УДК 343.137.5:351.761.3
H.H. Щелочков, аспирант, (Россия, Кубан. гос. ун-т)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Проанализированы теоретические и практические аспекты использования в борьбе с наркопреступностью несовершеннолетних возможностей иных правоохранительных органов, экспертных служб и негосударственных учреждении, общественности и средств массовой информации в целях обеспечения наиболее полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Предложены возможные методы использования данных, полученных из результатов экспертных исследований в различных отраслевых процессах.
Ключевые слова: превенция ювенальной преступности, наркопрес-
тупность, производство оперативного сопровождения по делу, проверочная закупка, недопустимые тактические приемы и методы, провокация совершения преступления, криминалистическая экспертиза веществ, материалов и изделий, судебно-биологическая экспертиза, производство экспертизы наркотических средств до возбуждения уголовного дела.
Как известно, предупреждение преступлений несовершеннолетних, а также их расследование уже длительное время являются предметом оживленных научных дискуссий среди представителей не только криминалистики, но и криминологии и иных отраслевых наук уголовно-процессуального цикла. Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание со стороны научных кругов, превенция ювенальной преступности, а также расследование совершенных несовершеннолетними преступлений остаются одними из наиболее проблемных направлений деятельности правоохранительных органов.
Одними из самых опасных преступлений несовершеннолетних, на наш взгляд, являются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. Важное место в решении вопросов быстрого и полного расследования преступлений занимает взаимодействия следователей с работниками других служб. Основной круг лиц, участвующих во взаимодействии, ограничивается оперативно-розыскными и экспертнокриминалистическими подразделениями. Главенствующей формой взаимодействия для оперативных сотрудников остается производство оперативного сопровождения по делу. Выбор о проведении того или иного ОРМ зависит от характера совершаемых преступником действий. По делам о наркопреступлениях, совершенных несовершеннолетними, наиболее часто применяются проверочная закупка, наблюдение, наведение справок, ото-
264
ждествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Результаты ОРМ представляются следователю в строго регламентированном порядке. Например, при представлении результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).
В последнее время все чаще в науке поднимается проблема относительно недопущения производства проверочной закупки, сопряженной с организацией провокации. Под проверочной закупкой понимается оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности [1. С. 127]. Основным доводом описанного выше мнения является то, что в процессе производства оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» при не достижении ее целей обычными методами и средствами оперативниками используются недопустимые тактические приемы. Таким образом, лицо, участвующее в мероприятии в качестве покупателя, фактически выступает «подстрекателем» преступления. К запрещенным тактическим приемам, используемым при производстве проверочной закупки, можно отнести неоднократный повтор предложения по реализации наркотического средства лицу, представляющему оперативный интерес, причем такое предложение покупки наркотического средства, которому не сможет отказать предполагаемый преступник в связи с явным завышением цены в несколько раз. Так, например, оперативными сотрудниками при проведении оперативного мероприятия «проверочная закупка» предпринимаются недопустимые с точки зрения действующего законодательства приемы и методы. Так, после получения отказа в продаже наркотического средства — марихуана — по причине отсутствия оперативники предлагают отвезти подконтрольное лицо в конкретное место для приобретения наркотического средства, обещая при этом заплатить цену в несколько раз превышающую рыночную. После исполнения указанных действий лицо, представляющее оперативный интерес, задерживается. На наш взгляд, такое поведение оперативных сотрудников является явным нарушением принципов уголовного и уголовно-процессуального права. Соответственно результаты оперативно-розыскного мероприятия не могут быть положены в основу приговора, поскольку умысел у виновного на незаконный оборот наркотических средств сформировался не независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а под их активным влиянием.
Проблему предотвращения провокационных действий при организации и проведении ОРМ «проверочная закупка» и недопущении вынесения
не правосудного решения в настоящее время возможно разрешить только при наличии заявления о совершении таких действий. В порядке ст. 145 УПК РФ проводится проверка заявления. Действия по проверке заявления ограничиваются проведением опроса участников ОРМ с последующей передачей материалов для проведения служебной проверки. Представляется, что сравнение данных, подтверждающих количественные и качественные характеристики предлагаемых средств в счет оплаты за передачу наркотического средства, с усредненным количеством материальных средств или благ, предлагаемых за такое же наркотическое средство при подобной сделке на определенной территории, в каждом конкретном случае позволит сделать предположение о провокации совершения преступления со стороны сотрудников оперативно-розыскной службы.
Для повышения уровня эффективности по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних наиболее целесообразным представляется активное использование возможностей взаимодействия с подразделениями по делам несовершеннолетних. Данная функция оперативно-розыскной профилактики реализуется в рамках ведения дел оперативного учета. В процессе их ведения проводится работа по сбору дополнительных сведений о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, выявлению признаков подготовительной преступной деятельности несовершеннолетних, реализации полученных материалов в целях предупреждения и раскрытия преступлений [2. С. 31].
Профилактическая форма взаимодействия призвана разрешить следующие вопросы:
1. Получение достоверной информации об источниках криминальной опасности на подведомственной территории.
2. Обеспечение оперативного контроля мест концентрации несовершеннолетних и выявление конкретных признаков, свидетельствующих о реальной угрозе криминальных событий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
3. Определение мест сосредоточения представителей криминальной среды и мест систематической фиксации фактов антиобщественного поведения несовершеннолетних.
4. Выявление неформальных лидеров в среде несовершеннолетних из числа взрослых (в т. ч. имеющих преступный опыт).
5. Своевременное пресечение фактов криминального поведения и нейтрализация причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.
Считаем необходимым подчеркнуть, что оперативно-розыскная деятельность изначально нацелена не только на получение данных, важных для подготовки и проведения следственных действий, выявление признаков преступлений (становясь поводом и основанием возбуждения уголовного дела), но и на раскрытие преступления. Последнее означает, что ре-
266
зультаты оперативно-розыскных мероприятий хотя и могут при определенных условиях быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу (ст. 11 закона об оперативно-розыскной деятельности), однако обязательного предписания этому нет.
При расследовании наркопреступлений возникает необходимость в целях быстрого и полного расследования преступлений осуществления взаимодействия следователей с работниками других служб, обладающих специальными познаниями. В отличие от взаимодействия с оперативнорозыскными органами, взаимодействие следственных и экспертнокриминалистических подразделений зависит от необходимости получения следователем определенных специальных познаний. На наш взгляд, целесообразно выделить три вида такого взаимодействия:
- до возбуждения уголовного дела (в рамках проведения предварительного исследования вещества, полученного при производстве оперативно-розыскных мероприятий или иным образом);
- в процессе производства следственных действий в качестве привлекаемого специалиста;
- в рамках деятельности, направленной на исполнения постановления о назначении и производстве экспертизы по уголовному делу.
Если взаимодействие экспертных подразделений во втором случае ограничивается исполнением требований закона по производству каких-либо следственных действий и оказанием помощи следователю, то первое и третье непосредственно связано с профессиональными навыками и специальными познаниями экспертов.
При расследовании подобных преступлений могут быть назначены как криминалистические, так и судебно-медицинские экспертизы. Назначение криминалистических экспертиз, а именно: криминалистическая экспертиза веществ, материалов и изделий (КЭВМИ) и судебнобиологическая экспертиза, призвано разрешить следующий круг задач:
1. Характеристика изъятого наркотического средства: количество и принадлежность изъятого к лекарственным или синтетическим препаратам и веществам наркотического либо психотропного воздействия, наркотикосодержащим растениям, включенным в список наркотических средств либо психотропных веществ. Идентичность по химическому составу разных образцов (партий) изъятых наркотических средств либо психотропных веществ.
2. Установление наличия наркотического средства на объектах-носителях (одежде, посуде, смывах с губ, зубов, тела человека, содержимом из-под ногтей и т. п.). Характеристика объектов, используемых в процессе совершения преступления.
3. Установление факта изготовления наркотического средства по результатам его обнаружения.
4. Установление факта использования обнаруженных предметов (в том числе инструментов и оборудования) для изготовления наркотического средства.
5. Установление технологии изготовления наркотического средства.
6. Установление источника поступления наркотических средств: выращивание и переработка растений на самовольно возделываемых участках, сбор и переработка дикорастущих растений.
Виды проводимых экспертиз зависят от наркотического средства. Если при изучении синтетических наркотических средств назначается криминалистическая экспертиза веществ и материалов, то исследование наркотикосодержащих растений «в одних регионах исследуется экспертами ботаниками, а в других — в рамках экспертизы веществ и материалов» [3. С. 537]. Чтобы не повторять список вопросов, ставящихся перед экспертом, мы приведем наиболее типичные общие вопросы идентификационного и диагностического характера для обоих видов исследования:
1. Является ли данное вещество наркотическим средством? К какой группе средств оно относится? Каким именно наркотическим средством оно является?
2. Имеются ли на данных объектах следы наркотических и сильнодействующих средств? Если имеются, то каких именно?
3. Каково количество наркотического средства?
4. Содержат ли данные табачные изделия (их остатки) наркотические средства? Какие именно?
5. Каким способом получены данные наркотические средства? Можно ли описываемым способом получить наркотическое средство?
6. Имеют ли представленные на экспертизу наркотические средства общую групповую принадлежность по сырью, использованному для их получения?
7. Не составляли ли единой массы наркотические средства, изъятые у различных лиц, в разных местах?
На вопросы относительно определения места произрастания, времени сбора и т. п. может ответить только судебно-ботаническая экспертиза.
Определенную специфику представляет тот факт, что производство экспертизы с реальным исследованием вещества часто не возможно, поскольку в процессе производства предварительного исследования до возбуждения уголовного дела вещество уничтожается полностью. В случаях, когда наркотическое вещество израсходовано в процессе производства предварительного исследования, экспертиза наркотического средства проводится по материалам последнего без изучения самого наркотического вещества в натуре. Данное положение вещей вызывает немало трудностей при рассмотрении дела в суде. Встречаются случаи, когда сторона защиты ставит под сомнения результаты такой экспертизы с целью исключения ее из перечня допустимых доказательств либо требуют назначения повторной
268
экспертизы. Помимо этого встречаются случаи, что при административном задержании лица и обнаружении наркотического средства назначается экспертиза в рамках возбужденного дела об административном правонарушении. Следователями нередко допускается грубейшая процессуальная ошибка, выражающаяся в ориентации на заключение такой экспертизы, как на доказательство, что явно не соответствует букве уголовнопроцессуального закона. Основные вопросы, представленные на разрешение, бывают следующими: Является ли представленное на исследование вещество наркотическим средством, и если да, то к какому виду оно относится? Каков его размер? При достаточных основаниях к тому прекращается административное производство и материалы направляются по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Следователи, дознаватели, принимая такие материалы к своему производству и возбуждая уголовное дело, составляют протокол осмотра документов и приобщают его в качестве доказательства к материалам уголовного дела. Затем такое доказательство совместно с наркотическим средством направляется для производства экспертизы.
На наш взгляд, решение проблем использования данных, полученных из результатов экспертных исследований в различных отраслевых процессах, с целью сокращения сроков расследования, а также уменьшения затрат на производство такого исследования со стороны государства в указанном аспекте возможно посредством принятия двух альтернативных решений:
1. Разрешить на законодательном уровне производство экспертизы наркотических средств до возбуждения уголовного дела в рамках проверки сообщения о преступлении. Недостаток такой ситуации заключается в том, что это влечет неизбежное увеличение нагрузки на экспертнокриминалистические службы. При этом срок проведения экспертизы необходимо сократить до минимума (до 5 дней) возможных для производства проверки сообщения о преступлении.
2. Включить в перечень уголовно-процессуальных доказательств заключение эксперта, полученное из иных процессов (административный, гражданский). На наш взгляд, более рациональный путь решения проблемы.
По наркопреступлениям несовершеннолетних взаимодействие следователя с экспертными службами не ограничивается только экспертнокриминалистическими исследованиями наркотических средств. Часто возникает вопрос о необходимости назначения судебно-психологической либо судебно-психиатрической экспертизы. Цель таких исследований — выяснение психолого-психических особенностей несовершеннолетнего: уровень сформированное™ личности, навыки, умения, привычки, потребности, интересы, прочие наклонности.
В большинстве случаев целесообразно назначение комплексной пси-холого-психиатрической экспертизы. На разрешение могут быть представлены вопросы, призванные разъяснить способности несовершеннолетнего воспринимать обстоятельства, давать о них правильные показания, а также сознавать общественную опасность своих действий и руководить ими.
При необходимости разрешения вопросов относительно состояния наркотического опьянения несовершеннолетнего, либо установления его возраста рекомендуется назначить судебно-медицинскую экспертизу с постановкой следующих групп вопросов:
1. Принимал ли обследуемый наркотические вещества? Какое именно наркотическое вещество принимал обследуемый и каким путем оно было введено в организм? Как давно обследуемый употребляет наркотические вещества?
2. Каков возраст (возрастной период) обследуемого лица? Имеются ли у обследуемого какие-либо анатомические особенности, физические недостатки или последствия каких-либо травм, заболеваний или медицинских манипуляций? Имеется ли возможность по медицинским характеристикам установить личность несовершеннолетнего?
Использование в борьбе с преступностью несовершеннолетних возможностей иных правоохранительных органов, экспертных служб и негосударственных учреждений, а также общественности и средств массовой информации, своевременное обращение к автоматизированным криминалистическим учетам, информационно-правовым системам, базам данных призвано обеспечить наиболее полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела в целях реализации принципов уголовного и уголовно-процессуального закона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вагин O.A. Комментарий к федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности» (постатейный) / O.A. Вагин, А.П. Исиченко, А.Е. Чечетин. М., 2009.
2. Дымов Г.А. Взаимодействие уголовного розыска и подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних органов внутренних дел в раскрытии грабежей и разбоев, совершенных несовершеннолетними / Г.А. Дымов. Российский следователь. 2005. № 6.
3. Российская E.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе / Е.Р. Российская. М., 2005.