Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ПОРЯДОК ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голодов Павел Васильевич

В статье представлен научный анализ проблем правового регулирования юридической ответственности осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Представлены результаты анкетирования сотрудников уголовноисполнительных инспекций, сформулированы отдельные предложения по внесению изменений в уголовно-исполнительное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голодов Павел Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF LEGAL LIABILITY OF PERSONS SENTENCED TO PENALTIES NOT CONNECTED WITH ISOLATION FROM SOCIETY

The article presents a scientific analysis of the problems of legal regulation of the legal responsibility of those sentenced to punishments not related to isolation from society. The results of the survey of employees of criminal enforcement inspections are presented, separate proposals for amendments to the criminal enforcement legislation are formulated.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА»

_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 9(201)

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_214

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА Some problems of legal liability of convicts to penalties not related to isolation from society

ГОЛОДОВ Павел Васильевич,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России. 160002, Россия, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Щетинина, 2. E-mail: pl-family@yandex.ru;

GOLODOV Pavel Vasilyevich,

Professor of the Department of Administrative and Legal Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor. 160002, Russia, Vologda region, Vologda, Shchetinina str., 2. E-mail: pl-family@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье представлен научный анализ проблем правового регулирования юридической ответственности осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Представлены результаты анкетирования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, сформулированы отдельные предложения по внесению изменений в уголовно-исполнительное законодательство.

Abstract: The article presents a scientific analysis of the problems of legal regulation of the legal responsibility of those sentenced to punishments not related to isolation from society. The results of the survey of employees of criminal enforcement inspections are presented, separate proposals for amendments to the criminal enforcement legislation are formulated.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные без изоляции от общества, уголовно-исполнительная инспекция, порядок отбывания наказания, правонарушения осужденных, юридическая ответственность.

Keywords: the penal enforcement system, convicted persons without isolation from society, the criminal enforcement inspectorate, the procedure for serving sentences, offenses of convicted persons, legal responsibility.

Дата направления статьи в редакцию: 15.06.2021

Дата публикации: 30.09.2021

Согласно ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ [1] (далее - УИК РФ), осужденные обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказаний; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность. Поддержание должного уровня правопорядка при исполнении наказаний и дисциплины среди осужденных без изоляции от общества является одной из основных задач уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ), для решения которой задействуется целый комплекс средств организационно-правового, технического и воспитательного характера. Меры, принимаемые УИИ в данном направлении, привели к определенному снижению уровня совершаемых осужденными нарушений порядка и условий отбывания наказания. В частности, из числа осужденных, состоявших в 2020 г. на учете УИИ (911588 чел.), допустили нарушения 279626 чел. или 30,7 % [2, с. 263-299]; в 2019 г. - из 977304 подучетных осужденных допустили нарушения 315568 чел. или 32,3 % [3, с. 206-238]. Совершение данных нарушений во многом связано с неблагополучным криминогенным составом осужденных, их негативными социально-педагогическими и психологическими характеристиками.

Особое значение в предупреждении нарушений, допускаемых со стороны осужденных без изоляции от общества, отводится мерам юридической ответственности, выполняющим важную роль в системе профилактической работы наряду с иными мерами государственного принуждения предупредительного, пресекательного и восстановительного характера. Юридическая ответственность как мера государственного принуждения, имеющая карательную направленность, характеризуется следующими основными признаками: наступает за совершение правонарушения; связана с общественным осуждением; опирается на государственное принуждение; выражается в наступлении для нарушителя отрицательных последствий личного, имущественного, организационного или физического характера; возникает на основе норм права и определяется санкциями правовых норм; реализуется в определенной процессуальной форме [4, с. 12-19]. В арсенале предусмотренных законом профилактических мер УИИ, кроме воспитательной работы, мероприятий по контролю за поведением осужденных, предусмотрены такие меры как продление испытательного срока, установление дополнительных ограничений для осужденных, возложение на них дополнительных обязанностей, отмена отсрочки отбывания наказания, замена наказания более строгим видом, привлечение к административной или уголовной ответственности [5, с. 30-31]. В целях выявления наиболее значимых проблем юридической ответственности осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а также разработки предложений по их решению в 2019-2020 годах нами был проведен анкетный опрос сотрудников УИИ и их филиалов, сотрудников отделов (отделений) по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (далее - ОКИН ТО). Всего было опрошено 340 респондентов из 45 территориальных органов ФСИН России. Проведение исследования позволило получить следующие результаты.

Оценивая современное состояние правовой регламентации юридической ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, 28,2 % опрошенных респондентов указали, что такая ответственность практически отсутствует, предусмотренные в УИК РФ и Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [6] (далее - УК РФ) меры ответственности не достаточны. 45,0 % респондентов данные меры считают адекватными, но требующими своего совершенствования; 20,3% респондентов посчитали их оптимальными на сегодняшний момент.

По поводу необходимости установления дополнительных мер юридической ответственности за злостное уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, мнения опрошенных сотрудников разделились следующим образом: 39,7 %

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

респондентов указали на необходимость установления дополнительных или усиление имеющихся мер юридической ответственности в рамках уголовно-исполнительного законодательства; 16,2 % респондентов - на необходимость установления уголовной ответственности за злостное уклонение от отбывания всех видов наказания без изоляции от общества; 12,1 % респондентов - на необходимость установления административной и уголовной ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания (в зависимости от состава правонарушения); 6,2 % респондентов - на необходимость установления административной ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания; 5,3 % респондентов - на необходимость установления административной и уголовной ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания (с применением административной преюдиции при привлечении к уголовной ответственности); 22,4 % респондентов посчитали предусмотренные действующим законодательством меры юридической ответственности и иные меры оптимальными.

По результатам опроса, наиболее проблемными вопросами, связанными с применением мер ответственности к осужденным без изоляции от общества, являются следующие:

- пробелы и противоречия в законодательстве, позволяющие суду расширительно толковать нормы права при решении вопроса о замене наказания без изоляции осужденного от общества на лишение свободы;

- отсутствие мер ответственности осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: за уклонение (злостное уклонение) от отбывания наказания, за уклонение от контроля и неявку по вызову в УИИ, за несдачу водительского удостоверения, за несообщение об увольнении, смене места работы, места жительства;

- отсутствует ответственность осужденных к исправительным работам за отказ от предложенной работы, за неисполнение обязанности сообщать в УИИ об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней;

- систематическое уклонение несовершеннолетних осужденных от отбывания наказаний в виде обязательных работ или исправительных работ не приводит к их замене на лишение свободы (усмотрение суда, слишком лояльное отношение к осужденным), а в ряде случаев к несовершеннолетнему и не может быть применено наказание в виде лишения свободы в силу требований ч. 6 ст. 88 УК РФ;

- недостаточно четко определены составы административных правонарушений, по которым могут составляться протоколы об административном правонарушении в отношении осужденных без изоляции от общества;

- отсутствие у старших инспекторов (инспекторов) межмуниципальных филиалов УИИ права применения мер ответственности (взысканий) к осужденным к ограничению свободы, а также права внесения в суд соответствующих представлений;

- не решен вопрос обжалования решений суда непосредственно сотрудниками УИИ, сотрудник не является полноценным участником при рассмотрении представлений, не может обжаловать их самостоятельно без обращения в прокуратуру;

- законодательно отсутствует ответственность осужденных за повреждение (порчу) средств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), суд во многих случаях не удовлетворяет протоколы по ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [7] (далее - КоАП РФ), не видя состава административного правонарушения;

- законодателем не урегулированы основания для осуществления УИИ привода в судебное заседание осужденного, в отношении которого направлено представление о продлении испытательного срока, замене (отмене) наказания или дополнении обязанностей (ограничений). В настоящее время предусмотрен лишь привод в связи с неявкой осужденного по вызову в УИИ или неявкой для регистрации. Осужденный за неявку в суд ответственности не несет.

Относительно состояния нормативно-правового и методического обеспечения деятельности УИИ по привлечению осужденных и иных лиц к административной ответственности респонденты высказали следующие предложения:

- следует в КоАП РФ расширить перечень составов административных правонарушений, по которым сотрудники УИИ правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях (32,1 %);

- необходимо наделить начальников УИИ и филиалов полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (27,6%);

- необходимо разработать ведомственный нормативный правовой акт или организационно-методический документ по вопросам привлечения осужденных и иных лиц к административной ответственности, в том числе закрепляющего примерную форму протокола об административном правонарушении (25,3 %);

- необходимо четко разграничить в КоАП РФ и УИК РФ составы правонарушений, по которым осужденные несут ответственность в соответствии с КоАП РФ и по которым - в соответствии с УИК РФ (19,7 %);

- в Перечне должностных лиц учреждений и органов УИС, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, необходимо предусмотреть дополнительные составы административных правонарушений, по которым сотрудники УИИ правомочны составлять протоколы: например, ст. 19.7 КоАП РФ (наряду с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) (15,0 %);

- ответственность за все нарушения установленного порядка и условий отбывания наказания осужденные должны нести в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства, а иные граждане и должностные лица - в соответствии с КоАП РФ и УК РФ (13,2 %);

- следует установить осужденным условно и к ограничению свободы дополнительные к нарушению общественного порядка составы административных правонарушений, совершение которых влечет ответственность, согласно нормам УИК РФ и УК РФ (5,3 %).

В числе мер, направленных на совершенствование института юридической ответственности осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, опрошенные сотрудники отметили следующие: совершенствование норм УИК РФ, регламентирующих порядок (процедуру) привлечения осужденных к ответственности (49,7%); совершенствование норм об ответственности осужденных с позиций юридической техники

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 9(201)

(например, включение нарушения обязанности сообщать в УИИ об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней в часть первую ст. 46 УИК РФ, и др.) (36,5%); систематизация и унификация норм об ответственности осужденных (10,3%); закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве института уголовно-исполнительной ответственности (9,4 %); закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве института дисциплинарной ответственности осужденных (понятия «дисциплинарный проступок», «дисциплинарное взыскание»; составы дисциплинарных нарушений (проступков) и санкции за их совершение, перечни обстоятельств исключающих дисциплинарную ответственность, смягчающих и отягчающих дисциплинарную ответственность; процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и др.) (7,4%).

Кроме того, для совершенствования юридической ответственности осужденных без изоляции от общества, исходя из результатов исследования, можно предложить следующие меры:

- усиление мер ответственности осужденных к обязательным работам и исправительным работам (например, предусмотреть в УИК РФ право УИИ выносить предупреждение осужденному к обязательным работам или исправительным работам за совершение административного правонарушения; ввести ответственность осужденных к исправительным работам за отказ от получения предписания, за отказ от трудоустройства или предложенной работы, за отказ от прохождения медкомиссии при трудоустройстве, за недобросовестное отношение к труду (а не только за прогул или появление на работе в состоянии опьянения); увеличить срок лишения свободы при замене исправительных работ);

- определение понятия злостного уклонения от отбывания наказания и мер ответственности для осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (предупреждение за отказ являться в УИИ, сдавать водительское удостоверение, за нарушение общественного порядка и иные административные правонарушения, за нарушение требований УИИ; замена основного наказания на лишение свободы или принудительные работы за злостное уклонение от отбывания наказания; приостановление срока отбывания наказания при неявке в УИИ или скрытии от контроля);

- установление в УИК РФ мер ответственности для условно-досрочно освобожденных осужденных, состоящих на контроле в УИИ;

- дополнение ч. 2 и ч. 3 ст. 74 УК РФ таким основанием, как систематическое неисполнение обязанностей, предусмотренных действующим законодательством (например, являться по вызову в УИИ и отчитываться о своем поведении);

- разрешение рассмотрения судом вопросов замены исправительных работ или обязательных работ на лишение свободы без личного присутствия осужденного;

- установление безальтернативной замены наказания без изоляции от общества на лишение свободы или принудительные работы при злостном уклонении от его отбывания;

- введение в практику деятельности УИИ административного задержания осужденных;

- законодательное закрепление единого похода к определению содержания понятий нарушение порядка и условий отбывания наказания, уклонение и злостное уклонение от отбывания наказания;

- наделение начальников филиалов УИИ полномочиями по возложению дополнительных обязанностей в отношении условно осужденных при наличии достаточных оснований (по аналогии с установлением обязанности являться на регистрацию в отношении осужденных к исправительным работам или незачета определенного времени в срок наказания в виде ограничения свободы по постановлению начальника УИИ), что позволит ускорить применение предупредительно-профилактических мер воздействия в отношении нарушителей, а также разгрузить судебные органы;

- пересмотр в сторону увеличения сроков для проведения проверок в отношении осужденных, допустивших нарушения, а также сроков направления представлений в суд, поскольку они недостаточны для установления причин и условий совершения нарушений и для качественного сбора направляемого материала.

Таким образом, правовые основы юридической ответственности осужденных к наказаниям без изоляции от общества требуют дальнейшего совершенствования. Решение выявленных в ходе исследования проблемных вопросов обеспечит единый подход к правовому закреплению и применению мер ответственности осужденных, будет способствовать повышению роли юридической ответственности осужденных в системе мер предупреждения совершаемых ими правонарушений.

Библиогра фия:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2020 г.): информационно-аналитический сборник. Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2021. 418 с.

3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2019 г.): информационно-аналитический сборник. Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2020. 359 с.

4. Горлова Е. Н. Ответственность за нарушение финансового законодательства: учебное пособие для магистратуры / Е. Н. Горлова, А. А. Ситник, О. С. Соболь; отв. ред. Н. М. Артемов, А. А. Ситник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. 112 с.

5. Дворянсков И. В. Уклонение от отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества: основания и виды ответственности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 5 (216). С. 29-35.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СЗ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 1.

References (transliterated):

1. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 11.06.2021) // SZ RF. 1997. № 2. St. 198.

2. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (yanvar'-dekabr' 2020 g.): informacionno-analiticheskij sbornik. Tver': NIIIT FSIN Rossii, 2021. 418 s.

3. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (yanvar'-dekabr' 2019 g.): informacionno-analiticheskij sbornik. Tver': NIIIT FSIN Rossii, 2020. 359 s.

4. Gorlova E. N. Otvetstvennost' za narushenie finansovogo zakonodatel'stva: uchebnoe posobie dlya magistratury / E. N. Gorlova, A. A. Sitnik, O. S. Sobol'; otv. red. N. M. Artemov, A. A. Sitnik. M.: Norma: INFRA-M, 2019. 112 s.

5. Dvoryanskov I. V. Uklonenie ot otbyvaniya nakazanij i inyh mer ugolovno-pravovogo haraktera, ne svyazannyh s izolyaciej ot obshchestva: osnovaniya i vidy otvetstvennosti // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2020. № 5 (216). S. 29-35.

6. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 11.06.2021) // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.

7. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 11.06.2021) // SZ. 2002. № 1 (CH. I). St. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.