Научная статья на тему 'Соотношение государства и гражданского общества'

Соотношение государства и гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16468
1704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДК 339.752 / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / CIVIL SOCIETY / POWER / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогожевский Евгений Игоревич

В статье рассматриваются различные аспекты проблемы соотношения государства и гражданского общества. Подчёркивается дискуссионность вопроса, проанализированы точки зрения ряда авторов по проблеме. Позиция автора по соотношению государства и гражданского общества основана на принципах согласования, взаимной поддержки сторон, принятия совместных решений, законности, равного доступа к участию во взаимодействии, добровольности, открытости и многообразия форм взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE STATE AND CIVIL SOCIETY

The article deals with various aspects of relationship between the state and civil society. The debatable character of the problem is pointed out and the viewpoints of a number of authors on the issue are analyzed. The author's position on the relationship between the state and civil society is based on the principles of coordination, mutual support of parties, joint decision-making, legality, equal access to the participation in the interaction, voluntarity, openness and diverse forms of cooperation.

Текст научной работы на тему «Соотношение государства и гражданского общества»

Соотношение государства и гражданского общества

Е.И. Рогожевский, аспирант, ФГАОУ ВПО Санкт-Петербургский ГУАП

В современной отечественной юридической литературе вопрос о соотношении государства и гражданского общества является дискуссионным [1].

Одни учёные полагают, что государство и гражданское общество являются противоположными системами, суть которых заключается в противоборстве. Данный подход подразумевает понимание не гражданского общества, а общества как управляемой системы. «Государство регулирует жизнь общества (реального, а не мысленно сконструированного «гражданского»)» [2]. Согласно данной трактовке функционирования общества, его прочность и стабильность обеспечиваются при сохранении баланса, когда, с одной стороны, государство не подавляет и не поглощает структуры гражданского общества, а обеспечивает создание условий и защиту свободы их деятельности, гарантию прав граждан и их объединений; с другой — структуры гражданского обществ соблюдают законы государства и активно участвуют в реализации общегосударственных целей [3].

Гражданское общество можно рассматривать и как некий противовес государству, который должен служить, с одной стороны, определённой сдерживающей силой и контролёром государственной политической власти, с другой — её помощником в той деятельности, которая не противоречит интересам гражданского общества [4]. Сторонники этого подхода справедливо указывают на необходимость сбалансированных отношений между государством и гражданским обществом, однако суть этого баланса заключается не в разрешении противоборства, противовеса, а в достижении одних целей, реализации одних функций.

Содержание второго подхода заключается в рассмотрении гражданского общества и государства как взаимовлияющих и взаимопроникающих институтов, при этом гражданское общество рассматривается как составной элемент правового государства.

Государство и гражданское общество, находясь на позиции взаимодействия и сотрудничества, имеют строгое разграничение своей деятельности.

Развитие государства вовсе не обязательно ведёт к подавлению гражданского общества. Противопоставление гражданского общества и государства возникает тогда, когда государство монополизирует те или иные подчас и не свойственные ему функции, а его аппарат превращается в оторванную от общества корпорацию [5].

Важность исследования проблемы взаимоотношений гражданского общества и государства состоит в том, что оно даёт возможность выявить человеческое измерение политики, определить

человека как культурно-исторический и политико-культурный феномен.

Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства — либерализм и этатизм [6].

Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное государство изображалось в образе «ночного сторожа», полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

В рамках этатизма различаются два варианта регулирующего воздействия государства на общество — авторитарный и демократический этатизм [7].

Как взаимосвязанные элементы единой общественной системы, гражданское общество и государство обусловливают друг друга. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства. Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти [7].

В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры.

Наиболее рациональной концепцией соотношения государства и гражданского общества представляется та, согласно которой государство и общество выступают в качестве самостоятельных элементов социальной жизни, находяшихся в постоянном взаимодействии между собой. По этому вопросу можно разделить мнение Э. Баталова, который полагает, что государство и гражданское общество — это две половинки единого целого, хотя и неравные. Это своеобразные сообщающиеся сосуды: процессы, происходящие в одном из них, влияют на процессы, происходящие в другом [8].

Исторический опыт взаимодействия государства и гражданского общества свидетельствует о контрпродуктивности подмены внутренне присущей современному обществу двуполостной структуры структурой монолитной [9].

В связи с этим понятие «взаимодействие» необходимо трактовать как динамично меняющуюся последовательность взаимоориентированных действий субъектов (акторов, партнёров), вносящих в свою деятельность изменения в зависимости от того, что делает другой или другие. В гуманитарных науках взаимодействие — это «политические

отношения субъектов политики, при которых происходит их объединение или разобщение, обмен идеями, взглядами, ресурсами (влиянием, информацией, знаниями и т.п.), передача волевых побуждений от одного субъекта (первого или активного) другому (второму или пассивному)» [9].

В качестве форм взаимодействия государства и гражданского общества выделяют такие, как их взаимное целенаправленное воздействие друг на друга при определённых пределах вмешательства в целях эффективного выполнения функций и задач, взаимопомощь, взаимный контроль, взаимная ответственность, сотрудничество в решении правовых, социальных, экономических и других проблем, участие гражданского общества в осуществлении политической власти. При совершенствовании указанных форм взаимодействия возможен баланс во взаимоотношениях государства и гражданского общества [10].

Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой, при этом «гражданское общество не существует до государства и вне государства. Именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, даёт ему защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам; от государства гражданское общество вправе требовать защиты жизни, здоровья, безопасности и др.» [5, 11].

Для достижения своих целей государство должно опираться на гражданское общество, исключив при этом тотальный контроль деятельности последнего. Только при тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества может увеличиться эффективность осуществления функций государства [1, 12].

Проанализировав модели взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти, необходимо подчеркнуть, что преобладание того или иного характера взаимоотношений определяет своеобразную модель демократии, характерную для конкретного государства и общества, и наиболее рациональной моделью взаимодействия является именно модель конструктивного сотрудничества, которая предполагает равноправное взаимодействие. Модель такого сотрудничества предполагает признание роли экспертного и критического потенциала гражданского общества, который может быть востребован при анализе законопроектов и других управленческих решений, в реформировании государственного аппарата и осуществлении административной реформы [13]. Кроме того, по мнению Л.И. Никовской, рассматривать государство и гражданское общество исключительно с антагонистических, конфликтных озидий нельзя. Как полагает автор, именно сотрудничество становится одной из приоритетных характеристик

гражданского общества, способствующего установлению «обратной связи для взаимодействия с государством» [5].

Авторская концепция соотношения государства и гражданского общества — это концепция «сообщающихся сосудов», основанная на принципах согласования, взаимной поддержки сторон, принятия совместных решений, законности, равного доступа к участию во взаимодействии, добровольности, открытости и многообразия форм взаимодействия.

Суть концепции состоит в соотношении государства и гражданского общества, предполагающем их взаимовлияние и сотрудничество. Оба элемента — и государство, и гражданское общество — при этом имеют влияние друг на друга. Гражданское общество в предлагаемой концепции обладает свойством саморегуляции, при этом государство устанавливает определённую систему правовых норм, регулирующих статус институтов гражданского общества. Указанные нормы должны сохранять за гражданским обществом элементы саморегулирования, сам процесс их разработки должен проходить при непосредственном участии институтов гражданского общества.

Для России характерна непрекращающаяся дискуссия по соотношению государства и гражданского общества, особую остроту она приобрела после начала периода централизации государственной власти, который отразился и на становлении и развитии гражданского общества.

Литература

1. Лебедева Е.В. Некоторые проблемы взаимодействия государства и гражданского общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2006. № 13. С. 16-19.

2. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 81-86.

3. Лопата П., Порохнюк Е. Проблемы становления гражданского общества в России // Диалог. 2000. № 1. С. 9-15.

4. Юнусов А.А. Законность и правопорядок как важнейшие факторы формирования правового государства и обеспечения прав человека. Челябинск, 2002. 59 с.

5. Никовская Л.И. Конфликтные аспекты взаимодействия государства и гражданского общества в России: состояние и особенности развития в регионах // Проблемы становления гражданского общества в России: матер. науч. семинара. 2003. Вып. № 2. С. 74-79.

6. Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития: учеб, пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 69-75.

7. Садыков Н.Н. Неправительственные организации - особые финансовые учреждения (Грани содружества) // Сельское хозяйство Узбекистана. Ташкент. 1996. № 6. С. 42-44.

8. Баталов Э. Гражданское общество // Народный депутат. 1992. № 12. С. 93-99.

9. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. 239 с.

10. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России: дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2001. 365 с.

11. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005. С. 19-21.

12. Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. 169 с.

13. Кожевников О.А. Вопросы проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов некоммерческими организациями нуждаются в нормативно-правовом закреплении // Право и образование. 2009. № 11. С. 94-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.