым бедным и незащищенным слоям населения этой страны.

Как выразился Эльякурия, «невозможно выделить другого явного принципа для народа Божьего».

Недостаточно сказать, что настоящий народ Божий является подлинной Церковью. Потому что он говорит именно о том, как узнать, что есть подлинная Церковь, или, если хотите, какой должна быть на самом деле Церковь, если хочет действительно быть Телом Христовым в истории, настоящим историческим Телом Христовым [Ellacuría 1992а, 82].

Это соображение важно потому, что подчеркивает, как в этой перспективе «Церковь предстает, прежде всего, тем самым народом Божьим, который продолжается в истории, о котором Христос выразился определенно как о присутствии Божьем посреди людей» [Ellacuría 1992б, 633]. Вывод, к которому приходит Эльякурия, состоит в том, что «только исходя из Царства, как было проповедано Иисусом, возможно понять, какой должна быть Церковь» [Ellacuría 1992а, 29-30].

Восстановление определения «народа Божьего» началось, наконец, на официальном уровне с папы Франциска, первого папы-неевропейца. Действительно, в своей энциклике Evangelii gaudium (2013) он заявляет:

Слово Божие призывает нас признать, что мы — народ: «некогда не народ, *1 1 Пет 2:10 а ныне народ Божий» *1. Чтобы быть настоящими евангелизаторами, нужно

развивать в себе духовный вкус к жизни рядом с людьми, пока не обнаружишь, что это становится источником высшей радости. <...> Так мы обнаруживаем, что Он хочет воспользоваться нами, чтобы подойти еще ближе к Своему любимому народу. Он берет нас из среды народа и направляет к народу, так что без этой принадлежности нам и не понять, кто мы такие [Francesco].

Кажется, что движение возобновлено, но предстоит еще пройти долгий путь, чтобы достичь не только сознательного принятия этого видения Церкви, но и в полноте воплотить то, что значит быть народом Божьим.

Завершающие замечания

Каждая конкретная историческая ситуация требует подхода, способного определить ее особенности и ответить на ее вызовы. Всегда нужно применять принцип восприятия реальности как та-

ковой. Однако представляется возможным предвидеть некоторые общие перспективы, что позволит не допустить, чтобы харизматические и иерархические дары Духа стали причиной конфликта в обществе и в Церкви:

• осознавать, что дар дается на пользу сообщества, а не является самоцелью, он требует служения, а не является поводом для утверждения власти, как малой, так и большой;

• воспринять образ синодальности (итал. БтойаШа. — Прим. ред.). Это термин греческого происхождения (греч. Хиуобисотп-та. — Прим. ред.) означает «идти вместе» или, согласно другой интерпретации, «пересекать порог вместе». При всех различиях этих интерпретаций явно то, что их объединяет динамика — выполнение действия совместно. С этой точки зрения хорошим примером является рассказ в Деян 15;

• всегда иметь в виду, что от проповеди Благой вести зависит пришествие Царства Божьего.

По поводу этого последнего пункта представляется важным привести то, что было сказано II Ватиканским собором:

Церковь, наделенная дарами своего Основателя и верно хранящая Его заповеди любви, смирения и самоотвержения, принимает миссию: возвещать и устроять Царство Христово и Божие во всех народах, и становится она ростком и началом этого Царства на земле. Между тем, постепенно возрастая, она томится по завершению Царства и всеми силами надеется и желает сочетаться во славе со своим Царем *1 [О Церкви, 76].

Церковь не провозглашает сама себя, не является самоцелью, потому что, ведомая Духом Иисуса, распятого на Кресте, возвещает евангельскую весть. Церковь, верная Христу, продолжает провозглашать Благую весть Царства и спасения всем людям всех времен, народов и культур: «Срок исполнился, и Царствие Божие совсем близко: Покайтесь и веруйте в Благовестие» *2.

Сокращения

DV LG

Thomas Aquinas. Contra gentiles

Dei Verbum Lumen gentium

Фома Аквинский. Сумма против язычников

*1 LG.5

*2 Мк 11

А. Pozzi

Various Thoughts on the Ecclesiology of Vatican II

A return to the biblical understanding of the "people of God" in referring to the Church implies a change in our understanding and perception of the Catholic Church itself on the part of the fathers participating in the Second Vatican Council. Specifically, all those who make up the church and perform various services and functions within the church are a part of the people of God. A dynamic relationship between charismatic and hierarchical ministries should be integrated into common and individual consciousness and influence the accelerated growth of communities and the intensity with which the Gospel is proclaimed. Charismatic and hierarchical ministries are gifts, and those who have been given them should not use them as instruments of power or domination over their fellow Christians. Nor should these gifts be used toward personal goals, in order to shore up any sort of power — small or large — but should be used to bring us closer to the Kingdom of God on earth here and now, the full embodiment of which will occur only with the Parousia of Jesus Christ.

keywords: Vatican II, Lumen gentium ("A Light to the Nations"), people of God, charismatic ministries, hierarchical ministries, kingdom of God.

References

1. О Божественном Откровении = "Dogmaticheskaia Konstitutsiia о Bozhestvennom Otkrovenii (Dei Verbum)" ["Dogmatic Constitution on Divine Revelation (Dei Verbum)"], in Documents of the Second Vatican Council,

3 ed., Moscow : Paoline, 2004, pp. 284-300. In Italian: available at: http:// www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19651118_dei-verbum_it.html (10.03.2020).

2. О Церкви = "Dogmaticheskaia Konstitutsiia o Tserkvi (Lumen gentium)" ["Dogmatic Constitution on the Church (Lumen gentium)"], in Documents of the Second Vatican Council, 3 ed., Moscow : Paoline, 2004, pp. 73-155. In Italian: available at: http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_ vatican_council/documents/vat-ii_const_19641121_lumen-gentium_it.html (10.03.2020).

3. Cattaneo = Cattaneo C. (ed.) (1997). Iministeri nella Chiesa Antica, Testi patristici dei primi tre secoli. Milano : Paoline.

4. C. D. F. = C. D. F. Lettera ai vescovi della Chiesa Cattolica su alcuni aspetti della Chiesa intesa come comunione, available at: https://www.vatican.va/roman_ curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_28051992_ communionis-notio_it.html (10.03.2020).

5. Colombo = Colombo G. (2005). "Vaticano II e il postconcilio: uno sguardo retrospettivo". La Scuola Cattolica, 2005, n. 133, pp. 3-18.

6. Ellacuría 1992а = Ellacuría I. (1992). Conversión de la Iglesia de Dios : Para anunciarlo y realizarlo en la historia. Santander : Ed. Sal Terrae, 1984, vers. It. Conversione della Chiesa al Regno di Dio. Brescia : Queriniana.

7. Ellacuría 19926 = Ellacuría I. (1992). "La Chiesa dei poveri sacramento storico di liberazione", in I. Ellacuría, J. Sobrino (eds.). Mysterium Liberationis, Madrid : Ed. Trotta, 1990, vers. It. Roma : Ed. Borla/Cittadella.

8. Francesco = Francesco. Evangelii gaudium, available at: www.vatican.va.

9. Müller = Müller G. (1923). "Il concetto di chiesa come 'societas perfecta' in san Tommaso d'Aquino e l'idea moderna di sovranita" in Rivista Internaziona-le di Scienze Sociali e Discipline Ausiliarie, 1923, v. 97, fasc. 371, pp. 193-204.

10. Vitali = Vitali D. (2015). "Il popolo di Dio" in S. Noceti, R. Repole (eds.), Commentario ai documenti del Vaticano II, Bologna : EDB, 2015.

Поцци А. Некоторые размышления об экклезиологии II Ватиканского собора //

Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 34. С. 96-111.

DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.