НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В КОНЦЕПЦИИ РЕКРЕАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
© Костанова Н.А.*
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск
Концепция рекреационно-развивающей среды связана с психологопедагогической направленностью и, развиваясь в рамках системного подхода, рассматривается как целостная система.
Создание такой среды с ее здоровьесберегающими технологиями, опирающимися на личностно-центрированную модель обучения проявляется не только как реакция на психолого-педагогическое воздействие, но самое главное - в адекватности самооценки, способности к самоконтролю, в когнитивно-моторной деятельности. В этой связи обозначается ряд специфических проблем междисциплинарного характера.
Рекреационная специфика Кавказских Минеральных Вод как стратегического направления регионального развития определяется характером природно-ресурсного потенциала, историческими традициями, сложившимися социокультурными приоритетами с мощной бальнеологической базой и развивающейся сферой туризма.
Совершенствование данного направления связано с учетом возросшего значения рекреации для человека в условиях высокой интенсивности и напряженности труда на современном производстве, в учебной деятельности, и как следствие в нарастании психоэмоционального напряжения. Особенность учета разного рода проявлений в построении единой рекреационной среды, лежит в плоскости изучения методологических аспектов, раскрывающих роль уровневой соотнесенности внешнего и внутреннего.
Изучаемое взаимовлияние внешних - рекреационных факторов и внутренних механизмов субъекта деятельности связано с анализом видов и уровней рекреационных ресурсов, реализующих личностно-ориентированную, здоровьесберегающую направленность в процессе обучения.
Решение этих задач определено рамками комплексного понимания психической и физической сферы в развитии человека и приобретает особую значимость и актуальность в деятельности психолога, педагога, тренера, методиста ЛФК, работника спортивно-туристического комплекса и т.п.
Такая работа ведется по нескольким направлениям, самым перспективным из которых, на наш взгляд, является создание рекреационно-развиваю-
* Доцент кафедры Общей психологии, доцент кафедры Физической культуры и спорта, кандидат психологических наук, доцент.
щей среды, как модели обучения. Обучающиеся, с их познавательной сферой, в такой модели рассматриваются как центральная фигура педагогической системы, как активный компонент этой среды.
Психомоторная саморегуляция психоэмоционального состояния является составной частью данного механизма и, следовательно, разработка интересующего нас вопроса также является важным элементом в решении проблемы активизации личностного фактора в учебно-воспитательном процессе. Выделяя виды и уровни рекреационных ресурсов, мы обращаем внимание на изучение средств физической рекреации, учитывающей восстановительный и развивающий характер в процессе рекреационной деятельности, который практически не изучен и является весьма актуальным.
Особенностью изучения данной проблемы в работах отечественных авторов является то, что в настоящее время достаточно хорошо разрабатываются такие вопросы как: рекреационная география; рекреационная деятельность с точки зрения экологии рекреационных ресурсов (климат, гидроресурсы, бальнеогрязевые запасы, фитолечебные факторы, морские и пляжные ресурсы и т.п.), когда в процессе рекреационной деятельности, рассматривается фактор успешности человека вообще. В меньшей степени разработана рекреационная направленность отношений в различных социальных группах, с точки зрения формирования определенных качеств личности в развитии коммуникативных качеств.
Анализ современных исследований в области рекреации позволяет обнаружить проблему развития психомоторики, связанную с осознанием педагогами активной позиции занимающегося, рассматривая лишь отдельные аспекты ее практической значимости в образовательном процессе. Эти исследования касаются в основном рассмотрения некоторых вопросов физической саморегуляции. В этой связи большое количество исследований посвящено анализу личностного уровня саморегуляции, меньшее - саморегуляции состояний, и лишь незначительная часть работ связана с изучением психофизиологического аспекта психомоторной саморегуляции. Работы, посвященные анализу роли психомоторной саморегуляции в придании учебному процессу рекреационно-развивающего характера под влиянием нагрузок различной интенсивности, - обнаруживают некоторую фрагментарность, аналитичность и нерешенность вопроса в критериях и принципах дозирования нагрузки. Отсутствие в современной литературе по рекреало-гии работ, опирающихся на системный подход, обнаруживающих модель рекреационно-развивающей среды и рассматривающих ее как целостную систему, также обусловливает целесообразность анализа средств, видов и уровней рекреационных ресурсов.
С другой стороны, актуальность работы связана с большой практической значимостью психомоторной саморегуляции и самоуправления. В связи со всем вышесказанным представляется, несомненно, актуальным изуче-
ние психоэмоциональных состояний, а также той психофизической нагрузки, которая выступает фактором восстановления и развития в учебно-воспитательном процессе, и как следствие придание данному процессу рекреационно-развивающего характера.
В качестве объекта исследования выделяются виды и уровни рекреационно-развивающей среды, а предметом исследования выступает динамика уровней психоэмоционального статуса занимающегося в условиях рекреационно-развивающей среды. Постановка цели предстоящей работы состоит в теоретическом осмыслении и экспериментальном изучении видов и уровней рекреационных ресурсов.
В этой связи ставятся следующие задачи. Проанализировать виды и уровни рекреационно-развивающей среды, оказывающие развивающее воздействие на психомоторные характеристики занимающихся. Выбрать и обосновать методы и методики изучения влияния психофизической саморегуляции на влияние психомоторных характеристик. Исследовать динамику психоэмоционального состояния в ходе реализации на практике принципов рекреационно-развивающей среды.
Выделяя один из аспектов уровневой организации внешней среды, рассматриваемой в нашей работе, мы обратили внимание на то, что Л.П. Матвеев отмечает самые разные проявления развивающего воздействия среды. При проведении занятий, на фоне объективной сложности решения задач (переработка достаточного количества потоков информации в ограниченное время, отвлекающие воздействия, различный темп работы и т.п.), за счет природных факторов происходит нивелирование трудностей, при эффекте положительного психоэмоционального воздействия [7, с. 83]. Использование рекреативных факторов региона Кавказских Минеральных Вод объясняется уникальностью климатического комплекса [8], используемого в качестве естественного биологического стимула при проведении занятий. С этих позиций оказываемое воздействие на внутренние реактивные свойства организма способно положительным образом изменять адаптационный механизм к данным условиям. Значимость такого воздействия определяется осознанной направленностью на регулирование состояния человека и включена в организацию процесса обучения [4]. Таким образом, влияние естественно-средо-вых факторов рассматривается как внешний психологический стимул, обладающий информационным внешним воздействием на организм, одновременно вызывающий качественные изменения, связанные с положительными эмоциями при создании новизны впечатлений [2].
В организации последовательности различных видов педагогического воздействия в рекреационно-развивающей среде делается упор на личностно-ориентированную дидактику, методику преподавания. Здесь одним из основополагающих выступает принцип обучения на заданном уровне трудности, преодоление которой мы связываем с раскрытием внутреннего по-
тенциала занимающегося. При дозированном воздействии психомоторных нагрузок рекреационно-развивающего характера мы выделяем аспект трудностей, связанных с различительной чувствительностью движений, их дозированием при обучении самоконтролю и саморегуляции этих движений [3, 5].
В рассматриваемом аспекте на уровне психодинамических свойств эффективное формирование психомоторных процессов эталонного двигательного образа и совершенствование сенсорного механизма управления движением мы связываем с положительным психоэмоциональным состоянием, обусловленным закономерностью процесса развития количественных и качественных изменений. Такие изменения происходят на уровне психомоторных процессов, при целенаправленном дозированном воздействии, используемом в формирующих методиках содержательной части обучения [6].
Поскольку развивающее содержание в сфере физического воспитания и спорта базируется на изучении двигательных действий и механизмах регуляции движений, то организацию этих механизмов и их понимание целесообразно рассмотреть через глубинный смысл иерархической организации уровней и их взаимную субординацию применительно к реализации многообразных психомоторных актов, которую отмечал еще Н.А. Бернштейн [1].
Динамика многих двигательных актов связана с преодолением помех или наличия препятствий, вызванных внешним силовым полем. При решении этой задачи организм вынужден согласовывать деятельность мышечного аппарата, направленную на внешнее силовое поле, с силами, возникающими в процессе самого движения. Таким образом, развитие дополнительных мышечных напряжений и преодоление трудностей, вызванных в процессе движения реактивными силами, способствуют выработке такой структуры двигательного акта, при которой реактивные силы являются органической составной частью его динамики. Излишние мышечные напряжения при этом устраняются, а движение становится динамически устойчивым.
В условиях рекреационно-развивающей среды мы выделяем все стороны педагогического общения: коммуникативного (передача информации), интерактивного (взаимодействие) и перцептивного (взаимовосприятие), которые, безусловно, будут способствовать полноценному развивающему воздействию. В такой среде в основе общения будет преобладать творчески-про-дуктивный стиль, который непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия. В средствах невербальной коммуникации, где выделяют жесты, мимику, интонации, паузы, позы, улыбку и т.д., образуется знаковая система, дополняющая и усиливающая, а иногда и заменяющая средства вербальной (словесной) коммуникации.
В развивающем взаимодействии преподаватель особым образом развивает умения чувствовать, понимать себя и другого человека, «быть в мире с собой», формировать ответственность за свое здоровье и контролировать свое психоэмоциональное состояние в процессе общения, совершенство-
вать стиль общения с учетом полученных знаний и умений применять их в различных жизненных ситуациях, прежде всего, в учебном процессе.
Список литературы:
1. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947.
2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 562 с.
3. Костанова Н.А. Из опыта изучения влияния музыки на организм человека // Материалы 54-й региональной конференции по фармации, фармакологии и подготовке кадров. - Пятигорск, 1999. - С. 173-174.
4. Костанова Н.А. К вопросу о двигательной активности через осознавание // Практическая психология на рубеже веков: итоги и перспективы: Материалы 1-ой зимней научно-практич. конф. по психологии, 14-15 декабря 2000 года. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ 2000. - С. 63-64.
5. Костанова Н.А. Об использовании различных методов определения типа неспецифических адаптационных реакций в практике лечебной физкультуры // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы курортной науки в России»: Материалы Всероссийской научно-практич. конф. - Часть I. - Пятигорск: Государственный НИИ курортологии, 2000. - С. 206-208.
6. Костанова Н.А. Применение различных методов диагностики уровня здоровья в вузовской практике // Здоровье человека: Материалы III международного конгресса валеологов. 23-25 апреля 2002 г. / Под ред. проф. В.В. Кол-банова. - СПб., 2002. - С. 110-112.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - С. 83.
8. Рекреационные ресурсы. Ч. 2. - Пятигорск, 1982.