Научная статья на тему 'Некоторые проблемы возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере земельных правоотношений'

Некоторые проблемы возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере земельных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ЗЕМЛЯ / EARTH / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / LAND PLOTS / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / LAND LEGAL RELATIONSHIP / СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / COMMISSION OF CRIME / INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS / ПОВОД ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / REASON FOR INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ (ДОСЛЕДСТВЕННАЯ) ПРОВЕРКА / PRELIMINARY (PRE-INVESTIGATION) CHECK / ОСМОТР ДОКУМЕНТОВ / SURVEY OF DOCUMENTS / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

В настоящей статье автор анализирует типичные поводы для возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере земельных отношений, обращает внимание на содержание деятельности субъекта уголовного судопроизводства в стадии возбуждения уголовного дела, а также делает акцент на типичных проблемах, присущих данному этапу процессуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF INITIATION OF CRIMINAL CASES INVOLVING CRIMES IN THE LAND RELATIONS SPHERE

In the present article the author analyzes typical reasons for initiation of legal proceedings about crimes in the sphere of the land relations, pays attention to the content of activity of subject of criminal legal proceedings in a stage of initiation of legal proceedings, and also places emphasis on the typical problems inherent in this stage of procedural activity.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере земельных правоотношений»

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством возбуждению уголовного дела о любой категории преступления предшествует появление надлежащего повода и основания. Под поводом для возбуждения уголовного дела в юридической литературе понимаются источники первичных сведений о событии, имеющем признаки преступления [1, с. 8]. В процессуальной литературе присутствует и иное определение повода для возбуждения уголовного дела, согласно которому он понимается как юридический факт, вызывающий деятельность по возбуждению уголовного дела [2, с. 6]. Не вдаваясь в научную дискуссию по данному вопросу и оставляя его для разрешения специалистов, отметим, что, в целом, обе научные точки зрения, акцентируя внимание на разных гранях понятия «повод для возбуждения уголовного дела», имеют право на существование.

Исчерпывающий перечень поводов к возбуждению уголовного дела установлен ч. 1 ст. 140 УПК РФ, согласно которой поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие данных, указывающих на признаки преступления.

В результате анализа источников информации, из которых поступили первичные сведения о совершении преступлений в сфере земельных правоотношений, мы систематизировали эти носители информации следующим образом:

- результаты прокурорских проверок по соблюдению земельного законодательства (например, при совершении сделок с земельными долями, принадлежащими на праве собственности гражданам и их государственной регистрации в уполномоченных органах) - 17,14 %;

- заявления и жалобы граждан на неправомерные действия должностных лиц государственных органов, наделенных регулятивными или контрольными полномочиями в сфере земельных правоотношений: об аннулировании кадастровых планов, выдаче на имя разных субъектов кадастровых планов или свидетельств о государственной регистрации прав на один и тот же земельный участок и т. п. - 20 %;

- заявления и жалобы граждан на осуществление неправомерных застроек на близлежащих земельных участках, наличие постороннего шума, нарушающего право на отдых - 2,88 %;

- заявления и жалобы граждан на неправомерные действия определенных или неизвестных лиц, совершающих неправомерные посторонние действия на принадлежащих заявителям земельных участках, согласно свидетельствам о государственной регистрации прав - 8,57 %;

- результаты оперативно-разыскной деятельности о выявлении признаков противоправной деятельности в сфере земельных правоотношений соответствующих должностных лиц - 17,14 %;

- результаты расследования уголовных дел, изначально возбужденных по признакам смежных преступлений по отношению к преступлениям в сфере земельных правоотношений: по факту обмана дольщиков, в том числе совершенного подставными фирмами; по факту уклонения от погашения кредиторской задолженности - 14,28 %;

- сообщения из различных инспекций и иных органов, наделенных контролирующими функциями (например, Росприроднадзора; административно-технической инспекции) о результатах рассмотрения жалоб и обнаружении признаков преступлений в сфере земельных правоотношений - 11,43 %;

- сообщения (заявления) очевидцев - 2,85 %;

- публикации и иные сообщения в различных СМИ (в центральных или местных газетах, журналах, в телевизионных или радиопередачах, в глобальной сети Интернет и т. п.) - 5,71 %.

Иллюстрируя такой источник, как результаты расследования уголовных дел о смежных преступлениях, можно привести следующий пример. Дознаватели службы судебных приставов порой выявляют признаки регистрации незаконных сделок с землей при производстве доследственной проверки либо при расследовании уголовных дел по факту уклонения от погашения кредиторской задолженности. В частности, ими выявляются признаки неправомерно зарегистрированной сделки с землей, переданной в залог, либо сделки с землей, переданной в качестве обеспечения по кредиту.

В настоящее время в средствах массовой информации освещение сведений о признаках преступлений в сфере земельных правоотношений не является редкостью, что представляется одним из проявлений демократии и свободы слова. Средства массовой информации систематически

информируют население о фактах земельного рейдерства, грубейших превышений полномочий, совершенных должностными лицами, которым государство доверило принимать юридически значимые решения об обороте земельных участков [3; 4]. Между тем, само по себе сообщение в средствах массовой информации, свидетельствующее о признаках неправомерного поведения должностных лиц в сфере землевладения и землепользования, не может выступать поводом для возбуждения уголовного дела, поскольку не исключены как неверное восприятие, добросовестное заблуждение и неадекватная оценка ситуации лицами, не являющимися профессионалами в области земельных правоотношений, так и «заказ» на дискредитацию добросовестного должностного лица со стороны конфликтующих с ним представителей власти, коммерческих и криминальных структур.

В этом смысле представляется в целом правильной позиция законодателя. Не придавая данному источнику информации статуса повода к возбуждению уголовного дела, он, тем не менее, регулирует порядок рассмотрения сообщения, регламентируя определенные обязанности и в отношении редакции средства массовой информации. Так, согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы или материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Характеризуя особенности стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере земельных правоотношений, отметим, что мы являемся сторонниками обязательного проведения предварительной (доследственной) проверки, цель которой состоит в установлении признаков преступления. Предварительную (доследственную) проверку ряд исследователей считают обязательной составной частью уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела [5, с. 124]. Именно установление признаков преступления (в данном случае - в сфере земельных правоотношений) свидетельствует о наличии оснований для возбуждения уголовного дела и проведения предварительного расследования.

В то же время, проведение доследственной проверки не только не должно противоречить установленным срокам ее производства; данное событие весьма пагубно затягивать, рассчитывая на ее завершение в максимальный установленный законодателем срок с учетом продлений. Возможность продления срока предварительной (предшествующей возбуждению уголовного дела) проверки установлена в ч. 3 ст. 144 УПК РФ. На основании мотивированного ходатайства следователя или дознавателя руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить до 10 суток установленный по общему правилу 3-суточный срок проверки. Если же имеется необходимость в производстве документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, то руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток, однако с обязательным указанием на фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. К сожалению, практика свидетельствует о том, что не являются редкостью случаи продления предварительной проверки без достаточных оснований, что влечет волокиту и утрату ценной доказательственной информации в результате промедления с производством следственных действий, проведение которых возможно лишь после возбуждения уголовного дела.

Признаки заведомо незаконного характера сделки с землей, в первую очередь, проявляются в изготовлении документов, имеющих следы интеллектуального подлога. Разумеется, эти документы подлежат незамедлительному изъятию, после чего в ближайшее время они подвергаются следственному и (или) экспертному исследованию.

Особенности процессуального регулирования стадии возбуждения уголовного дела обусловливают для следователя такой порядок получения и проверки документов, как их истребование. Практически это выражается в представлении запросов в соответствующие организации, государственные органы и учреждения.

До недавнего времени это столь распространенное на практике действие следователя в стадии возбуждения уголовного дела было практически не урегулировано в УПК РФ, что вызывало массовые нарекания, предложения и пожелания по совершенствованию процессуального закона, как среди теоретиков уголовного процесса и криминалистики, так и среди практических работников. Но на протяжении всего периода действия УПК РФ 2001 г. законодатель либо не принимал во внимание настойчивые предложения о реставрации в данном направлении положений, в свое время представленных в ч. 2 ст. 109 УПК РСФСР, либо вносил в ч. 1 ст. 144 УПК РФ различные половинчатые и логически незавершенные коррективы. Положение изменилось лишь после принятия Федерального закона от 04.03.2013 № 23-Ф3. Изменение, внесенное в ч. 1 ст. 144 УПК РФ Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ, предусмотревшее возможность производства до возбуждения уголовного дела ряда разновидностей следственного осмотра: осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, мы считаем не только позитивным и весьма востребованным, но и прежде всего, долгожданным как для юридической науки, так и для правоприменительной практики.

Кроме того, изъятие документов, подтверждающих факты регистрации незаконных сделок с землей в стадии возбуждения уголовного дела, страдает отсутствием единообразия. До сих пор в правоприменительной практике встречаются такие прямо неурегулированные в законе формы, как «протокол добровольной выдачи», «протокол изъятия», «акт изъятия», «протокол истребования документов», «протокол личного досмотра». Последняя форма, хотя и урегулирована административным законодательством, однако предназначена для разрешения других задач, возложенных именно на административное законодательство. В частности, она связана с выявлением и пресечением административных правонарушений. Поэтому она может применяться далеко не всегда.

Поскольку для стадии возбуждения уголовного дела не определена процессуальная форма изъятия документов и их передачи субъекту расследования, то вышеназванные протоколы и акты прямо не противоречат законодательству. Однако отсутствие прямой регламентации может спровоцировать конфликтную ситуацию, в процессе которой сторона защиты, обращаясь к формальным положения уголовно-процессуального права, будет стремиться оспорить факт поступления к следователю или дознавателю данного документа и добиться решения о признании в качестве недопустимых всех доказательств, полученных посредством использования данного документа: протоколов осмотра, назначения и производства экспертиз.

На наш взгляд, приведенные доводы еще раз и с новых позиций обосновывают необходимость регламентации процессуальной формы поступления документов в распоряжение следователя или дознавателя. Полагаем, что наряду с реставрацией в данной части положений прежнего процессуального закона (а именно, ч. 1 ст. 144 УПК РФ в редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 23-ФЗ) необходимо также сформулировать процессуальную форму такого истребования документов. Причем, следует разработать соответствующую форму, как в отношении документов, находящихся в распоряжении определенных организаций, учреждений, органов и уполномоченных должностных лиц, так и в отношении документов, имеющихся при лице, владеющем информацией, значимой для принятия решения в порядке ст. 144-145 УПК РФ.

Представляется, что значимость доказательственной информации, свидетельствующей о признаках изготовления подложных документов и подтверждающей таким образом факт незаконной регистрации сделки с землей, обусловливает необходимость пристального внимания к соблюдению процесса доказывания. Данные объекты доказательственной информации прямо свидетельствуют о признаках регистрации незаконных сделок с землей. Поэтому мы поддерживаем идею о необходимости обязательного и безотлагательного производства осмотра документов в стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере земельных правоотношений.

Литература

1. Григорьев В. Н. Возбуждение уголовного дела по новому УПК РФ. М., 2002.

2. Жогин Н. В., Фаткуллин Ф. Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1965.

3. Андронюк А. Почем кусок земли святой? // Арзамасские вести. 2008. 22 октября.

4. Регистрация без границ // Омский портал недвижимости. 2009. 23 июня.

5. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.