ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Civil law; family law
УДК 343.349. 3
Ю. А. Борзенко
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ЧЛЕН СЕМЬИ» ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КРИТЕРИЯ НУЖДАЕМОСТИ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ СОТРУДНИКА УИС
Правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы предполагает наличие социальных гарантий, среди которых особый прикладной интерес вызывает единовременная социальная выплата для приобретения жилого помещения. В соответствии с действующим законодательством право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении и соблюдении ряда условий, в частности, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м. Однако легальная дефиниция «член семьи» на сегодняшний день отсутствует, что детерминирует правоприменительные проблемы: отказ в постановке на учет сотрудника для получения социальной выплаты, неправильная квалификация нуждаемости сотрудника в улучшении жилищных условий и, как следствие, проблемы в реализации социальных гарантий и судебные споры с участием органов и учреждений УИС.
Ключевые слова: социальные гарантии; единовременная социальная выплата; понятие «семья»; понятие «член семьи» собственника жилого помещения; понятие «член семьи» нанимателя жилого помещения.
Yu. A. Borzenko
TO THE QUESTION ABOUT THE CONCEPT OF "MEMBER OF THE FAMILY" TO DEFINE THE CRITERION OF NEED IN IMPROVEMENT OF LIVING CONDITIONS OF THE EMPLOYEE OF PENAL SYSTEM
The legal status of the employees of the criminal executive system predetermines the existence of social guarantees, among which special practical interest is a one-time social payment for the acquisition of a dwelling. In accordance with the current legislation, the employee's right to a lump sum social benefit is recognized when establishing his need for a dwelling and observing a number of conditions, in particular if the employee is not the tenant of a dwelling under a social contract or a member of the family of a tenant under a social contract or the owner of a dwelling or a member of the family of the owner of the dwelling; is an employer of a dwelling under a social hiring agreement or a member of the family of the tenant of a dwelling under a social hiring agreement or the owner of a dwelling or a member of the family of the owner of a dwelling and is provided with a total area of a dwelling per family member of less than 15 square meters. However, the legal
definition of a "member of the family " is absent today, which determines the law enforcement problems: refusal to register an employee for receiving social benefits, improper qualification of the employee's need for improving housing conditions, and as a result, problems in implementing social guarantees and litigation involving the bodies and institutions of the penal system.
Keywords: social guarantees; one-time social payment; the concept of "family"; the concept of "family member " of the owner of the dwelling; the concept of "family member " of the tenant of the dwelling.
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. При этом право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3.
В частности, законодательством установлены два критерия для определения нуждаемости:
1) сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (далее — Правила).
Ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3 и п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Таким образом, и Федеральный закон № 283-ФЗ, и Правила обращаются к понятию «член семьи». При этом в качестве членов семьи
сотрудника в соответствии с рассматриваемыми нормами называются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
Вместе с тем анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что помимо указанных лиц членами семьи признаются: родители сотрудника или его супруга (супруги), внуки, правнуки [1], сестры (братья), что актуализирует необходимость исследования и легального закрепления понятия «член семьи» для обеспечения реализации права сотрудника УИС на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как справедливо отмечает Т. В. Краснова, «правоприменительная практика регулярно сталкивается с трудностями, обусловленными семантической неопределенностью терминов, "преломлением" их содержания в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права и множеством подходов практического характера, в зависимости от которых существование семьи и родства может констатироваться, а может быть и поставлено под сомнение» [2, с. 8].
Р. П. Мананкова также указывает, что «представителями семейно-правовой науки убедительно обосновывается необходимость создания определения семьи, способного служить всеобщим ориентиром», предлагая следующее определение: «Семья — это малая социальная группа (объединение, союз лиц), основанная на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанная общно-
стью жизни, а также семейными правами и обязанностями» [3, с. 7].
Из содержания положений п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3 во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Аналогичный круг лиц закреплен в ст. 69 ЖК РФ, в которой речь идет о членах семьи нанимателя «к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство».
В п. 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица
членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи [4]. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма) [5].
В этой связи возникает вопрос, могут ли быть членами семьи собственника или нанимателя, лица, которые не являются его родственниками? Представляется, что ответ на этот вопрос должен носить утвердительный характер. В ЖК РФ речь идет о других лицах, которые вселены в жилое помещение, причем говорится о том, что вселены в качестве членов семьи.
Обратимся к Закону РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в нем говорится о том, что «место жительства — жилой дом, квартира, комната... в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства».
Аналогичное определение содержится в постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
Таким образом, можно выявить два системообразующих аспекта вселения субъекта по месту жительства — факт проживания на законном основании (в силу права собственности на жилое помещение, на основании договора найма и др.), а также наличие регистрации. Т. е. члены семьи — это лица, которые зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на соответствующем праве, что подтверждается судебной практикой. Так, по делу о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, и возложении на ответчика обязанности постановки Мухайлова И. М. на учет, Верховный суд РФ указал, что Мухайлов И. М. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <...>, поскольку выезд Мухайлова И. М. из указанной квартиры сам по себе с учетом сохранения им регистрации по месту жительства в этом жилом помещении не свидетельствует о том, что Мухайлов И. М. не является членом семьи собственника квартиры Хусаеновой А. А. и не имеет права пользования этим жилым помещением [6].
В завершение подчеркнем, что необходимо дифференцировать понятие «член семьи» в различных отраслях права. Если в семейном праве речь идет
о семье, основанной на родстве, то по даемости в жилом помещении сотруд-
жилищному законодательству члены ника УИС в рамках Федерального зако-
семьи — это лица, проживающие на од- на от 30.12.2012 № 283-ФЗ (ред. от
ной жилой площади. В этой связи пред- 07.03.2018) «О социальных гарантиях
лагаем для наделения совместно прожи- сотрудникам некоторых федеральных
вающих лиц жилищными правами и органов исполнительной власти и вне-
обязанностями считать членами семьи сении изменений в отдельные законода-
собственника (нанимателя) всех лиц, тельные акты Российской Федерации»
зарегистрированных по месту житель- использовать данные о регистрацион-
ства в жилом помещении, а следова- ном учете по месту жительства в кон-
тельно, для определения критерия нуж- кретном жилом помещении.
Литература
1. Дело от 17.07.2012 № 2-523-2012 // Архив Губахинского городского суда Пермского края.
2. Краснова, Т. В. Значение категорий «семья» и «родство» в правоотношениях родителей и детей // Семейное и жилищное право. — 2017. — № 4. — С. 8-11.
3. Мананкова, Р. П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации. — Томск, 2008.
4. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Определение Верховного суда РФ от 15.06.2015 № 9-КГ15-7 // СПС «Консультант Плюс».
6. Определение Верховного суда РФ от 15.08.2016 № 11-КГ16-9 // СПС «Консультант Плюс».
References
1. Case 7/17/2012 No. 2-523-2012 // Archive of Gubakhinsky city court of Perm Krai.
2. Krasnova, T. V. Znachenie kategorij "sem'ya" i "rodstvo" v pravootnosheniyah roditelej i detej [The significance of the categories "family" and "kinship" in the legal relationships of parents and children] // Semejnoe i zhilishchnoe pravo [Family and Housing Law], 2017, no. 4, p. 8-11.
3. Manankova, R. P. Poyasnitel'naya zapiska k koncepcii proekta novogo Semejnogo kodeksa Rossijskoj Federacii [Explanatory note to the concept of the draft of the new Family Code of the Russian Federation]. Tomsk, 2008.
4. O nekotoryh voprosah, voznikshih v sudebnoj praktike pri primenenii ZHi-lishchnogo kodeksa Rossijskoj Federacii [On some issues that arose in judicial practice in the application of the Housing Code of the Russian Federation: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 07/02/2009 no. 14] // Help Law System: "ConsultantPlus".
5. The determination of the Supreme Court of the Russian Federation from 06/15/2015 no. 9-КГ15-7 // Help Law System "ConsultantPlus".
6. The determination of the Supreme Court of 08/15/2016 no. 11-КГ16-9 // Help Law System "ConsultantPlus".
Сведения об авторе
Борзенко Юлия Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Information about the author
Borzenko Julia Alexandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), Head of the Chair of Civil Law Disciplines, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 347.5
И. В. Ершова,Т. В. Шепель
ОСОБЕННОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(СТ. 1069 ГК РФ)
В статье дан анализ обязательства по возмещению вреда, причиненного органами местного самоуправления, предусмотренного ст. 1069 ГК РФ. Выявлено его место в системе других деликтных обязательств, определена природа и особенности. Доказано, что основанием возникновения деликтных обязательств с участием ОМСУ может быть не только правонарушение, поэтому в таких обязательствах могут применяться помимо мер гражданско-правовой ответственности иные меры государственного принуждения (меры защиты, пресекательные меры). Но если вред возмещается в соответствии со ст. 1069 ГК РФ, обязательно наличие правонарушения, которое влечет именно ответственность, хотя возможно применение в нем и иных мер принуждения. К другим особенностям ответственности по ст. 1069 ГК РФ авторы относят нарушение норм не только гражданского, но и иных отраслей права; причинение вреда при осуществлении полномочий, имеющих целевой, публичный характер, в том числе делегированных государственных полномочий; специфику субъекта ответственности; а также возмещение вреда за счет казны муниципального образования.
Ключевые слова: обязательство из причинения вреда; орган местного самоуправления; муниципальное образование; правонарушение; меры деликтной ответственности; меры защиты.
I. V. Ershova, T. V. Shepel
FEATURES OF THE OBLIGATION TO COMPENSATE FOR HARM CAUSED BY LOCAL GOVERNMENT (ART. 1069 OF THE CIVIL CODE)
In article the analysis of the obligation for indemnification caused by local governments, provided by Art. 1069 of the Civil Code of the Russian Federation is given. His place in the system of other delictual obligations is revealed, the nature and features is defined. It is proved that not only offense therefore in such obligations other measures of the state coercion can be applied besides measures of civil responsibility can be the basis of emergence of delictual obligations with participation of local governments (measures of protection, preclusive measures). But if harm is compensated according to Art. 1069 of the Civil Code of the Russian Federation, existence of offense which attracts responsibility is obligatory though application in him and other coercive measures is possible. According to Art. 1069 of the Civil Code of the Russian Federation authors refer violation of norms to other features of responsibility not only civil, but also other branches of the right; infliction of harm at implementation of the powers having special-purpose, public character,