Научная статья на тему 'Некоторые проблемы взаимодействия государства и гражданского общества'

Некоторые проблемы взаимодействия государства и гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10126
741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы взаимодействия государства и гражданского общества»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Е.В. Лебедева, аспирант кафедры Теории и история государства и права

ЮУрГУ

В современной отечественной юридической литературе вопрос о соотношении государства и гражданского общества является дискуссионным.

Одни учёные полагают, что государство и гражданское общество являются противоположными системами, суть которых заключается в противоборстве. Данный подход подразумевает под собой понимание не гражданского общества, а общества как управляемую систему. «Государство регулирует жизнь общества (реального, а не мысленно сконструированного «гражданского»)»1. Согласно данному подходу «здоровое состояние и функционирование общества, его прочность и стабильность обеспечиваются при сохранении баланса, когда: с одной стороны, государство не подавляет и не поглощает структуры гражданского общества, а обеспечивает создание условий и защиту свободы их деятельности, гарантию прав граждан и их объединений; с другой стороны, структуры гражданского общества...соблюдают законы государства и активно участвуют в реализации общегосударственных целей»2.

Гражданское общество можно рассматривать и как некий противовес государству, который должен служить, с одной стороны, определённой сдерживающей силой и контролёром государственной политической власти, с другой - её помощником в той деятельности, которая не противоречит интересам гражданского общества3.

Сторонники данного подхода справедливо указывают на необходимость сбалансированных отношений между государством и гражданским обществом, однако суть этого баланса заключается не в разрешении противоборства, противовеса, а в достижении одних целей, реализации одних функций.

Содержание второго подхода заключается в рассмотрении гражданского общества и государства как взаимовлияющих и взаимопроникающих институтов, при этом гражданское общество рассматривается как составной элемент правового государства.

Государство и гражданское общество, находясь на позиции взаимодействия и сотрудничества, вместе с тем имеют строгое разграничение своей деятельности.

Развитие государства вовсе не обязательно ведёт к подавлению гражданского общества. Противопоставление гражданского общества и государства возникает тогда, когда государство монополизирует те или иные подчас и не свойственные ему функции, а его аппарат превращается в оторванную от общества корпорацию4.

Анализ взаимоотношений гражданского общества и государства должен учитывать как нисходящие (государство -* общество), так и восходящие (общество -» государство) связи, так как сосуществование государства и гражданского общества - сложный процесс взаи-моограничений и взаимоконтроля .

В своей деятельности гражданское общество наряду с нормами частного права руководствуется нормативными правовыми предписаниями публичного характера6. В сфере гражданского общества субъекты находятся в равном положении, их отношения регулируются гражданским правом. Находясь в сфере государства, отношения субъектов гражданского общества регулируются нормами публичного права, при этом, во-первых, данные они могут выступать как политически активные субъекты, формировать аппарат публичной власти (данные отношения будут являться конституционно-правовыми); во-вторых, субъекты гражданского общества могут находиться в отношении повеления-подчинения (отношения, регулируемые нормами административного права, уголовного права, процессов)7.

Государство как публично-властную институцию можно рассматривать в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как системе управляемой. Однако при этом обязательно нужно оговориться, что гражданское общество само по себе является саморегулирующейся социальной системой, детерминирующей государство. Саморегулирующаяся - это такая система,

Проблемы и вопросы гражданского права

которая сама способна закреплять в себе все полезные для нее элементы и связи и отбрасывать все вредное. Основные механизмы саморегулирования гражданского общества - это свободный рынок (экономический механизм), политическая свобода и свободный доступ к независимому правосудию (юридический механизм). Описание гражданского общества как системы управляемой и одновременно саморегулирующейся не означает противоречия. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что само формирует для себя управляющую систему, параметры и пределы государственного вмешательства и предопределяет функции государства (модель демократии). Вместе с тем государство как публичновластная институция обладает относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу. Последнее означает возможность государственного вмешательства в дела гражданского общества, которое происходит независимо от воли большинства субъектов гражданского общества (авторитарная модель)8.

Взаимоотношения государства и гражданского общества настолько сложны, что их целесообразно рассматривать в трёх аспектах: во-первых, установить, в чём проявляется единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей9.

Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. Формирование правового государства и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Различия гражданского общества государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство - это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

В качестве форм взаимодействия государства и гражданского общества выделяет такие, как их взаимное целенаправленное воздействие друг на друга при определённых пределах вмешательства в целях эффективного выполнения функций и задач, взаимопомощь, взаимный контроль, взаимная ответственность, сотрудничество в решении право-

вых, социальных, экономических и других проблем, участие гражданского общества в осуществлении политической власти. При совершенствовании указанных форм взаимодействия возможен баланс во взаимоотношениях государства и гражданского общества10.

Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой, при этом «гражданское общество не существует до государства и вне государства11; именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, даёт ему защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам; от государства гражданское общество вправе требовать защиты жизни, здоровья, безопасности и др.»12.

Идеальной является такая система взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую очередь, права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государственных институтов и контроле за их деятельностью. Суть складывающихся отношений состоит в том, что государство выстраивает предполагаемую правовую модель гражданского общества, которая затем наполняется конкретным содержанием13, причем само гражданское общество представляет собой комплексное явление, регламентированное не только нормами субъективного права, но и моральными, религиозными, корпоративными установками, содержание которых определяется историческим опытом, национальными традициями, уровнем развития демократии и культуры14.

Для достижения своих целей государство должно опираться на гражданское общество, исключив при этом тотальный контроль деятельности последнего.

Только при тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества может увеличиться эффективность осуществления функций государства15.

Всё меньше остаётся сфер, которые составляли бы исключительно компетенцию гражданского общества, очищенного от государственного влияния и вмешательства. Поэтому отделить функции государства от функций общества нереально. Напротив, усиливаются связи государства и гражданского

272

Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006

Лебедева А.А.

Некоторые проблемы взаимодействия государства и гражданского общества

общества. Хотя государство не входит в качестве элемента в гражданское общество, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего16.

При этом функционирование государства не следует рассматривать только как процесс передачи властных указаний от государства к обществу; одновременно это и обратный процесс: от общества к государству. Функционирование государства нужно рассматривать как особое отношение между государством и обществом, в котором стороны связаны разнообразными прямыми и обратными связями, взаимодействуют между собой, оказывают взаимное влияние друг на друга; функции государства -есть результат взаимодействия государства и общества17. В современном обществе возникает всё больше сфер, где происходит перераспределение прерогативы деятельности от государства к гражданскому обществу18.

Именно через функции государство реально реализует государственные идеи, фиксирует статику и динамику государства и гражданского общества19.

Развитие гражданского общества связано активным участием его членов в деятельности государства. Однако «только сильное правовое государство позволяет широкое участие общественности и граждан в сферах деятельности государственного механизма»20. Доверие государства к гражданскому обществу проявляется в том, «насколько оно допускает граждан к формированию собственной воли, к участию в осуществлении государственных функций»21. Расширение участия институтов гражданского общества в управлении правовой сферой общественной жизни означало бы демократизацию правовой системы общества, продвижение его к идеалам правового государства22.

1 Цит. по: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 298.

2 Лопата П., Порохнюк Е. Проблемы становления гражданского общества в России// Диалог. 2000. № 1. С. 9.

3 Цит. по: Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России. Дисс... докт.юрид.наук. М., 2001. С. 11.

4 Юнусов A.A. Законность и правопорядок как важнейшие факторы формирования правового государства и обеспечения прав человека. Челябинск, 2002. С. 191.

5 Цит. по: Иванцова Г.А. Теоретико-правовые основы развития местного самоуправления. Дис. ... докт. юрид. наук. Уфа, 2000. С. 142.

6 Государство, общество, личность: проблемы совместимости/ Под общ. ред. P.A. Ромашова, Н.С. Нижник, М., 2005. С. 254.

7 Цит. по: Мамут JI.C. Сверим ориентиры. В кн.: Актуальные проблемы правоведения за рубежом: проблемы правового государства. М., 1990. С. 103-104.

8 Четвернин В.А. Государство: сущность, понятие, структура, функции. Проблемы теории права и государства/ Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999. 627-628.

9 Кожевников С.Н. Правовое государство и гражданское общество. Теория государства и права/ Под ред. В.К. Бабаева. М., 2004. С. 157.

10 Цит. по: Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России. Дисс... докт.юрид.наук. М., 2001. С. 11.

11 Гражданское общество функционирует на территории государства и представлено его гражданами - см. Госу-дарство, общество, личность: проблемы совместимости/ Под общ. ред. P.A. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005. С. 254.

12 Юнусов А.А Законность и правопорядок как важнейшие факторы формирования правового государства и обеспечения прав человека. Челябинск, 2002. С. 192-193.

13 Цит. по: Гребенников В.В., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество как конституционно-правовая категория// Право и жизнь. 1996, № 9. С. 31.

14 Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. P.A. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005. С. 255.

15 Струсь К.А. Государство и гражданское общество: Проблемы правового взаимодействия в России. Дис. ... канд.юрид.наук. Саратов, 2003. С. 95.

16 Морозова JI.A. Теория государства и права. М., 2003. С. 379.

17 Рябова Е.В. Функция обеспечения правопорядка в период формирования правового российского государства. Дис.... кавд.юрвд.наук. Волгоград, 2005. С. 21.

18 Кудря B.C. Функции правового государства, находящегося в становлении: на примере РФ. Дис. ... анд.юрид.наук. М., 2005. С. 41-42.

19 Бабаев С.В. Теория функций современного российского государства. Дисс.... канд.юрид.наук. Н.Новгород, 2001. С. 11.

20 Омигов В.И. Правоохранительная деятельность. Пермь, 2002. С. 403.

21 Попов З.В. Охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Автореф.... канд.юрид.наук. Челябинск, 2004. С. 4.

22 Рябова Е.В. Функция обеспечения правопорядка в период формирования правового российского государства. Дис.... канд.юрид.наук. Волгоград, 2005. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.