УДК: 349.444
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЖИЛИЩЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ НАНИМАТЕЛЮ И ЧЛЕНАМ ЕГО СЕМЬИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Алиханова Гульнара Алтынбековна
Академический профессор Высшей школы права «Эдтет» Каспийского общественного университета, главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, доктор юридических наук: г.Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Нестерова Елена Викторовна
Ассоциированный профессор Высшей школы права «Эдглет» Каспийского университета, главный научный сотрудник
Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук; г.Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: конституция; жилищное законодательство; жилище; государственный жилищный фонд; наниматель; члены семьи нанимателя.
Аннотация. В статье анализируется Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан №1 от 21 января 2020 г., которым подпункт 8) статьи 107 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях» признан неконституционным. Предметом исследования являются правовыевопросы предоставления жилища из государственного жилищного фонда определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище и проблемы, возникающие при лишении такого жилища. Авторы делают вывод, что толкование норм жилищного законодательства, при котором нуждаемость в предоставлении жилища исчерпывается сугубо отсутствием у граждан жилища, а его наличие в размерах, не соответствующих минимальным нормам, которые установлены жилищным законодательством, исключает правовое состояние нуждаемости и, следовательно, влечет за собой отказ в предоставлении жилища из государственного жилищного фонда, является несправедливым и противоречащим базовым принципам Конституции Республики Казахстан. Критерий нуждаемости раскрывается через положения действующего законодательства, устанавливающего минимальные нормы предоставления жилища. Авторы приходят к выводу, что нормы действующего жилищного законодательства РК при их системном толковании не исключают нуждаемость в предоставлении жилища из государственного жилищного фонда в тех случаях, когда граждане имеют на праве собственности иное жилище (долю в жилище). Для подтверждения нуждаемости граждан в предоставлении внаем жилища из государственного жилищного фонда должны приниматься во внимание как факты отсутствия у граждан и членов их семей жилища как такового, так и факты несоответствия размеров имеющегося жилища законодательно установленным минимальным нормам. В статье обосновывается, что приобретение иного жилища нанимателем, членами его семьи или другими совместно проживающими лицами может служить основанием для расторжения договора найма государственного жилища и выселения без предоставления другого жилища при следующем единственном условии: все участники договора найма жилища из государственного жилищного фонда (наниматель, члены его семьи и другие совместно проживающие с ним лица) стали собственниками (сособственниками) другого жилища, и его размер соответствует минимальным нормам предоставления жилища. В сравнительно-правовом аспекте рассмотрены подходы к обеспечению граждан социальным жильем, сложившиеся в России, Беларуси, Германии и США.
МЕМЛЕКЕТТ1К Т¥РГЫН YЙ КОРЫНАН ЖАЛГА АЛУШЫГА ЖЭНЕ ОНЫН, ОТБАСЫ МYШЕЛЕРIНЕ БЕР1ЛГЕН Т¥РГЫН YЙГЕ К¥КЫЩТАРДЬЩ ПАЙДА БОЛУЫ МЕН ТОЦТАТЫЛУЫНЬЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР1
Гулнар Алтынбекцызы Элиханова
Каспий цогамдыц университетШц «Эдтет» жогары кщык мектебшц академиялык профессоры,
зац гылымдарыныц докторы, Алматы ц., Казахстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Елена Викторовна Нестерова
Каспий цогамдъщ университетШц «ддтет» жогары цуцыц мектебшц цауымдастырылган профессоры, зац гылымдарыныц кандидаты, Алматы ц., Казахстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Ty^m свздер: конституция;тургын уй зацнамасы; тургын уй; мемлекеттж тургын уй цоры; жалдаушы; жалдаушыныц отбасы мушелерг.
Аннотация. Мацалада «Тургын уй цатынастары туралы» Казацстан Республикасыныц 1997 жылгы 16 сэугрдегг Зацыныц 107-бабыныц 8) тармацшасы конституциялыц емес деп танылган Казацстан Республикасы Конституциялыц КецесМц 2020 жылгы 21 цацтардагы №1 нормативтж цаулысы талданады. Зерттеу мэн1 тургын уйге муцтаж азаматтардыц белгш 61р санаттарына мемлекеттж тургын уй цорынан тургын уй берудщ цуцыцтыц мэсе-лелерг жэне осындай тургын уйден айыру кезтде туындайтын проблемалар болып табыла-ды. Авторлар тургын уй зацнамасыныц нормаларын тустдгру, бул ретте тургын уй беру-ге муцтаждыгы азаматтарда тургын уйдщ болмауы гана таусылады, ал оныц тургын уй зацнамасында белгшенген ец теменгг нормаларга сэйкес келмейтт мелшерде болуы муцтаж-дыцтыц цуцыцтыц жай-куйт болдырмайды, демек, мемлекеттж тургын уй цорынан тургын уй беруден бас тартуга экеп согады, эдшетЫз жэне Казацстан Республикасы Конституция-сыныц базалыц цагидаттарына цайшы келедг деп цорытынды жасайды. Муцтаждыц влшемi тургын уй берудщ ец теменгг нормаларын белгшейтт цолданыстагы зацнаманыц ережелерi арцылы ашылады. Авторлар КР цолданыстагы тургын уй зацнамасыныц нормалары олар-ды жуйелг тустдгру кезтде азаматтардыц меншж цуцыгында взге тургын уй\ (тургын уй улеЫ) болган жагдайларда мемлекеттж тургын уй цорынан тургын уй беруге муцтаждыгын жоцца шыгармайды деген цорытындыга келед1. Азаматтардыц мемлекеттж тургын уй цорынан тургын уйдг жалга беруге муцтаждыгын растау ушт азаматтар мен олардыц отбасы мушелертщ тургын уйтщ болмауы факттерг, сондай-ац цолда бар тургын уй мвлшертщ зацнамалыц белгшенген ец твменгг нормаларга сэйкес келмеуi фактшерг назарга алынуы тшс. Мацалада жалга алушыныц, оныц отбасы мушелершц немесе басца бгрге туратын адамдар-дыц взге тургын уйдг сатып алуы мемлекеттж тургын уйдг жалдау шартын бузуга жэне басца тургын уй бермей басца тургын уй бершместен келесг жалгыз жагдайда неггз бола ала-ды: мемлекеттж тургын уй цорынан тургын уйд\ жалдау шартыныц барлыц цатысушылары (жалга алушы, оныц отбасы мушелерг жэне онымен бiрге туратын басца да тулгалар) басца тургын уйдщ меншж иелерг (тец меншж иелер1) болып табылады. Салыстырмалы-цуцыцтыц аспектгде Ресей, Беларусь, Германия жэне АКШ-та цалыптасцан азаматтарды элеуметтж тургын уймен цамтамасыз ету тэсiлдерi царастырылды.
SOME PROBLEMS OF APPEARANCE AND TERMINATION
OF THE RIGHT TO HOUSING PROVIDED TO THE TENANT AND MEMBERS OF HIS FAMILY FROM THE STATE HOUSING FUND
Alikhanovа Gulnara Altynbekovna
Professor of Adilet Law Schoolof the Caspian Public University,Doctor of law,Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Nesterova Elena Viktorovna
AssociateProfessorof Adilet Law Schoolof the Caspian Public University,Ph (D), Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: constitution; housing legislation; housing; state housing fund; tenant; family members of the tenant.
Abstract. The article analyzes the Normative Resolution of the Constitutional Council of the Republic of Kazakhstan No. 1 dated January 21, 2020, by which subparagraph 8) of Article 107 of
the Law of the Republic of Kazakhstan dated April 16, 1997 "On Housing Relations" was recognized as unconstitutional. The subject of the study are legal issues of dwellings from the state stock for certain categories of citizens in need of housing and the problems associated with the deprivation of the dwelling.
Authors come to the conclusion that interpretation of provisions of housing legislation which limits need in housing by criteria of absence of dwelling only, and possession of a dwelling less than the minimum legal standards excludes the state of need and is unfair and contrary to the basic principles of the Constitution of the Republic of Kazakhstan. The criteria of need is disclosed through the provisions of the current legislation establishing minimum standards for housing provision. The authors conclude that the norms of the current housing legislation of the Republic of Kazakhstan, when interpreted systematically, do not reject the need for housing from the state stock in cases where citizens possess other dwelling (share in the dwelling). To confirm the state of need in housing while renting a dwelling from state stock, both the facts of absence of a dwelling of citizens and members of their family, as well as facts of inconsistency of the size of existing dwellings with minimum legal standards must be taken into account.
The article explains that the acquisition of a housing by tenant, his family members or other persons living together could serve as grounds for termination of the public housing rental contract and eviction without providing alternative housing under the only condition: all participants of the public housing rental contract (the tenant, his family members and other persons living with him) became the owners (co-owners) of another dwelling which size matches the minimum legal standards. In the comparative legal aspect, the approaches of providing citizens with social housing in Russia, Belarus, Germany and the United States are considered.
21 января 2020 года принято Нормативное постановление Конституционного Совета Республики №№1, которым подпункт 8) статьи 107 Закона РК от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях» (далее - Закон о жилищных отношениях) признан неконституционным. Данная норма Закона о жилищных отношениях допускала выселение нанимателя, членов его семьи или других совместно проживающих с ним лиц без предоставления другого жилища в случае, если они приобрели иное жилище на праве собственности, независимо от его места нахождения. Поводом проверки Конституционным Советом РК соответствия Конституции РК данной нормы послужило Представление Алатауского районного суда города Алматы, который в процессе рассмотрения гражданского дела по иску Управления жилищной политики к семье Зурдиновых о выселении из квартиры, предоставленной в аренду из коммунального (государственного) жилищного фонда, пришел к выводу, что применение подпункта 8) статьи 107 Закона о жилищных отношениях может привести к ущемлению гарантированных Конституцией РК прав отдельных категорий граждан.
Думается, Конституционный Совет РК прибег к крайней мере, признав соответствующую норму неконституционной, но он вправе был так поступить с учетом огромного количества вопросов, возникавших на практике в связи с применением данной нормы. Должны
ли при выселении учитываться минимальные нормы предоставления жилья (15 кв. м. на человека)? Подлежат ли выселению все члены семьи или лишь те из них, кто непосредственно приобрел другое жилище? Имеет ли значение факт приобретения жилища за пределами Республики Казахстан? Утрачивается ли нуждаемость в жилище, если лицо приобрело жилье в ином регионе, но не намерено менять место жительства или планирует произвести отчуждение этого имущества? Конституционный Совет своим решением разрубил этот гордиев узел, акцентировав значимость конституционных прав и недопустимость создания рисков для их ущемления.
Потребность в жилище была и остается одной из насущных материальных потребностей человека, о чем свидетельствуют многочисленные международно- правовые акты. Так, Всеобщая декларация прав человека к жизненному уровню человека, необходимому для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, относит такой обязательный компонент, как жилище (ст.25)1. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11)2. При этом, как следует из п.1 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства3.
1 Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
2 Международный пакт о гражданских и политических правах, принят Резолюцией 2200А (ХХ1) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года.
3 Там же.
С учетом положений международно-правовых актов и учитывая особую значимость жилища для каждого гражданина, Конституция Республики Казахстан возводит жилище в ранг конституционного блага, устанавливая обязанность государства содействовать обеспечению граждан жильем.
В отличие от Конституции СССР 1977 года (ст. 44) и Конституции Казахской ССР 1978 года (ст. 42) и др. и конституций некоторых зарубежных стран, в частности, Конституции Российской Федерации (ст.40), в Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. прямо не закреплено право на жилище, которому корреспондировала бы обязанность государства по его предоставлению.
Так, Статья 25 Конституции РК предусматривает:
«1. Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.
2. В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Пункт 1 процитированной статьи Конституции РК гарантирует гражданам неприкосновенность их жилища, а также устанавливает, что не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Следовательно, Конституция РК запрещает произвольно выселять людей из жилых помещений. Понятие лишение жилища в конституционно-правовом смысле означает не только фактическое лишение жилища, но и лишение права на проживание в нем. Лишение жилища может состоять в прекращении (ограничении) права на проживание в конкретном жилом помещении. Как правильно отмечает Л.О.Красав-чикова «неприкосновенность жилища - это неприкосновенность не только объекта ... это неприкосновенность одного из элементов личной жизни граждан». [1, с. 59]. Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства. Так, п.3 ст. 3 Закона о жилищных отношениях определяет, лишение жилища допускается только по решению суда в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
В пункте 2 статьи 25 Конституции РК речь идет о создании государством условий для обеспечения граждан жильем. В современных рыночных условиях жилищные вопросы
решаются гражданами страны, как правило, самостоятельно путем строительства дома, покупки квартиры и другими способами, предусмотренными законодательством РК. Гражданское законодательство РК (п. 2 ст. 191 ГК РК) и жилищное законодательство РК (п.2 ст.11 Закона о жилищных отношениях) не ограничивают размер и количество объектов жилья, которые могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц.
Конституционная норма, предусмотренная во втором предложении процитированного пункта 2 статьи 25 Конституции РК, строго определяет круг субъектов, которым жилье предоставляется из государственного жилищного фонда. К таким субъектам относятся определенные законом категории граждан, нуждающихся в жилье. В комментарии к рассматриваемой норме Конституции РК указано, что «в соответствии с действующим законодательством Республики государственное обеспечение граждан жильем осуществляется исключительно в отношении лиц, нуждающихся в соответствующих поддержке и помощи, в улучшении жилищных условий малообеспеченных семей (граждан), а также отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий» [2, с. 3].
Следовательно, определенной категории граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище и состоящих на учете (перечень содержится в ст.67 Закона о жилищных отношения), государство предоставляет в пользование жилища из государственного (коммунального) жилищного фонда либо жилища, арендованные местным исполнительным органом в частном жилищном фонде. Государственный жилищный фонд - это жилища, принадлежащие коммунальному жилищному фонду, жилищному фонду государственных предприятий либо жилищному фонду государственных учреждений и входящие в состав республиканского или коммунального имущества (подп.22) ст.2 Закона о жилищных отношениях). Под жилищем понимается -отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным строительным, санитарным, экологическим, противопожарным и другим обязательным нормам и правилам (п.28 ст.1) Закона о жилищных отношенях». При рассмотрении такого специфического объекта как жилище, можно обратиться к теоретической дискуссии, посвященной сущности этого объекта. Так Б.М.Гонгало в одной из своих работ произвел анализ различных позиций, высказанных в юридической литературе по данному вопросу и выделил несколько кон-
цепций - «концепция фикции», «концепция пространства» и «концепция материального объекта» [3, с. 125]. В.П.Крашенинников разделяя «концепцию материального объекта», так высказался о двух других: рассуждать о жилых помещениях как несамостоятельной части недвижимого имущества ( «концепция фикции») или как об ограниченном пространстве («концепция пространства») можно только сильно «возвышаясь» над жизнью, а также прошлым и действующим законодательством, где всегда жилое помещение признавалось и признается имуществом, вещью. [4, с. 125]. В этом плане надо вспомнить высказывание Ю.Г.Басина о том, что главным компонентом содержания жилищных отношений является пользование жилищем и проживание в нем». [5, с. 38].
К категории граждан, нуждающихся в государственном обеспечении жильем, относятся, прежде всего, социально уязвимые слои населения, перечень которых содержится в ст.68 Закона о жилищных отношениях. Согласно подп.9) ст. 68 Закона о жилищных отношениях, многодетные семьи относятся также к социально уязвимым слоям населения. Следовательно, многодетным семьям предоставляется первоочередное право на получение жилища из государственного жилищного фонда РК (на основании п.4 ст.74 Закона о жилищных отношениях).
Казахстан, утверждающий себя социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, стремится к тому, чтобы все граждане были обеспечены жильем, бесплатно или за доступную плату. При этом законодатель вправе производить дифференциацию прав граждан по социально оправданным критериям [6, с. 217]. В этой связи, жилищное законодательство исходит из необходимости предоставления жилья в первую очередь приоритетным категориям нуждающихся граждан, к числу которых отнесены и многодетные семьи (см.: Закон РК от 6 мая 2019 г. №251-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищных отношений»).
Таким образом, конституционная обязанность государства обеспечивать граждан жильем установлена не перед всеми гражданами РК, а только перед лицами, одновременно соответствующими двум критериям:
1) относятся к категориям граждан, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 67 Закона о жилищных отношениях (инвалиды и участники Великой Отечественной войны; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; многодетные матери и многодетные семьи при условии соответствия
размера их совокупного среднемесячного дохода законодательно установленным требованиям; социально уязвимые слои населения при условии соответствия размера их совокупного среднемесячного дохода законодательно установленным требованиям; государственные служащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие, кандидаты в космонавты, космонавты, сотрудники специальных государственных органов и лица, занимающие государственные выборные должности; граждане РК, единственное жилище которых признано аварийным);
2) нуждаются в жилье.
Необходимым условием предоставления жилища из государственного жилищного фонда является нуждаемость в жилье, определяемая в соответствии с нормами статьи 69 Закона о жилищных отношениях. В частности, одним из оснований признания граждан РК нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда является отсутствие у них жилища на праве собственности на территории РК при постановке на учет и на момент предоставления жилища из коммунального жилищного фонда (подп.1) статьи 69 Закона о жилищных отношениях).
Исходя из предусмотренных Законом о жилищных отношениях оснований предоставления гражданам внаем жилищ из государственного жилищного фонда, можно сделать вывод, что жилище из государственного жилищного фонда может предоставляться по договору найма одному гражданину - нанимателю или одновременно нескольким гражданам - нанимателю и членам семьи нанимателя. При этом Закон запрещает предоставление внаем гражданину вместе с его супругом и несовершеннолетними детьми более, чем одного жилища из государственного жилищного фонда в одном населенном пункте. Единственным исключением из данного запрета является ситуация, когда каждый из супругов имел такое жилище до вступления в брак (статья 70 Закона о жилищных отношениях).
Если жилище из коммунального жилищного фонда предоставляется нескольким лицам (например, многодетной семье / неполной семье), то необходимым условием такого предоставления является отсутствие на праве собственности жилища не только у потенциального нанимателя, но и у членов его семьи, которые претендуют на совместное с нанимателем проживание в жилище, предоставляемом из коммунального жилищного фонда. Специфической чертой договора найма жилища из государственного жилищного фонда является то, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Закона о жилищных отношениях, этот договор заключается непосредственно с одним гражданином (нанимателем), а все
лица, которые будут проживать совместно с нанимателем в предоставляемом жилище, указываются в договоре найма в качестве членов семьи нанимателя4. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Закона о жилищных отношениях, члены семьи нанимателя пользуются наравне с нанимателем правами и несут обязанности, вытекающие из договора найма жилища из государственного жилищного фонда, а совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
Круг членов семьи нанимателя законодателем определен достаточно широко. Так, в Кодексе РК «О браке (супружестве) и семье» (далее - КоБС) под семьей подразумеваются не только близкие родственники5, но и более широкий круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание6.
В свою очередь, согласно нормам пункта 1 статьи 83 и статьи 21 Закона о жилищных отношениях, законодательная формулировка «члены семьи нанимателя» включает в себя, в первую очередь, постоянно совместно проживающих с нанимателем супругов и детей. Кроме того, родители супругов, а также дети, имеющие свои семьи и постоянно проживающие с нанимателем, также могут быть признаны членами семьи нанимателя по взаимному согласию. Наконец, членами семьи нанимателя жилища могут быть признаны и другие лица, если они постоянно проживают с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство не менее пяти лет. Нетрудоспособные иждивенцы являются членами семьи нанимателя, если они постоянно с ним проживают.
Таким образом, для признания гражданина и членов его семьи нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда необходимо наличие следующих оснований:
- во-первых, семья относится к категории граждан, имеющих право на предоставление в пользование жилища из государственного жилищного фонда (социально уязвимые слои населения; граждане, единственное жилище которых признано аварийным и др. категории граждан, предусмотренные статьей 69 Закона о жилищных отношениях);
- во-вторых, семья нуждается в жилище, то есть никто из членов такой семьи не владеет жилищем на праве собственности на территории РК (подпункт 1) статьи 69 Закона о жилищных отношениях); не имеют арендного жилища, предоставленного в соответствии с документами Системы государственного планирования (подпункт 2-1) статьи 69 Закона о жилищных отношениях); либо совместное проживание в имеющимся жилище по основаниям, установленным Законом, невозможно или затруднительно (подпункты 3-6) статьи 69 Закона о жилищных отношениях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Закона о жилищных отношениях, жилище из государственного жилищного фонда предоставляется в размере не менее пятнадцати квадратных метров и не более восемнадцати квадратных метров полезной площади на человека, но не менее однокомнатной квартиры или комнаты в общежитии. При определении размера предоставляемого жилища из государственного жилищного фонда должны учитываться данные нормы предоставления жилища. То есть в случае, когда жилище из коммунального жилищного фонда предоставляется нескольким лицам (многодетной семье / неполной семье / семье, имеющей или воспитывающей детей-инвалидов и т.д.), количество нуждающихся лиц (членов семьи) должно учитываться при определении площади предоставляемого жилища из расчета не менее пятнадцати квадратных метров полезной площади на одного человека, если статьей 75 Закона о жилищных отношениях не установлены иные нормы для отдельных категорий граждан (граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний) и для отдельных ситуаций (проживание в жилище, не отвечающем установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям).
Кроме того, установленные статьей 75 Закона РК «О жилищных отношениях» нормы предоставления жилища подлежат учету и при установлении факта нуждаемости гражданина и членов его семьи в жилище. Несмотря на то, что буквальное содержание подпункта 1) статьи 69 Закона о жилищных отношениях определяет нуждаемость в жилище, как отсутствие у гражданина и членов его семьи какого-либо жилища на праве собственности, тем не менее, системное толкование, то есть выяснение смысла данной нормы права пу-
4 Типовой договор найма (поднайма) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1420.
5 В соответствии с подпунктом 13) пункта 1 статьи 1 КоБС, кблизким родственникам относятся родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
6 Подпункт 29) пункта 1 статьи 1 КоБС.
тем установления ее функций и взаимосвязи с другими нормами права, регулирующими различные стороны отношений по предоставлению внаем жилища из государственного жилищного фонда (в частности, статьями 71, 72 и 75 Закона о жилищных отношениях), приводит к выводу, что нуждаемость в жилище может иметь место не только в случае его полного отсутствия, но и тогда, когда имеющееся у гражданина и членов его семьи жилище (доля в жилище) по своему размеру не соответствует минимальным нормам, которые установлены Законом
Так, при постановке на учет граждан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда, пункт 4 статьи 71 Закона о жилищных отношениях предписывает руководствоваться Правилами постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, утвержденными постановлением Правительства РК от 26 июня 2012 года № 8567. В свою очередь, часть вторая пункта 8 данных Правил предусматривает, что справки о наличии или отсутствии жилища (по Республике Казахстан), принадлежащего гражданам на праве собственности, предоставляются на всех членов семьи из соответствующей государственной информационной системы через шлюз «электронного правительства». Соответствующее требование означает, что факт наличия в собственности заявителя или членов его семьи недвижимости, в том числе жилища или доли в жилище, не означает автоматически, что заявитель и его семья не являются лицами, нуждающимися в жилище. В противном случае законодательство предписывало бы только предоставление документов, подтверждающих отсутствие у заявителя и членов его семьи жилища, в принципе. Следовательно, рассмотрение справки о наличии или отсутствии жилища (по Республике Казахстан), означает необходимость проверки соответствия размеров имеющегося жилья установленным законодательным нормам, и в случае выявленного несоответствия (менее пятнадцати квадратных метров полезной площади на одного человека) обратившиеся лица должны быть поставлены на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда.
Положения статьи 72 Закона о жилищных отношениях об основаниях отказа в постановке на учет для предоставления жилища из государственного жилищного фонда также
подтверждают изложенный выше вывод. Так, данная статья устанавливает, что в постановке на учет для предоставления жилища из государственного жилищного фонда отказывается гражданину, если будет установлено, что он стал нуждающимся в результате преднамеренного ухудшения своих жилищных условий. Во-первых, смысл данной нормы означает, что гражданин приобретает статус нуждающегося не только в результате утраты прав на жилище, то есть полного его отсутствия, но также и в случае ухудшения жилищных условий, то есть и при таких обстоятельствах, когда фактический размер имеющегося жилища, причитающегося на одного члена семьи, стал меньше, чем установленная законодательством минимальная норма. Во-вторых, наличие у заявителя и (или) членов его семьи жилища не предусмотрено в тексте статьи 72 в качестве основания для отказа в постановке на учет. В-третьих, основания отказа в постановке на учет, предусмотренные в статье 72 Закона о жилищных отношениях, также свидетельствуют о том, что наличие у заявителя и (или) членов его семьи жилища может не препятствовать признанию таких лиц нуждающимися. Например, согласно подпункту 5) статьи 72 предусмотрено, что гражданину отказывается в постановке на учет в случае вселения им в жилище других лиц, кроме супруга, несовершеннолетних и нетрудоспособных детей, а также нетрудоспособных родителей. Из содержания данной нормы совершенно очевидно следует, что в случае, если в результате вселения собственником в свое жилище супруга, несовершеннолетних и нетрудоспособных детей, а также нетрудоспособных родителей, его жилищные условия ухудшатся, то он и члены его семьи вправе требовать постановки на учет в качестве нуждающихся в жилище, невзирая на наличие у заявителя в собственности жилища.
Таким образом, нормы действующего жилищного законодательства РК при их системном толковании не исключают нуждаемость в предоставлении жилища из государственного жилищного фонда в тех случаях, когда граждане имеют на праве собственности жилище (долю в жилище). При таких условиях факт нуждаемости подтверждается несоответствием размеров имеющегося жилища (доли в жилище) минимальным нормам, установленным статьей 75 Закона о жилищных отношениях. Противоположное толкование норм жилищного законодательства, при котором нуждаемость в предоставлении жилища исчерпывается сугубо отсутствием у граждан
подтверждают изложенный выше вывод. данная статья устанавливает, что в поста ке на учет для предоставления жилищ государственного жилищного фонда отк вается гражданину, если будет установл что он стал нуждающимся в результате п намеренного ухудшения своих жилищ условий. Во-первых, смысл данной но означает, что гражданин приобретает ст нуждающегося не только в результате утр прав на жилище, то есть полного его от ствия, но также и в случае ухудшения жил ных условий, то есть и при таких обстоят ствах, когда фактический размер имеюще жилища, причитающегося на одного член мьи, стал меньше, чем установленная зак дательством минимальная норма. Во-вто] наличие у заявителя и (или) членов его се жилища не предусмотрено в тексте стать в качестве основания для отказа в постан« на учет. В-третьих, основания отказа в по новке на учет, предусмотренные в стать Закона о жилищных отношениях, также детельствуют о том, что наличие у заяви и (или) членов его семьи жилища може препятствовать признанию таких лиц ну ющимися. Например, согласно подпункт статьи 72 предусмотрено, что гражданину казывается в постановке на учет в случае ления им в жилище других лиц, кроме су га, несовершеннолетних и нетрудоспособ детей, а также нетрудоспособных родите Из содержания данной нормы соверше очевидно следует, что в случае, если в рез тате вселения собственником в свое жил супруга, несовершеннолетних и нетрудо собных детей, а также нетрудоспособных дителей, его жилищные условия ухудша то он и члены его семьи вправе требовать становки на учет в качестве нуждающих жилище, невзирая на наличие у заявите собственности жилища.
Таким образом, нормы действующего лищного законодательства РК при их сис ном толковании не исключают нуждаемос предоставлении жилища из государствен жилищного фонда в тех случаях, когда г дане имеют на праве собственности жил (долю в жилище). При таких условиях нуждаемости подтверждается несоот ствием размеров имеющегося жилища (д в жилище) минимальным нормам, уста ленным статьей 75 Закона о жилищных о шениях. Противоположное толкование н жилищного законодательства, при кото нуждаемость в предоставлении жилища черпывается сугубо отсутствием у грая
7 В настоящее время Правила изложены в редакции Постановления Правительства РК от 17 января 2020 года № 5 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан».
жилища, а его наличие в каких-либо, даже мизерных размерах, исключает правовое состояние нуждаемости и, следовательно, влечет за собой отказ в предоставлении жилища из государственного жилищного фонда, является несправедливым и противоречащим базовым принципам Конституции РК. При таком толковании, определенные Законом категории граждан, имеющих в собственности жилище, не соответствующее минимальным законодательно установленным нормам, окажутся в состоянии неравенства и социальной незащищенности по сравнению с гражданами этой же категории, вообще не имеющими никакого жилья. Так, если вторые вправе реализовать в установленном Законом порядке свое конституционное право получения ими за доступную плату жилища из государственных жилищных фондов, то первые окажутся лишенными такой возможности.
Для подтверждения нуждаемости граждан в предоставлении внаем жилища из государственного жилищного фонда должны приниматься во внимание как факты отсутствия у граждан и членов их семей жилища как такового, так и факты несоответствия размеров имеющегося жилища законодательно установленным минимальным нормам, когда размер имеющегося жилища меньше установленной пунктом 1 статьи 75 Закона о жилищных отношениях нормы, предусматривающей необходимость обеспечения жилищем из расчета не менее пятнадцати квадратных метров на человека. Полагаем необходимым внести соответствующее уточнение в редакцию подпункта 1) статьи 69 Закона о жилищных отношениях.
В ходе исполнения договора найма жилища из государственного жилищного фонда жизненная ситуация нанимателя и членов его семьи может измениться, в том числе могут измениться жилищные условия (как в лучшую, так и в худшую сторону), что способно оказать влияние на состояние нуждаемости граждан в жилище из государственного жилищного фонда.
Факт приобретения членом семьи нанимателя собственного жилища является обстоятельством, способным изменить состояние нуждаемости в жилище с учетом следующих обстоятельств, основанных, прежде всего, на нормах брачно-семейного и гражданского законодательства Республики Казахстан.
Так, необходимо учитывать, что к принципам брачно-семейного законодательства, в частности, относятся:
- разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию членов семьи8;
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи9.
Эти базовые нормы брачно-семейного законодательства означают, что вопрос совместного или раздельного проживания членов семьи решается по соглашению между ними, а понуждение к совместному проживанию помимо воли того или иного члена семьи не допускается. Это общее правило имеет определенные исключения в отношении несовершеннолетних детей (статья 60 КоБС) и лиц, находящихся под опекой и попечительством (подпункт 3) статья 123 КоБС).
Таким образом, в случае приобретения кем-либо из совместно проживающих членов семьи нанимателя собственного жилища, по общему правилу, члены семьи самостоятельно решают продолжать ли им в дальнейшем совместное проживание либо проживать раздельно.
Так, в гражданском деле, послужившем поводом к обращению Алатауского районного суда города Алматы в Конституционный совет о признании неконституционным подпункта 8) статьи 107 Закона о жилищных отношениях, совершеннолетний сын нанимателя совместно со своей супругой приобрели в собственность квартиру, в которой супруги со своими двумя несовершеннолетними детьми решили проживать отдельно от семьи нанимателя. Это, безусловно, является их правом, и никто не вправе вмешиваться в дела этих двух семей и предписывать им дальнейшее совместное проживание в одном жилище. Однако факт приобретения членом семьи нанимателя собственного жилища закономерно ставит вопрос об изменении статуса, во-первых, семьи нанимателя и, во-вторых, семьи совершеннолетнего сына в качестве граждан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда. Рассмотрим отдельно возможные условные варианты изменения такого статуса и его правовые последствия относительно каждой из этих двух семей.
Семья нанимателя. Если после уменьшения количества членов семьи, совместно проживающих с нанимателем, оставшиеся члены семьи нанимателя по-прежнему остаются обеспеченными жилищем в меньших размерах, чем законодательно установленная минимальная норма (пятнадцать квадратных метров полезной площади на человека), то правовой статус нанимателя и членов его семьи не меняется, они по-прежнему являются лицами, нуждающимися в государственном жилье.
Если же, например, в результате уменьшения количества совместно проживающих
о
Подпункт 4) пункта 2 статьи 2 КоБС.
9 Подпункт 3) пункта 2 статьи 2 КоБС.
членов семьи нанимателя у них образуется излишняя площадь, превышающая размеры, установленные пунктом 1 статьи 75 Закона о жилищных отношениях, можно утверждать об улучшении жилищных условий нанимателя и членов его семьи, но состояние нуждаемости в государственном жилище вследствие этого не изменяется и не исключается. Это объясняется тем, что данная семья не имеет никакого иного жилья, кроме предоставленного из коммунального жилищного фонда. Следовательно, основанием для расторжения договора найма жилища такое улучшение жилищных условий нанимателя служить не может.
Может ли подобное улучшение жилищных условий, в результате которого образовалась излишняя жилая площадь, послужить основанием для изменения договора найма жилища из государственного жилищного фонда с последующим предоставлением нанимателю жилища меньшего размера? Пункт 2 статьи 602 Гражданского кодекса РК предусматривает, что основания изменения договора найма жилища в домах государственного жилищного фонда устанавливаются жилищным законодательством. При этом Закон о жилищных отношениях не предусматривает такого основания для изменения договора найма, как образование излишней площади у нанимателя и членов его семьи в связи с уменьшением их числа. Следовательно, в рассматриваемом случае действует общее правило, установленное статьей 92 Закона о жилищных отношениях, согласно которому договор найма жилища из государственного жилищного фонда может быть изменен только с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймо-дателя. То есть по соглашению сторон.
Семья приобретшего собственное жилье совершеннолетнего сына нанимателя. По смыслу признанного неконституционным подпункта 8) статьи 107 Закона о жилищных отношениях, выселение членов семьи нанимателя без предоставления другого жилища допускалось в случае, если они приобрели иное жилище на праве собственности, независимо от его места нахождения. Данная норма означала, что семья приобретшего собственное жилье совершеннолетнего сына нанимателя выселяется из нанятого жилища, а договор найма жилища из коммунального жилищного фонда в части указания выбывших из этого жилища членов семьи подлежит соответствующему изменению.
Еще одним обстоятельством, которое следует учитывать при определении жилищ-но-правовых последствий приобретения жилища кем-либо из членов семьи нанимателя жилища из государственного жилищного фонда, являются гражданско-правовые основания такого приобретения и, соответственно, воз-
никновение режима общей или индивидуальной собственности на приобретенное жилище.
Так, в соответствии с Гражданским кодексом РК, право собственности может возникать из договоров и иных сделок, из судебного решения, в результате создания имущества, в порядке наследования и по другим установленным законом основаниям. При этом согласно пункту 4 статьи 209 Гражданского кодекса, общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи), либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность членов семьи на жилище может возникнуть, например, в результате его приобретения в порядке наследования, совместной покупки, долевого участия в жилищном строительстве, получения в дар одновременно несколькими одаряемыми - членами одной семьи и по другим основаниям.
В этой связи для проверки факта нуждаемости нанимателя и членов его семьи в жилище из государственного жилищного фонда после приобретения кем-либо из членов семьи нанимателя другого жилища необходимо установить, является ли собственность на вновь приобретенное жилище общей или индивидуальной. Если жилище поступило в индивидуальную собственность одного из членов семьи, то остальные граждане, проживающие в жилище, предоставленном по договору найма из государственного жилищного фонда, не приобретают никаких прав на это имущество. Соответственно, приобретение жилища другим членом семьи оказывает влияние на факт их нуждаемости в государственном жилье только посредством пропорционального увеличения размеров причитающейся на каждого члена семьи площади в нанятом государственном жилище в связи с уменьшением количества проживающих в нем лиц. В том же случае, когда вновь приобретенное жилище поступает в общую собственность всех или части членов семьи нанимателя, правовое влияние на состояние нуждаемости этих лиц принципиально иное. Так, если размер приобретенного жилища отвечает установленным статьей 75 Закона о жилищных отношениях минимальным нормам, граждане, в собственность которых поступило такое жилище, утрачивают статус лиц, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда. Если же размер приобретенного жилища недостаточен для соблюдения норм, установленных статьей 75 Закона о жилищных отношениях, состояние нуждаемости сохраняется.
Таким образом, приобретение совместно проживающим с нанимателем членом его семьи другого жилища влечет за собой пре-
кращение нуждаемости нанимателя и других членов его семьи в жилище только в следующих случаях.
Другое жилище приобретено на праве общей собственности нанимателем и членами семьи нанимателя, и его размер соответствует нормам, предусмотренным статьей 75 Закона о жилищных отношениях.
Приобретший в индивидуальную собственность другое жилище член семьи, наниматель и другие члены его семьи в силу взаимного согласия или на основании требований законодательства будут совместно проживать во вновь приобретенном жилище, и его размер соответствует нормам, предусмотренным статьей 75 Закона о жилищных отношениях.
Однако данный случай прекращения нуждаемости в государственном жилище не является основанием для одностороннего расторжения по инициативе наймодателя договора найма жилища из коммунального жилищного фонда, поскольку статья 107 Закона о жилищных отношениях не предусматривает такого основания для выселения из жилища нанимателя или членов его семьи. Данная норма позволяет выселять только того гражданина или граждан, которые непосредственно приобрели право собственности на другое жилище.
Между тем, договор найма жилища из коммунального жилищного фонда может быть в этом случае расторгнут по взаимному соглашению сторон.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Закона о жилищных отношениях, длительное (свыше шести месяцев) отсутствие нанимателя или членов семьи нанимателя в предоставленном из коммунального фонда жилище является основанием для судебного прекращения у них прав на это жилище. Так, согласно статье 87 Закона о жилищных отношениях, признание лица утратившим право пользования жилищем из государственного жилищного фонда вследствие отсутствия сверх установленных Законом сроков производится по иску наймодателя или оставшегося проживать в этом помещении нанимателя, либо членов (бывших членов) его семьи.
Изменение степени нуждаемости в государственном жилище также возможно в результате приобретения совместно проживающим с нанимателем членом его семьи другого жилища. Такое изменение происходит путем пропорционального увеличения размеров причитающейся на каждого члена семьи площади и образования излишней жилой площади в нанятом государственном жилище в связи с уменьшением количества проживающих в нем лиц. Соответствующее изменение степени нуждаемости может послужить основанием изменения договора найма по соглашению сторон и с согласия всех проживающих в
жилище членов семьи нанимателя.
В остальных случаях степень нуждаемости нанимателя в жилище, предоставленном нанимателю и совместно проживающим с ним членам его семьи, не изменяется в случае приобретения другого жилища совместно проживающим членом его семьи.
По смыслу п. 1 ст. 25 Конституции РК, гражданин может быть выселен из жилища в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами РК. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 602 Гражданского кодекса, основания расторжения договора найма жилища в домах государственного жилищного фонда устанавливаются жилищным законодательством. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 103 Закона о жилищных отношениях, договор найма жилища из государственного жилищного фонда может быть расторгнут по требованию наймодателя лишь по основаниям, установленным настоящим Законом. Выселение из жилищ государственного жилищного фонда допускается в случаях расторжения договора найма, а также по другим основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Жилищным законодательством РК сегодня предусмотрены две формы выселения граждан из жилых помещений: с предоставлением иного жилища и без предоставления иного жилища. Выселение может иметь место лишь в исключительных случаях, прямо указанных в законе. Исчерпывающий перечень оснований выселения без предоставления другого жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, регламентирован ст. 107 Закона о жилищных отношениях, согласно которой:
«Выселение нанимателя (поднанимателя), членов его семьи или других совместно проживающих с ним лиц без предоставления другого жилища допускается в случаях, если:
1) они систематически разрушают или портят жилище;
2) они используют жилище с нарушением требований статьи 4 настоящего Закона;
3) они систематическим нарушением правил общежития делают невозможным для других проживание с ними в одном помещении или в одном жилом доме;
4) они без уважительных причин уклоняются в течение шести месяцев подряд от внесения платы за пользование жилищем;
5) лица лишены родительских прав и их
совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным;
6) лицо самоуправно заняло жилище;
7) договор найма (поднайма) жилища был признан недействительным по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 108 настоящего Закона;
8) они приобрели иное жилище на праве собственности, независимо от его места нахождения10;
8-1) они приобрели в собственность квартиру в многоквартирном жилом доме, расположенном в том же населенном пункте, путем участия в жилищно-строительном кооперативе;
9) возникли основания, предусмотренные статьями 111 (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 101, пунктом 2 статьи 109 и 114 настоящего Закона».
Законом РК от 26 декабря 2019 г. №284-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства» данная статья была дополнена подп.8-1), который, по сути, ничего нового не внес в ст.107 и вполне мог быть поглощен нормой подп.8) данной статьи. Теперь же с признанием подп. 8) неконституционным соответствующая новелла потребует приведения ее в соответствие с Конституцией РК в части уточнения, что необходимым условием применения этой нормы должно выступать отпадение критерия нуждаемости.
Анализ ст. 107 Закона о жилищных отношениях подтверждает, что выселение, по каким бы основаниям оно ни проводилось, во всех случаях относится к принудительным мерам государственно-правового воздействия. Основания, предусмотренные подп.1), 2), 3), 4), 6) и 7) ст.107 применяются в качестве меры ответственности за нарушение закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору социального найма. Полагаем, суды должны исходить из того, что такое выселение является крайней мерой ответственности и возможно лишь при установлении факта систематичности противоправных виновных действий со стороны нанимателя и (или) членов его семьи, которые, несмотря на предупреждение наймодателя о необходимости устранить допущенные нарушения, эти нарушения не устранили. Несмотря на то, что в большинстве случаев граждане сами виноваты в том, что к ним применяют такую меру, как выселение, не следует забывать, что высшей ценностью нашего государства
являются человек, его жизнь, права и свободы (п. 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан).
Нужно отметить, что основания, предусмотренные подп.5) и подп.9) ст.107 касаются особых субъектов, таких как лица, лишенные родительских прав и работники, прекратившие трудовые отношения, в связи с которыми им предоставлялось служебное жилище, в том числе государственные служащие корпуса «Б».
Признанный неконституционным подп.8), равно как и подп.8-1) ст.107 не вполне органично вписывались в этот перечень. Так, основанием для выселения здесь предусмотрены правомерные действия по приобретению другого жилища в собственность или участию в жилищно-строительном кооперативе, а не нарушение законодательных актов.
В то же время, целью введения подп.8) и 8-1) ст.107 являлось государственное обеспечение жилищем только нуждающихся лиц, состоящих на учете. Поскольку выселяемый гражданин приобрел другое жилье в собственность, постольку освобождаемое помещение может быть предоставлено другим нуждающимся гражданам. То есть выселение лица без предоставления другого жилого помещения не может считаться нарушением его конституционного права, если он утратил статус нуждающегося в государственном жилище, и выселение произведено на основании закона и в судебном порядке.
Из смысла признанного неконституционным подп.8) ст.107 Закона о жилищных отношениях не было ясно, кого подразумевает законодатель под словом «они». Всех перечисленных выше лиц вместе, или только нанимателя, или членов семьи нанимателя или других совместно проживающих с ним лиц. В новой редакции нормы о принудительном выселении в связи с приобретением собственного жилья необходимо четко предусмотреть, что выселенным может быть либо наниматель, либо член (члены) его семьи, либо совместно проживающие с ним лица, либо одновременно все перечисленные граждане. Новая редакция не должна создавать впечатление, что во всех случаях выселению непременно подлежат в совокупности все перечисленные здесь субъекты. Законодательная формулировка «они приобрели иное жилище на праве собственности» должны строго указывать только на тех лиц, которые стали собственниками или сособственниками другого жилища, то есть по установленному законом основанию (юридическому факту / титулу) стали участниками правоотношения собственности, объектом ко-
10 Данный подпункт признан неконституционным на основании Нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 января 2020 года № 1 «О проверке конституционности подпункта 8) статьи 107 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» по представлению Алатауского районного суда города Алматы».
торого является жилище или доля в жилище.
Закон не должен создавать предпосылки для ограничений конституционных прав граждан, но должен устанавливать правовые последствия прекращения нуждаемости гражданина (граждан) в жилище, предоставленном ему (им) по договору найма из государственного жилищного фонда. Такой подход будет соответствовать закрепленной пунктом 2 статьи 25 Конституции РК норме, предусматривающей предоставление жилья из государственного жилищного фонда не всем гражданам, а только гражданам, нуждающимся в жилье. Нуждаемость в жилище является необходимым основанием предоставления жилища в пользование из государственного жилищного фонда. Следовательно, отпадение такого основания предоставления жилища из государственного жилищного фонда, как нуждаемость, влечет за собой правовое последствие в виде возврата государству жилища, потребность в пользовании которым у гражданина прекратилась.
Приобретение иного жилища нанимателем, членами его семьи или другими совместно проживающими лицами может служить основанием для расторжения договора найма государственного жилища и выселения без предоставления другого жилища при следующем единственном условии: все участники договора найма жилища из государственного жилищного фонда (наниматель, члены его семьи и другие совместно проживающие с ним лица) стали собственниками (сособственни-ками) другого жилища, и его размер соответствует нормам, предусмотренным статьей 75 Закона о жилищных отношениях.
Существенную роль при выселении должно играть и такой факт, как наличие у нанимателя и (или) у постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи другого жилища в том же населенном пункте, а не вообще на территории РК или независимо от места нахождения. Например, гражданина выселяют из жилища, полученного в пользование из государственного жилищного фонда на том основании, что он получил в наследство квартиру, находящуюся в другом регионе. Это не говорит о том, что он обязан проживать в другом городе. Он имеет право продать данную квартиру или распорядившись ей иным способом продолжать проживать в том населенном пункте, где ему предоставлено в пользование жилище. В этом плане имелись серьезные расхождения и между подп.8) и подп.8-1) ст.107 Закона о жилищных отношениях.
Также возникает вопрос о последствиях приобретения гражданином, обеспеченным жильем по договору найма, иного жилища за рубежом. По этому поводу в Нормативном постановлении Конституционного Совета РК от
21 января 2020 года № 1 «О проверке конституционности подпункта 8) статьи 107 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» по представлению Алатауского районного суда города Алматы» справедливо указано: «Формулировка «независимо от его места нахождения» допускает широкое толкование, включая и жилище, находящееся за пределами страны. Между тем при признании граждан Республики нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда во внимание принимается только наличие на праве собственности жилища на территории Казахстана (статья 69 Закона о жилищных отношениях).»
В процессе законопроектной работы, направленной на совершенствование жилищного законодательства, могут быть учтены подходы к обеспечению граждан социальным жильем, сложившиеся в других государствах.
Так, законодательство Российской Федерации детально регламентирует предоставление жилья по договорам социального найма. Соответствующее регулирование содержится в Жилищном кодексе РФ, а также в актах законодательства субъектов Российской Федерации. Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Договор социального найма жилого помещения не может быть расторгнут, если изменились основания и условия, дающие право на заключение такого договора. Речь, в частности, идет о таких случаях, когда, например, улучшилось материальное положение семьи нанимателя или он приобрел на праве собственности иное жилое помещение и т.п. Подобные обстоятельства могут влиять лишь на изменение условий оплаты жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма.
В соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь, основанием для предоставления права владения и пользования жилым помещением социального пользования является договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда. Такой договор заключается с гражданином, имеющим право на получение жилого помещения, на основании решения соответствующего органа о предоставлении этому гражданину жилого помещения социального пользования. В договоре найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда указывается, что предоставляемое гражданину жилое помещение является жилым помещением социального пользования и не подлежит исключению из состава жилых помещений социального пользования, а также
приватизации, обмену, разделу и предоставлению по договору поднайма.
В случае выезда нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на место жительства в другое жилое помещение либо его смерти такой договор расторгается либо прекращается. Однако если совершеннолетние нетрудоспособные члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда либо в собственности в данном населенном пункте другого жилого помещения общей площадью пятнадцать квадратных метров и более (в городе Минске - десять квадратных метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, с одним из них заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда. Срок такого договора составляет до десяти лет. И в течение этого срока гражданам, проживающим в социальном жилом помещении, предоставляется право на внеочередное улучшение жилищных условий путем строительства, реконструкции или приобретения жилого помещения с государственной поддержкой.
Социальное жилье в Германии11 появилось после Второй мировой войны. В настоящее время рассчитывать на его получение могут не только мигранты, но и малоимущие граждане страны. Каждый резидент страны, доходы которого позволяют отнести его к категории малоимущих граждан, может рассчитывать на поддержку государства и содействие в решении жилищного вопроса. Выбор жилья ограничивается исключительно жилищным фондом, построенным частично или полностью за счет регионального финансирования. Стать участниками программы получения социального жилья могут следующие категории граждан:
- безработные и лица, которые получают пособие Hartz IV12;
- работающие, чей доход является недостаточным дляведения нормального образажизни;
- граждане, в одиночку воспитывающие детей;
- студенты;
- инвалиды;
- пенсионеры;
- иностранцы, имеющие статус постоянного резидента.
Размер допустимого дохода работающего гражданина зависит от количества лиц, составляющих его домохозяйство, и от региона, в котором он проживает.
Государство выдвигает определенные требования к тому, каким должно быть арендуемое социальное жилье. В частности, его площадь не может быть более: на 1 жильца - 45 кв. м; на двух - 60 кв. м; на трех - до 75 кв. м; на четырех - до 90 квадратных метров. Далее прибавляется по 15 квадратных метров на каждого жильца. Следует отметить, что младенец, пребывающий в утробе матери, после 14-й недели считается отдельным членом домохозяйства. Квартира, оплату которой будет компенсировать государство, не должна быть дорогой:
на 1 человека компенсируется - до 353 евро; на 2-х компенсируется - до 459 евро; на 3-х компенсируется - до 564 евро. Плюс 105 евро на каждого следующего жильца. Арендуемое жилье должно содержать только самое необходимое для жизни, иметь простой ремонт и бюджетную мебель. В случае удорожания стоимости аренды социального жилья - например, выросли коммунальные платежи, или сократилась проживающая в квартире семья, тогда, согласно закону, социальные ведомства должны полностью оплачивать жилье до тех пор, пока его наниматель не в состоянии путем смены квартиры, субаренды ее части или каким-либо другим образом снизить стоимость проживания. Обычно предоставляется срок до 6-ти месяцев, далее возможна оплата только установленной нормы13.
В случае приобретения одним из членов семьи жилья в собственность или в аренду, он исключается из программы социального жилья, однако безработные члены его домохозяйства, которые продолжают жить в социальном жилье - остаются в программе.
В США14 социальное жилье может быть как специально созданным для этих целей при участии государства, так и находиться в частной собственности, или, например, может
11 Интернет-издание «Партнер»^Ь: www.partner-inform.de (дата обращения 01.02.2020)
12 Hartz IV является базовым материальным обеспечением для работоспособных нуждающихся в помощи, людей. На 2018 г. ежемесячная сумма пособия составляла для бессемейных лиц €416, для семейных пар - €374 на партнера. При наличии детей до 6 лет выплачивается €240, от 7 до 14 - €296, подросткам до 18 - €316. Совершеннолетние в возрасте до 25, которые живут с родителями и не работают, получают €327. Такую же сумму получают инвалиды в стационарных учреждениях.
13 Закон ФРГ «О социальной помощи».
14 URL:https://www.hud.gov/(даmа обращения 01.02.2020)
быть конфискованным жильем (в управлении банков, местного муниципалитета и пр.).
Наиболее популярным вариантом получения социального жилья в аренду является участие в так называемой «Программе 8». Программа 8 позволяет семьям с низким доходом арендовать качественное жилье на частном рынке с помощью федеральных средств, предоставленных Департаментом США жилищного строительства и городского развития (HUD). Благодаря этой программе, HUD выплачивает часть арендной платы семей каждый месяц непосредственно арендодателю. Программа 8 берет свое название из раздела 8 Закона о жилье 1937 года, в значительной части нового курса законодательства, действовавшего во время великой депрессии. В соответствии со статьей 8 Закона о жилье (который неоднократно изменялся и дополнялся на протяжении многих лет), федеральное правительство расширяет помощь семьям с низкими доходами.
Для участия в программе доход семьи не должен превышать 50 процентов от среднего дохода для области, в которой на данный момент проживает претендент, с поправкой на размер семьи (конкретные ограничения доходов публикуются ежегодно HUD.) Арендаторы, которые отвечают требованиям, как
правило, платят 30% от их скорректированного дохода, в то время как федеральное правительство (то есть, американские налогоплательщики) оплатит остаток. На 2016 г. в списке ожидания находилось порядка 282 тыс. семей.
Особенностями Программы 8 является то, что арендодатель не может отказаться участвовать в ней. Отказ арендатору допускается только при наличии плохой истории оплаты счетов предыдущих арендодателей, неуважения к помещению собственника, плохих отношений с со-нанимателями и несоблюдении условий аренды. Также, в Программе 8 не могут участвовать и исключаются из нее лица и члены их семей, имеющие/ получившие жилье в собственность / в процессе ипотеки.
В заключение, хотелось бы отметить, что в условиях напряженной жилищной ситуации в РК, изменение норм о выселении, распространение на жилищные отношения общего режима гражданского права, возможно будет только при условии общего повышения уровня жизни в стране, фактического создания фонда социального арендного жилья. Институт выселения в настоящее время не удовлетворяет ни собственников, ни пользователей жилья и нуждается в доработке и совершенствовании действующего жилищного законодательства РК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Красавчикова Л.О. Жилищное право и личные неимущественные права граждан //Актуальные проблемы жилищного права: Сборник памяти П.И.Седугина. - М.: Статут, 2003. - С.50-62.
2. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. - Алматы: Раритет, 2015. - 536 с.
3. Гонгало Б.М. Гражданское право, жилищное право, семейное право: Избранное. -М.:Статут, 2011. - 253 с.
4. Крашенинников П.В. Глава 2 «Объекты жилищного права» §1 «Жилые помещения» // Жилищное право. Изд-е 10-е, перераб и доп.-М.:Статут, 2017.- 415 с.
5. Басин Ю.Г.. Гражданско-правовые формы обеспечения стабильности условий проживания граждан. Основы советского жилищного законодательства.// Межвузовский сборник научных трудов.- Свердловск:УрГУ,1981.
REFERENCES
1. Krasavchikova L.O. Zhilishhnoe pravo i lichnye neimushhestvennye prava grazhdan // Aktual'nyeproblemy zhilishhnogoprava: Sbornikpamjati P.I.Sedugina. - M.: Statut, 2003. - S.50-62.
2. KonstitucijaRespubliki Kazahstan. Nauchno-prakticheskij kommentarij. - Almaty: Raritet, 2015 - 536 s.
3. Gongalo B.M. Grazhdanskoe pravo, zhilishchnoe pravo, semejnoe pravo: Izbrannoe. -M.:Statut, 2011. - 253 s.
4. Krasheninnikov P. V. Glava 2 «Ob»ekty zhilishchnogo prava» §1 «ZHilye pomeshcheniya» // ZHilishchnoepravo. Izd-e 10-e, pererab i dop.-M.:Statut, 2017. - 415 s.
5. Basin YU.G.. Grazhdansko-pravovye formy obespecheniya stabil'nosti uslovijprozhivaniya grazhdan. Osnovy sovetskogo zhilishchnogo zakonodatel'stva.// Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. -Sverdlovsk:UrGU,1981.