Научная статья на тему 'Влияние типов государственно-политического режима на гражданское общество'

Влияние типов государственно-политического режима на гражданское общество Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7167
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / АВТОРИТАРИЗМ / ТОТАЛИТАРИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Снетков Виталий Николаевич, Жучкова Татьяна Федоровна

В статье раскрывается сущность гражданского общества, анализируется взаимодействие современного государственно-политического режима и существующего гражданского общества. Обосновывается влияние каждого типа государственно-политического режима на гражданское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the impact of types of public-political regime. The study substantiates the impact of each type of public-policy regime on civil society, analyzes the relationship of the modern state and the current political regime and civil society reveals its essence.

Текст научной работы на тему «Влияние типов государственно-политического режима на гражданское общество»

-►

Философские и культурологические исследования

УДК 323.171.2

В.Н. Снетков, Т.Ф. Жучкова

влияние типов государственно-политического режима

на гражданское общество

Сравнительный анализ типов государственно-политических режимов позволяет выделить для каждого из них его роль в развитии и стабилизации общества на определенном этапе исторического развития конкретного государства. Нормальное функционирование гражданского общества «в качестве самоорганизующейся и саморегулирующейся субстанции» невозможно без конструктивной роли государства [1].

Выделяют две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства — либерализм и этатизм. С точки зрения либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше как для гражданского общества, так и для его субъектов. Этатизм же основывается на позиции разумного вмешательства государства в гражданское общество. В этой связи выделяют авторитарный этатизм, где обратная связь между государством и обществом отсутствует и вмешательство в сферу гражданского общества осуществляется в большем объеме, чем это требуется самому обществу, и демократический этатизм, в котором пределы государственного вмешательства определяются потребностями самого гражданского общества. Авторитарный этатизм в качестве крайнего своего проявления характерен и для тоталитарных систем.

В действительности сложились три традиционных варианта взаимоотношений гражданского общества и государства. Когда гражданское общество подавляется государством, возникает тоталитарный государственно-политический режим, а когда государство выполняет волю гражданского общества и действует в рамках права, — демократический государственно-политический режим. Возникновение

авторитарного государственно-политического режима различной степени жесткости связано с неким равновесием между гражданским обществом и государством.

Авторитарные и тоталитарные государственно-политические режимы — режимы первой волны — возникали на основе существующей реальности, в том числе и на гражданском обществе. Ненужное запрещалось, но многие элементы гражданского общества, те, которые были необходимы самому государственно-политическому режиму, поддерживались. При условиях тоталитарного государственно-политического режима определенную независимость сохраняет семья, группы по интересам. Хотя они не могут существенно влиять на власть, но, тем не менее, способны при определенных обстоятельствах дать толчок появлению других форм самоорганизации. Современные государственно-политические режимы второй волны содержат различные элементы гражданского общества в интересах политической системы.

Чем больше развито гражданское общество, призванное защищать групповые и индивидуальные интересы и права, тем больше условий для существования демократического государственно-политического режима. Чем меньше гражданское общество развито (или если оно вообще не развито), тем более вероятно возникновение авторитарных и тоталитарных режимов.

В своих крайних формах тоталитарный государственно-политический режим противоречит принципам гражданского общества, фактически упраздняя его. Поэтому тоталитарный государственно-политический режим можно

рассматривать как политическую реакцию, затормаживающую развитие общества в целом.

Вместе со сращиванием правящей партии с государственным аппаратом происходит огосударствление гражданского общества, выражающееся в уничтожении независимой от государства общественной жизни. В результате это приводит к полному разрушению гражданского общества. Нарушение права и законов, безграничность полномочий власти приводят к возникновению неправового государства. Роль гражданского общества ничтожна, тоталитарный государственно-политический режим не признает такого понятия, оно отсутствует в официальных политических и правовых источниках, как отсутствует и обратная связь между индивидом и властью.

Положение индивида в государстве может быть основано на абсолютной зависимости его от власти при отсутствии реальной возможности на социальное самовыражение. В тоталитарных государствах власть предоставляет гражданину только одно право — «право публичного выражения солидарности с правящим режимом» [2, с. 184].

Умаление частного права, а тем более подчинение всех отношений публичному праву — проявление тотального вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности общества, т. е. устранение возможности существования демократического гражданского общества.

Авторитарный государственно-политический режим является наиболее благоприятным для становления гражданского общества. При таком государственно-политическом режиме экономика становится сферой общественных отношений, в рамках которой свобода скорее желательна, чем возможна. Рыночное саморегулирование активно развивается. Государство не мешает гражданскому обществу достигать для его представителей материального благополучия, поощряя и стимулируя это стремление. Тем не менее государство не допускает возможности нанести ущерб его интересам в стремлении народа к личному благополучию, оставляя за собой право вмешиваться при необходимости в сферу частных интересов.

Авторитарный государственно-политический режим в условиях социально-экономического и политического кризиса на определенном

этапе исторического развития может обеспечить определенный экономический рост и политическую устойчивость в обществе. Опираясь на эти режимы, диктаторам удается подавлять антиправительственные и оппозиционные настроения и проводить достаточно умеренную социальную политику, не разрушая рыночные отношения. Такая демократизация общественно-политической жизни объективно создает необходимые условия для перехода авторитарного политического режима к гражданскому обществу и, как следствие, к правовому государству [3, с. 295].

Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но вместе с тем она не в силах ликвидировать духовную и материальную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, присущую социальным субъектам активность.

Таким образом, можно сказать, что гражданское общество существует всегда, в том числе и при тоталитарном государственно-политическом режиме, хотя и в неразвитом виде и в искаженных формах. Поэтому можно утверждать, что гражданское общество не отвергается ни одной культурой, просто в одних условиях развитое гражданское общество формируется значительно быстрее, а в других этот процесс занимает более длительное время. Гражданское общество — это объективная реальность. Его не может ни устранить, ни полностью поглотить никакой государственно-политический режим.

Влияние демократических государственно-политических режимов на гражданское общество исторически более слабое, но в перспективе оно станет более сложным, потому что требует высокого уровня развития научно-технической составляющей, в которой роль населения является ведущей.

Влияние демократического государственно-политического режима по своей сути позитивно и нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Степень и параметры оказываемого государственного влияния определяются большинством субъектов гражданского общества

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2012

и зависят от потребностей непосредственно гражданского общества.

Таким образом, состояние существующего гражданского общества и его потребности определяют основные черты и социальное назначение любого государства, в том числе демократического. Существование даже формальных и ограниченных демократических институтов оказывает стимулирующее действие на гражданскую активность, которая, в свою очередь, превращается в «мотор развития демократии» [4, с. 86]. Представления, устойчиво мотивирующие массовую гражданскую активность, способны сложиться в обществе лишь в неразрывной связи с развитием демократического сознания. Практически оба эти процессы неразделимы и требуют широкого притока в общественное сознание новых концептуальных знаний о демократических принципах и нормах общественной жизни.

Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина — правовым государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но в первом случае о правах отдельного человеческого существа, а во втором — о правах политических. В качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства, выступает «личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических возможностей, реализуя которые, личность через гражданское общество обеспечивает воспроизводство социальной жизни».

Главными направлениями деятельности демократического государства, стремящегося к укреплению своего правового характера и постоянному диалогу с гражданским обществом, являются, как полагает В.Н. Влазнев, обеспечение развития негосударственных средств информации; создание налоговых и иных условий для малого и среднего бизнеса; дальнейшее укрепление многопартийной системы [5, с. 25].

Демократический государственно-политический режим предполагает тесное взаимодействие государства и существующего гражданского общества «как основы политической и экономической стабильности». Если и возможно возникновение противостояния гражданского общества и государства, то его вероят-

ность существенно мала или, по крайней мере, противостояние будет недолговечно.

Любой государственно-политический режим зависит от политического состояния общества, без него принципиально невозможна реализация задач, на достижение которых направлены политические процессы данного государства. Это состояние общества является необходимым условием осуществления политической власти в условиях конкретного государственно-политического режима. Поэтому невозможно функционирование демократического государственно-политического режима без существования институтов гражданского общества или без широкой общественной поддержки демократических принципов и идеалов.

Как отмечает В.Н. Снетков, в условиях гражданского общества наиболее эффективно влиять на развитие социально-политических процессов, на массовое сознание могут демократические институты, диалектически сочетающие в себе индивидуальные, лично мотивированные волеизъявления граждан с возможностью их публичного, коллективного обсуждения и способствующие их практическому осуществлению через представительную демократию.

Демократический государственно-политический режим может преобразовать общественные отношения, лишь опираясь на общественную поддержку и в тесном сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают «заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач» [6, с. 46]. Практически во всех современных государствах с демократическим государственно-политическим режимом в системе властных структур созданы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества, основной формой деятельности которых является обеспечение наиболее благоприятных условий для их функционирования.

Гражданское общество — существующее в реальной жизни явление, характерное для современного демократического по характеру государства.

Таким образом, гражданское общество существует и функционирует «в противоречивом диалектическом единстве с государством» [7, с. 64]. При тоталитарном государственно-

политическом режиме гражданское общество находится в оппозиции — пассивной или активной — по отношению к государству.

При демократическом государственно-политическом режиме взаимодействие гражданского общества и государства осуществляется

в форме сотрудничества, причем позитивного. Правовое регулирование отношений в сфере гражданского общества происходит как по инициативе государства, так и в результате воздействия на него институтов гражданского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузьмин, А.В. Некоторые проблемы реализации законотворческой функции политической партии как института гражданского общества [Текст] / А.В. Кузьмин // История государства и права. — 2008. - № 12. - С. 2-3.

2. Любашиц, В.Я. Гражданское общество и личность: проблемы теории [Текст] / В.Я. Любашиц // Науч. тр. Рос. акад. наук. Вып. 3. В 3 т. Т. 1. — М.: Юрист, 2003.

3. Курскова, Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект [Текст]: моногр. / Г.Ю. Курскова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

4. Снетков, В.Н. СМИ и правовая реализация свободы: слова в условиях гражданского общества [Текст] / В.Н. Снетков. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.

5. Влазнев, В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования [Текст]: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Специальность 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право / В.Н. Влазнев. - М., 2002.

6. Лысенко, В.В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания [Текст] / В.В. Лысенко // История государства и права. - 2009. - № 23.

7. Хмара, Ю.Н. Власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимодействия [Текст] / Ю.Н. Хмара. - Челябинск, 2007.

УДК 17.033."20"+022.1

И.Н. Протасенко

бонапартизм: власть и ценности

Нравственный закон в нас надежнее звездного неба над нами. Чем беднее делается мир, тем больше ценность этого подарка.

В.В. Бибихин

Актуальность данной темы связана с анализом современных преобразований и трансформаций, происходящих в нашей стране и мире. Изменения в социальной, политической и экономической сферах жизни во многом способствовали разрушению ценностного мира человека, его (человека) дезориентации и дезорганизации.

Попробуем показать значимость ценностных ориентаций и их взаимосвязь с властными стратегиями.

Эпоху, как известно, не выбирают. Но время перемен заставляет делать выбор всякого думающего о своем будущем, будущем своих детей и своей страны. Этот выбор предопределяется системой базовых ценностей, идеальных

целей и набором допустимых средств, а также готовностью рисковать, воплощая в жизнь то или иное решение.

У каждого, действительно, не только своя система ценностей, но и свой горизонт риска в достижении своих целей. В сюжете бонапартизма имеет смысл говорить, по крайней мере, о трех субъектах (или, точнее, о значимых субъектах разной степени общности), чьи ценностные ориентации в горизонте риска актуализируются в бонапартизме. Это - индивидуальный (простой) человек, это - социум как целое и это - лидер, представляющий не только себя, но и персонифицирующий интересы первых двух.

Что такое бонапартизм? Это специфическое обнаружение социального порядка, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.