Научная статья на тему 'Некоторые психофункциональные особенности девочек- подростков'

Некоторые психофункциональные особенности девочек- подростков Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
475
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шаламова Е. Ю., Прояева Л. В.

Сохранению и укреплению здоровья и развитию личности подростка способствует всесторонняя оценка физиологического и психологического развития. Половое развитие ребенка неотделимо от его общего развития. На определенном этапе жизни половое развитие резко ускоряется. Этот этап получил название периода полового созревания и в основном приходится на подростковый возраст. Для него характерны биохимические, физиологические, морфологические перестройки. В течение нескольких лет напряженного развития складываются биологические и интеллектуальные особенности человека, происходит становление личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шаламова Е. Ю., Прояева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые психофункциональные особенности девочек- подростков»

тения - рогоз, тростник, камыш, которые хорошо переносят залповые сбросы грязной воды. Этот пункт должен контролироваться администрацией города и области.

Список литературы

1. Белецкая Н.П. Экологические проблемы СКО.- Петропавловск, 1994.

2. Беньковский Л.Б., Полстянова Н.Г., Мокроусов В.В. Экология и устойчивое развитие.- 2003.- №1.- С. 2-10.

3. Веккер И.Р., Сетко Н.П., Антоненко Б.Н. Гигиена и санитария.- 2003.-№3.- С. 29-31.

Е.Ю. Шаламова, Л.В. Прояева

Курганский государственный университет,

кафедра зоологии и биоэкологии

НЕКОТОРЫЕ

ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

Сохранению и укреплению здоровья и развитию личности подростка способствует всесторонняя оценка физиологического и психологического развития. Половое развитие ребенка неотделимо от его общего развития. На определенном этапе жизни половое развитие резко ускоряется. Этот этап получил название периода полового созревания и в основном приходится на подростковый возраст. Для него характерны биохимические, физиологические, морфологические перестройки. В течение нескольких лет напряженного развития складываются биологические и интеллектуальные особенности человека, происходит становление личности.

В исследовании принимали участие девочки-подростки, учащиеся средней школы №9 г Кургана. В результате исследования были получены некоторые характеристики психофункционального состояния девочек и данные об их половом созревании. Определение биологической зрелости проводили в соответствии с рекомендациями С.В.Хрущева (1980). Согласно полученным данным, все обследованные девочки вступили в период полового созревания. В возрастной группе 12-летних девочек 82% находились на второй стадии полового созревания, 9% -на третьей стадии, 9% - на четвертой стадии. Среди 13-летних девочек-подростков вторая стадия полового созревания была выявлена у 84%, третья - у 10%, четвертая - у 6%. 50% 14-летних девочек находились на второй стадии полового созревания, 20% - на третьей, 30% - на четвертой. Распределение девочек по стадиям полового созревания несколько отличается от приведенных в литературе данных. Так, Д.А.Фарбер (1990) определила первую стадию полового созревания для 40% 12-летних москвичек.

Исходным периодом наступления половой зрелости у девочек принято считать возраст установления менструального цикла. Это важнейшая характеристика биологического возраста женского организма. По результатам исследования, индивидуальные сроки становления первых менструаций варьировали от 11 до 13,8 лет. Средний возраст менархе составил 13,2 года. Эти данные совпали с результатами исследований Е.З.Годиной, Ю.А.Ям-польской и др. (1995), которые определили средний возраст менархе для девочек жительниц г. Тюмени в 13,6 года, г. Омска - 12,9 года. В Центральном регионе, Западной и Восточной Сибири, Заполярье и на Дальнем Востоке различия в сроках наступления первых регул у женщин практически отсутствуют: этот показатель колеблется в диапазоне 12,9 - 13,1 года.

Первой менструации предшествует максимум скорости роста тотальных размеров тела. Прибавка роста у девочек происходит за 2-3 года перед менархе. Согласно результатам исследования, средняя длина тела 12-летних девочек составила 148,0±7,49 см, 13-летних -149,8±5,4 см, 14-летних - 155,0±2,60 см.

Судить о размерах легких, сердца, крупных кровеносных сосудов, а также характеризовать массивность скелета, постановку ребер, развитие мышц груди и спины можно по размерам грудной клетки. Обхват грудной клетки у обследуемых девочек увеличивался от 12 к 14 годам несущественно и составил у 12-летних 73,0±3,87 см, у 13-летних - 74,6±2,92 см, у 14-летних - 75, ±1,91 см. Не отмечалось также существенного увеличения массы тела, кистевой силы и жизненной емкости легких у 14-летних девочек в сравнении с 12-летними.

Развитие всех систем организма на подростковом этапе онтогенеза предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе (ССС), как основной системе жизнеобеспечения. Исследование функций ССС проводили по таким показателям, как частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (САД) и диастоли-ческое (ДАД) артериальное давление, показатель качества реакции (ПКР) ССС на физическую нагрузку. Было выявлено, что САД у девочек в разных возрастных группах отличалось незначительно, что соответствует литературным данным, и подтверждает сглаженную динамику становления данного параметра у девочек-подростков. Была отмечена тенденция к уменьшению САД у 14-летних девочек по сравнению с 13-летними. Динамика ЧСС имела волновой характер: у 13-летних этот показатель по сравнению с 12-летними несущественно увеличивался, а у 14-летних по сравнению с 13-летними - достоверно понижался.

Показатель качества реакции ССС на нагрузку, достоверно информирующий о состоянии ССС, у девочек в 12 лет составил 0,4±0,05, что свидетельствует об ухудшении функций ССС. У девочек в возрасте 13 лет он равнялся 0,5±0,05, что говорит об улучшении функций ССС в этом возрасте. Функциональное состояние ССС у 14-летних девочек было хуже, о чем говорит ПКР, равный 0,6±0,17.

Показательно и то обстоятельство, что худшие результаты дыхательной пробы Генчи показали также 13-летние девочки - 26,5±2,24 сек, тогда как у 12-летних они составили 28,6±4,43 сек и у 14-летних 37,5±6,92 сек. У 14-летних девочек по сравнению с 12-летними были достоверно выше результаты дыхательной пробы Штанге и индекса Скибинской.

У девочек, участвовавших в исследовании, изучали личностные особенности при помощи Фрайбургского личностного опросника ^Р1). Это позволило составить своеобразный обобщенный психологический портрет девочки-подростка, наиболее характерными чертами личности которой являлись высокая степень невротичности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности и средний уровень общительности, открытости и уравновешенности.

Невротичность - состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. По результатам исследования, показатели невротичности школьниц имели тенденцию к увеличению от 12 к 13 годам, а затем от 13 к 14 годам, причем показатели 12-летних школьниц достоверно отличались от таковых в возрасте 14 лет (табл. 1).

Шкала, по которой определялась спонтанная агрессивность, позволяет выявить и оценить уровень психо-

74

ВЕСТНИК КГУ, 2006. №4

патизации, создающей предпосылки для импульсивного поведения, неуживчивости. Исследование показало средний уровень этого показателя у всех обследованных девочек.

Таблица 1

Характерологические особенности девочек-подростков 12-14 лет (FPI) (n=63)

Характерологические 12 лет 13 лет 14 лет

особенности (усл. ед.) М ±m М ±m М ±m

Невротичность 5,8 0,5 6,9 0,7 8,1** 0,2

Спонтанная 4,4 0,4 5,1 0,4 5,1 0,7

агрессивность

Депрессивность 6,8 0,4 7,0 0,3 7,8 0,3

Раздражительность 66 0,5 6,6 0,3 7,5 0,3

Уравновешенность 4,8 0,4 5,5 0,4 6,2* 0,5

Застенчивость 6,5 0,3 6,7 0,3 7,2 0,2

Реактивная 6,8 0,4 7,1 0,3 7,7 0,2

агрессивность

Открытость 5,6 0,6 6,4 0,4 6,7 0,5

Эмоциональная 6,7 0,4 6,6 0,3 7,7* 0,2

лабильность

Маскулинизм- 3,9 0,5 3,8 0,4 4,1 0,7

феминизм

Экстраверсия- 5,0 0,3 5,4 0,3 5,6 0,3

интроверсия

Общительность 3,9 0,4 3,8 0,3 4,0 0,5

Примечание: различия достоверны по отношению к показателям девочек-подростков 12 лет: *- Р<0,05, ** - Р<0,01.

Шкала депрессивности дает возможность диагностировать признаки, характерные для депрессивного синдрома. Высокие значения соответствовали наличию в эмоциональном состоянии девочек-подростков 12-14 лет, в поведении, в отношении к себе и к социальной среде робости, неуверенности, грусти, внутренних терзаний. Прослеживалась тенденция к возрастанию депрессивности от 12 до 14 лет.

Изучение раздражительности как характеристики эмоциональной устойчивости девочек-подростков показало, что ее уровень находился на границе средних и высоких величин. Таким образом, эмоциональное состояние обследованных школьниц приближалось к неустойчивому, со склонностью к аффективному реагированию.

Уравновешенность нервных процессов - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. В исследованной группе был определен ее средний уровень. Показатели уравновешенности 12-летних девочек достоверно отличались от таковых в 14-летнем возрасте: большая устойчивость к воздействию повседневных факторов, базирующаяся на уверенности в себе, оптимистичности, активности была отмечена для девочек 14 лет.

Показатели застенчивости находились на границе высоких и средних величин и существенно не менялись от 12 к 14 годам. Таким образом, застенчивость, отражающая в целом наличие тревожности, скованности, неуверенности, что может стать причиной трудностей в социальных контактах, у всех обследованных девочек приближалась к высоким значениям.

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Длительные психологические конфликты могут вызвать функциональные изменения, выражающиеся в понижении порога аффективной агрессии. В результате незначительные воздействия провоцируют агрессивное поведение (Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, 1989). Такое понижение порога агрессивного поведения может наблюдаться в период полового созревания в результате нарушения медиаторного баланса. Шкала реактивной агрессив-

ности имеет целью выявить уровень агрессивного отношения к социальному окружению и стремления к доминированию. Был выявлен высокий уровень данного показателя во всех трех возрастных группах, причем отмечалась тенденция к его несущественному увеличению в группе 14-летних девочек.

Показатели открытости, общительности и маскулинизма-феминизма во всех трех возрастных группах были средние. При исследовании эмоциональной лабильности высокие показатели были отмечены для 14-летних девочек. У 12-летних и 13-летних значения были средние и достоверно ниже.

Таким образом, физическое развитие обследованных девочек-подростков 12-14 лет в целом соответствовало литературным данным. Наиболее характерными особенностями личности девочек 12-, 13-, 14-лет являлась высокая степень невротичности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности.

Список литературы

1. Година Е.З., Ямпольская Ю.А., Гилярова О.А., Зубарева В.В. Возраст появления первых регул у женщин разных регионов России// Гигиена и санитария.- 1995.-№3.-С.30-32.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Д. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.-399 с.

3. Фарбер Д.А. Физиология школьника.- М.: Педагогика, 1990.- 62 с.

4. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников.- М.: Медицина, 1980.- 224 с.

В.А. Демидов, Д.Н. Мальцев

Камский государственный институт физической

культуры;

Н.Я. Прокопьев

Тюменский государственный университет; Н.Ш. Хаснутдинов

Альметьевский государственный нефтяной институт

ВЛИЯНИЕ РАСШИРЕННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА КАРДИОГЕМОДИНАМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ НАПРЯЖЕНИЮ

В работе проведено исследование состояния кардиоге-модинамики у подростков пубертатного периода в покое, во время индивидуальной стандартизированной умственной деятельности в условиях дефицита времени и социально значимой установки. Выявлены половые различия в системной организации механизмов кардиогемодинамики в покое, в модели эмоционального напряжения и в восстановительном периоде. При сравнении подростков, занимающихся физической культурой и спортом с их сверстниками, чей обычный двигательный режим ограничен уроками физкультуры, показано влияние расширенной двигательной активности на устойчивость кардиогемодинамики к воздействию эмоционального напряжения. Установлено, что расширение двигательной активности в режиме дня подростков положительно сказывается на устойчивости кардиогемодинамики к учебным и эмоциональным нагрузкам.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, кар-диогемодинамика, эмоциональное напряжение, двигательная активность, подростки.

Annotation: The conducted investigation deals with cardiohemodynamics of pubertal normal children at rest, during the situations of mental activity in conditions of the shortage of time and socially significant objective. Sexual differences in the system

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.