РОССИЙСКОЕ право УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
Т. В. Наделяева
НЕКОТОРЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
В последнее время наблюдается существенное сокращение числа судебных постановлений по делам о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних лиц, поэтому может показаться, что постановка проблем, касающихся судопроизводства с участием потерпевших, не достигших восемнадцатилетнего возраста, надуманна. Однако статистические данные не являются свидетельством безусловной положительной динамики в решении проблем преступности в отношении несовершеннолетних. Вопросы совершенствования законодательства, регламентирующего защиту процессуальных прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, сохраняют остроту.
Статья основана на личном опыте работы автора в Свердловском областном суде. Автор выявляет некоторые пробелы в правовом регулировании судопроизводства с участием несовершеннолетних потерпевших и намечает пути обеспечения им квалифицированной правовой и психологической помощи в процессе рассмотрения уголовных дел в суде первой инстанции. Ключевые слова: несовершеннолетний потерпевший, представитель несовершеннолетнего потерпевшего, законный представитель, педагог, психолог
За последние три года число рассмотренных судами Свердловской области уголовных дел с участием несовершеннолетних потерпевших заметно сократилось (в частности, если в 2014 г. потерпевшими было признано 2758 несовершеннолетних, то в 2016 г. - только 1925). Уменьшилось и число лиц, осужденных за преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних (в 2014 г. осуждено 2355 чел., в 2016 г. - 1740 чел.). Однако приведенные показатели все же свидетельствуют о том, что проблемы совершенствования законодательства, регламентирующего защиту процессуальных прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, потерпевших от преступных посягательств, не утратили актуальности. Отчасти снижение показателей можно объяснить демографическими факторами: данные Федеральной службы государственной статистики говорят об общем снижении численности детей в возрасте до 18 лет (с 31,6 млн в до 27,3 млн) на протяжении последних пяти лет.
Представляется, что научная деятельность здесь должна быть направлена не только на выработку новых механизмов защиты прав несовершеннолетних, но и на устранение процессуальных препятствий к их реализации. «Живучесть» этих препятствий зачастую обуслов-
лена ситуативностью правового регулирования. Например, в связи с ратификацией Россией Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (CETS № 201) ст. 45 Уголовно-процессуального кодекса РФ была дополнена частью 2.1 (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-Ф3 «О внесении изменений1 в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве»). Согласно ей дознаватель, следователь или суд обеспечивают участие в уголовном деле адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего только в тех случаях, когда:
а) потерпевшим является лицо, не достигшее возраста 16 лет;
1 Эти изменения носят, однако, точечный, а не системный характер. Так, законодатель не урегулировал вопросы обязательного участия представителя несовершеннолетнего потерпевшего в связи с отсутствием у него возможности заключить соглашение с адвокатом по причине трудного материального положения, а также в случаях, когда несовершеннолетний потерпевший не владеет языком судопроизводства, и иных, хотя подобного рода рекомендации предлагались учеными [Власова, Брежнева 2009; Малышева 2016; Матвеев 2017: 109].
б) в отношении несовершеннолетнего лица совершено преступление против половой неприкосновенности.
Полагаем, что эти ограничения надуманны, поскольку участие представителя потерпевшего должно быть обеспечено по всем категориям дел в отношении несовершеннолетних потерпевших [Аширбекова 2015; Гордеева 2015]. Ориентиром здесь может быть международное законодательство, которое не только не ограничивает процессуальные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, достигших возраста 14-16 лет, а, наоборот, подчеркивает значимость представителя для такой категории лиц. Так, в соответствии со ст. 10 Европейской конвенции об осуществлении прав детей (ETS № 160) адвокат-представитель несовершеннолетнего обеспечивает своего подзащитного всей необходимой информацией, разъясняет ему возможные последствия при разрешении судебной ситуации, а также цель своего участия в данном споре как представителя. Приведенное положение Конвенции касается семейных правоотношений, однако оно вполне применимо и к сфере уголовного судопроизводства ввиду того, что процессуальная форма наиболее жестко вторгается в права и интересы его несовершеннолетних участников.
К процессуальным ограничениям реализации права на защиту несовершеннолетних потерпевших следует отнести заявительный порядок допуска представителя. Согласно ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ его участие обеспечивается органами предварительного расследования и судом лишь при наличии ходатайства законного представителя. Анализ практики судов Свердловской области позволяет утверждать, что законный представитель несовершеннолетнего активность при участии в разбирательстве дела проявляет крайне редко, хотя необходимость в этом порой бывает очевидной. Особенно по уголовным делам, в которых присутствует спор имущественного характера.
Согласно ст. 44 УПК РФ именно законный представитель, а также прокурор наделены правом обращения с гражданским иском в защиту интересов несовершеннолетних. Однако за последние пять лет в Свердловской области доля заявленных гражданских исков в защиту прав несовершеннолетних потерпевших и возмещения причиненного ущерба и морального вреда не превышала 5-6 %. И это при том, что число потерпевших, которым причиненный вред был возмещен добровольно, тоже невелико (2,5 % в 2014 г., 1,3 % - в 2015 г. и 2,6 % - в 2016 г.).
Проведенное автором анкетирование судей судов общей юрисдикции Свердловской области показало, что большинство сложившихся ситуаций обусловлено неосведомленностью законных представителей о таких правах либо их нежеланием заявлять требования гражданско-правового характера.
С учетом изложенного стоит еще раз подчеркнуть, что правовая защита несовершеннолетних потерпевших с участием адвоката-представителя должна быть обеспечена по всем категориям дел в обязательном порядке.
Разумеется, высказанные автором рекомендации небезупречны. Во-первых, для их реализации необходимы определенные денежные ресурсы, а во-вторых, защита прав несовершеннолетних потерпевших в суде может рассматриваться как задача прокурора. В этих про-
Правовая защита несовершеннолетних
потерпевших с участием адвоката-представителя должна быть обеспечена по всем категориям дел в обязательном порядке
цессуальных рамках прокурор обязан защищать права потерпевшего, однако анализ правового положения государственного обвинителя показывает, что он отстаивает публичные интересы, в то время как защита прав и интересов несовершеннолетнего потерпевшего, возмещение причиненного ему преступным посягательством вреда - интерес преимущественно частного характера.
Финансовые же затраты, связанные с оплатой услуг адвокатов в качестве представителей, могли бы быть отнесены на счет государства с последующим взысканием их с осужденного, как это, к примеру, предусмотрено ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ. Данное предложение не расходится с позицией Верховного Суда Российской Федерации (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам»). Отметим, что в Свердловской области за последние три года по тем делам, по которым для защиты прав несовершеннолетнего потерпевшего приглашались адвокаты, их труд оплачивался, как правило, исключительно за счет казны Российской Федерации. Конечно, этот факт не связан непосредственно с защитой прав несовершеннолетних потерпевших, однако важен для комплексного решения проблемы.
р0ССИЙСК0Е ПрАВ0 УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
Несколько слов следует сказать и об изменениях, касающихся процессуальной формы участия психолога в делах с участием несовершеннолетних потерпевших. Роль психолога в защите прав несовершеннолетнего вряд ли можно переоценить. Он создает комфортную психологическую атмосферу для участия несовершеннолетнего потерпевшего в непривычной для него судебной процедуре, чтобы, с одной стороны, не травмировать его психику, а с другой - получить от него достоверные сведения при допросе. Мы бы назвали еще одну не менее важную функцию психолога в суде: содействие несовершеннолетнему потерпевшему в реализации его прав при отправлении правосудия [Жданова 2015: 105; Марковичева, Татьянина 2017; Михальчук 2005: 37; Наделяева 2009; Те-тюев 2010]. Вряд ли можно спорить с тем, что комфортная психологическая атмосфера в суде помогает несовершеннолетнему потерпевшему адекватно воспринимать происходящее и в необычном для него общении с судом и сторонами отстаивать свой интерес прямо либо косвенно.
На несогласованность изменений, касающихся правового регулирования участия психолога в процессуальных действиях с участием несовершеннолетних потерпевших, уже обращалось внимание в литературе [Марковичева, Татьянина 2017]. Дело в том, что положение ч. 4 ст. 191 УПК РФ об обязательности участия психолога по делам о половых преступлениях против несовершеннолетних с учетом системного толкования распространяется лишь на стадию предварительного расследования. На
стадии судебного разбирательства по делам обозначенной категории закон предусматривает участие исключительно педагога (ч. 1 ст. 280 УПК РФ).
До этих изменений в делах с участием любого несовершеннолетнего в определенных случаях предусматривалось участие психолога без конкретизации его статуса. В качестве альтернативного субъекта допускался педагог. Право выбора оставалось за органами предварительного расследования и судом, которые и сейчас по уже сложившемуся обыкновению привлекают педагогов даже в случаях, когда необходимо участие именно психолога (например, в Свердловской области в 2016 г. педагог привлекался к участию в судебном заседании для 193 потерпевших, что составляет 10 % от их общего числа; для сравнения: психолог приглашался к 56 потерпевшим (2,9 %).
Представляется, что с учетом назначения уголовного судопроизводства, задач отдельных процессуальных действий и потребностей органов предварительного расследования и суда при производстве по делам обозначенной категории целесообразнее было бы применять специальные психологические познания и навыки, в том числе на стадии судебного разбирательства.
Хотелось бы надеяться, что затронутая проблема не только вызовет научный интерес, но и окажется в сфере внимания законодателя, что бесспорно станет еще одним шагом к защите процессуальных прав всех несовершеннолетних участников процесса, включая потерпевших.
Список литературы
Аширбекова М. Т. Вариативность в нормативном обеспечении прав и законных интересов потерпевшего // Уголовное судопроизводство. 2015. № 2. С. 23-32.
Власова Н. А., Брежнева М. Ю. Участие адвоката в уголовном судопроизводстве для оказания юридической помощи свидетелю. М.: ВНИИ МВД России, 2009. 114 с.
Гордеева Н. М. Способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в российском уголовном процессе // Судья. 2015. № 7. С. 29-3.
Жданова Я. В. Правовой статус педагога (психолога) по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. Вып. 4. С. 105-107.
Малышева Ю. В. Право на справедливое судебное разбирательство в практике Европейского Суда по правам человека // Российский судья. 2016. № 8. С. 55-60.
Марковичева Е. В., Татьянина Л. Г. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 2. С. 133-138.
Матвеев С. В. О системности изменений уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 1. С. 104-110.
Михальчук Ю. П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005. 158 с.
Наделяева Т. В. Педагог или психолог? // Бюллетень Уральского отделения Международной ассоциации содействия правосудию. 2009. № 1. С. 63-65.
Тетюев С. В. Зачем уголовному процессу педагог? // Российская юстиция. 2010. № 6. С. 37-41.
Татьяна Викторовна Наделяева - преподаватель кафедры судебной деятельности Уральского государственного юридического университета, помощник председателя Свердловского областного суда (Екатеринбург). 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21. E-mail: [email protected].
Some Procedural Problems of Effectiveness of Protection of Rights and Legitimate Interests of Juvenile Victims in a Court of First Instance
In recent times the number of judicial decisions on crimes committed against minors reduced significantly, therefore it may seem that the problem of legal proceedings involving victims who are under the age of eighteen is far-fetched. However, the statistical data do not indicate an unconditional positive dynamics in solving the problems of juvenile delinquency. Thus, the issues of improving legislation regulating protection of procedural rights and legal interests of minors remain acute.
The article is based on the author's experience of working at the Sverdlovsk Regional Court. The author identifies some gaps in the legal regulation of proceedings involving minors and seeks ways to provide them with qualified legal and psychological assistance in criminal proceedings in the court of first instance. In particular, it is proposed to increase effectiveness of legal protection of underage victims by ensuring mandatory participation of a lawyer representative in all types of cases.
Keywords: minor victim, minor victim's representative, legal representative, teacher, psychologist
Tatyana Nadelyaeva - lecturer of the Department of judicial activity, Ural State Law University, assistant to the chairman of the Sverdlovsk Regional Court (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomolskaya st., 21. E-mail: [email protected].
References
Ashirbekova M. T. Variativnost' v normativnom obespechenii prav i zakonnykh interesov poterpev-shego [Variability in Normative Ensuring of Rights and Legitimate Interests of the Complainant], Ugo-lovnoe sudoproizvodstvo, 2015, no. 2, pp. 23-32.
Gordeeva N. M. Sposoby zashchity prav i zakonnykh interesov nesovershennoletnikh poterpevshikh v rossiiskom ugolovnom protsesse [The Ways of Protection of Rights and Legitimate Interests of Minor Complainants in Criminal Proceedings in Russia], Sud'ya, 2015, no. 7, pp. 29-31.
Malysheva Yu. V. Pravo na spravedlivoe sudebnoe razbiratel'stvo v praktike Evropeiskogo suda po pravam cheloveka [Right to Fair Judicial Trial in the Practice of the European Court for Human Rights], Rossiiskii sud'ya, 2016, no. 8, pp. 55-60.
Markovicheva E. V., Tat'yanina L. G. Problemy uchastiya pedagoga i psikhologa v ugolovnom protsesse [Problems of Participation of Educators and Psychologists in Criminal Procedure], Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 133-138.
Matveev S. V. O sistemnosti izmenenii ugolovno-protsessual'nogo zakonodatel'stva v otnoshenii nesovershennoletnikh [In Reference to the Issue of Systematic Updating of Criminal Procedure Legislation Regarding Juveniles], Sudebnaya vlast' i ugolovnyi protsess, 2017, no. 1, pp. 104-110.
Mikhal'chuk Yu. P. Dopros nesovershennoletnego obvinyaemogo na predvaritel'nom sledstvii [Questioning a Minor Accused During a Pre-Trial Investigation]: cand. jur. sc. thesis, Krasnodar, Kuban. gos. un-t, 2005, 158 p.
Nadelyaeva T. V. Pedagog ili psikholog? [Educator or Psychologist?], Byulleten' Ural'skogo otdele-niya Mezhdunarodnoi assotsiatsii sodeistviya pravosudiyu, 2009, no. 1, pp. 63-65.
Tetyuev S. V. Zachem ugolovnomu protsessu pedagog? [Why Criminal Proceeding Needs Educators?], Rossiiskaya yustitsiya, 2010, no. 6, pp. 37-41.
Vlasova N. A., Brezhneva M. Yu. Uchastie advokata v ugolovnom sudoproizvodstve dlya okazaniya yuridicheskoi pomoshchi svidetelyu [Participation of an Advocate in Criminal Proceeding for Provision of Legal Aid to a Witness], Moscow, VNII MVD Rossii, 2009, 114 p.
Zhdanova Ya. V. Pravovoi status pedagoga (psikhologa) po ugolovnym delam s uchastiem nesovershennoletnikh lits [The Legal Status of a Pedagogue (Psychologist) in Criminal Cases Involving Minors], Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 105-107.
Дата поступления в редакцию / Received: 25.10.2017
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 21.03.2018